|
Нам давно хотелось посмотреть Европу, в особенности Францию. Мне показалось, что лучше разделить посещение Парижа (музеи, прогулки) и поездку по региональной Франции, поскольку в Париж можно прилететь в любое время года на 2-3 дня и гулять, а вот для посещения регионов потребуется аренда транспорта, хорошая погода и более длительное время. Кроме того, свой автомобиль в Париже не особо удобен.
Нами был выбран круговой маршрут путешествия на 13 дней. Поскольку маршрут проходит рядом с Альпами, то пришла идея посетить также и Швейцарию.
I часть. Полезная информация для организации путешествия
Самолет
Возможность путешествия из Москвы во Францию на своем автомобиле была сразу отброшена, так как путь не близкий: можно потратить на дорогу весь отпуск (2 недели), не успев ничего посмотреть. В связи с этим был выбран вариант — прилететь в Европу и арендовать там автомобиль.
Билеты на самолет в Париж были достаточно дорогими: 22 000 руб. на человека. Кроме того, аренда автомобиля в Париже на 12 дней начиналась от 30 000 руб., поэтому я начал искать билеты в ближайшие города в соседних странах. В Германию билеты были дешевле, но сами города с дешевыми билетами были достаточно далеко. В это время Аэрофлот предложил соблазнительные тарифы на перелет в Брюссель: 13 000 руб. на человека. Сам Брюссель расположен достаточно близко от Парижа: в 3-4 часах езды, а аренда автомобиля начиналась от 22 000 руб. В связи с этим отправной и завершающей точкой путешествия был выбран Брюссель.
Визы
Делают визы в визовом центре Франции быстро и недорого (7-8 тыс.). Нужен заграничный паспорт, заполненная анкета, справка о доходе с работы, бронь самолета, отелей, страховка, маршрутный лист, фото (можно в визовом центре сделать). Нам дали шенген на один год — это хорошо: не нужно каждый раз визы оформлять и сборы платить, полететь в Евросоюз можешь, когда захочешь.
Прокат автомобиля
Уже несколько раз я брал автомобиль в Avis, хорошая контора. Забронировал заранее на сайте компании самое дешевое авто с автоматом: фольксваген гольф. Брать и сдавать автомобиль лучше в аэропорту: не нужен будет трансферт в город.
Гольфа не оказалось, зато мне предложили в аренду новый и оснащенный всем «фаршем» дизельный Рено Меган. Пробег всего 6000 км, новенький салон, датчики слепых зон на боковых зеркалах, круиз-контроль и лимитер скорости, табло с действующими ограничениями скорости на текущей дороге(!), длинная база, устойчивость на большой скорости и т.д. Расход особо не замерял, но мне показалось, что на экране было 4,2 л/ 100 км.
Как я переплатил за прокат авто в 2 раза
На стойке регистрации менеджер предложил мне дополнительную страховку автомобиля, мотивируя тем, что если бы я ее не купил, в случае ДТП или иного повреждения ущерб в размере 1300 евро я бы оплачивал сам (франшиза), остальное — компания. Плата за доп. защиту была озвучена то ли в 35, то ли в 38 евро. Я подумал, ну нормально, конечно, беру. Но менеджер не сказал, что это плата в день! Я откровенно ступил, у него был плохой английский (он что-то бормотал), в итоге я подписал все документы. А когда сдавал машину, получилось, что я заплатил за аренду вместо 300 евро — 738 евро. Берешь машину, еще столько же платишь за страховку. Вина здесь обоюдная: моя — что ступил и подписал документы, не читая, его — что не озвучил, что плата за доп. защиту взимается за день и не назвал общую сумму за доп. защиту. Я написал претензию, может, вернут часть. Впрочем, не знаешь: где найдешь, где потеряешь.
Хочу предупредить вас, чтобы вы не брали эту опцию. Это слишком дорогая страховка. Лучше уж нести ответственность в размере 1300 евро (может, все нормально будет и ничего не случится), чем при каждом прокате платить 360 евро за страховку. Также не рассчитывайте, что вы возьмете в прокат машину ровно за ту цену, которая указана на сайте конторы. С меня еще взяли аэропортовый сбор и т.д.
Заправки и стоимость дизеля
Заправляться я рекомендую только за наличные. Если будете платить картой, то при каждой заправке на карте будет блокироваться 100-150 евро, а когда эта сумма разблокируется — неизвестно, может быть через месяц. Так никаких денег не наберешься. Процедура заправки за наличные проста: сначала наливаешь топливо в бак, потом идешь в кассу оплачиваешь.
