Я их обожаю, этих людей. Как сказал поэт — «Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире прочнее гвоздей!». И в самом деле. Они несгибаемые, непотопляемые и много еще не-знаю-какие. В паспорте у них указаны разные годы рождения, но их суть одинакова: они мужики. Настоящие, сильные, со стержнем.
Эдгард Линдгрен — 81 год, Сергей Горшенев — 62 года, Александр Потехин — 63 года, Леонид Протасов — 59 лет, Алексей Варавин — 69 лет, Олег Трегубов — 81 год… Самым молодым из них является Александр Нестеров, которому сейчас 55 лет, и который завершил свою карьеру спортсмена в начале 2000-х, чтобы стать руководителем гоночной команды. Но и он не выдержал, вернулся в гонки.
Перечислять можно долго, эти имена — не единственные примеры историй со счастливым финалом, когда в прошлом известные советские автогонщики получили еще один шанс сесть за руль боевых автомобилей. И пусть эти автомобили и сами уже не молоды, но тем сложнее может оказаться ими управлять, ведь в них нет никаких новомодных систем стабилизации, устанавливаемых на современные гоночные машины. Но для этих людей старые автомобили — возможность вернуться в юность и вспомнить, как они покоряли трассы еще совсем молодыми парнями. Вы можете представить самого себя, в 81 год гоняющего по профессиональному автодрому за рулем формульного автомобиля? Дожить хотя бы до такого возраста!!
А в очередной раз собрало этих людей прекрасное мероприятие, которое вот уже три полноценных сезона проходит на подмосковной трассе Moscow Raceway — Moscow Classic Grand Prix.
Историю этого Гран-при мы рассказывали на страницах Drom.ru неоднократно — каждый раз с новыми подробностями, но с одним и тем же смыслом: при желании можно проводить недорогое и массовое автогоночное соревнование для любителей и профессионалов всех возрастов и навыков. Но в этот раз помимо репортажа с финального этапа мне хочется отдельно отметить и еще один факт.
В Европе и даже в Америке «возрастной» автоспорт явление совершенно обычное. Люди, которые всю жизнь увлекались — или профессионально занимались автоспортом — могут позволить себе продолжать и уже в немолодом возрасте. Причин тому несколько: это недорого, это популярно и, главное, это доступно, ведь ежегодно проходит огромное количество соревнований, рассчитанных на совершенно разных людей с разными возможностями.
В России такого до сих пор не было. Т.е. были попытки организовать любительские внедорожные гонки, но, как правило, это было непрофессионально и неинтересно — либо же просто событие было сделано в формате легкого проведения досуга: никакого спорта.
Александр Смирнов, профессионал в области классических автомобилей, владелец компании «Старое время», создал некое кольцевое мероприятие — сначала клубного характера, но которое очень быстро стало превращаться в нечто уникальное. Сначала приезжало 10 автомобилей, потом 30, и вот теперь — более 100 машин на старте, и главное — возвращение легендарных автомобилей и легендарных людей.
Год назад на MCGP на старт впервые вышло несколько «Эстоний» разных поколений от 15-й до 25-й — российских гоночных автомобилей, выпускавшихся с 1968 года, с шасси типа монокок и по своим характеристикам приближенным максимально к Формуле 3 того времени. И внезапно они оказались настолько популярны, что их количество стало увеличиваться просто-таки в геометрической прогрессии. Из каких закромов их вынимали — и представить сложно, но привозили и привозят их и из Латвии, и из Белоруссии, и с Украины, и даже из Германии!
На момент последнего этапа к участию в соревновании было заявлено 7 машин в классе Formula Mondial («Эстонии» от 18А до «Эстонии» 25) и 7 машин в классе «Формула Восток» — преимущественно «Эстония» 21. Всего же в трех этапах на Moscow Raceway приняло участие 22 исторические советские формулы. Но и 14 таких машин, несущихся на своей максимально возможной скорости, соревнующихся за позиции — уже только ради этого можно отправиться в воскресный день за 95 км от Москвы!
