Всем привет. Вот и закончился наш второй сезон в RDRC-2016. Он был более удачен, чем первый (отчет о сезоне RDRC-2015), мы выполнили свои прошлогодние цели — проехать 402 м быстрее 8 секунд и попасть в тройку призеров на одном из этапов. А теперь более подробно, как это было.
Вернувшись с 5-го этапа ЧР в Грозном в 2015 году, мы — команда OVERTECH в составе: Руслан Зуев, Николай Саченко, Алексей Криволапов — стали составлять план на предстоящий сезон-2016. План был такой:
– добиться курсовой устойчивости по дистанции;
– увеличить мощность двигателя и иметь на сезон два собранных мотора;
– закупить новый комплект колес на сезон;
– поставить новый блок управления двигателем AEM INFINITI.
Недолго думая, через неделю после того как «Красный» приехал домой, сняли с него мотор и повезли в кузовной цех для вытяжки переднего лонжерона (оказался неровный), изготовления и установки новых лонжеронов по днищу кузова, параллельно Николай Саченко разбирал мотор, на котором сделали около 30 заездов. После вскрытия мотора картина оказалась радужная — все уцелело, но была пара неприятных нюансов. В частности, шатунные вкладыши оказались изношены, вал получил кривизну, на трех свечах сдуло электроды.
Отдефектовав запчасти с разобранного мотора для основного боевого, решили заказать строкер-кит 3,2 л от SPOOL Import. Запасной решили сделать 3 л со старым валом и шатунами NITTO. На обоих моторах планировали установить доработанные в Ashico Racing головки.
Заказали и оплатили комплектующие в Австралии, стали ждать. Запчасти задерживались из-за сложной логистики строкер-кита, решили собрать сначала запасной мотор и опробовать его на местных гонках, которые проходили 21.05.2016 на старом аэродроме «Золотая долина» под Находкой.
Качество полосы на нем хорошее, плиты, как в Виннице, с ребристым верхним слоем.
Мотор собран, обкатан, едем на гонки.
Определяем цель на этот этап — не напрягать мотор и проехать 8,3-8,5 на бусте 1,8 кг. Все идет хорошо, делаем пробный заезд, на 1,4 кг буста показываем время прохождения 402 м — 8,8…..сек., для начала неплохо. Хочется еще быстрее, увеличиваем буст, поворачиваем вал. Ждем своего заезда и выезжаем на старт. Начинаю прогрев колес, мотор чихает, перестает выдавать мощность и глохнет, выпустив облако пара с выхлопа. Откатываем машину в техзону, смотрим, что произошло. Проверка свечей зажигания дает понимание — 6-я свеча не выкручивается, так как ее повредило загнутыми, а затем оторванными клапанами. «Ходовые испытания» показали, что машина, несмотря на проведенную работу по кузову, едет по дистанции неровно. Лучше, конечно, чем в прошлом году, но по-прежнему траектория неровная. Решили заменить штатный «телевизор», который вырвало на гонках с мясом, на конструкцию, сделанную из каркасной трубы. Вот что получилось:
Небольшой фотоотчет после разборки двигателя.
И как последний гвоздь в крышку гроба — разрушенными седлами посекло крыльчатку у турбины и погнуло вал.
План по сборке созрел быстро, тем более что запчасти на боевой мотор были уже в наличии.
Остался вопрос с турбиной. Пришлось второпях искать подходящий турбокомпрессор на территории РФ, вариантов было немного, а именно:
– CompTurbo со 100 мм крыльчаткой — в Москве у Ивана Кириллова.
– Garrett с 91 мм крыльчаткой на втулке — у Дениса Пономарева в Красноярске.
Решили остановиться на CompTurbo, доставить во Владивосток не успевали и отправили сразу в Красноярск. В этом нелегком деле помогли Александр Альбин и Юрий Адамович.
В «лучших» традициях подготовки к гонкам мотор собрали за 1 день до отправки «Красного» в Красноярск. Машину без обкатки и испытаний поставили на автовоз и стали ждать отлета на гонки.
На этап в Красноярск вылетали заблаговременно вдвоем с Сергеем Воробьевым, так как планировали поставить турбину и сделать поддон под двигатель («памперс»). Руслан должен был прилететь в день гонки на настройку «Красного».