В рунете ради экономии рекомендуют заправляться в городах, но проще заправиться на трассе — все равно нужно останавливаться, отдыхать. Стоимость дизеля составляет во Франции на заправках Total 1,3 euro, в Швейцарии 1,4-1,5 euro.
Платные дороги
Хотите ехать медленно и мучительно долго поворачивать на 100 круговых перекрестках, проезжать бесчисленные поселки со скоростью 50 км/ч — это бесплатные дороги. Хотите ехать быстро (130 км/ч) и с ветерком (качественные заправки и оборудованные места отдыха с парками и тренажерами) — то платите. Для каждой дороги тарифы разные, но примерно, если ехать 200-300 км в день по платным дорогам, то 15-20 евро потратите.
Ограничения скорости
В населенных пунктах — 50 км/ч, за городом — 90 км/ч, на трассе 130 км/ч. А вообще смотрите на знаки, бывает, что в городе снижают до 30 км/ч, а за городом — до 70 км/ч.
Французы ездят культурно, но ограничения скорости нарушают часто. Зря пишут в рунете, что мол европейцы напуганы штрафами и поэтому все соблюдают. Это не так. Даже пешеходы на красный свет переходят.
Я же ехал четко по ограничениям, чтобы не платить штрафы (выставлял на круиз-контроле -2 км/ч от лимита).
Парковки
На улице запарковаться очень проблематично. Бесплатные парковки во Франции есть, но только на окраинах городов. На уличных платных парковках нужно какую-то отдельную парковочную карту покупать (я не разобрался), стоять можно вроде бы не больше 2 часов, что неудобно. В связи с этим я парковался на подземных платных паркингах в центрах городов.
В маленьких городах цены либеральные (10-12 евро за 6-9 часов парковки), а вот в Париже и пригородах могут взять почти 30 евро за то же время.
Отели лучше брать с бесплатной парковкой. Но они располагаются, как правило, на окраинах городов, поэтому платить за парковку, когда вы выезжаете за пределы отеля, придется, и к этому стоит привыкнуть. Готовьте 10-12 евро в день.
Отели
Кушать каждый день в ресторанах с нынешним курсом евро не каждому по карману, поэтому мы готовили сами. Для этого мы бронировали номера в апарт-отелях с миникухнями или квартиры.
На миникухне, как правило, есть электрическая плита с двумя конфорками, микроволновка, холодильник, раковина, набор посуды, бывает также губка, средство для мытья посуды и полотенце. Все это позволяет с комфортом приготовить что-то или разогреть. Цена за такой номер/квартиру 60-70 евро в день.
Несмотря на наличие в номерах каких-то наборов посуды, рекомендую вам брать свой походный набор: кастрюлю, сковороду, пластмассовые чашки, тарелки, а также приборы. Походные наборы можно купить на али-экспресс. Не во всех номерах необходимая посуда есть, и не везде она в нормальном состоянии.
На месте в магазине можно купить маленькое масло для жарки, губку и т. д.
Еда
Режим питания в поездке получается такой: завтрак утром (8:00-9:00), далее перекус печеньем и батончиками, взятыми с собой (12:00-14:00) и полноценный ужин в 19:00-20:00.
А иначе не получается, поскольку с утра ты едешь смотреть достопримечательности, а днем едешь в другой город. Обед успеваешь приготовить только в ужин.
Если готовить в номере на миникухне, то на питание уходит 20-25 евро в день на двоих. Утром можно варить кашу или есть мюсли с йогуртом. В обед готовить салат (помидоры, огурцы, салат), отваривать макароны с сыром, разогревать табуле, вегетарианские котлеты и много другого (я вегетарианец и животных не ем). В основном покупали полуготовые блюда, чтобы не тратить много времени на готовку. Вечером чай, пироги, сладости, фрукты.
Специализировались по сырам: там их море. Каждый день какой-то новый: камамбер, бри, сыр из козьего молока и множество региональных сыров, названий которых я не помню.
Покупали продукты во Франции мы в основном в супермаркетах Carrefour. Выбор большой, но магазины премиальные. Такие же продукты продаются дешевле в немецких супермаркетах, но их трудно найти.
Прежде чем ехать в супермаркет, я обязательно проверял наличие у него парковки. Интересная ситуация была в Брюсселе: въезд на парковку супермаркета свободный, а выезд через шлагбаум только по парковочным чекам, которые нужно запрашивать на кассе отдельно. Некоторые, как и я, не знали об этой системе и пытались запихнуть обычный чек в автомат. Ничего не выходило. В итоге проскакивали по двое через шлагбаум, так как парковочный чек уже было не взять.
