В прошедшие выходные на подмосковном автодроме состоялось автоспортивное мероприятие, ознаменовавшее собой закрытие гоночного сезона-2016: наступает зима и время совсем других видов автомобильных соревнований. Таким осенним занавесом стал финальный этап любительской гоночной серии Porsche Sport Challenge, о которой мы регулярно пишем, так как это одно из самых профессиональных автоспортивных событий в России.
К сожалению, этап оказался не слишком богат на участников: на трассу самого спорт-челленджа — гонки с масс-стартом — вышло всего 13 спортсменов в трех классах. Всего же в этом году в семи этапах приняло участие 27 пилотов: 8 — в классе Sport, 16 — в классе «991 GT3» и еще трое — в классах «Super Sport» и «Группа 7».
Воскресенье стало полноценным насыщенным днем — помимо Sport Challenge прошли заезды в формате time attack, тесты автомобилей линейки Porsche, выставка картин «Cayman Racing Art» и много других событий, связанных с автомобилями и автогонками.
20-минутный Sport Challenge с самого начала обещал стать интересным соревнованием — во-первых, из-за борьбы, которая развернулась за очки на финальном этапе, а во-вторых, потому что асфальт был холодным и влажным, и малейшая ошибка могла привести к вылету или контакту. Первые два круга прошли под сейфти-каром, затем автомобили вышли на боевой круг, чтобы уже через несколько минут появились желтые флаги. В последнем повороте перед стартово-финишной прямой произошло столкновение между Сергеем Перегудовым и Вадимом Мещеряковым, которое для обоих гонщиков закончилось сходом с дистанции. Гонка даже была остановлена, так как авария произошла в одной из опасных зон, и для эвакуации автомобилей пришлось воспользоваться специальной техникой. Но затем гонка возобновили и соревнование продолжилось.
Борьба проходила прежде всего в двух группах — в классе «991» между собой за позиции сражались Дмитрий Ярохно, Роман Николаев, Станислав Сидорук и Антон Немкин. Во второй группе боролись еще четыре автомобиля, среди которых были как представители класса «991», так и класса Sport — Михаил Пигаев, Степан Крумилов, Иван Кибальчич и Андрей Муковоз. Крумилов и Кибальчич, оба на автомобилях класса «Спорт», ближе к финалу гонки устроили характерную для них чуть ли не на каждом этапе борьбу «кто первый затормозит перед поворотом», но в итоге Иван Кибальчич, новичок сезона, все же занял на подиуме первое место.
Степан Крумилов, далеко не новичок в спортивных соревнованиях топ-любительского уровня, в свое время принимал участие и в немецком любительском чемпионате VLN, но считает, что в России нет другого автогоночного события, сопоставимого с Porsche Sport Challenge:
— В прошлом году я проехал несколько этапов в Porsche Sport Challenge, в этом еду уже весь сезон. У меня Cayman GT4 на ручной коробке, так как это одна из самых «драйвовых» машин. Я могу сказать, что чемпионат сделал огромный шаг вперед по сравнению с прошлым годом — как по наполняемости классов, так и по интересу со стороны зрителей. Олег Кесельман обладает прекрасным опытом как участия в профессиональном автоспорте, так и в организации подобных событий, поэтому я могу сказать, что общий уровень очень высокий. Конечно, есть некоторые тонкие моменты — например, я считаю, что очень много времени занимает регистрация на гонку. Но это все поправимо, — сказал Степан.
На следующий год у организатора соревнования Олега Кесельмана большие и интересные планы. Ни для кого не секрет, что вот уже два года подряд Porsche Sport Challenge выступает в качестве гонки поддержки российского этапа DTM — и немцы второй год остаются чрезвычайно довольны уровнем организации гонки.
Вполне возможно, что в следующем году Porsche Sport Challenge выступит еще в качестве гонки поддержки другой международной кузовной серии — TCR; правда, само событие состоится не в России, а в Грузии и запланировано в календаре на 23 апреля. Однако пока решения по этому вопросу еще не принято. Несмотря на то, что представители трассы Рустави и приехали специально в Москву, чтобы озвучить свои предложения по проведению гоночного уикенда, включая логистические и прочие возможности, проведение клубного чемпионата в другом государстве может быть сопряжено с определенными сложностями. Олега Кесельмана беспокоит тот факт, что на такой отдаленный этап согласятся не слишком много российских пилотов, а потенциальных участников среди местных спортсменов может и не оказаться.
Альтернативой этапу в Тбилиси может быть проведение челленджа в Сочи, также в апреле: краснодарский дилер уже высказал желание выступить соорганизатором, а среди его клиентов уже есть желающие выйти на старт.
Но, конечно, самым интересным новшеством следующего сезона может стать проведение отдельной гонки в рамках гоночного дня. Дело в том, что в следующем году ожидается появление новой техники — гоночных автомобилей класса GT4 Sport Club, которые будут омологированы в соответствии с требованиями РАФ, а спортсмены, выступающие на них, смогут полноценно участвовать в автогоночной жизни страны, получать официальные звания и титулы. Более того, ходят слухи, что под эти автомобили, в том числе в РСКГ (российской серии кольцевых гонок), будет организован отдельный класс GT, где они также смогут выступать.
Я поинтересовалась у Олега Кесельмана, не опасается ли он, что его пилоты на этих автомобилях «перекочуют» в РСКГ и Porsche Sport Challenge останется и без автомобилей, и без участников?
— Все может случиться, — ответил Олег, — и я вряд ли смогу с этим что-то поделать, кроме как предложить правильно составленный календарь с учетом гонок РСКГ и удобный формат. Дело в том, что у нас есть свои безусловные преимущества. И прежде всего, это однодневный формат (а не трехдневный, как в РСКГ), более компактное расписание, более комфортные трассы — то, что лучше подходит людям, занимающимся бизнесом как основным родом деятельности, а не профессиональным спортсменам. И, кстати, благодаря этому участие у нас получается более дешевым.
Любопытно, что для класса GT4 Sport Club Олег рассматривает возможность проведения даже двух гонок в течение дня — первой короткой и второй более длинной, которая будет закрывать собой гоночное расписание. Речь во втором случае идет пока о 40-минутном заезде, так как в противном случае понадобится либо дозаправка, либо установка специального гоночного бака, что увеличит стоимость участия.
— К тому же, — сказал Олег, — я считаю, что это профанация — проводить в России гонки с дозаправками, когда нет нужного оборудования.
Расписание гоночного сезона Porsche Sport Challenge 2017 будет известно ближе к концу года, когда пройдут основные моменты согласования календаря с другими сериями и мероприятиями.