Прилетели в Красноярск, разместились на квартире. Утром следующего дня поехали к Юре Адамовичу забирать турбину. Далее отправились на «Красное кольцо» встречать машину. «Красного» благополучно сняли с автовоза и повезли на замену турбины. Бокс для проведения ремонтных работ предоставил Дамир Идиятулин и Алексей Анатольевич, за что им огромное спасибо.
Сняли старую турбину, достали новую из коробки и остолбенели — очень она оказалась огромная.
На фото старая (ржавая) и новая (темного цвета) турбины. В процессе установки вылезло много нюансов: турбина не вставала на коллектор, так как упиралась в вестгейт, не подходил слив масла и т.д. Все эти нестыковки с помощью сварки, кувалды и мата доблестно устранил Сергей Воробьев. Фото установленной турбины:
В субботу привезли машину на трассу, прошли проверки и медконтроль, но начался дождь и заезды отменили, мы же воспользовались паузой — сделали схождение передних колес (спасибо Дамиру Идиятулину за предоставленные дрифтерские колеса)))) и поменяли номера на машине.
Также узнали, что наш самый главный настройщик и мозг — Руслан Зуев, не сможет приехать к нам в воскресенье. Произошло это по причине переноса соревнований по плаванию, в которых участвовал Руслан, с субботы на воскресенье. Надо сказать, что Руслан не зря старался и тренировался, он проплыл все 12 км через Амурский залив и занял третье место из более чем 70 участников.
В воскресенье о настройке машины договорились со старым знакомым Денисом Пономаревым, который принимал участие в соревнованиях на своем дрифтерском автомобиле.
В день гонки мы сделали более 6 квалификационных попыток, но давление наддува не поднималось больше 0,9 бара. Нашли неисправность в проводке, устранили. На последнюю попытку в квалификации Денис выставил наддув на 1,6 бара. Раздуваюсь, стартую, еду ровно, как по рельсам, объявляют время — 8.291сек. Мы очень довольны, так как это лучшее время в нашем классе, и, в принципе, неплохое время для нашей команды. Также в этой попытке мы показали лучшее в нашей истории время прохождения 60 футов — 1.19 сек. После этого полноценного заезда я понял, что новая турбина раздувается очень долго, примерно 6,5 сек.
Итак, начались заезды на выбывание. Лучшее время в квалификации позволило нам пройти сразу в ½ финала, где мы должны были ехать с Олегом Крохиным на Ниссан GTR-35 с лучшим временем прохождения 402 м около 9.5 сек.
В предстартовой зоне наш мотор, непонятно по какой причине, начинает троить и чихать, приходится подгазовать, чтобы он не заглох. Выезжаем на старт, престейдж, я начинаю раздувать турбину, мотор продолжает троить, выкатываюсь на стейдж уже раздутый, но получается это очень резко, и машина проезжает больше обычного. Стою, дуюсь дальше, загораются желтые, и Олег срывается вперед, я понимаю, что у него фальстарт и нужно просто доехать до финиша, и я, как обычно, на последний желтый бросаю сцепление и устремляюсь за Олегом. Мотор троит, но тем не менее я догоняю его, и мы финишируем. Отсечка показывает время 8.8….сек., но судьи фиксируют фальстарт и у меня (тронулся раньше, чем загорелся зеленый, на 0,004 сек.), по правилам у обоих участников проигрыш в заезде. По протоколам соревнований мы заняли 4-е место, уступив Диме Мандрикову и Стасу Луневу. Хочу заметить, что наш проигрыш внес важные изменения в правила по дрэг-рэйсингу, а именно — теперь, как и во всем спорте, кто первый, тот и виноват. То есть при фальстарте обоих водителей, как в нашем заезде, проигравшим считается тот, кто первым совершил фальстарт ))))))).
В понедельник подготовили машину к транспортировке, договорились на «Красном кольце» о погрузке и полетели домой. Проверяя, почему же машина троит, выяснили, что не работает 2-й и 5-й цилиндры (нет искры). Поэтому с собой в самолет прихватили всю проводку для устранения неисправности.
