|
Апрель месяц, впереди майские праздники — значит, пора в отпуск. Так как мы с женой не большие любители проводить его дома, встал вопрос: куда ехать? Давно планировали посетить Прибалтику. Латвия, Литва, Эстония, кусочек Польши, Беларусь. Шикарный вариант. Люблю маршруты в виде кольца. Но, как и в каждом случае, есть одно но — мы никак не успевали сделать визы. Вот так вот просчитались немного, не хватило всего-то… недели. Посещение визового центра окончательно поставило «х» на этом плане. Не отчаиваясь, прямо на крыльце того же центра на геополитической карте мира, находящейся в голове, прокладываем новый маршрут, который закроет пробелы предыдущих поездок и добавит новую страну Беларусь.
Решено. Едем. Завтра. Хотя нет, машину надо подготовить. Планируем выезд через неделю.
Немного о машине. Хонда CR-V 97 год, 2 литра двигатель, бензин-газ, «полный» привод, механика, отсутствие кондиционера, 430 тыс. км пробега, по имени Хонда. Именно так и зовут, были в семье вместе с ней еще представители этой марки, но только ее зовем Хондой. Надоело мне за 5 лет трястись на амортизаторах Кони, так что за неделю заказываю и меняю вкруг стойки. Всё, я готов.
Штурман и по совместительству жена (или наоборот) Наташа и дочь Агата (на момент поездки год и восемь).
Брали с собой детское кресло, больше брать не будем. Каждый сам решает нужно оно или нет в такой поездке. Больше 3-4 часов вредно сидеть в нем, к претензиям ДПС был готов. Ну нет на свете таких законов, чтобы детей мучить. Так что кресло всю дорогу провело в багажнике, съедая достаточно много полезного места. Сзади в ноги поставил холодильник, застелил одеялами и получилась ровная кровать для Агаты. Вторую половину заднего сидения не трогали, так как у взрослого быстро затекают ноги. Пока Агата спала, Наташа сидела на переднем сиденье, а во время бодрствования постоянно находилась сзади. Палатки не брали. Как-то уже привыкли спать в машине. Я занимаю передние сидения, они в обнимку на заднем. Не сказал бы что особо тяжело много времени проводить в машине, первое время останавливались на привалы каждые часа 3, но вместо того, чтобы бегать и разминать ноги, Агату тянуло обратно в машину. Быт ребенка обустроили таким вот образом.
Выезжаем из Самары в ночь — так проще всего с маленьким ребенком. Решили традиционную для этого направления М5 в этот раз оставить в стороне и стартанули на Саратов — Воронеж. И ни разу не пожалели о таком решении — дорога лучше, машин меньше. За Саратовом легли поспать пару часов до рассвета. Весь день едем до Курска. Наташа сзади развлекает дочь, уже наученные опытом, запаслись новыми копеечными игрушками, кукурузными палочками и мультиками. Когда совсем портилось у нее настроение, в ход вступало мороженое, конфеты. Главное не забывать чистить зубы ребенку. Забегая вперед, скажу, что во время путешествия решили отказаться от мультиков, так как ребенок после них становится какой-то агрессивный, хотя вроде смотрит Смешариков по 10-15 минут. Воздерживаемся вот уже 3 месяца.
Перед Курском на трассе замечаем коричневый указатель туристической достопримечательности. Сворачиваем. Немецкое кладбище, братская могила фашистов. Ворота на щеколде, заходим свободно. Множество столбов с бесчисленным количеством имен. Большинству погибших 21-23 года. Чувства странные и неоднозначные. Довершает картину фраза, написанная на часовне: «Мертвые, похороненные здесь, просят вас о мире». Злости нет, только грусть. Едем дальше.
Украина.
По разбитой дороге подкрадываемся к границе. На нашей стороне прошли без проблем — «откройте-закройте-до свидания». Вез с собой канистру бензина, оказалось, 20 литров вывозить нельзя, можно только 10. Перелил лишнее в бак и за проблему не считаю. Дальше интереснее. Украинские пограничники не пустили на территорию КПП, типа нету страховки. Украинский герой Саша, начальник шлагбаума, видя со мной ребенка, начинает клянчить денег. А время 2 часа ночи. Со всей ответственностью заявляю ему, что взяток не даю и не хочу с ним в одной камере сидеть.
Беру паспорт и иду пешком на ту сторону делать страховку. Можно было бы поругаться, конечно, так как это все не совсем законно, но тогда я еще думал, что все обойдется миром. Если кто поедет в Украину, делайте дома гринкарт. Если уж так вышло, что вы этого не сделали, запомните — на всех КПП с Украиной действует одна и та же схема развода. Страховщики выписывают внутреннюю украинскую страховку по цене гринкарт. Вместо 300 рублей просят 1600!!!
