3-4 сентября состоялся очередной совмещенный уикенд сразу трех серий: в качестве гонок поддержки Формулы 1 вновь выступили молодежные формулы GP2 и GP3, в которых участвуют российские пилоты. И если гонка Формулы 1 оказалась пресной и предсказуемой, то вот в младших сериях все происходило более чем энергично.
Начнем по порядку.
Ferrari не смогли сделать полноценного подарка своим болельщикам на трассе в Монце, которая все же подписала трехгодовой контракт с Берни Экклстоуном на проведение Гран-при Италии. Себастьян Феттель сумел финишировать лишь третьим.
Правда, он попытался представить свой пятисекундный разрыв с Хэмильтоном как претензию на победу Скудерии, сообщив, что, если бы не тактика двух пит-стопов, они бы обыграли Mercedes, но здесь логично посчитать, где бы они были, если бы ехали на столь же жесткой резине, как и немецкая команда. Так что пока возможность Ferrari догнать Mercedes — это не что иное, как счастливый сон Себастьяна Феттеля.
Монца. Один из тех Гран-при, которые все ждут с нетерпением. Старинная трасса, трудная конфигурация, сложные повороты и длинные прямые, которые особенно требовательны к машинам: подвескам и моторам. Одно без другого — и все, победы уже не будет. Собственно, уже с самого начала не было сомнений, кто станет лучшим на этой трассе: Ferrari пока еще не готова соперничать с Mercedes в этом плане, Red Bull тоже пока недотягивает, про остальные команды даже и речи не идет.
Свободные практики и квалификация сразу расставили все точки над «i»: первую линию стартового поля заняли два Мерседеса, следом две Ferrari, следующим оказался сюрприз в лице Вальттери Боттаса, ну а затем два Red Bull, причем Риккардо вновь переквалифицировал Макса Ферстаппена — правда, совсем ненамного: всего на 22 сотые секунды.
Уикенд начался с двух неприятных анонсов. Сначала Фелипе Масса объявил о своем уходе из Формулы 1, а затем и Дженсон Баттон сообщил о том, что в 2017 году не будет выступать в гонках. Выглядело это сообщение довольно странно: с одной стороны, Баттон заявил, что продлил контракт еще на 2 года, а с другой, что в 2017 году уступает место боевого пилота Стоффелю Вандорну. Эта ситуация сильно напоминает историю с Даниилом Квятом. И если в Red Bull причиной замены пилота был шантаж со стороны семейства Ферстаппенов, то здесь примерно то же самое происходило и со стороны Вандорна, который грозился уйти в другую команду, если Макларен не обеспечит ему место основного пилота. Таким образом Дженсон получил статус посла бренда и запасного пилота на случай, если кто-то не сможет выступать.
Что касается Даниила Квята, то у нашего пилота продолжается полоса невезения. Начнем с того, что машины Toro Rosso со старыми моторами Ferrari в принципе были неконкурентоспособны на трассе в Монце, но к этому добавились еще и технические проблемы с датчиками телеметрии. Из-за этого Даниил лишился возможности быстрого круга на квалификации (датчик не показал, что он на быстром круге, и Грожан не знал, что его нужно пропустить) и не вышел во второй сегмент, а в гонке из-за этого же у него было превышение скорости на питлейне и 5-секундный штраф. Впрочем, скажу сразу, что этот штраф уже ничего не решал, так как из-за повреждения днища машина Квята сильно перегревалась, и он был вынужден сойти еще до финиша.
Традиционно для последних Гран-при Формулы 1 самое интересное происходило на первых кругах.
Льюис Хэмильтон элементарно проспал свой старт с поул-позиции и сразу откатился на 6-е место, пропустив вперед две Ferrari, Боттаса и Даниэля Риккардо. Причем впоследствии англичанин признал свою ошибку, пытался ее исправить, но выше второго места подняться так и не смог. Подарив победу в Монце партнеру по команде, он тем самым уменьшил свое преимущество на 7 очков, и хотя все еще сохраняет лидерство в чемпионате, теперь рискует намного больше: разрыв между Хэмильтоном и Росбергом всего два очка.
Нико Росберг сразу захватил лидерство в гонке и так и не уступил его никому, хотя формально один круг лидировал Хэмильтон, когда Росберг заезжал на пит-стоп.
Ferrari, в отличие от Mercedes, пошла на тактику с двумя пит-стопами, но более мягкими шинами, и никаких результатов им это не принесло: опередить Mercedes с такой тактикой они не смогли бы ни при каком раскладе.