Начались заезды. Так как на трассе проходило параллельно второе соревнование RDRC «Битва моторов», машин было очень много, плюс было два розлива жидкости на полосу. В итоге первый день соревнований мы сделали два заезда, показав лучшее время 8.420 сек. В этом заезде мотор на второй половине дистанции опять затроил, по возвращении в бокс проверили катушки и обнаружили, что на 6-м цилиндре катушка вышла из строя. Поменяли ее и больше с проблемой работы всех цилиндров в сезоне-2016 не сталкивались.
Воскресенье — второй день гонки, делаем три квалификационных попытки и показываем 8.252 сек., в целом неплохо, но нет старта, время прохождения 60 футов 1.28 сек.-1.32 сек., понижение давления в шинах ничего не дает.
В сетку попадаем на Стаса Лунева на «Прохвосте», Стас оторвал кардан в квалификационных заездах. Заезд проводим спокойно, показываем время 9.176 сек.
Далее Влад Кащеев из Томска на очень быстром и стабильном GT-R 33 синего цвета, выезжаем на старт, престейдж, я раздуваюсь, прыгаю на стейдж, продолжаю дуться, желтый не загорается мучительно долго, я начинаю думать, что мотор взорвется, ну наконец-то желтый, Влад зачем-то дергается вперед, бросаю сцепление и уезжаю со старта, заезд выигран, эмоции зашкаливают. Мы в финале.
А в финале на нас выходит победитель первого этапа в Красноярске Дима Мандриков. Готовимся к заезду, остужаем машину. Все как обычно, но колеса решили надуть до 0,8 бара. В надежде улучшить время на 60 футов. Выкатываемся на старт, Дима уже стоит на престейдже, я, как всегда, начинаю раздувать турбину, прыгаю на стейдж, желтый, зеленый, срываемся, Дима на долю секунды раньше, и пропадает сзади из бокового обзора (как узнали после заезда, срезало привода), я несусь к финишу, к своему первому пьедесталу и первому месту на этапе RDRC. Эмоции переполняют, вспоминаются ощущения после Дрэг-Битвы. Далее катим машину в закрытый парк, поздравляем друг друга и ждем награждения. Отмечаем победу.
В Нижнем Новгороде нам предстояло пробыть еще неделю до следующего этапа RDRC, который проходил 13-14 августа.
Так как делать было нечего, мы решили позаниматься машиной:
– перевести на оптический датчик AEM и на новый блок управления двигателем ECU AEM Infiniti,
– обмотать выхлопной коллектор термолентой, для снижения температуры под капотом,
– отрегулировать развал, так как за два этапа сильно сточило внутренний край передних колес.
Все вышеперечисленное за неделю было сделано, кроме установки нового ECU — решили не испытывать новое и ограничились установкой оптического датчика AEM.
13 августа начался третий этап RDRC. С погодой не повезло, периодически шел дождь. Мы выехали на квалификационную попытку, готовимся к старту, выставляемся. Жду зеленый, раздуваюсь, отпускаю сцепление и начинаю ехать в сторону, буксуя одним задним колесом, съезжаю с дорожки на траву, жду буксировщик.
В голове начинают клубиться мысли — как и где доставать сломанный привод и продолжить участие в гонке?
Вернувшись в бокс и осмотрев ходовую часть, находим сломанный фланец заднего редуктора, ура-а-а-а, привода целые, а редуктор с фланцами есть запасной.
Вот фото нашей поломки:
Дальше происходит все очень быстро — Сергей и Руслан меняют редуктор, и через 40 минут «Красный» опять на ходу. Но погода внесла коррективы — пошел дождь и заезды в этот день отменили.
Воскресным утром трасса «Нижегородское кольцо» встретила нас хмурым небом и накрапывающим время от времени дождем.
Ближе к 11 начало светлеть и организаторы погнали всех в ускоренном порядке проходить квалификацию. Настала наша очередь, выезжаем на старт. Колеса решили не греть, чтоб еще раз ничего не оторвать себе. Престейдж, стейдж, отпускаю сцепление и остаюсь на месте, еще и глохнет мотор. Приходит мысль, что нужно в любом случае финишировать. Завожу двигатель и доезжаю до финиша, время в этом горе-заезде 26.235 cек. С таким временем мы занимаем 9-ю позицию и не попадаем в сетку. Гонки для нас окончены.
Главный вывод, который вынесли с этого этапа — нельзя перед гонкой использовать непроверенные решения.
