|
Заранее прошу прощение за МНОГАБУКАФ, ибо АСИЛИТ не каждый. Также, возможно, читатель будет обескуражен малым количеством картинок и полным отсутствием на них девушек в купальниках. Моё повествование не имеет вербальных целей или цели выплеснуть эмоции от захватывающего путешествия. Здесь не будет точного указания месторасположения достопримечательностей и советов выбора направлений к ним для их осмотра. Это простое изложение некоторых событий, произошедших во время одной скромной поездки.
Шёл 2015 г. Холодное лето подошло к концу, и настал тёплый сентябрь. Низенькие деревца сменили зелень на золотое и красное. Лиственницы пожелтели, а тундра приобрела нарядный багрянец. Но так будет не долго. Скоро ветер сорвёт листву с деревьев и разнесёт по округе, а багрянец с тундры сойдёт. И всё станет серым. И придут мысли о скором снеге и морозах. Но сейчас я думал о предстоящем отпуске. Мысль о нём дарила тепло, и душа ликовала. Предстояла поездка в Алтай.
Об Алтае я думал давно. До сих пор мы семьёй не ездили дальше родного Петропавловска в северном Казахстане, каждый раз останавливаясь по пути в Сургуте и Тюмени. Из Петропавловска мы ездили к друзьям в Омск и возвращались домой. Сменялись автомобили, но маршрут всегда оставался неизменным. Разнообразие вносили наши полёты из Тюмени в тёплые края, но потом мы возвращались и продолжали наше автопутешествие. На круг выходило не более четырёх с половиной тысяч километров.
Я читал отзывы о поездках в Горный Алтай, собирал информацию и составлял маршруты, но необъяснимая боязнь моей супруги дальних поездок и моя безграничная любовь к ней остужали мой пыл. В конце концов, что в жизни дороже? Однако в Алтай супруге хотелось. В Белокуриху. Мало того, она там когда-то была, с нашим сыном, пребывающем в том в возрасте, когда небо бесконечно голубое, а родители молоды и не имеют ещё ничего кроме маленькой комнаты в общежитии и скромной зарплаты, с которой копят денег к лету, чтобы вывезти своё чадо туда, где есть солнце и витамины.
Белокуриха — не совсем тот Алтай, о котором я мечтал. Но лучше что-то, чем ничего! Супруга очень хотела, чтобы я там побывал, и я с радостью согласился, предложив ехать на машине. Она понимала, как я этого хочу и тоже согласилась. Так как моя супруга не признаёт иного вида отдыха, кроме как санаторного, то тут же занялась вопросом покупки путёвок. Я же купался в радостных мыслях от предстоящей поездки.
Нашим автомобилем на тот момент был Шевроле Каптива LT+, 7 мест, дизель, 184 л.с., 2012 года выпуска, купленный в 2013 году. Пробег на момент начала поездки составлял примерно 40000 км.
Летом случилась с машиной неприятность. Проблема весьма распространённая для Каптив с дизельными двигателями — оплавление силового провода, идущего к стартеру и генератору. Утром, отправляясь на работу, во время запуска двигателя я почувствовал запах плавящейся изоляции. Он мне хорошо знаком в связи с моей профессией. Но, как обычно бывает — надо ехать! Навязал себе мысль, что мне показалось, и поехал. Результатом стала безуспешная попытка запустить двигатель вечером и путешествие Каптивы к дилеру в Новом Уренгое на эвакуаторе. Заменили по гарантии проводку со стартером, установив провод нового образца увеличенного сечения. Надо сказать, за несколько месяцев до данного происшествия я был у дилера в Тюмени (Полюс-ДМ) по отзывной кампании, где мне проверили этот провод и сказали, что с ним всё в порядке.
В техническом плане подготовка машины к поездке была минимальной. ТО пройдено пятью тысячами километров ранее. Внедрил на лобовое стекло любимый мною семидюймовый навигатор Explay. Каптива имела мультимедийное устройство с навигацией, но Explay я люблю больше. Установил автохолодильник. На багажник был установлен бокс Menabo Mania Duo 460B. Груза планировалось много. Также на машину были установлены зимние колёса.
И вот настало утро нашего отъезда. В машине я и моя супруга. Наш единственный отпрыск на тот момент набирался знаний в одном из ВУЗов Новосибирска. Соки Агуша и сухой корм распиханы по бардачкам и кармашкам, коих в Каптиве превеликое множество. Холодильник морозит картошку с мясом и йогурты, в термосах кипяток. Поехали.