Квалификация с Сергеем Горшеневым
Заезд с Александром Потехиным
Квалификация в субботу и по две гонки в каждом классе (их всего три в категории «спорт» плюс заезд тайм-аттак) в воскресенье — вот более чем насыщенный уикенд.
Первую гонку в классе «Формула Восток» за команду «УГМК Моторспорт» выиграл молодой московский пилот Виталий Ларионов, выступающий в Российской серии кольцевых гонок. А вот вторую гонку выиграл сам Эдгард Линдгрен. Однако по итогам дня победителем стал Алексей Варавин — обе гонки он финишировал вторым и набрал наибольшее количество очков. По итогам всех трех этапов победителями стали Андрей Бойко/Алексей Варавин. Не удивляйтесь двум фамилиям: дело в том, что в MCGP победа присуждается автомобилю, а оба спортсмена пилотировали свою «Эстонию» 25 по очереди. На второе место поднялся потрясающий Эдгард Линдгрен, а третье занял Вячеслав Шумилов.
В Формуле Мондиаль лучшим стал Александр Нестеров, также снявший с гвоздя свой шлем в этом сезоне спустя 15 лет после своего последнего соревнования. Он был безусловно лучшим — как по итогам дня, так и по итогам сезона. Второе место в чемпионате занял Кирилл Будовский, а третье — Александр Потехин.
Помимо автомобилей с открытыми колесами на MCGP соревнуются и кузова, но тоже классика, как вы понимаете. Финал собрал 9 «Волг» в одноименном зачете (ГАЗ-24, ГАЗ-2401Б, ГАЗ-2411 и ГАЗ-2410), а также пять доработанных «Волг» в зачете «Волга-406».
Самые разнообразные «Жигули» (-2101, -2105 и -2107) в зачете «Жигули» 1300, «Жигули» 1600 и в зачете «Жигули» + (доработанные автомобили) – всего 28 автомобилей. «Иж», «Москвичи» и АЗЛК в зачете «Москвич» 1600, «Москвич» 2000 и «Москвич»+ — 12 автомобилей.
Это 68 советских машин вышли на старты только в категории «Спорт» — т.е. подготовленные специально для гонок, с каркасом безопасности, спортивными сиденьями, ремнями безопасности и системой пожаротушения как минимум. К ним присоединились еще 5 иномарок — два Porsche 911, два Austin Mini и пикантный красавец Fiat X1/9, уже не первый раз приезжающий к нам на гонки из Германии.
На этом этапе неожиданно для многих было решено выпустить «Волги» и «Москвичи» на трассу одновременно, причем «Москвичи» на стартовой решетке оказались впереди «Волг», хотя и уступали по мощности. Так что старт первой гонки в зачете «Москвич» и «Волга» оказался весьма любопытным и насыщенным. Впрочем, второй старт (стартовая решетка формировалась по итогам первой гонки) также оказался веселым — ко времени вторых заездов пошел дождь, трасса намокла, и классические автомобили исполняли на мокром асфальте самые неожиданные па!
Было приятно видеть за рулем одной из «Волг» Ивана Самарина, двукратного чемпиона России в Формуле 1600 (2006–2007 гг.) и вице-чемпиона в Формуле 3. Иван выступал за рулем «Волги» ГАЗ-2410 команды «Крамар Моторспорт», занял первое место в первой гонке, но вот во второй соперники дважды выбивали его с трассы, и в результате Иван был вынужден сойти по техническим причинам.
Во второй гонке победил спортсмен из Ачинска Денис Самсонов, но по итогам сезона он стал лишь вторым, уступив Андрею Чеснокову. В зачете «Волга» 406 лучшим стал Иван Коновалов.
Любопытно, но если вы внимательно посмотрите на «Волгу» под номером 555 на фото, то вы увидите удивительную вещь: на автомобиле установлены диски из магниевого сплава, такие же, как стоят на боевой разведывательной десантной машине.