Не все так плохо, мы унывать не стали, шансы на чемпионство сохранялись, машина целая, и мы вернулись домой, так как до этапа в Грозном был почти месяц.
На этап в Грозный мы собирались вдвоем с моим другом и прошлогодним механиком Николаем Саченко. Настраивать «Красного» планировали по интернету, о чем договорились с Денисом Пономаревым и Русланом Зуевым.
Перелет прошел без происшествий, до Москвы и на следующий день в Грозный. Машина была уже там. Приемку «Красного» с автовоза и размещение на трассе организовали и сделали наши старые знакомые Хамран Мержоев и Ахмед Мальсагов, огромное им спасибо за помощь.
Погода в Грозном стояла летняя, +30 и голубое безоблачное небо, было очень жарко. И Коля, забыв о местных обычаях, поехал на трассу в шортах. Выслушав по дороге замечания таксиста и администрации на трассе, он быстро переоделся в мой гоночный комбинезон и стал соответствовать местному дресс-коду )))).
План был завести машину. Проверить все жидкости, залить воду вместо антифриза, выставить зажигание и сделать сеанс связи с Денисом Пономаревым. Все сделали и пошли в гостиницу отдыхать.
В пятницу тренировочных заездов не было, мы не спеша заняли бокс, поменяли транспортировочные колеса на гоночные слики, транспортировочные амортизаторы на боевые, прошли административные проверки и техкомиссию.
В субботу на трассу приезжаем с утра, проходим медосмотр и готовимся к заездам. Решаем ехать на оптическом датчике AEM, который не пошел у нас на третьем этапе RDRC в Нижнем Новгороде.
На заезд выезжаем с Димой Мандриковым, резину решаем не греть, не спеша раздуваюсь на зеленый сигнал светофора, ииии... опять прилипаю, время в этой попытке 23.687, практически такое же, как было в Нижнем. Принимаем решение не экспериментировать и возвращаем конфигурацию и настройки со второго этапа в Нижнем.
Выезжаю на вторую попытку, раздуваюсь, бросаю сцепление и, дико буксуя, уезжаю со старта. Время в этой попытке 8.933 сек., уже хоть что-то, и это радует, так как показано зачетное время и мы не получим баранку, не пройдя квалификацию.
Продолжаем бороться с буксом на старте, спускаем слики, но это почти не дает эффекта. Увеличиваем наддув со второй передачи до 2.5 бара. Выезжаем на попытку, прогреваем колеса, Николай выставляет меня на старте. Престейдж, стейдж, я уже раздутый и отпускаю сцепление, машина срывается с места, я чувствую, что задние колеса буксуют, но есть ощущение, что едем очень быстро. Возвращаюсь в боксы, меня уже поджидает Гурам, он поздравляет и сообщает, что время в заезде 8.140 сек., и мы установили личный рекорд как по времени на 402 м, так и по скорости на выходе 279.82 км/ч.
Это очень радует, так как именно в 2015 году в Грозном мы показали самые быстрые секунды. И сейчас мы их улучшили и хоть как-то приблизились к выезду из 8 секунд. При этом время прохождения 60 футов у нас далеко от наших лучших попыток.
Немного отдохнув и пообедав мы решаем еще раз выехать на попытку.
Выезжаем на старт, прогреваем колеса, выставляемся, стартуем и опять на табло цифры 8.142 сек., но скорость на выходе продолжает увеличиваться, 282.3 км/ч. Это наш рекорд и по скорости выхода на 402 м. Решаем, что на сегодня все, и ожидаем конца заездов. Лидером в квалификации на тот момент был Дмитрий Капустин со временем 7.642 сек. Мы занимали третью позицию, что нас вполне устраивало.
Пока мы сидели и бездельничали, у нашего соседа по боксу Андрея Муленко начал течь по сварке мост. Для дальнейшего участия в соревнованиях это нужно было срочно устранить. Пока команда Андрея снимала мост, Коля вызвался помочь и заварить трещины. Примерно к 21.30 мост был готов, Андрей доволен, что его починили, а Коля очень доволен тем, что помог товарищам по боксу.