Ромен Грожан потерял 5 мест за замену коробки передач и стартовал лишь 17-м, но в ходе гонки отыграл 6 позиций и теоретически мог бы быть даже в очках. Что касается новичка Эстебана Окона, то у него на квалификации были серьезные технические проблемы, и он стартовал последним после нескольких замен агрегатов на автомобиле.
В самом начале гонки произошло столкновение Фелипе Насра и Джолиона Палмера, оба в результате инцидента сошли, но вот любопытно: после того как судьи наказали Насра 10-секундным штрафом за этот инцидент, он вернулся на трассу, возможно, чтобы избежать переноса этих 10 секунд на следующую гонку. Затем, правда, вновь вернулся в боксы.
На 28-м круге произошел технический сход у Паскаля Верляйна. По командному радио ему отдали распоряжение срочно остановить автомобиль прямо в том месте, где он находился, даже не доезжая до боксов, что гонщик и выполнил.
Из самых значимых событий за вторую половину гонки можно назвать лишь довольно эффектный обгон Боттаса Даниэлем Риккардо в борьбе за 5-е место, и то, как Ферстаппен «напугал» Переса, вынудив уйти на срезку, в борьбе за 7-е место.
После произошедшего на прошлой гонке в Спа на прямой Кеммель, когда Ферстаппен жестко переместился перед Кими Райкконеном, закрыв ему возможность для обгона, а затем заявил в интервью, что это была месть с его стороны за испорченную в начале гонку, Макс подвергся довольно жесткому осуждению со стороны остальных пилотов.
Так, например, Кими Райкконен заявил, что если бы он не сумел вовремя затормозить, то случилась бы «массовая авария», которая, «как он чувствует, рано или поздно произойдет», если Ферстаппен не изменит свое поведение. А в пятницу у Макса состоялся серьезный разговор с Чарли Уайтингом, который предупредил голландца, что в следующий раз ему покажут «черно-белый флаг за неспортивное поведение». Тем не менее Уайтинг добавил: «Это был маневр на грани приемлемого, но все же не за ее пределами».
На это, правда, в другом интервью, Ферстаппен ответил, что не собирается снижать градус агрессии и будет делать все, как и прежде. Однако гонку в Монце он провел достаточно тихо, и никакой грубости с его стороны не исходило. Так что ожидание борьбы со стороны как его поклонников, так и недругов, не оправдалось.
Ну и под конец всех удивил Фернандо Алонсо, который за три круга до финиша заехал на пит-стоп, чтобы надеть совершенно свежую резину и показать лучшее время круга: 1:25.340.
P.S. Лучшей характеристикой всего Гран-при можно назвать официальный твит команды Renault Sport F1, которые написали: «Приносим извинения за ошибку в прошлом твите. Случайно уснули».
РЕЗУЛЬТАТЫ Гран-при Италии 2016
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит |
---|---|---|---|---|
1. Н.Росберг | Mercedes | 1:17:28.089 | 237.558 | 1 |
2. Л.Хэмилтон | Mercedes | +15.070 | 236.790 | 1 |
3. С.Феттель | Ferrari | +20.990 | 236.490 | 2 |
4. К.Райкконен | Ferrari | +27.561 | 236.157 | 2 |
5. Д.Риккардо | Red Bull | +45.295 | 235.265 | 2 |
6. В.Боттас | Williams | +51.015 | 234.979 | 2 |
7. М.Ферстаппен | Red Bull | +54.236 | 234.818 | 2 |
8. C.Перес | Force India | +64.954 | 234.284 | 2 |
9. Ф.Масса | Williams | +65.617 | 234.251 | 2 |
10. Н.Хюлкенберг | Force India | +78.656 | 233.605 | 2 |
11. Р.Грожан | Haas | +1 круг | 232.891 | 1 |
12. Д.Баттон | McLaren | +1 круг | 232.864 | 2 |
13. Э.Гутьеррес | Haas | +1 круг | 231.857 | 2 |
14. Ф.Алонсо | McLaren | +1 круг | 231.544 | 3 |
15. К.Сайнс | Toro Rosso | +1 круг | 231.411 | 2 |
16. М.Эриксон | Sauber | +1 круг | 230.400 | 1 |
17. К.Магнуссен | Renault | +1 круг | 228.808 | 2 |
18. Э.Окон | Manor | +2 круга | 227.785 | 1 |
Такой чехарды, как в Монце, серия GP2 не видела уже давно. Такое впечатление, что все команды дружно решили нарушить как можно больше правил, чтобы запутать болельщиков, соперников и самих себя. И только многоопытные судьи не путались, а щедрой рукой рассыпали наказания и пенализации, полностью меняющие картину...
