|
Делать было нечего, дело было вечером. И решил я написать сказ о том, как в 2014 году на слабоподготовленном автомобиле мы катались по указанному выше маршруту.
Планировка маршрута шла постепенно. Начал я с покупки машины зимой, далее немного подготовил, купив внедорожную резину и все. Далее, как уже почти всегда, это поиск попутчиков, все же в одну машину до сих пор не катаюсь и, наверное, не буду кататься. А путешественников на внедорожниках не так много, если они есть, то это, как правило, подготовленные команды, которые пассажиров без лебедки не берут.
Попутчики нашлись случайно, через знакомых. У них немногим более подготовленный эскудо. Решено было посетить сначала посетить плато Укок, на котором никто из нас еще не был, а после по остатку времени Курайскую степь и альп-лагерь Актру. Что касается транспортных средств, то мой автомобиль — это Форд Эксплорер 2 2000 года на 31 бигхорнах, а второй — это Сузуки Квадрат на 29 кордиантах.
Пошли сборы, и в назначенный день стартовали. Решили проехать максимально большое количество километров. Выехав в 3:00 утра, к 18:00 были на подступах к Акташу. Первый привал сделали на перевале, купив сыну коня, после этот конь долго был любимой игрушкой.
Далее продолжив пожирать километры, решили не ехать на Укок, а заночевать в Курайской степи и с утра скататься до альп-лагеря Актру.
Лагерь получился довольно в живописном месте, тут места для остановки всегда с дровами, и каждый переночевавший оставляет после себя дрова и, конечно же, убирает мусор, да и еще все проезжавшие мимо машины и люди с нами здоровались.
Переночевав, с утра решили отправиться к альп-лагерю, примерная карта маршрута ниже:
Туда мы ехали через Курай, обратно напрямик через степь, т.к. нам все равно ехать в сторону Кош-Агача. Правда, у нас возникла проблема, очень долгое время пришлось ехать вдоль дороги, не могли заехать на асфальт.
Подъехав к перевалке, особо долго там не гуляли, лишь сделали пару фото и поехали наверх.
Обилие местных лошадей радует, особенно ребенка.
Сама перевалка ничем не запомнилась, мы просто ее проехали, а вот дальнейший брод очень хорошо запомнился, и познакомились с ним близко.
Почти сразу стало ясно, что величины дорожного просвета не хватает.
Определенно, чтобы ехать тут почти без проблем, нужны колеса размером около 33, на форде 31, а на эскудо 29, но у него защита всего, кроме бензобака. Я же с трудом перебираюсь с камня на камень, кое-где перекатываюсь днищем по ним, иногда приходится, с разбегу ударяясь о камень, перекатывать машину через них, т.к. воды хоть и не много, но много, где камни просто не видно.
Ссылка на преодоление брода в обратную сторону — https://www.youtube.com/watch?v=dG8NFrQv-w8
Дальнейший подъем дался куда легче, хотя и не без ударов, но тут на нашей стороне была сухая погода, и главное, что камни стало видно, можно между ними лавировать.
Форд то и дело пускал сизак, как каракатица, на фото видно, что еще целы пороги и брызговики, хотя я уже забыл о них.
Удивительно, но за всю поездку передний бампер вообще не пострадал, хотя позже, уже куда в более лайтовых поездках, повыдавливало все противотуманки и изрядно пожевало его.
Ссылка на видео подъема — https://www.youtube.com/watch?v=LSkA4_KrpQE
Хотя номер я снимаю почти всегда, начитавшись отчетов о том, как люди теряли их где-нибудь в реке.
В долине Актру, очень красиво.
Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=YfLpm5Wzgpo
Поднявшись в лагерь, поставили палатки, погуляли вокруг, к горам идти планов не было, т.к. с малым ребенком это довольно затруднительно да и опасно. Сходив в баню, переночевали, с утра еще погуляли по лагерю и решили ехать на вниз в сторону Кош-Агача.
Вниз спускаться куда легче, чем подниматься, потому средняя скорость наша заметно увеличилась. В долине увидели слегка утонувший 4раннер, как выяснилось, с моим соседом по лестничной площадке в нем, вот так встреча.
Операция по его спасению выглядела следующим образом. Форд с самого сухого места длинной стропой дергал его из реки. Тем временем хозяин авто, находясь внутри, просто сидел и ждал спасения, не обращая внимания на то, что каждый раз после рывка машина укатывалась в то же место, где и была первоначально. Все это стало немного утомлять, и мы попросили его все же использовать тормоза, дабы не дать машине скатываться обратно, ну и попросили отпускать тормоза в момент рывка. Итогом стало вызволение из водного плена.
И еще, был веселый момент, когда мне протянули стропу из АШАНА. Все же на Алтае лучше использовать более надежные средства.
Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=7g2tNtV-g2A
Руководитель спасательной операции.
После вызволения выяснилось, что блок управления двигателем утонул, его просушили около часа на солнышке, машина завелась и поехала, правда, троила.