Воскресенье — день гонки, в воздухе техпарка витает напряжение, все хотят выиграть ))))). Некоторые участники, в том числе и наша команда OVERTECH, подали заявки на установление рекорда России. Это сложная процедура, при которой важно зафиксировать, что гонщик едет на рекорд, показать в течение часа два результата с разницей не более 0,01 сек. Если разница больше, то в качестве рекорда берется худшее время.
Надо сказать, что наши настройщики Зуев и Пономарев не теряли времени даром и наскидывали нам по несколько прошивок за ночь, я скачал все это дело и слепил из двух программ управления ECU Руслана и Дениса одну. А именно с программы Дениса я взял настройки простарта (ланч-контроля) и первой передачи, а с программы Руслана — все остальное.
Мы с самого утра делаем попытку и, о чудо, опять личный рекорд 8.029, мы вплотную приблизились к выезду из 8 секунд. Хотя 60 футов совсем не быстрые. Решили на этом закончить квалификационные попытки. Наблюдаем за дальнейшим ходом квалификации со стороны. Мы по-прежнему третьи. Дима Капустин — лидер квалификации, что нам очень на руку. И в самый конец квалификации на попытку выезжает Дима Матвеев, прошлогодний чемпион России в нашем классе. Мы были в столовой и уставились на экран, Дима стартует как из пушки, пролетает дистанцию, и у нас в классе смена лидера и новый рекорд скорости на выходе 402 м — сумасшедшие 305.1 км/ч. Далее автограф-сессия и парад открытия.
По сетке попадаем на Стаса Лунева из Челябинска, увеличиваем наддув до 2.8 кг.
Пред нами два пустых заезда, Дима Мандриков и Дима Матвеев едут в одиночестве из-за техсхода соперников. Следующая пара — Андрей Тюриков на очень быстром городском GT-R 35 и обладатель лучшего времени на 402 м среди кузовных машин Дима Капустин. Они стартуют, победа у Капустина, он продолжает штамповать стабильные 7.6 сек., со скоростью на выходе с 402 м более 300 км/ч.
Наша очередь выкатываться на старт. Делаем все как по программе: прогрев, выставление на престейдж. Стас что-то не может выставиться и катается туда-сюда, наконец, оба стоим на престейдже. Я раздуваюсь, прыгаю на стейдж, желтый, зеленый, и я срываюсь вперед. Боковым зрением вижу, что выиграл старт, Стас пропадает сзади, по дистанции переключаю передачи, но есть чувство, что переключения идут как-то не совсем обычно, а с залипанием и паузой, такие были ощущения, но они мимолетны, так как финиширую, и понимаю, что проехал быстро.
Возвращаюсь в техпарк, смотрю, многие приветствуют и показывают цифру 7, приходит осознание, что наконец-то мы выехали из 8 секунд. Паркуюсь в боксе, подбегает Коля и поздравляет, поздравляют ребята из Субару Бокса: Димон и Мишаня, поздравляет Андрей Муленко, поздравляют другие ребята. Приносят чек заезда, на нем заветные цифры — 7.930 сек. на 402 м.
Время на 60 футов в этом заезде — 1.312 сек. Практически самый худший показатель в нашем классе.
После победы в четвертьфинале наш соперник в полуфинале — Дима Капустин. Далее буду писать «грязные» времена (с учетом времени реакции пилота на старте).
Перед нами первый полуфинал нашего класса — Д. Мандриков / Д. Матвеев, ребята выставляются на старт, загорается зеленый цвет, и Мандриков срывается вперед, его швыряет по трассе, но он впереди и летит к своему чемпионскому титулу. Непонятно, что произошло у Димы Матвеева, он проиграл сотые доли секунды. Но это дрэг-рэйсинг — не важно, что у тебя под капотом, важно первым пересечь финиш. И со временем 8.502 сек. Дима Мандриков проходит в финал.
Наш заезд с Димой Капустиным — второй полуфинал. Делаем все как обычно — прогреваемся, выставляем машину. Заезжаю на престейдж, жду Диму, далее дуюсь и прыгаю на стейдж. Желтые, зеленый, бросаю газ, старт выигран, секундное ликование, я впереди. Но мощность есть мощность, и к 150 м Дима догоняет меня, а к 200 м уже обгоняет. Далее он продолжает увеличивать разрыв, и мы финишируем с разницей в 5-6 корпусов. Время в заезде: Капустин — 7.901 сек., я — 8.318 сек. Ощущение, что тебя объезжают как стоячего, не покидает меня.