Началось все с квалификации, где Антонио Джовинацци сперва заработал вторую стартовую позицию, а потом перекочевал в конец стартовой решетки из-за неправильного давления в шинах. Наказали также Набила Джеффри, но с 8-й позиции переехать назад все-таки было не так обидно. Компанию обладателю поул-позиции Пьеру Гасли на первом ряду таким образом составил Артем Маркелов.
А. Маркелов: «На свободной практике у нас была проблема с двигателем, но зато эта квалификация — лучшая в моей карьере в GP2!».
В первой же шикане Артем пытается атаковать Гасли, но вскоре, напротив, пропускает вперед Артура Пика. Пока Пик изводит атаками лидера, Маркелов собирается с силами и возвращает себе второе место. Однако слишком широкий заход в Реттифильо отправляет российского пилота со второй сразу на шестую позицию.
Давно не было пенализаций? Судьи не дремлют: Артур Пик получает 5-секундный штраф за обгон по срезке.
После обязательного пит-стопа пелотон ведет пилот команды Russian Time Рафаэле Марчелло. Сложно сказать, как повернулась бы гонка, если бы упрямый Артур Пик не столкнулся с не менее упрямым Серджио Канамасасом — но, так или иначе, это происходит, и на трассу гордо выезжает автомобиль безопасности.
Именно этот дополнительный фактор дает возможность Антонио Джовинацци... как, вы про него забыли? А напрасно, напрасно! Монца — домашняя трасса для этого пилота, и пока мы следили за прочими событиями на трассе, итальянец успел превратить свою 21-ю стартовую позицию в третью! Так вот, именно автомобиль безопасности, неоднократно появлявшийся на трассе, дал возможность Джовинацци подобраться на дистанцию атаки к Густаву Малья (вторая позиция), преследующему Рафаэле Марчелло.
Несколько кругов — сплошное удовольствие для зрителей: Пьер Гасли безуспешно атакует Джовинацци, а тот обходит Густава Малья. Теперь все в порядке: впереди, как положено в Монце, два итальянца, и организаторы могут немного расслабиться: фонограмму итальянского гимна для церемонии подиума найти не сложно, она всегда под рукой.
На последнем круге в Реттифильо Антонио Джовинацци выходит вперед, в лидеры! Вот это сюжет — поул-позиция, катастрофический штраф и упрямое стремление вернуться на свое законное первое место! Брависсимо — вне зависимости от того, за кого мы болели!
Рафаэле Марчелло завоевывает «серебро», его сокомандник Артем Маркелов — 10-й, а еще один российский пилот, Сергей Сироткин, финиширует лишь на 14-м месте.
Р. Марчелло: «Я ни разу не был самым быстрым, зато всегда набираю очки. Завтра стартую с 7-й позиции и постараюсь прорваться выше».
Если вы думаете, что на этом субботняя гонка завершилась, вы глубоко ошибаетесь: а как же пенализации?! Артуру Пику подарили плюс три позиции на завтрашней стартовой решетке — за слишком тесную встречу с Серджио Канамасасом. 5 секунд — у Джимми Эрикссона, 10 — у Шона Гелаэля.
Результаты гонки
Место | Пилот | Команда | Время/отставание | Скорость |
---|---|---|---|---|
1 | А. Джовинацци | Prema Racing | 52:28.474 | 198.360 |
2 | Р. Марчелло | Russian Time | +1.457 | 198.268 |
3 | Г. Малья | Rapax | +1.988 | 198.234 |
… | ||||
10 | А. Маркелов | Russian Time | +9.416 | 197.768 |
… | ||||
14 | С. Сироткин | ART Grand Prix | +18.524 | 197.199 |
… |
Воскресенье — и снова только успевай подсчитывать штрафы! Роуланд — 10 секунд за вынос с трассы Гиотто. Малья — столько же за аналогичный маневр с Эвансом. С 4-й позиции в лидеры выходит Норман Нато, после чего Пьеру Гасли и Антонио Джовинацци остается только делить оставшиеся две ступени призового подиума, не претендуя на верхнюю.
Самое обидное для российских болельщиков происходит после гонки, когда Артем Маркелов и Николя Латифи получают по 20 секунд за слишком медленное снятие ноги с педали газа после объявления режима виртуального автомобиля безопасности! Несоблюдение требований безопасности отбрасывает Артема сразу на 6 позиций вниз, в конец первой десятки.