Мы двинулись дальше в сторону Кош-Агача. Судя по карте, это совсем рядом, но на самом деле все не так, как кажется. Приехали в город уже к вечеру, остановившись в гостинице. В гостинице познакомились с кучей людей. Это и велосипедисты, которые тоже на УКОК, и жители Томска, которые в Монголию, и житель Омска, живущий в Питере, и его друг из Казахстана, которые в одних тапочках поехали в Монголию, не взяв загранпаспорта, было весело.
На следующее утро, заглянув в кафе при въезде в Кош-Агач и на заправку, отправились в сторону перевала.
Что касается навигации, я использовал китайский планшет и озиком, предварительно откалибровав растровые карты горного Алтая.
У Теплого ключа были к обеду, расстояние тоже немаленькое, поначалу казалось, что ехать больше 30 км в час просто невозможно. После, привыкнув, стали ехать 60.
Немного поболтав с местными, поели, погуляли, поехали наверх. Что касается самого перевала, то он был куда легче подъема до базового лагеря, справились мы примерно за 3 часа.
В самом Кош-Агаче было тепло — около 25 градусов, здесь же куда холоднее едва до 20 дотягивает.
Нормальный подъем с несколькими местами, которые, впрочем, тоже рабочие, главное не торопиться.
Вершина перевала, около 3000 метров.
Спустившись вниз, сразу разбили лагерь.
Нормальная еда получается из рефтамида синего и зеленого, ну и морковки главное не забыть добавить.
Что сказать о погоде на Укоке? В общем-то, погода не такая, как в Кош-Агаче, а все время не очень. Либо идет дождь, либо вот-вот начнется дождь, ну иногда солнечно и даже жарко, но очень недолго, и скорее всего в эти моменты очень ветрено.
С утра продолжили путь до заставы Аргамжи, на тот момент она еще имела место быть, хотя там находились ребята, которые ее разбирали.
Ссылка на видео, такая погода на Укоке https://www.youtube.com/watch?v=XJnDNW5swX0
Небольшое ТО, крюк на бампере такой рабочий, не один десяток машин, видимо, дергали им.
Спросив куда нам ехать, поехали в указанную сторону, как оказалось, дорога та вела не к следующей програнзаставе и могиле прицессы, а на перевал Быгымуиз и на дорогу в село Беляши.
Неверное направление отмечено крестиком, странно, что карта указывала основную дорогу прямо через болото, что-то не сходилось, не всегда дороги, отмеченные картой, были актуальны.
Фото сделано с того места, где крестик стоит, нам прямо туда через болото, естественно, мы поехали назад.
Вернулись назад и нашли основную протоптанную дорогу вдоль колючей проволоки, где нам встретился Прадо и Фрилендер свежих годов, видимо, ребята просто катались.
Видео доказательство https://www.youtube.com/watch?v=eWcUOxYAmog
Доехал до основных бродов, проехали их почти без проблем. Если не считать окончательную разгерметизацию топливного бака эскудо, который еще с Актру мокрел помаленьку.
Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=nB5h9EesKmg
Вот в этом месте на выходе бродов, острые камни, по которым ехать надо крадучись. Залатав бак огромным количеством холодной сварки, мы отправились в обратный путь.
Довольно быстро по уже знакомой дороге, и перевал прошли уже вдвое быстрее, оказались на Теплом ключе, где заселились в замечательные «уютные» домики с «печкой». И уютные и печкой взяты в кавычки неспроста, берут за них приличные деньги, хотя ощущение такое, что к постройке домов люди отношения не имеют, а в печках забит дымоход, ну и дрова свои надо иметь.
Зато есть замечательные аттракционы в виде таких кроватей, на которых можно попрыгать.
Сутра двинулись в обратный путь. Очень быстро добрались до Кош-Агача, как оказалось, если ехать 80-90, то вибрации почти не чувствуется и можно лететь. Но это на прямых участках, на поворотах опасно.
Ехав обратно, сдали автомобиль технику на осмотр.
Далее наше путешествие стало подходить к концу, нам захотелось более цивилизованного отдыха и просто никуда не ездить пару дней, т.к. прежде, как вы заметили, мы каждый день куда-то ехали, а это утомляет.
Остановившись в Онгудае у дяди Саши в охотничьем домике, отлично там отдохнули, погуляли, насладились видами.
Кабана этого сын еще долго и долго вспоминал.
А вот новых деревенских друзей забыл и через два года, когда мы останавливались там же, уже не узнал их. Об этом в следующих рассказах.
Из этой поездки я понял, что если ехать на Алтай, то выделять надо вдвое больше времени, и стоять на одном месте лучше или день, или три.
Из впечатлений: все места, где мы были, очень красивы. Долина Актру, когда в нее попадаешь, поначалу кажется, что ты не на земле, свет преломляется, и все кажется ненастоящим. Как мне показалось, погода в Чуйской степи с альплагерем гораздо теплее. На Укоке все серьезнее и холоднее, плюс ветер. Но это не отменяет той красоты.
Тогда я для себя решил, что на следующий год еще раз посещу это место, но уже более обстоятельно и главное с удочкой, или с человеком, который с нею умеет обращаться. Об этом отчет напишу позже.