Вот что рассказал Иван Коновалов: «Такие же диски стоят и на передней стойке вертолета, и на БРДМ. На БРДМ они выпускаются из-под днища, когда преодолевается препятствие типа траншеи, чтобы не провалиться. Я купил их у отставного военного, у которого они тоже стояли на “Волге”.
Чтобы их у нас использовать, нужно на станке выточить центральную планшайбу под волговскую ступицу и прикрутить к диску (изначально там в центре здоровая дырка), потом берется весь диск и на балансировочном станке у токаря срезают весь лишний металл (такого запаса прочности, как для танка, нам не нужно). Затем производится балансировка путем выборки металла, потом диск красят, надевают на него резину и можно балансировать. Привлекательны эти диски тем, что имеют большой запас прочности и большой вылет — 40».
В зачете «Москвичей» самая яркая борьба происходила между двумя спортсменами, которые, по сути, и не были соперниками, ибо выступали в разных классах («Москвич» 2000 и «Москвич»+). Александр Смирнов, создатель Гран-при, человек заводной и азартный, никак не хотел уступать трассу Максиму Базильеру — в итоге победила дружба, а каждый из гонщиков оказался лучшим в своем зачете и по итогам дня, и по итогам сезона.
Ну а в классе «Москвич» 1600 первую ступеньку подиума заняла прекрасная пилотесса, выступающая в классе «Национальный» РСКГ — Наталья Гольцова. Надеемся, что в следующем году мы сможем наблюдать в MCGP и ее знаменитого отца Владимира Гавриловича Гольцова. К сожалению, Олег Трегубов, сменивший на этом этапе «Эстонию» на «Москвич», не сумел завершить гонки по техническим причинам, но мы верим в него и ждем в следующем сезоне!
«Жигули» были самым многочисленным зачетом — такого количества машин в MCGP еще не выходило на старты этапов. И все равно они получили небольшой «довесок» в категории Youngtimer из пяти машин на стартовой решетке. Именно многочисленность этого класса и стала причиной, по которой «Москвичи» объединили с «Волгами» — иначе бы все не поместились на старте.
В первой гонке победу одержал Евгений Вертунов — опытный спортсмен, имеющий в своем послужном списке победу в чемпионате России по ралли. Он же претендовал на победу и во второй гонке, но на мокрой трассе ему оказалось сложно соперничать с также весьма опытным Михаилом Засадычем. Однако фортуна улыбнулась Вертунову еще раз уже после финиша, когда результат Засадыча был аннулирован. В итоге Евгений Вертунов занял первое место по итогам сезона, а Михаил Засадыч стал вторым с отставанием в 50 очков (для сведения — «стоимость» первого места составляет 60 очков, разница со вторым — 10).
В классе «Жигули» 1600 на старт вышло 20 автомобилей, и в обеих гонках первое место занял Андрей Козлов. Кстати сказать, именно этот класс собрал много громких имен, таких как украинский пилот, многократный чемпион СССР и Украины по кольцевым гонкам Леонид Протасов, действующий пилот РСКГ и так же многократный чемпион по ШКГ и трековым гонкам Владимир Черевань, мастер спорта международного класса и призер чемпионата СССР Игорь Ташаев и многие другие.
Еще один из зачетов — командный. Всего в этом сезоне выступало 8 команд, объединивших 55 спортсменов. Наибольшее число очков набрала команда «Советский Союз», выступавшая в основном на автомобилях «Жигули» и набравшая 798 очков по итогам сезона. На втором месте с небольшим отставанием (всего 737,5 очка) оказалась команда УГМК-1. Третье место заняла команда D Rennsport (702,5 очка).
… В качестве заключения хочется сказать, что это удивительная награда для организатора — видеть, как расцветают лица участников и увеличивается их число, равно как и число автомобилей на стартах. И также очень здорово видеть, как обнимаются при встрече старые друзья, не видевшиеся уже много лет и приехавшие сюда кто с Украины, кто из Латвии, кто из Белоруссии или различных городов России. И еще более приятно, что молодые спортсмены с огромным пиететом и уважением выслушивают советы своих старших товарищей, которым точно есть что рассказать про гонки и автомобили.