Сотовая связь
Ездить по бумажных картам — моветон, поэтому вам потребуется навигатор в телефоне и интернет. Для подключения интернета нужно купить сим-карту. Естественно, российские сим-карты я не рассматриваю из-за сверхдорогих тарифов за роуминг за границей.
Удобнее всего купить сим-карту местного оператора связи прямо в аэропорту после прилета. Так, в аэропорту Брюсселя, сим-карта на 5 Гб стоит 15 евро. Платы за роуминг в Евросоюзе уже нет, так что интернет работает во всех его странах.
Но есть один нюанс — Швейцария не входит в Евросоюз, и на ее территории интернет по этой сим-карте не работает. Хорошо, что я подстраховался, и купил еще в России сим-карту globalsim (с 1 Гб за 19 евро), которая работала в Швейцарии.
За 12 дней я истратил на навигатор и серфинг вне отелей 1,5 Гб интернета. Выходит, что просто пакета интернета globalsim мне бы не хватило.
Если вы едете по странам, входящим в Евросоюз, то дешевле купить 1 местную сим-карту по прилету. А если и в другие страны — то возможно, потребуется сразу 2.
В отелях интернет по wifi есть везде. Бывает, что не очень быстрый, но серфить можно.
Валюта
Успел купить евро по 63 рубля. По 70 руб. за евро поездка обошлась бы дороже. Лучше покупать евро на поездку понемногу каждый месяц, а не разово. Так средний курс покупки будет ниже, и вы не купите валюту слишком дорого.
В Швейцарии во многих местах оплату принимают в евро, а сдачу выдают во франках. Менять отдельно евро на франки может и не потребоваться.
Общественный транспорт
Если апарт-отель расположен на окраине города, то зачастую удобно, быстро и дешево ездить по городу на трамвае или автобусе. Не нужно платить за парковку и толкаться на узких улочках в центре.
Например, билет на 3 человека на любой вид транспорта с неограниченным количеством поездок в течение суток стоит в Страсбурге всего 6 евро. Парковка же в центре вам может обойтись в 12 евро за 6-8 часов.
Билеты продаются в отелях или на остановках общественного транспорта в автоматах. Перед поездкой билет нужно активировать («пробить») через автомат, который стоит на входе в остановку или установлен в самом транспорте (как правило, в автобусах).
Билеты в музеи и на подъемники
Посещение музея обходится примерно в 11 евро. А вот подъемники в Альпах дорогие: 60-70 евро с человека. Впрочем, это окупается видами, не каждый же день ездим, и инфраструктурой.
Вкусные сувениры
Из Швейцарии можно привезти вкусный шоколад, из Бельгии — шоколад, вафли, ореховую пасту, из Франции — пряники и кексы.
Бюджет поездки
Денег израсходовали на двоих около 2570 евро. Думал, что будет больше. Отмечу, что недели 2 планировал поездку и тщательно рассчитывал бюджет на каждый день. Я думаю, что это важно. Лучше потратить меньше, чем не уложиться в бюджет.
II часть. Города и достопримечательности
В первый день после получения автомобиля мы поехали из аэропорта Брюсселя в Версаль. Остановились не в самом Версале, а в небольшом городке Бюк, в 10-15 минут от оного.
В Версаль приехали утром второго дня. На вход во дворец была огромная очередь, поэтому сперва мы пошли в сады осматривать французский регулярный парк и фонтаны.
Парк очень большой и хорошо ухоженный. Мы даже не смогли его обойти. Впечатляет. Пожалуй, лучше, чем в Петергофе.
Правда позолоты на фонтанах маловато.
В парке расположены 2 дворца: большой и малый Трианоны. В одном из них по случайному совпадению была выставка картин, посвященная приезду Петра I в Версаль и его встрече с Людовиком XV. Экспонаты приехали из Эрмитажа.. Выставка достаточно интересная.
А вот главный дворец нам не понравился: обшарпанные интерьеры, толпы бегущих туристов, духота, невозможность остановиться и что-то внимательно рассмотреть. Разве что зеркальная галерея заинтересовала (72 метра). Но опять эти толпы.
Напомню: Версаль расцвел при Людовике XIV. По образцу Версаля строились наши дворцы и парки в СПБ и Ленинградской области.
Утром третьего дня мы посетили дворец и парк Фонтенбло, где так же жили раньше короли. В принципе, они жили практически во всех крупных замках.
Впечатления от Фонтенбло компенсировали недостатки Версаля. Прекрасные интерьеры и красивый парк с озером.
Остановились в пригороде Парижа — Рюнжи. Удобный отель вблизи к развязкам.
Вечером третьего дня посетили Париж, посмотрели Эйфелеву башню. Она ржавая, вокруг много туристов и афрофранцузов, которые назойливо продают ненужные сувениры, толкотня. Как-то не очень. Поскорее уехали из Парижа за город.