Никогда не еду в ночь. Я — жаворонок. Люблю встать с утра пораньше. В это время суток я особо активен. После обеда активность спадает, а к вечеру меня безудержно клонит в сон. Правда, люблю покататься летом по ночному городу. Для жителя севера — это настоящая экзотика по причине существования полярного дня.
С утра похолодало, будто погода скорее гнала нас в края, где ещё можно окунуться в лето. На краю своего населённого пункта заехали на заправку ГПН. Как всегда очередь. Но она не для меня. Каптива снабжена широкой заливной горловиной, в которую спокойно входит заправочный пистолет для грузовых машин. У первой дизельной колонки для грузовиков, как правило, никого. Заправляемся и выезжаем на бетонку. Впереди триста километров плит разной степени убитости с небольшими асфальтированными участками. Дорога Новый Уренгой — Сургут никогда не была хорошей. Мало того — она была откровенно плохой. Когда я купил Каптиву, я понял, насколько даже самая плохая дорога может оказаться вполне сносной. Каптива ловко проглатывала неровности и отлично держала прямую. Её ходовые качества навсегда оставили в моём сердце самые приятные впечатления.
На полдороге к Сургуту мы попали в гололёд. За бортом автомобиля была небольшая минусовая температура. Машины, в своём большинстве, ещё на летней резине еле крались. Временами попадались легковушки, улетевшие в кювет. Фуры стаскивало на обочины. Они беспомощно буксовали на месте и становились друг за другом то ли переждать непогоду, то ли ожидая помощи. Моя супруга сидела, вжавшись в кресло. Шипованная Хаккапилиитта позволяла мне уверенно перемещаться по гололёду. Я пытался шутить на отвлечённые темы. Супруга молчала. Когда я спросил — почему, она ответила, что переживает за дорогу. Я успокаивал, говоря, что не стоит за неё переживать, де ничего с этой дорогой не случится. Гололёд тянулся километров пятьдесят.
К Сургуту подъезжали в потёмках. Там прекрасная подъездная дорога в две полосы в каждом направлении, с широкими асфальтированными обочинами. Я долго двигался за фурами, потом перестроился в левый ряд и пошёл на обгон. Обогнав несколько машин, стал возвращаться в свою полосу. В свете фар передо мной возник крупный предмет. В голове мелькнула мысль, что это ком снега, отвалившийся от какой-то грузовой машины. Делать резкий манёвр вправо не рискнул. Неизвестно, чем это могло закончиться. Последовал удар. Громкий скрежет. Я плавно съехал на обочину и остановился. Вышел на улицу. Под бампером застряла пустая пластиковая канистра из-под солярки. Объёмом литров на тридцать. Хорошо, что она оказалась пуста! Аэродинамическая губа под бампером не дала канистре проскочить дальше под машину. Это хорошо. Губа немного пострадала, но держалась на месте.
В Сургуте мы переночевали в полюбившейся нам и ставшей обязательной для ночёвок гостинице «Янтарь». Пройден первый отрезок пути в 700 км. Затрачено около девяти часов.
В Тюмени мы утром по предварительной записи заехали в салон Форда в Автограде. Там я обслуживал свой предыдущий Форд Си-Макс, а теперь они приютили у себя и дилеров Шевроле. Я поменял моторное масло, фильтры, масло в коробке, тормозные колодки и попросил проверить провод к стартеру. Всё было сделано. Проводка в порядке, но мне приговорили обе ступицы. Что за чёрт! На сервисе, до отъезда, никаких неполадок со ступицами замечено не было. Оказалось, что одна ещё могла походить, а вторая была, со слов механика, прям вот под замену. Подшипники отдельно не меняются, такая конструкция, нужно менять ступицы целиком. Ступиц в наличии нет. А ехать надо. В Омске завтра ждут друзья, в Новосибирске забронирована гостиница на два дня, чтобы повидаться с сыном, ну и дату заезда в санаторий никто не отменял.
Супруга в шоке. Как же мы поедем в такую даль на такой машине! И всё это на фоне того, что она боится дальних переездов. Что же делать? Оставить машину в Тюмени, а самим ехать на поезде? Не вариант. У нас много вещей. Много чего везли сыну. Зимнюю одежду, одеяло с подушкой и представьте себе — принтер (МФУ) и мультиварку! В поезде всё это не увезёшь. Супруга предложила сдать Каптиву в трейд-ин и продолжить путешествие на новой машине. Переднеприводные Куги меня не впечатлили. Эксплорер слишком дорог. Так, всё! Без паники! Не стоит пороть горячку! Ступицы найдены в магазине и произведена их замена. Утром отправляемся в Омск. За плечами полторы тысячи километров.
