Самым главным событием этого уикенда на Ф1 для нас стало, конечно же, продление Даниила Квята в команде Toro Rosso на сезон-2017. Есть разные мнения относительно произошедшего, однако понятно одно: сам факт, что Даниил остается в королевских гонках, исключительно положительный. Да, возможно, Toro Rosso сейчас не самая «продвинутая» команда, однако в 2017-м все может измениться. Во-первых, изменятся сами машины, в связи с чем будет другой и расстановка сил. Во-вторых, Toro Rosso поедут на новых моторах от Renault, что тоже добавит конкурентоспособности. Ну и, в-третьих, вполне вероятно, что это будет просто «год пересидеть», так как с 2018-го начнутся серьезные перестановки среди пилотов и при удачном сезоне можно будет вступить в игру за лучшие позиции в командах.
К тому же приятен сам факт, что Хельмут Марко высказался о том, что «хорошие пилоты нужны нам самим», предполагая, что в случае непродления контракта Квята может перехватить другая команда.
Злые языки, конечно, будут говорить, что во время гонки Даниил вновь продемонстрировал себя, допустив столкновение с Пересом, за что получил 10 секунд штрафа и 2 штрафных балла, но не все так однозначно.
Сам Квят настаивает на том, что Перес нарушил только что принятое правило об обороне и сильно сместился на траектории, так что Даниил планирует в четверг обратиться за разъяснениями ситуации к Чарли Уайтингу. Посмотрим, что ему ответит Уайтинг, которого считают человеком справедливым.
Кстати, по поводу нового правила. Перед стартом уикенда в Остине было принято решение о недопустимости перекрещивания траектории на торможении для обороны позиций. Поводом стал инцидент между Кими Райкконеном и Максом Ферстаппеном на гонке в Спа, когда финну пришлось жестко оттормаживаться, дабы не попасть в аварию. Были и другие подобные инциденты, причем «старожилы» Формулы утверждают, что все они — дело рук молодого поколения, которое привыкло поступать подобным образом в младших гоночных сериях, откуда они пришли.
Итак, Остин.
Автодром Circuit of the Americas — совсем свежее сооружение, которое было построено в 2012 году специально под Формулу 1. Архитектором традиционно стал Герман Тильке, он использовал в конфигурации автодрома сегменты других гоночных трасс, например, Сильверстоуна, Хоккенхайма и Истанбул парка. Еще одна любопытная особенность — расширение трассы в зонах поворотов, которое применено с целью увеличения траекторий, в том числе при обгонах.
Гран-при 2016 года стал пятым на счету автодрома Circuit of the Americas, при этом в предыдущих четырех три выиграл Льюис Хэмилтон, а четвертый — Себастьян Феттель. Причем в прошлом году Хэмилтон именно в Остине уже досрочно завоевал свой титул, ну а в этом году Остин стал первой из заключительных гонок, которые Льюису необходимо выиграть для того, чтобы вновь стать чемпионом. Напомним, что с Росбергом их до старта разделяли 33 очка, и для завоевания титула Хэмилтону нужно не просто выиграть все четыре гонки, но и добиться того, чтобы Росберг хотя бы в одной из них финишировал ниже второго места.
В этом году в Остине Льюис прекрасно провел квалификацию, завоевав поул-позицию и обыграв Нико Росберга на 2 десятых секунды. Такое же время разделяло на второй линии стартового поля и два Ред Булла (Риккардо оказался быстрее Ферстаппена), и самое интересное, что и между двумя Ferrari на третьей линии этот промежуток также сохранился, при этом Кими Райкконен вновь переквалифицировал Себастьяна Феттеля. Вообще для бывшего четырехкратного чемпиона последнее время все складывается не слишком благополучно. Ошибки и аварии следуют одна за другой, так что в околоформульных кругах появились слухи, что Феттель в 2017 году едет в Ф1 чуть ли не последний сезон. Неизвестно, насколько это правда, однако все может быть, с учетом того, что и вокруг Арривабене тоже сгустились тучи, и на замену ему прочат никого иного, как Эрика Булье, загубившего, по большому счету, уже не одну команду.