Совсем не повезло в Монце Сергею Сироткину, который сошел в воскресенье на 7-м круге и не привез из Италии ни одного зачетного очка. Впереди еще два этапа, и нам очень хочется видеть там Сергея таким, как на Хунгароринге в этом году!
Результаты гонки
Место | Пилот | Команда | Время/отставание | Скорость |
---|---|---|---|---|
1 | Н. Нато | Racing Engineering | 33:51.821 | 214.998 |
2 | П. Гасли | Prema Racing | +4.312 | 214.543 |
3 | А. Джовинацци | Prema Racing | +8.495 | 214.103 |
… | ||||
10 | А. Маркелов | Russian Time | +32.813 | 213.651 |
… | ||||
С. Сироткин | ART Grand Prix | DNF | ||
… |
Зато пилоты GP3 весь уикенд вели почти образцово: соперников с трассы выносили не так уж и часто, правил не нарушали (тоже почти), сами удовольствие получали и болельщикам доставляли. Приятно было посмотреть!
В субботней гонке поул-позицию завоевывает лидер серии Шарль Леклерк. На прогревочном круге Жюльен Алези обнаруживает, что ему пора в боксы, а не на старт. Остальные соперники благополучно стартуют, и Леклерк удерживает лидерство в самой сложной первой шикане. На втором круге Кевин Йорг останавливается на трассе, и хотя после небольшой передышки отправляется дальше, автомобиль безопасности уже тут как тут.
Ральф Бошунг сталкивается с Матевосом Исаакяном и повреждает тому крыло. Матевос вынужден сойти, но это единственное столкновение и единственный штраф в серии GP3 в эту субботу (10 секунд Бошунгу).
Леклерк начинает сдавать позиции. Вперед прорывается Джейк Деннис и мчит к своей первой победе в GP3. Константин Терещенко, стартовавший с 21-й позиции, выходит на 17-ю и начинает прессинговать Акаша Нанди, но скорость малазийского пилота на прямой заметно выше, чем у Терещенко.
Гонка заканчивается плавно и гладко. И после финиша — просто удивительно! — тоже никого ни за что не пенализировали...
Результаты гонки
Место | Пилот | Команда | Время/отставание | Скорость |
---|---|---|---|---|
1 | Д. Деннис | Arden International | 38:06.844 | 200.141 |
2 | Д. Эйткен | Arden International | +1.987 | 199.968 |
3 | Д. Хьюз | DAMS | +2.532 | 199.920 |
… | ||||
17 | К. Терещенко | Campos Racing | +32.963 | 197.297 |
… | ||||
М. Исаакян | Koiranen GP | DNF | ||
… |
Воскресенье проходит еще более зрелищно — начиная с завала на старте, гонка идет динамично, бодро и весело. По гравию скачет сперва один Парри, потом Фукуцуми, увлекая за собой Татьяну Кальдерон, сталкиваются Деннис и Эйткен. Сегодняшнее скромное наказание — 5 секунд — по праву достается даме: за превышение скорости на питлейне.
Вновь гонка завершается победным дублем команды, но на сей раз праздник у Art Grand Prix — Ник де Врис и Александр Албон не пустили выше «бронзы» Антонио Фуоко.
Константин Терещенко отыгрывает две позиции сразу со старта, а остальную гонку посвящает борьбе за 14-е место (удалось). Матевос Исаакян после вчерашнего схода мечтает все-таки финишировать — а вот тут не удалось, хотя и проехал российский пилот на этот раз не 4 круга, а целых 10. Пока есть ощущение, что выступления наших пилотов в младших формульных сериях подчиняются синусоидальному закону: если уж ты удачно выступил (в прямом смысле) на прошлом этапе, то теперь и не выступай. В переносном смысле. А то и в прямом не финишируешь.
Результаты гонки
Место | Пилот | Команда | Время/отставание | Скорость |
---|---|---|---|---|
1 | Н. Де Врис | ART Grand Prix | 30:24.854 | 193.669 |
2 | А. Албон | ART Grand Prix | +1.741 | 193.485 |
3 | А. Фуоко | Trident | +6.382 | 192.994 |
… | ||||
14 | К. Терещенко | Campos Racing | +20.609 | 191.507 |
… | ||||
М. Исаакян | Koiranen GP | DNF | ||
… |
До окончания сезона еще два этапа — отличная возможность набрать очки, побороться за места и... распрямить синусоиду. Вполне достижимо. А как думаете вы?