Здесь совсем ещё лето. Мы довольны исходом ситуации. Играет музыка. Мы любуемся пейзажами и мечтаем провести в таких местах свою старость. Юг Тюменской области, на мой взгляд, очень красив. Небольшие холмики, симпатичные посёлки и отличнейший асфальт. В Омской области асфальт заметно хуже, и ещё хуже в самом Омске. Нет, там была какая-то большая улица с приемлемым покрытием, но в основном…
Встретились с друзьями. Вечер пятницы. Отлично посидели. Утром на Новосибирск. Пройдено две тысячи двести километров.
Сибирь. Леса гуще, деревья выше. Слева и справа нет и клочка бесхозной земли. Всё возделано и приносит свои плоды. До Новосибирска добрались без проблем. Созвонились с сыном. Он назначил нам место встречи. Забили адрес в навигатор и хоть и не скоро, но добрались. Новосибирск показался мне настоящим муравейником. Количество машин на дорогах неимоверное. Обнялись с сыном, по которому уже изрядно соскучились, пообедали в кафешке и отвезли привезённые сыну вещи в его вузовское общежитие. Потом все поехали в гостиницу. Мы бронировали номер в «Маринс Парк Отель». Гостиница отличная.
Новосибирск из окна гостиницы «Маринс Парк Отель».
Два дня выходных прошли быстро. Утром понедельника грузимся в машину. Сыну пора на учёбу. Обнялись, распрощались, сын уехал. Садимся в машину. Я завожу двигатель. Двигатель завёлся, но я отчётливо слышу запах горелой проводки. О причине догадываюсь. ЭТО случилось снова! Сервис искать некогда. Раз уж завелись, едем в Белокуриху.
Новосибирск невероятно огромен. Для меня, жителя захолустья — это настоящий мегаполис. Сын говорил, что Новосибирск застрял в восьмидесятых. Может быть, но мне город понравился. Хотел бы, чтобы сын тут закрепился. От гостиницы проехали километров двадцать, прежде чем оказались за пределами этого города. Пройдено две тысячи восемьсот километров.
Проехали Бийск. Живописность дальнейших пейзажей радовала глаз. Светило яркое солнце. Передвижение по дороге доставляло непередаваемое удовольствие.
Въехали в Белокуриху. Маленький городок. По узким улочкам не спеша движутся машины. Никто никого не обгоняет. Мне это напомнило улицы европейских городов, в коих доводилось побывать. Въехали на территорию санатория «Белокуриха», заселились, и я перегнал машину на охраняемую стоянку.
Начался отдых. Массажи, бассейны, разнообразные виды парных и потрясающее питание по системе «шведский стол». А самое главное — баранина! Я её просто обожаю, и мне кажется, что лучше баранины, чем была в ресторане Белокурихи, я не ел нигде.
Как только выдалась возможность, пошёл проверить свою машину. Повернул ключ в замке зажигания, выключил климат и радио и успешно завёл двигатель. Вся беда с силовым проводом к стартеру и генератору таится в большом токе, протекающем по нему после запуска двигателя из-за предусмотренного конструкцией электрического обогрева салона автомобиля, оснащённого дизельным двигателем. Мощность ТЭНов — 1 кВт. Эта функция быстро прогревает салон до того, пока не прогреется двигатель. Поэтому я предварительно выключил климат-контроль. Ну что ж, буду заводиться, выполняя этот алгоритм.
Свозил свою машинку на автомойку. Видел её, когда ехали к санаторию. Заказал мойку внутри и снаружи. Двое крупных парней были со мной приветливы и быстро принялись за дело. Я не успел даже пары журналов пролистать, сидя в комнате для ожидания, как они закончили. Назвали какую-то смехотворную сумму. Мне право было неловко. За такую сумму в Новом Уренгое только номера протрут. Дал больше. Все остались довольны.
В первый же выходной день взяли экскурсию на гору Церковка. Прокатились на канатке, послушали местные легенды. Купили омуля. Довольные и немного уставшие, вернувшись в гостиницу, слопали его с пивом.
Во второй выходной взяли экскурию в Горный Алтай. Были в селе Чемал. Посетили храм на острове Патмос. Ездили в Тавдинские пещеры, скатались на моторке к Камышлинскому водопаду. Покатушка на моторке по Катуни мне понравилась особо. Нас с супругой усадили на нос лодки, так что перед нами никого не было. Можно было спокойно пофотографировать и поснимать видео. Лодку подкидывало на волнах. Одной рукой я держался за конец, привязанный к носу лодки, а в другой держал камеру. Супруга держалась за меня. В эту поездку я больше снимал видео, поэтому фотографий получилось сравнительно немного.