Весьма показательным оказался старт. Небольшая заминка у обоих пилотов Mercedes — но в результате Хэмильтон вырывается на первую позицию, а Росберг, который также пытался завоевать лидерство, проигрывает не только своему напарнику, но и позволяет обойти себя Даниэлю Риккардо, откатившись на третью позицию. Тем временем Кими Райкконен красиво обходит Ферстаппена и поднимается на 4-е место. Но вот дальше происходит довольно серьезный контакт в борьбе за позиции между Феттелем, Боттасом и Хюлькенбергом, в результате которого два последних вынуждены вернуться в боксы. К сожалению, прекрасно квалифицировавшийся «Халк» вынужден сойти из-за поломки рулевой тяги, а финну меняют проколотое колесо. Феттель же продолжает сражение.
На первом же круге происходит столкновение Насра и Окона, но здесь судьи не применили никаких наказаний, а вот Даниил Квят из-за контакта с Пересом в 11-м повороте был оштрафован на 10 секунд и получил два штрафных балла.
Примерно с 9-го круга началась волна пит-стопов, что повлекло за собой рокировку в пелотоне. А на 17-м круге случилось одно происшествие, на первый взгляд и не очень значительное, так как все закончилось благополучно. Но если рассматривать его в контексте всего сезона, то напрашиваются неприятные выводы. Дело в том, что у Эстебана Гутьерреса (Haas) лопнул тормозной диск Брембо, и что важно, произошло это не в первый, и даже не во второй — в третий раз. Кроме того, следует отметить, что за последний сезон подобное происходило и в других сериях, и именно с дисками Brembo — например, в WEC, где это неоднократно случалось на автомобилях Oreca, в том числе и на машине G-Drive Racing на гонке в Мексике, что чуть было не привело к драматическим последствиям. Brembo, конечно, признали вину и обещали разобраться, но цепочка совпадений заставляет задуматься.
Любопытная ситуация произошла с Максом Ферстаппеном. Примерно в середине гонки, когда ему из боксов предложили слегка «придержать лошадей», так как идет сильная деградация резины, он ответил, что «я здесь не для того, чтобы финишировать четвертым», а буквально через круг, перепутав команду по радио, заехал на пит-стоп, где к его приему были совершенно не готовы.
«Пит-стоп был неожиданным для меня и для команды. За круг до пит-стопа я услышал фразу push hard („поднажми“), чем и занялся. Но затем я подумал: возможно, они сказали pit now („заезжай в боксы сейчас“). Конечно, это было недопонимание и, разумеется, моя ошибка. Признаю, что это было не очень умно. Хорошо, что в конечном итоге проблема не имела никакого значения», — заявил Ферстаппен.
Значения она не имела потому, что через три круга после неожиданного пит-стопа у Ферстаппена начались проблемы с автомобилем, и он был вынужден остановить машину на траве, чем вызвал появление виртуальной машины безопасности. Предполагаемые проблемы с мотором обернулись проблемой с коробкой передач, но по правилам из-за схода он и так получает право на замену коробки передач, так что это никак не скажется на его позициях на старте следующей гонки.
Зато появление виртуального сейфти-кара испортило гонку Даниэлю Риккардо (по его словам) и отбросило его на одну позицию назад. А также подпортило ощущение от победы и Льюису Хэмилтону: ведь если бы Росберг в Остине финишировал не вторым, а третьим, разница в очках для него бы приятно сократилась.
Вообще, вся гонка в Остине была построена по принципу мелких происшествий, многим испортивших результат. Так, катастрофой закончился очередной пит-стоп для Кими Райкконена, когда в результате действий механиков у него возникли проблемы с правым задним колесом. Кими был вынужден остановиться еще до выезда с питлейна, откатился назад, и гонка на этом для него закончилась, а команда, помимо упущенных очков в Гран-при, была вынуждена еще и заплатить 5000 евро штрафа за небезопасный выпуск автомобиля с пит-стопа.
