Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Русский Север. Малошуйка

Русский Север. Малошуйка

07.07.2017 | 34185 просмотров

Желание побывать в поселке с интересным названием Малошуйка возникло давно. Волость Малая Шуйка Турчасовского стана Каргопольского уезда, принадлежавшая Кожеозерскому монастырю, впервые упоминается в 1638 году. Статус посёлка городского типа Малошуйка получила 20 августа 1943 года. В 1963-1965 годах Малошуйка входила в состав Плесецкого промышленного района. Рядом в деревне Абрамовская сохранился ансамбль («тройник») деревянных церквей: пятиглавая Сретенская (1873 г., выстроенная на месте сгоревшего в 1870 году храма 1698 года), Никольская, выстроенная в шатровом стиле (1638 г., также построена на месте одноимённой сгоревшей) и шатровая колокольня 1807 года постройки. Это один из шести полностью сохранившихся «тройников», в прошлом широко распространённых на Русском Севере ансамблей деревянных церквей.

Нужно рассказать, что такое «тройник». Северный тройник это архитектурный ансамбль из двух церквей и колокольни. «Тройники» — явление исключительное, характерное только для Русского Севера. Отчасти это объясняется климатическими условиями: суровая зима и умеренно-теплое лето. На погосте строилось две церкви, летняя и зимняя. Летняя церковь предназначалась для богослужений с Пасхи до Успения, зимняя, соответственно, от Успения до Пасхи.

Пересекли древний горный массив под названием ««хребет Ветреный пояс». Ветреный пояс был издавна известен поморам, но на картах не значился. Ветреный Пояс был открыт для науки лишь в 1928 году географом Михаилом Николаевичем Карбасниковым, который обнаружил эту возвышенность на месте предполагаемой заболоченной равнины. Изучение его началось с 1930-х годов. Наподобие Западно-Карельской возвышенности, это была тоже терра инкогнита, и лишь в 1940 году благодаря исследованиям М. Н. Карбасникова этот горный массив был нанесён на карту Карелии и Архангельской области.

Недалеко от Малошуйки, всего в 30 километрах, есть не менее интересное место, Преображенская церковь в деревне Нименьга. Это двухэтажное деревянное обшитое тёсом здание, расположенное в северной части села на широком ровном полуострове, образованном крутой излучиной реки Нименги. Построена на средства прихожан в 1878 году.

Первая попытка доехать туда в октябре 2015 года не увенчалась успехом. Мост через речку Лекса был разрушен, промерили брод, глубина оказалась 1,65 метра. Местный житель подсказал нам объезд, через болота. Но и тут нам не повезло, на моей машине вышла из строя лебедка, время поджимало, и мы приняли решение вернуться домой, но обещали вернуться.

И вот настал сентябрь 2016 года. Мы подготовились и снова вышли на маршрут Москва — Малошуйка. В этот раз в целях экономии времени мы пошли до Вытегры по «асфальту» (в 2015 году мы вышли к Вытегре по лесам, Тверь — Устюжна — Бабаево — Борисово Судское — Вытегра). Встали на ночевку в мотеле «Уют» города Пудож, очень приличное место. Утром двинулись в путь. Маршрут тут. Дальше предлагаю посмотреть фотографии и небольшой рассказ, как все происходило. Если кому-то будет интересно, историческую справку по Малошуйке можно прочитать вот тут.

Первый день перегон из Москвы до Пудожа почти 850 км, заправка в Ярославле.

Вологда, на объездной пробки не хуже московских.

Вытегра...

Вот такие облака наблюдал во время движения, как будто горы какие-то...

Пересекли границу Республики Карелия.

К концу дня добрались мы до Пудожа и остановились в мотеле «Уют».

Но обосновались не в главном здании, а типа в отдельном коттедже. Отдохнули, выспались.

Утром двинулись дальше, дороги отличные, правда, ремонт идет полным ходом. Когда с ремонтом закончат, ездить будет одно удовольствие.

Съехали с «асфальта» и дальще продолжили движение по живописным грунтовым дорожкам.

А вот и первая «засада» — мост через речку Лекса, он разрушен.В принципе, мы другого и не ждали, поскольку в прошлой поездке именно этот мост и остановил нас.

При ближайшем рассмотрении видно, что мостик пытались чинить, и даже на машине проезжали, видимо, на Ниве, но наши машины по весу явно превосходят Ниву, и эти «палочки» не внушили нам доверия.

Промерили брод, воды 1 метр. Провели совещание, на котором обсудили дальнейший маршрут движения...

И решили, что настоящие туристы всегда идут в обход. В обход дорожка была немного грязноватой и не менее красивой.

Пришло время для отдыха, выбрали красивое место для ночлега, на берегу озера.