Прогулялся туда-сюда. Заехал на досмотр. И тут началось… Лица мужского пола от 18 до 65 лет въезжают только по приглашению… Георгиевская лента — это повод отказать во въезде (у меня висит на зеркале заднего вида)… за Донбасс… за Крым. Короче, не ждут меня там. Время 3 ночи, Агата не спит, Наташа нервничает. Ладно. По ходу придется менять маршрут еще раз. Была не была. Выпускаю на волю демона тьмы. Пошел ругаться с товарищем майором. И без Крыма с Донбассом нам хреново, говорю ей, граждане страны не должны отвечать за действия руководства, да и, вообще, еду бабушку в Киев навестить. Люди в очереди разделились на 2 фронта. Я, еще один русский мужик и все остальные. Пропаганда в СМИ делает свое дело. Повели меня в комнату допросов, объяснение брать. Хотят удостовериться, что еду я с сугубо мирными целями. На камеру под запись рассказал, что православный, с женой и ребенком еду к любимой бабушке на деревню (адрес и телефон приложил). Пустили меня все-таки, как потом пояснили «только из-за того, что у меня дите малое». Так на то и расчет был, думаю я.
Поехал я на досмотр машины. 2-ой круг ада. Товарищ капитан, как мог, мстил за своего обруганного коллегу. Выгрузили все, что только можно, вытряхнули все, что нельзя вытряхивать — короче, искали справедливости. После того, как они полезли шарить по карманам курток из багажа, меня снова поперло. Нашел он рублей 7 мелочи и смотрит на них так внимательно — предложил ему себе их оставить как премию за рвение. Отказался. Петросянил я с ним столько, что даже не в обиде на такое прохождение КПП остался. Пропустили. Потрачено 5 часов.
Утро — сон — поели борщ в кафе — доехали до родни. Всё, привал на неделю.
Бензин 92-й в районе 50 руб., газ — 22-24. Проблем с заправкой не было ни разу. Очень много сетевых заправок. Карты принимают везде.
Деньги. Проехали всю Украину вдоль и половину поперек, а ни одной гривны не сменял — все по карте. Удобно.
К русским машинам относятся настороженно. Никто не подрезает, неприличные слова-жесты не показывает, спросишь дорогу, с удовольствием все покажут и расскажут. Но чувствуется какое-то напряжение. Как будто я им сало должен и не отдаю. Шутка. Лично мне кажется, что украинцы как раз от меня, москаля, ждали агрессии. Большинство людей все понимают и очень переживают, что поссорили братские народы.
ДПС. Не нарушаешь и ты им не нужен. 2 раза был остановлен. Первый раз вроде как за дело — при развороте не поместился в прерывистой разметке и зацепил сплошную. Вроде что-то на камеру сняли. Опять выслушал про Крым… Донбасс. Выписали протокол. Поболтали без нервов, протокол выкинули, руки пожали и разошлись.
Второй раз было чуть по-другому. Еду ночью, не нарушаю, в населенном пункте патрулька стоит, и так внимательно они меня изучали, пока я ехал мимо. Потом смотрю, сорвались с места за мной. Уже на трассе догоняют. У украинских ДПС, если синий маяк горит, то нужно прижаться и, сбавив скорость, ехать дальше. А вот если красный и синий, то всё, стоять-бояться. Так вот, догоняют меня и синим маяком светят. Я прижимаюсь, пропускаю их. Моргают мне дальним и поворотником — приглашают пообщаться. Я начинаю злиться, но не останавливаюсь, еще сбавляю скорость и сильнее прижимаюсь к обочине — все как по ПДД. Тут им надоедает играться, врубают они красный маяк, и я останавливаюсь. Натягиваю улыбку, включаю всю доброжелательность на какую способен в 3 часа ночи, и сижу жду. Подходят два молодых сержанта, явно новорежимных. Доки проверили — все норм. И понеслось… почему не подчиняемся (да вроде подчиняюсь, все, как в ПДД, парирую я)…. с дальним светом в населенных пунктах нельзя ехать (да нет, это ближний такой)… «Подсветка номера не горит!» — выдает сержант. Тут мое терпение заканчивается. Идем за машину, в принудительном порядке все втроем заглядываем в подсветку номера, я был удивлен, но именно в тот момент все работало. И тут вижу по его глазам, что начал он придумывать следующий повод до меня докопаться. Недолго думая, бужу от спячки своего темного помощника. Короче, мною была прочитана лекция о недопустимости непрофессионального поведения и злоупотребления полномочиями. Были сравнены с бандитами, и обиженные таким отпором москаля сотрудники ретировались.
Что еще неприятно удивило, как только отъезжаешь от Киева в сторону Львова километров 100, рядом с государственным флагом Украины появляется флаг Бандеры. Я загуглил для верности, да, это именно флаг Бандеры. На площадях, на заправках, в парках. Много баннеров с призывом вступать в партию Бандеры.(((
Еда. В Украине цены на продукты ниже, чем у нас. Что-то (например, пепси, всякие энергетики) дешевле в 2 раза, а, например, молоко стоит столько же. В кафе на троих средний чек 400 рублей. Невкусно не ели ни разу. Красный борщ, вареники и сало. Дочь за время поездки подсела на этот рацион. Теперь дома ей жена так готовит.
Достопримечательности. В районе хутора Клевань Ровенской области есть вот такая красота. Поезд, проходящий по этой ветке раз в неделю, из года в год создает своеобразный тоннель.
Туристическое название «тоннель любви».