Но есть еще шанс попасть в призы на этом этапе. Впереди заезд за третье место с Димой Матвеевым.
После небольшой паузы выезжаем на старт. Греем колеса, и тут начинаются вещи, предвестником которых было ощущение залипания на переключениях в заезде со Стасом Луневым. Прогрев колеса, прокатываюсь по дорожке и не могу включить заднюю скорость, так как первая передача перестала выключаться. Манипуляции со сцеплением и включением скоростей помогли, задняя воткнулась, и Коля начинает выставлять меня. Выставление закончено, но я не могу проехать вперед, не включается первая передача, так как не вышла задняя. Опять манипуляции с педалью сцепления и рычажком включения первой передачи, включаю первую и выкатываюсь на престейдж, Дима уже стоит там. Раздуваюсь, прыгаю на престейдж, но не могу остановить машину, держу «ручник», но машину продолжает тянуть вперед как магнитом, желтые, я продолжаю ехать вперед, скатываюсь с престейджа и проезжаю линию старта, загорается красный светофор фальстарта. Дима на зеленый срывается вперед и выигрывает этот заезд. Со временем 8.200 сек. Я очень раздосадован и расстроен. В финале нашего класса встречаются два Димы — Капустин и Мандриков. Дальше начинаются какие-то неисправности светофора, у Капустина фальстарт, назначают перезаезд, Капустин выигрывает. Ребят награждают, но после по решению КСК победу отдают Диме Мандрикову.
От всей души хочется поздравить его и его команду с титулом чемпиона России 2016 года. Ребята, вы молодцы!
Мы же готовим машину к отправке, а потом полночи отмечаем чемпионство Димы с ребятами из его команды и с томскими ребятами из команды Влада Кащеева.
Утром 12.сентября мы вылетаем из гостеприимного Грозного в Москву, а затем в родной Владивосток.
Традиционно в конце отчета выводы и поздравления.
Наша команда OVERTECH достигла поставленные на 2015 год цели:
– Прохождение дистанции 402 м быстрее 8 секунд. Проехали дистанцию 402 м за 7.930 сек.;
– Получение призового места на одном из этапов. Заняли первое место на втором этапе RDRC в Нижнем Новгороде;
– Заняли третье место в чемпионате России-2016.
Пусть с опозданием, но мы их достигли.
– Наша команда OVERTECH продолжает удерживать звание самой быстрой по прохождению дистанции 402 м на Дальнем Востоке за всю историю дрэга;
– Теперь мы не одни представляем Дальний Восток на чемпионате России. Очень радует, что дальневосточников стало больше. Может быть, мы вернем былую славу нашему региону;
– Цели, поставленные на 2016 год, так и остались не достигнутыми, по традиции будем выполнять их в 2017-м.
Технические выводы и планы на следующий сезон:
– Мы добились надежности и надлежащей работы техники, весь сезон откатали на одном моторе и у нас ни одного техсхода в сезоне;
– Необходимо переходить на новый блок ECU и отказываться от оптического датчика Ниссан. Будем устанавливать ECU AEM infinity;
– Из-за возросшей мощности пропал старт и нужны более широкие колеса;
– Новая турбина слишком большая, долго раздувается, нужно возвращаться на старую турбину и ставить закись.
Поздравляю Руслана Зуева, Сергея Воробьева, Николая Саченко, Илью Мельникова с третьим местом на чемпионате России-2016, с долгожданным и желанным выходом из 8 секунд, с тем, что помогали и поддерживали друг друга на соревнованиях.
Хочется сказать огромное спасибо команде Dragtimes, SMP и, конечно, Российской автомобильной федерации за предоставленную возможность участия в чемпионате России-2016. Ребята, вы лучшие организаторы дрэг-мероприятий в России. Это совершенно точно и осознанно, так как эйфория после первого сезона в 2015 году не только не прошла, а стала еще больше, а эмоции ярче. Хочется, чтобы большие гонки продолжались, и вы могли подарить участникам еще не один сезон.
Всем хорошего настроения, спасибо, что прочитали мой опус до конца. До новых встреч на соревнованиях в 2017 году.