Сковородка жаренной картошки с тушенкой, что еще нужно усталым внедорожным туристам...

Утром двинулись дальше, дорога предстояла долгая.

Мосты на пути практически все были едва «живы», этот мосток мы преодолели почти с ходу.

А вот этот пришлось «латать», отсутствие нескольких фрагментов моста не позволило «с ходу» преодолеть препятствие...

Следующий мостик был крепким и не особо «страшным», помогая друг другу, мы довольно быстро преодолели его.

Прибываем в поселок Валдай.

Проехав Валдай, сворачиваем на Малошуйку, впереди 150 км пути. Первые 50 км мы прошли за 5-6 часов. Размытая грунтовка, камни, ямы...
Следуюшие 100 км до самой Малошуйки показались нам «асфальтом». Местные жители рассказали, что проезд этих 150 км занимает иногда
почти 1,5 дня...

К Малошуйке мы подъехали уже ночью, пошел дождь... Не доехав 3-5 км до самого поселка, встали на ночевку.

Только утром мы увидели, в каком красивом месте мы ночевали.

Мы въезжаем в Малошуйку.

Сначала заправка... С топливом вообще очень интересно, АИ-92 есть, а ДТ нет. Нам сказали, что ДТ больше не завозят, и это несмотря на то, что в поселке каждая третья (по нашим прикидкам) машина дизельная.

Вот цель нашего путешествия, деревня Абрамовская...

Оставляем машины, идем на осмотр.

Надпись, датированная 39 годом, не знаю действительно ли это писалось в эти года...

Пора двигаться дальше, нас ждет деревня Нименьга.

А вот и вторая точка нашего путешествия.

К сожалению, нам не удалось переправиться на противоположный берег, дорогу мы не нашли. Говорят, напротив церкви есть брод, попытались его найти, везде было глубоко. На той стороне реки мужчина и женщина копали картошку, ну я так думаю. Пытался привлечь их внимание,
но они либо не слышали, либо делали вид, что не слышат. На берегу был припаркован квадрик, а на противоположной стороне реки лодка....

Сделав фотографии, мы двинулись в обратный путь, уже начинало темнеть, пошел дождь, и пора было подумать о месте ночевки. Немного фотографий.

Утром двинули в сторону дома, до Москвы...

Сделали фотографию возле указателя «Унежма», очень многие джиперы знают название этой деревни, в самой Унежме мы не были, но свое присутствие рядом с этим местом зафиксировали.

На этом мой рассказ закончен. Вот по этой ссылке можно посмотреть фотографии, не вошедшие в отчет.


Дром

Комментарии

    
Сообщений: 1140
Хорошо прокатились, только я не понял, в церкви есть кто ? или заброшены.
31
6
Ответить
 
Сообщений: 4278
Какая из этих машин лучше всего подходит по вашему для таких поездок?
Это наша зима! ;)
29
3
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 9896
Коротенько как-то.
Всё что нас не убивает- делает инвалидами.
22
2
Ответить
Diman
Киров
8 фотка снизу где церковь с чутырьмя башенками очень красива, прям захотелось туда жить переехать
19
5
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2785
Отличные покатушки!!! Душевно так)
7
4
Ответить
  
Москва
Сообщений: 459
Интересное путешествие. Церкви, скорее всего, восстанавливать не будут, доживают свой век.
http://elvik-foto.ru/
15
2
Ответить
Витек
Томск
Сретенская церковь ещё наверное действующая, т.к. крыша на ней частично перекрыта профлистом- не выглядит заброшенной.
5
4
Ответить
    
спб
Сообщений: 1914
для такого расстояния, малово дней в самом севере((((( и где удочки и спининги)) ай ай ай в таких местах не половить рыбку.!!!!
24
7
Ответить
NVP
Томск
Грустно смотреть на такие храмы , скорее всего их не восстановят ... А ведь это наша история . Что мы будем показывать нашим внукам , алпи , или макдональдсы?
11
6
Ответить
     
Москва
Сообщений: 112
На Дроме есть эпический отчет Nodal - К Ветрам Синих год https://travel.drom.ru/40667/ Те же места, но по содержанию Небо и Земля... :) Не в обиду авторам этого отчета, но драматургия все таки важна, чтобы создать правильное впечатление. С Уважением,
Мой отзыв: Jeep Grand Cherokee 2012
5
5
Ответить
 
автор
Москва
Сообщений: 6
Eurotrash
На Дроме есть эпический отчет Nodal - К Ветрам Синих год https://travel.drom.ru/40667/ Те же места, но по содержанию Небо и Земля... :) Не в обиду авторам этого отчета, но драматургия все таки важна, чтобы создать правильное впечатление. С Уважением,
Буду стараться и совершенствоваться! )))
http://off-road-tourists.ru/
9
2
Ответить
 