Сделав крюк, заехали навестить старожила. Обитает рядом с трассой в лесу между Березовым и Глинным Ровенской области.
1350 лет этому дубу.
Молдова.
Границу Украина — Молдова пересекали так же ночью. Агата спала, машину не досматривали. Пограничники доброжелательные, негатива никакого. Потрачено времени минут 30 максимум на обе границы. При въезде оплачиваем дорожный сбор, 4 евро вроде бы. Для Молдавии нужна страховка, можно внутреннюю, можно и международную.
ДПС. Не нарушаешь, они в твою сторону даже не смотрят. На трассе встречаются в основном, где запрещен обгон. Много знаков ограничения скорости, местные на них не обращают никакого внимания.
Еда. Вкусно и дешево. Ели мамалыгу (кукурузная каша со сметаной и козьим сыром) в сетевой кафешке под названием «Плачинда». В общем, там есть весь перечень национальной кухни.
Достопримечательности. Особо никаких. Бескрайние сады вдоль трассы и, конечно же, винные погреба.
Мы были в двух. Milestii Mici. Цены более чем демократичные. Можно купить бутылку вина урожая 90-х годов за 180 рублей. Таримся по полной. На экскурсии в погребах были в прошлый раз. Можно прокатиться по штольням с огромными дубовыми бочками и бесконечным складам с вином на своей машине примерно за 1000 руб. с человека. Протяженность погребов километров 200 вроде.
Фото погребов с прошлой поездки.
Дальше едем в Винные подвалы Крикова, в одноименном населенном пункте. Цены выше в 2 раза. Покупаем пару бутылок вина и коньяк.
Бензин дороже украинского. Мы не заправлялись.
Границу Молдова — Украина прошли так же в режиме «откройте-закройте-приезжайте еще». Алкоголь никто не считал.
Дальше почти транзитом едем в Беларусь.
Границу Украина — Беларусь проходим подольше. Украинцы интересуются алкоголем и салом. Все было заранее спрятано, не особо кривя душой, заявляю, что алкогольную норму не превышаю. Продемонстрировал пару бутылок молдавского вина, чем расстроил пограничника. Говорит, что я мог бы и украинского вина прикупить. Про сало молчу. Вроде нельзя его вывозить, ветеринарный контроль. Но я уточнять не стал, ведь нет у меня сала, а те 6 кг домашнего, что везу от родственников, не в счет.
Украина пропустила. Беларусы более внимательно досматривают машины. Выгружают вещи, может собака понюхать, сверяют вин. Но все культурно, просто делают свою работу. Алкоголь считают, сало-консервы ищут. Пока стояли в очереди из 2 машин, Агата побегала по территории, построила глазки, пококетничала, как и полагается девочкам, так что, когда дошла наша очередь, мы там уже были всем знакомы. Не часто, говорят, с такими маленькими детьми путешествуют. Рассказали в двух словах, как в прошлом году 3 недели ездили на машине по Азербайджану, все поудивлялись. Видно, наверное, опытным взглядом, что не преступники мы, ну везем пару лишних литров вина, ну сала прихватили, но ведь все для личных нужд. Чуть более углубленный поверхностный досмотр, и таможня дала добро. Когда уезжали с КПП, провожать нас вышли все немногочисленные сотрудники. Агата довольная всем махала рукой, и мы с приподнятым настроением поехали дальше.
Страховка в Беларуси стоит 19 $. Платить можно только в долларах или евро или картой.
Все платные дороги для авто на русских номерах абсолютно бесплатны. Про качество асфальта я вообще молчу. На фото все понятно без слов.
Достопримечательности. Заехали в Брест. Экскурсию не брали, просто гуляли. Ощущение гнетущее, моросил дождь, сквозь года чувствуется тяжесть войны.
Далее Беловежская пуща. Сама пуща, на мой взгляд, ничего интересного, на Тамбовскую область похожа. А вот зоопарк ребенку очень понравился.
Поехали в Минск по второстепенным трассам, интересно посмотреть беларускую глубинку. Глубинки особо нет. В Минске забронировали отель через букинг, заселились. Следующий день провели в дегустации местной кухни. Наш заказ выглядел примерно так: картошка, картошка, картошка и еще картошка. Разные способы приготовления, но все очень вкусно. Цены за троих 1200 руб. Отвыкли от таких цен.
Бензин. Стоит, как в России, только качество лучше. Заправки встречаются примерно каждые 30-50 км. Газ видел всего раза 3-4.
Деньги. Все оплачивал по карте, проблем нигде не было.
Продукты. Полное разочарование. Цены выше, чем у нас. Состав вообще не радует. Тушенка дорогущая. Ходил по магазинам и удивлялся, где же они, качественные и дешевые беларуские продукты?
Границы Беларусь — Россия как таковой нет. Показал паспорт из окна и поехал дальше.
Итог: пройдено 6 тыс. км, время на поездку с 28 апреля по 14 мая, 7 дней у родни, 2 раза гостиница, остальное в машине. Потрачено на все 40 тыс. руб.
В соответствии с разъяснением комиссии ООН, в знак солидарности везде сознательно пишу Беларусия, с «а» и одной «с».