В четвертый день мы поехали на северо-запад Франции в аббатство Мон-Сен-Мишель (по-русски аббатство архангела Михаила). Аббатство расположено практически на острове — с берегом его соединяет дамба. Там наблюдаются самые большие в Европе приливы и отливы. Аббатство очень красивое, впечатляет. Чем-то напоминает замок из фильмов о Гарри-Поттере.
В средние века на стенах соборов зачастую располагали устрашающие скульптуры для отпугивания нечисти. И здесь мы видим огромную птицу в клетке.
Свод собора изнутри:
Атлантика, вид с платформы аббатства. К сожалению, не успели заехать на пляж и покупаться.
Остановились в небольшом городке Ле Вивье-Сюр-Мер. Приятный городок на побережье, но портовый, нет пляжа.
5-ый и 6-ой день мы посвятили осмотру замков Луары. Для этого переехали в старинный город Тур и остановились в съемной квартире. Приведу здесь фото для примера.
Вид из окна на старый город. Можно представить, что здесь живет Карлсон.
Самый чудесный замок, который мы увидели — это Шенонсо. Уникальный замок на мосту реки. Был подарен фаворитке короля, потом отобран.
В каждой комнате — красивый букет из цветов собственного сада. Работал талантливый флорист. Кроме того, рядом с замком расположены регулярные парки, сад с овощами и фруктами, выставка карет, лабиринт и др. Всем рекомендую.
Многие замки были разграблены и разрушены в периоды революций, и такой красоты там может и не быть.
Второй замок — Шамбор. Снаружи красиво, а внутри голо, ничего нет. Можно пропустить.
В конце 6-го дня мы погуляли по самому городу Тур, увидели красивый готический собор с потрясающими яркими витражами.
На 7-ой день мы поехали в Клермон-Ферран. Делать там особо нечего, это просто перевалочный пункт на пути к Альпам. Но поскольку уже приехали, то съездили в парк развлечений «Вулкания», который расположен неподалеку.
В этом парке был представлен искусственный макет жерла вулкана и гейзеры. Для детей — интересно, для взрослых — скучновато.
Собор из черного вулканического камня в Клермон-Ферране.
На 8-ой день мы прибыли в Шамони (Альпы). К сожалению, Монблан был закрыт облаками, поэтому подниматься наверх на Эгюй де Миди мы не стали. Остановились в поселке Салланш в уютном доме-шале, там был отличный вид на горы и балкон с видом на горы.
На 9-й день мы поехали в Берн. По дороге посетили Шильонский замок на Женевском озере, где по одной из легенд был заточен сам Шекспир.
Внутри замка ничего особо нет, так как он достаточно древний (12-15 век) и многое исчезло. Озеро бирюзовое.
В Берне погуляли по старому городу.
Естественно, Цветочной улицы там нет, а про Штирлица горожане и не слышали -)
Остановились в Швейцарии в небольшой деревеньке Аффольтерн. Цены в Швейцарии запредельные: все дороже, чем во Франции в 1,5-2 раза. Старались ничего там не покупать и не заправляться бензином. Видимо, местные жители сплошные мильонеры. Самый дешевый отель в городе от 8-10 тыс. руб. за ночь, поэтому пришлось искать в деревне. Кстати, деревня оказалась достаточно живописной.
На 10-й день мы поехали на гору Пилатус, город Альпнахштадт. Гора знаменита своим заоблачным видом с кучерявыми облаками.
А также знаменита вагоном, который по зубчатой железной дороге поднимается на высоту ок. 2000 метров. На вершине горы, на платформе музыканты играли на альпийских трубах.
Обратно с вершины горы мы спустились по другому склону, а вернуться назад в Альпнахштадт решили по озеру Люцерна на прогулочном судне.
Люцерн поразил своей архитектурой и озером в горах с белыми лебедями.
Озеро.
10-ый и 11-ый день мы провели в Страсбурге. Посетили Страсбургский собор (был почти 2 столетия самым высоким в Европе). И погуляли по каналам «Маленькой Франции». Весь центр Страсбурга занесен в список Юнеско. Там действительно стоит побывать. Фахтверковые дома, кругом цветы, очень красиво.
В 12-й день сходили в художественный музей Страсбурга (дворец Роганов) и поехали обратно в Брюссель.
В 13-й день сдали автомобиль и улетели.
Впечатлений море. Но мне больше всего понравились Альпы. Я хотел бы вернуться сюда еще раз, а также посмотреть южную часть Франции. Надеюсь, что мой отчет будет Вам полезен при планировании самостоятельного автопутешествия.
Александр К.