автор
Москва
Сообщений: 6
AlexZenit
для такого расстояния, малово дней в самом севере((((( и где удочки и спининги)) ай ай ай в таких местах не половить рыбку.!!!!
Полностью согласен, но работа не позволяет уделять больше времени поездкам
http://off-road-tourists.ru/
4
2
Ответить
 
автор
Москва
Сообщений: 6
Вчерашний Борщ
Хорошо прокатились, только я не понял, в церкви есть кто ? или заброшены.
Насколько я понимаю церкви не действующие, людей там нет
http://off-road-tourists.ru/
2
1
Ответить
 
автор
Москва
Сообщений: 6
Михаил424
Какая из этих машин лучше всего подходит по вашему для таких поездок?
Однозначно ответить не могу, лично меня устраивает Land Cruiser 100
http://off-road-tourists.ru/
10
2
Ответить
Ляля
Колпашево
Безумно красиво!Ребята отчаянные красавцы-богатыри!!!!удачи вам в открывании и дальше!
3
5
Ответить
vlad
Москва
проводник 69, подскажи, как дорога Вытерга - Пудож - Медвежьегорск? На легковушке проезжабельная легко, или с напрягами?
1
1
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 37275
отлично
3
4
Ответить
 
автор
Москва
Сообщений: 6
vlad
проводник 69, подскажи, как дорога Вытерга - Пудож - Медвежьегорск? На легковушке проезжабельная легко, или с напрягами?
Хорошая дорога, езжай смело. Если ремонты закончились то ехать одно удовольствие.Местами конечно ямки есть, но в целом хорошая дорога.
http://off-road-tourists.ru/
5
2
Ответить
     
землянин
Сообщений: 67658
Что запустение и мосты не ремонтируются..Жесть.Там же люди живут
11
1
Ответить
И это не Африка, это не Европа, это Азия.
4
1
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 17783
Красивые места.
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
4
2
Ответить
 
Питер
Сообщений: 179
Приятно увидеть знакомые места спустя время!
Спасибо за публикацию!
Подскажите, трек или графическое отображение маршрута (яндекс-карты или гугл-карты) в объезд разрушенного моста через Лексу имеется ?
https://dm-nodal.livejournal.com/2020/11/04/ - цикл моих рассказов о путешествиях на Русский Север
1
 
Ответить
   
ТранСильВаниЯ
Сообщений: 21698
Деревянные церкви Руси
Перекошены древние стены
Подойди и о многом спроси
В этих срубах есть сердце и вены

Заколочено накрест окно
Молчаливо, убого убранство
Но зато старым стенам дано
Мерить душу с простым постоянством! © Чёрный Кофе
Если лошадь сдохла с неё надо слезть.
10
1
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 4561
Нормально прокатились,молодцы.
Mazda MPV 2001г 2.0 FS
Mazda MPV 2007г 2.3 LY3P 23C
HYUNDAI SANTA FE 2.4 АТ 2012г
2
1
Ответить
 
автор
Москва
Сообщений: 6
Nodal
Приятно увидеть знакомые места спустя время!
Спасибо за публикацию!
Подскажите, трек или графическое отображение маршрута (яндекс-карты или гугл-карты) в объезд разрушенного моста через Лексу имеется ?
День добрый! Трека нет, графический рисунок есть.Куда скинуть?
http://off-road-tourists.ru/
 
 
Ответить
 
Питер
Сообщений: 179
Отправил свой
https://dm-nodal.livejournal.com/2020/11/04/ - цикл моих рассказов о путешествиях на Русский Север
 
 
Ответить
 
Питер
Сообщений: 179
Отправил свой e-mail личным сообщением.
Заранее спасибо!
https://dm-nodal.livejournal.com/2020/11/04/ - цикл моих рассказов о путешествиях на Русский Север
 
 
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 75951
Молодцы, очень интересно почитать.
Светопрозрачные конструкции из ПВХ и Al. Экспертный подход.
Тел. 96 - двенадцать - 96
Мой отзыв: Nissan AD 1999
 
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
классная поездка
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
krogen
Что запустение и мосты не ремонтируются..Жесть.Там же люди живут
"Что запустение и мосты не ремонтируются..Жесть.Там же люди живут".
С одной стороны, для местных и хорошо, что трудно кому попало проехать. Меньше народу - меньше мусора. А для тех, кому эти места - родина, - и рыбалка, и охота, и ягоды с грибами.
 