Курортная часть города Белокуриха спокойна и живописна. Есть прекрасная аллея для прогулок. Каждый день мы с супругой ходили по ней или пускались в разведку по другим улочкам. Нашли открытый рынок с фруктами. Закупили много мёда в качестве подарков. Я накупил разных алтайских сувениров, а супруга — тёплых вязаных вещей из Монголии. За две недели, проведённые здесь, зелёно-золотистый наряд округи сменился на белоснежный. Мы побывали как в тепле, успев впитать последнее солнце уходящего лета, так и увидели алтайскую осень.
Территория санатория «Белокуриха».
Время отдыха подошло к концу. Применив специальный алгоритм, я завёл машину, отключив печку и подъехал грузиться. Закинули вещи в багажник и, окинув прощальным взглядом наше временное пристанище, мы двинулись в обратный путь. Нужно проехать ещё три тысячи двести пятьдесят километров.
Каптива готова к обратному пути!
В Новосибирске мы снова остановились в «Маринс Парк Отель». Снова повидались с сыном, переночевали и отчалили в направлении Омска. Осень наступала. Моросил противный дождик. Через центр Омска ехать не хотелось. Был будний день, поэтому друзей решили не беспокоить. Нашёл по интернету пару гостиниц где-то на въезде в город и забил их адрес в навигатор. Разыскали первую гостиницу. Её фасад и округа не впечатлили настолько, что решили даже не выходить из машины. Поехали по второму адресу. Ситуация повторилась. Так как было ещё довольно не поздно, решили выехать за город и искать подходящий кемпинг. Был вечерний час пик, и времени, чтобы выбраться из города, потребовалось немало. Дождь продолжал моросить. На улицах грязь. Убитый асфальт. Границ проезжей части, обочин и тротуаров не видать. Просто полнейший крах! Жаль, ведь Омск — заслуживающий внимания город, с историей. Туда бы такого градоначальника, как в нашей столице. Ну и, разумеется, денег.
Не помню, сколько мы за Омск выехали, но по пути попался нам кемпинг. Решили остановиться, посмотреть. Было темно и промозгло. Высокое двухэтажное здание из кирпича. Большая парковка. Внутри было тепло и безлюдно. Большой холл с обеденными столиками, стойкой буфета и стойкой регистрации. С виду цивильно. Барышня заселила нас в номер на первом этаже. Нормальный туалет и душ в номере. Стоило всё рублей восемьсот, наверное. Перегнал машину в зону видимости камер наблюдения. Переоделись, заказали еду и славно отужинали.
Утром, проснувшись, выглянул в окно. Ещё было рано, но за окном было светло. От снега. Одевшись, я вышел на улицу к машине. Она была покрыта толстым слоем льда. Под ногами каток. Я кое-как открыл водительскую дверь и запустил двигатель. Пока завтракали, двигатель прогрелся. Включил климат. Подождали, пока отогреются стёкла и в машине станет потеплее.
Сели, поехали. Дорога — сплошной гололёд. Супруга снова вжалась в кресло. Молчит. Спрашиваю, почему? Отвечает — за дорогу переживаю! Тьфу ты. Вот трусиха!
По дороге видели последствия нескольких аварий. Уже конец октября, а народ всё ещё на летней резине? Мы же благополучно добрались до Тюмени. Пройдено пять тысяч километров.
Так как приютившиеся в тюменском Автограде шевролисты не обнаружили проблем с проводом, я обратился в «Полюс-ДМ». Там я, если помните, был полгода назад по отзывной кампании как раз по поводу этого провода. Там же я когда-то и покупал свою Каптиву. Машину посмотрели, подтвердили оплавление провода. Требовалась его замена. Случай признан гарантийным, но в наличии провода не было. Ждать месяц. Ждать мы не могли. Отпуск подходил к концу. Мне предложили ехать домой, а через месяц вернуться для устранения проблемы. Ко всему прочему меня пожурили за то, что я ни разу не проходил ТО у них, а делал это у дилера в Новом Уренгое или тюменском Автограде. Такой ход событий меня не устраивал. В их шоу-руме стояла дизельная Каптива, такая же, как у меня. Я предложил им снять с неё провод со стартером и установить на мою машину, а через месяц установить новые запчасти на неё. Потребовал старшего менеджера. Зашушукались, предложили подождать. Минут через десять спросили, смогу ли я подождать до послезавтра? Смогу.
Мы ехали домой. Оставалось преодолеть полторы тысячи километров. По дороге от Тюмени до дома, в первый день моросил дождь вперемежку с мокрым снегом, а на второй день мы въехали в зиму. О тепле остались только воспоминания. Пролетали километры. Мотор умиротворяюще урчал. Машина шла, уверенно проглатывая ямы. Через три месяца она была продана.