Красивая борьба происходила за позиции и в группе Сайнц – Масса – Алонсо, где Алонсо, воспользовавшись небольшой ошибкой Карлоса, сумел сначала с контактом опередить Фелипе Массу, а затем прошел и самого Сайнца. Интересно, что несмотря на очевидную вину Алонсо в контакте с Массой, в результате чего последний получил прокол колеса, испанца не наказали.
За два круга до финиша Себастьян Феттель, у которого на машине резина уже окончательно деградировала (он проехал на ней 24 круга), свернул в боксы на пит-стоп. По большому счету, он мог этого и не делать — его преимущество над Карлосом Сайнцом позволяло ехать на старом комплекте — но Себ сделал приятное себе и команде, так как на новых шинах он тут же смог установить лучшее время круга в гонке: 1:39.877.
Остин принес очередной победный дубль команде Mercedes, третье место занял Даниэль Риккардо, который снова использовал свою обувь в качестве стакана: в Америке он заставил выпить из ботинка ведущего подиума актера Джеральда Батлера. Тот проделал это, не поморщившись, но, конечно, эта «традиция» уже перестает быть забавной.
Удивительно, но Остин никому не принес полного удовлетворения — пожалуй, за исключением Карлоса Сайнца, который финишировал на необычно высокой позиции: он стал шестым. Хэмилтон победил, но не создал в очках желаемого отрыва, Росберг вроде финишировал вторым, и шансы на титул у него все еще очень велики, но если бы он выиграл, он стал бы чемпионом. Риккардо финишировал третьим, но мог быть вторым. Сайнц, кстати, тоже мог быть пятым. Даниил Квят финишировал 12-м, но 5 секунд штрафа, полученные Кевином Магнуссеном за обгон Квята за пределами трассы, вернули Дане 11-ю позицию. Для Ferrari вообще все складывается хуже некуда — причем, исключительно по их собственной вине. Хюлькенберг, который мог рассчитывать на высокую позицию, вообще сошел на первом же круге. Так что по большому счету гонка прошла ни то ни се, ни внеся никаких изменений и не показав яркой борьбы и запоминающихся результатов. И вот еще что заметно: последнее время, делая обзоры прошедшего этапа, понимаешь, что все самые интересные события происходят около гонки, а никак не на трассе. Будем надеяться, что 2017-й хоть как-то изменит эту ситуацию.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит |
---|---|---|---|---|
1. Л. Хэмилтон | Mercedes | 1:38.12.618 | 188.415 | 2 |
2. Н. Росберг | Mercedes | +4.520 | 188.270 | 2 |
3. Д. Риккардо | Red Bull | +19.692 | 187.787 | 2 |
4. С. Феттель | Ferrari | +43.134 | 187.045 | 3 |
5. Ф. Алонсо | McLaren | +93.953 | 185.458 | 2 |
6. К. Сайнс | Toro Rosso | +96.124 | 185.390 | 2 |
7. Ф. Масса | Williams | +1 круг | 184.844 | 3 |
8. C. Перес | Force India | +1 круг | 184.388 | 2 |
9. Д. Баттон | McLaren | +1 круг | 184.327 | 2 |
10. Р. Грожан | Haas | +1 круг | 184.081 | 2 |
11. Д. Квят | Toro Rosso | +1 круг | 183.341 | 1 |
12. К. Магнуссен | Renault | +1 круг | 183.319 | 3 |
13. Д. Палмер | Renault | +1 круг | 183.146 | 2 |
14. М. Эриксон | Sauber | +1 круг | 182.998 | 1 |
15. Ф. Наср | Sauber | +1 круг | 182.484 | 1 |
16. В. Боттас | Williams | +1 круг | 182.170 | 2 |
17. П. Верляйн | Manor | +1 круг | 182.135 | 2 |
18. Э. Окон | Manor | +2 круга | 180.945 | 3 |