C 3 по 5 февраля в Сокольниках состоялась выставка, посвященная моторным видам спорта: были представлены не только автомобили и мотоциклы и вся инфраструктура, сопровождающая гонки, но и моторные лодки, в том числе и капсульные, выступающие в международных водных гонках, включая и Формулу 1 на воде.
На первый раз экспозиция была не очень большой и занимала всего один павильон, однако здесь были все основные игроки на гоночном пространстве, а также сопутствующие структуры и компании — от гоночных серий и автодромов до фирм, занимающихся производством экипировки или созданием автосимуляторов. Не обошлось, конечно, и без российского КАМАЗа.
Все три дня на сцене выставки проходили важные и интересные встречи и презентации. Автодром ADM Raceway представил свою новую инфраструктуру, Анастасия Нифонтова рассказала о прошедшем «Дакаре» (кстати, очень скоро читайте на Drom.ru большое интервью с этой известной мотогонщицей), выступали также Екатерина Шарабрина (пилот «Российского Дрифт Альянса»), легенда мотофристайла Алексей Колесников, пилоты «Российского Супербайка» Алексей Иванов и Антон Еремин, королева Российской серии кольцевых гонок Наталья Гольцова.
Кроме этого было и несколько весьма любопытных экземпляров гоночной техники, о которых хочется сказать несколько слов.
В самом начале экспозиции, напротив входа, гостей выставки встречали сразу два исторических гоночных автомобиля — российские формулы «Эстония-21М» и крайне редкая «Эстония-26». Они принадлежат команде УГМК «Моторспорт», выступающей в уже весьма популярной серии Moscow Classic Grand Prix (мы о ней неоднократно рассказывали), так что это полноценные боевые машины, которые в регулярном режиме выходят на старты гонок.
«Эстония-21 М»
Полноценная серийная машина, выпускавшаяся в 80-е годы прошлого века. Она знаменита тем, что стала первым советским гоночным автомобилем, обладающим граунд-эффектом для создания дополнительной прижимной силы.
Основу конструкции машины составляла пространственная рама, в которой укреплялись двигатель и трансмиссия. На ней был установлен двигатель ВАЗ-21011 (1294 см³) с минимальными изменениями мощностью 110–115 л.с.. Коробка передач и главная передача базировались на деталях ЗАЗ-968. Тормоза устанавливались дисковые. Кузовные панели изготавливались из стеклопластика вручную. Максимальная скорость составляла 220 км/ч. В те времена такая машина стоила очень недешево: 10 530 рублей, а с комплектом дождевых шин — 11 460 руб.
Эстония 26
«Эстония-26» была построена на базе 25-й модели, но к тому времени, когда начали ее производство (90-е годы), интерес к автоспорту резко упал — люди тогда увлеклись другими видами спорта. Поэтому было выпущено всего 5 таких автомобилей.
Тем не менее в период с 1998 по 2002 годы на них в классе Формула 1600 стартовали отец и сын Ветровы из команды «Формула Z».
Позже на базе «Эстонии-26» были выпущены более прогрессивные «Эстония-26/1» и «Эстония-26/9».
«Эстония-26» стала последней разработкой компании «Kavor Motorsport». Это машина класса Формула 4 с двигателем Volkswagen с мощностью 170 л.с. До 100 км/ч она разгоняется всего за три секунды и способна побороться на равных с лучшими зарубежными аналогами — Dallara и Reynard F3.
Еще три очень любопытных экземпляра были представлены на стенде «Мастерской Шаманского».
«Эстония-3»
Первая советская гоночная формула, образец которой был построен еще в 1959 году, а с 1960-го по 1962 год выпускалась серийно, всего сделали 36 таких автомобилей. От «Эстонии-1» она унаследовала трубчатую пространственную раму, заднемоторную конструкцию и независимую подвеску. В качестве двигателя здесь использовался форсированный мотоциклетный ИМЗ-М52С мощностью 35 л.с.
Формулы «Эстония-3» участвовали в гонках до конца 1967 года, являясь основной моделью класса 500 см³ в СССР, и в общей сложности на них было выиграно 6 золотых, 7 серебряных и 7 бронзовых медалей.
До наших дней дожил лишь один экземпляр — как раз представленный на выставке.
«Эстония-8» или «Тарту-1»
Весьма необычная машина, созданная А. Сейлером под впечатлением от британского Cooper-T49 Monaco.
Машина была спроектирована на основе пространственной трубчатой рамы, кузов выполнен из цельного стального листа. Двигатель располагался «в базе» — перед задней осью, а для правильной развесовки место пилота находилось справа. Подвеска всех колес — независимая; колеса и шины установлены от ЗАЗ-965, двигатель — от ГАЗ-21, КПП — от ЗАЗ-965, тормозная система — от «Москвича-407».
Автомобиль строился чуть меньше года (с 1962 по 1963 гг.) в Эстонии, и уже летом 1963 года его выставили на гонки, а за руль сел сам Сейлер. Кстати, результат оказался впечатляющим: Сейлер выиграл первое же соревнование. Два последующих сезона «Эстония-8» продолжала участвовать в автогонках, а затем была законсервирована. «Мастерская Шаманского» полностью отреставрировала этот редчайший автомобиль, сейчас он на ходу.
«Харьков–Л3»
Если кто-то интересуется историей российского дрэг-рэйсинга, то наверняка слышал про такую машину, как «Харьков-Л3». Это был первый рекордный автомобиль, построенный для заездов на короткие дистанции со стартом с места, еще в 1965 году!
Его конструкция была весьма любопытной: рамное шасси, кузов и колеса — из легких сплавов, водительское место, двигатель и топливный бак вынесены за базу, а стартер и аккумулятор вообще отсутствовали (для снижения массы), а тормоза были установлены только на задние колеса. В качестве топлива использовали метанол (!).
На этом автомобиле в 1967–1972 гг. установили 3 всесоюзных рекорда, затем его переделали под другие технические требования и продолжали эксплуатировать. А в 1977–1984 гг. на машине побили еще 4 всесоюзных рекорда на дистанциях 0,5 км и 1 км.
И наконец, еще один экспонат, ради которого стоило приехать на выставку.
8-клапанный гоночный Harley-Davidson
Первые 20 лет истории мотоспорта в Америке пальму первенства удерживала компания «Индиан» с ее 8-клапанной гоночной моделью. Уже в 1908 году на гонках на острове Мэн гонщики на «Индианах» заняли все три призовых места и удерживали результат до 1911 года.
Именно тогда Уильям Харлей решил создать гоночный мотоцикл и побить их рекорды. В 1913 году он начинает выпуск небольших партий на базе 1000-кубового мотора V2 собственной разработки. В 1912 году «Индиан» разрабатывает более прогрессивный двигатель V2 с восемью клапанами. 4 года спустя Харлей «отвечает» тем же.
8-клапанный Harley-Davidson получился достаточно дорогим: в то время он стоил 1500 долларов. Конструктивно мотоцикл имел очень короткую базу (1270 мм), трапециевидную раму, механический масляный насос, дублированный ручным. Рабочий объем двигателя составил 988 см3. Двигатель постоянно дорабатывали, и на последних моделях его мощность достигала уже 35 л.с.
В 1917 году на этом мотоцикле почти сразу же удалось преодолеть рубеж 160 км/ч.
За период с 1916 по 1928 годы всего было выпущено, по разным сведениям, от 30 до 50 таких мотоциклов.