 
Ответить
подводник69
День добрый! Трека нет, графический рисунок есть.Куда скинуть?
Подводник69, а мне можете тоже скинуть?
С уважением, Анатолий А., kiberli@mail.ru
 
 
Ответить
"Первые 50 км мы прошли за 5-6 часов. "
Этот участок - "Ничейная дорога", граница между регионами, поэтому она хуже, чем лесовозные дороги Валдайского и Малошуйского леспромхозов (в прошлом). Этот участок дороги, соединяющий Карелию и Архангельскую область, появился, можно сказать, случайно, по личной воле руководителей леспромхозов. Никакой государственной или муниципальной (как сказали бы сейчас) программы, плана по устройству сообщения между регионами не было, как нет и сейчас в полном смысле слова поддержания властями этой дороги. Сейчас она существует во многом благодаря инициативе одного лишь Павла Бармина из Золотухи, который вместе с сыном отсыпает ее песком там, где размыто, грейдирует, ремонтирует мосты, мобилизует местных предпринимателей, в том числе и малошуйских, на содержание этой дороги, для этих целей кое-как выбивает у властей скудные средства.
Похоже, что вы проехали Ничейную дорогу по старой грунтовке, но летом лучше ездить по т.н. "Восьмой ветке" - и быстрее, и по камням, и шире, нет столько грязи.
В связи с закрытием в 2016 году Унежемского лесоучастка технологическая дорога предприятием Онегалес более не поддерживается, зимой не чистится.
В мае 2017 года "ликвидировали" и сам поселок Унежма, люди расселяются. В зимнее время участок дороги до пересечения с дорогой Валдай - Сегежа чистится от снега и содержится только Барминым Павлом Геннадьевичем. Вообще, справиться о состоянии дороги Валдай - Малошуйка в любое, конкретное время можно только у него.
"Сделали фотографию возле указателя «Унежма», очень многие джиперы знают название этой деревни, в самой Унежме мы не были...".
В самой Унежме, если Вы имеете ввиду деревню Унежму, вы и не смогли бы побывать, так как туда и пешком-то не просто дойти. А этот указатель "указывает" ( прошу прощения за тавтологию) на поселок и станцию Унежма, о которой я писал выше. В деревню Унежма, что на берегу Белого моря, даже на ГТСке трудно проехать, а в зимнее время там тем более нечего делать, нет никаких поводов обустраивать туда дорогу.
Сколько и чьих только отчетов по поездкам на Белое море не прочитал, а так мало пишут про Золотуху - родину моей семьи. Снимков нет. Жаль... А ведь во многом благодаря Золотухе, а отнюдь не Малошуйке, существует эта дорога. И правильнее ее называют «Валдай – Золотуха», а не «Валдай - Малошуйка». Серый гранитный отсев, щебень, которыми отсыпаны многие участки дороги, трубы, промоины и т.д., берется именно в карьере Золотуха. И дорогу до Малошуйки сделали пригодной для проезда не малошуйцы, а жители Золотухи. Ваш покорный слуга так же в течение многих лет (1985 - 1989 годы) принимал в этом участие, мне знаком каждый ручеек, каждый поворот на этой дороге. Я даже застал остатки домов деревни на Перингозере (63.605973N, 37.269317E). Тогда не было цифровых камер и сотовых телефонов, чтобы качественно заснять всю эту красоту. Большинство редких любительских кадров на моем ЗенитеTTL безвозвратно пропали из-за некачественного, просроченного проявителя или фиксатора, да и хорошую фотопленку тогда трудно было купить. Многие негативы были утеряны при переезде.
На заливных лугах речки Лёвушки (на карте указано - Левешка, хотя все ее называют ласково - Лёвушка) белыми ночами мы косили сено для тех из нас, кто держал в хозяйстве коров. Ночью, потому что меньше комаров.
По этой поистине «Дороге Жизни» ездят многие. В зимнее время проезжают жители Архангельска-Северодвинска-Онеги в Карелию и на Мурман, кто на охоту и более всего - на рыбалку, кто к родственникам и друзьям. Карелы и мурманчане – в обратном направлении. В конце февраля 2016 года мы проезжали через Архангельск-Северодвинск-Онегу на Золотуху, в Ворзогорах встретились нам авто с мурманскими номерами. Как раз мы съезжали на лед Белого моря в направлении деревни Абрамовской, заехали в деревню по льду речки Малошуйки. Обратно мы выехали уже через Надвоицы-Сегежу.
Хотелось получить от Вас карту объезда известного моста через Лексу. Осенью хотелось бы проехать на Золотуху по этой дороге, а то все через Медвежьегорск. Если проеду, то сохраню трек - как без него? Даже местные на Севере где бы ни проехали, стараются сохранить трек для навигатора. Вот проехал родственник по льду Белого моря из Золотухи в Онегу и обратно, прислал мне на эл. почту трек, чтобы я не плутал, когда через неделю поехал к ним. Вы проделали такой трудный путь, а трек не сохранили, как вы говорите...)))

С уважением, Анатолий А., kiberli@mail.ru
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром