|
Metallica - Low Mans Lyric. Прочно засела в голове. Включается сама, когда хочет, и играет там, сколько ей вздумается. Перед глазами проплывает соответствующий видеоряд: степь, пустыня, жаркое плывущее марево над дорогой. Само не проходит, а значит, пора собираться в дорогу. В степь, в жару, на юг и только на юг! Маршрут первоначально предполагался следующий: Пенза — озеро Эльтон — озеро Баскунчак — Махачкала — Дербент — Куруш — Чечня — Ингушетия — Приэльбрусье — Архыз — Крым — Пенза.
20 августа 2016 года ранним солнечным утром сваливаем потихоньку, пока все спят, с турбазы, расположенной на берегу живописного озера недалеко от Пензы. Вечер удался на славу, вставать тяжело, но надо ехать. Сегодня должны оказаться в степи, на берегу озера Эльтон, в лучах волшебного заката.
Надежный сообщник Honda Africa Twin собрался раньше нас и с нетерпением ожидает нас в гараже. В добрый путь, друзья!
Все как обычно. Ранний старт растягивается почти до обеда. Хочется взять и упаковать все на месяц путешествия. Позже все найдет свои места, действия обретут автоматизм, а все лишнее будет выброшено по дороге. Изрядно вспотев, стартуем в сторону Саратова.
С урожаем бахчевых во встречном направлении. Стало уже традицией обедать в кафе «Грузинская кухня» в Каменке недалеко от Саратова. Харчо и мясо на сковородке в сочетании с хачапури заставляют задуматься о послеобеденном отдыхе в ближайшей роще, но нельзя расслабляться. По плану закат на Эльтоне!
Не заезжая в Саратов, катим по объездной на Энгельс, лихо объезжая пробки и бесконечный ремонт дороги по обочинам и оврагам. Африка это любит и, поднимая столбы пыли и разбрасывая камни во все стороны, мы быстро оказались на другом берегу Волги в Энгельсе. Растительность и пейзаж постепенно обретают степные черты. Солнышко пригревает чуть более 30. Расход минеральной воды сопоставим с расходом бензина, а значит, мы на правильном пути ! Мы в Степи! Мы Дома! Дорога на Ровное — Верхний Еруслан — Палласовка. Траффик отсутствует чуть менее чем полностью. В основном пыхтящие Камазы. От Палласовки дорога идет параллельно с железной дорогой вдоль Казахской границы. Последний оплот цивилизации в степи. Бензин и воду запасаем по максимуму.
До Эльтона домчали, когда солнце уже приблизилось к горизонту. Не заезжая в поселок, мчим на берег запечатлеть в памяти и на фото чудо природы —закат на Эльтоне.
Зрелище волшебное! Стоило проехать эти 600 км, чтобы полюбоваться и поймать себя на мысли, что Земля все-таки круглая))))).
На ночь расположились на берегу Эльтона на недостроенной базе санатория. Купол звездного неба, огни поездов, проходящих иногда по линии горизонта, ласковый теплый ветер степи, ощущение, что на несколько километров вокруг нет ни души, кроме нас и Low Mans Lyric, звучащий из динамика телефона — создали ощущение нереальности происходящего с сознанием величия того, что еще только начинается и чему еще предстоит быть!
Наутро помесили немного целебную грязь и, попив воды в расположенном неподалеку минеральном источнике, решили ехать на озеро Баскунчак, используя прямой маршрут через полигон Капустин Яр. Заправка в Эльтоне закрыта, и бензин можно купить на дому в бутылках, чем мы и воспользовались.
Корабли пустыни не подпускают к себе ближе чем 20 шагов. Пообщались на расстоянии))).
Километров 50 шли от Эльтона наугад степными дорожками, плутая между редких кошар, пока не вышли на сам полигон, где в этот день как раз закончились учения со стрельбами, и вся колесная и гусеничная техника двинула в попутном нам направлении, поднимая столбы пыли до небес и разбивая попутно твердую дорогу, превращая ее в сплошной слой мелкой пыли, на которой мот ведет себя, пожалуй, хуже, чем на льду.
Все выезды с полигона перекрыты КПП воинских частей. Не пропустили на выход нигде. В итоге уперлись в высокую ЖД насыпь явно не по плечу Африке. Выход нашелся в паре километров в виде сквозного отверстия под железной дорогой.
Вначале Африка уместилась в тоннель, но к середине он начал уменьшаться. Спойлер, затем зеркала и ветровик пришлось снять. Удалось еще протолкать около метра, а затем только под углом в 45 градусов еще метров 6. Ура, спасены! Слабоумие и отвага торжествуют! До нормального наземного ЖД переезда было не более 1 км.
Мы в Астраханской обл. Мокрые от пота до нитки и умирающие от жажды выбрались, наконец, на трассу Волгоград — Астрахань южнее Капустина Яра.
Засветло добрались до озера Баскунчак, где тут же на подходе к водоему засадили мот капитально в солончак. Пришлось еще попотеть, разгрузить мот и, повалив его на бок, выкорчевывать из болота. Смыть соленую грязь удалось, только выпросив за бутылку шланг в огороде у местного жителя.
Встали лагерем на краю деревни, а наутро отправились на озеро.
Уровень воды в сравнении с прошлым годом вырос. В 2015 году проезжали до соляных разработок, а сейчас часть дороги по соляному плато подтоплена рапой. Жаль мотоцикл — -не поехали. Решили в этот день дойти до дельты Волги до села Малый Арал, где находится эндуро лагерь Караван.
Попрощавшись с Баскунчаком, двинули дальше к югу и засветло докатили до места. Жаль, но Караван проводится, как потом выяснилось, в начале сентября. Встретили только веселую компанию тульских рыбаков-мотокроссменов, у которых остались в их лагере пить Кальвадос и общаться.
Места чудесные. Рыба ловится на хлеб, смоченный жидкостью WD-40. Попрощались с гостеприимными ребятами и выехали через многочисленные протоки и ерики Волги на Астрахань и далее на Лагань.
Шикарная новая дорога от Астрахани на Лагань резко обрывается на границе с Калмыкией. Далее до Лагани идет живописная грунтовка, вполне проходимая для большинства авто и мототехники, а уж тем более для Африки.
Чуть-чуть ошибка сделал! Не надо было там выходить на асфальт и делать крюк через Лагань и Комсомольский. Мы кто, в конце концов, эндуристы или МП???. Алга и только алга, напрямую по степи на Артезиан и Кочубей!
В сумерках уже зашли в Дагестан. Не обошлось, естественно, без моего любимого Хинкала в Кочубее. Не доезжая 100 км до Махачкалы, догнали парня из Челябинской обл., который ехал к другу в Каспийск. Пока стояли общались, подъехали два дагестанца на Крузаке. Постояли, познакомились, они надарили нам в дорогу кучу всяких вкусняшек из ближайшего магазина. Везде дальше в Дагестане мы видели такое же радушие и прием! Спасибо вам огромное, ребята!!!
Ночевать решили на берегу Каспия, не доезжая немного до Махачкалы. Африка с перегрузом очень быстро зарывается в песок. Не обошлось без традиционного заваливания мота на бок и спасения заднего колеса из песочного плена.
Пустынный берег Каспия ночью при свете фар и шторме выглядит устрашающе. Сильный встречный штормовой ветер и грозные волны и буруны, с грохотом накатывающие на берег, отбили желание ночевать на берегу. В итоге разместились в уютной низинке под защитой деревьев и с пением цикад в придачу.
В Махачкале решили погулять по Центральному рынку, где нас очень вкусно и дешево накормили дагестанские женщины.
В Махачкале Африка решила немного покапризничать. Пропал холостой ход и заводиться стала через раз. Проверив свечи, давление в шинах и контакты в бензонасоса, решили, что виноват бензин с безымянной АЗС на трассе. Позже разбавил бензин другим — проблема ушла.
После прогулки по пляжу решили навестить своих Франчайзи и потребовать свои законные «роялти».
В переводе в франц. «роялти» означает «доля короля», в современном понимании это периодические выплаты за использование авторского права, интеллектуальной собственности.
Ну, вы все поняли.
Потом еще была встреча с друзьями и знакомство с мотоклубом «Черные Орлы».
Ребята, спасибо огромное за теплый прием и за размещение на ночь у Расима.
Заночевали в Каспийске у мотобрата Расима и стартанули дальше к югу на Дербент.
На фото ниже высокоинтеллектуальная беседа с жителем Дербента на крыше дома его бабушки.
«Во всей земле, от самой Москвы и до самых Петушков, нет ничего такого, что было бы для меня слишком многим…»
Максим Горький не только о бабах писал, он писал и о родине. Ты помнишь, что он писал?
— «мы с бабушкой уходили всё дальше в лес …»
Не найдя больше желаюших на бесплатную экскурсию по древней крепости, едем в городскую баню и в хинкальную.
За обедом принимается обновленный проект путешествия в первом чтении. Несмотря на запрет выезда, едем в сторону границы РФ — Азербайджан.
У самой границы догнали парня с подругой на БМВ, едут в Азербайджан и Грузию. Пермяки, знают нашего друга Костю «Svoy». Жаль, не сфоткались вместе. Я волновался сильно за паспортный контроль. (В прошлом году был разворот на границе РФ — КЗ).
Ура! «Кто не стучится — тому не открывают. Кто не пробует — у того не получается»
Заветный штамп в паспорте, и мы едем по Золотому мосту к азербайджанской границе. На той стороне нас ждало неожиданное препятствие — нет нотариально заверенной доверенности на ТС. Разворот, анулирование въезда, прощание с новыми пермскими друзьями, и мы с обидой на душе вновь в РФ. Ситуация сложная, уже настроились на Баку, дело к ночи, владелец мота за 2000 км от границы.
Есть однако небольшой плюс в том, что мы все-таки в Дагестане ! Не буду описывать следующие 2-3 часа, но через означенное время мы невозмутимо предъявили искомый документ азербайджанским служителям границы.
Все ок! Почти можно ехать, но требуется либо предъявить Карнет де Пассаж на мотоцикл, либо внести залог на месте наличными за временный ввоз мотоцикла. Точную сумму не знает никто, но примерно предлагают оставить залог около 800-1000 долларов. Опять находимся почти на грани возврата назад, но тут, как в сказке, в последний момент находится выход из очередного тупика — это оформление транзита по Азербайджану на 72 часа с последующим выездом в третью страну. Так в итоге, не заплатив никому ни копейки, мы попали в Азербайджан.
Забегая вперед, скажу, что заморачиваться страховым полисом для движения по Азербайджану и Грузии не стоит. У вас его никто там не спросит!
Проехав ночью километров 50 от границы, заночевали и проснулись в неведомо чьем саду.
Разбудил своими криками вот этот милый ослик.
Удар в грудь двумя не очень дружелюбно. Результат знакомства. Как выяснилось позднее, настроен он был — копытами сразу))))
Полакомиться как следует орешками не удалось. Появились хозяева осла и орешника, пришлось проследовать с ними на завтрак))).
Пообедав с гостеприимными фермерами, отправились в Баку, где провели 2 незабываемых дня.
Здесь в Баку познакомились с хорошими ребятами мотоциклистами Тофиком и Роялем. С ними мы провели 2 дня, которые оказались самыми лучшими в путешествии. Мы все время были окружены заботой и вниманием. Покатушки и прогулки по ночному Баку. Поездка в Сумгаит на веранду с видом на море и превосходным кальяном. Вкуснейшее инжирное варенье от бабушки Тофика.
Та самая аптека из Бриллиантовой руки.
В компании таких классных ребят время пролетело незаметно. Было желание еще остаться в этом необыкновенно красивом и гостеприимном городе, а также хотелось побывать в других местах Азербайджана и проехать еще далее к югу до границы с Ираном, но время транзита без залога за ввоз мота составляло всего лишь 72 часа, и нам пришлось прощаться с новыми друзьями и самым красивым из виденных мною городов. Напоследок решили не оставаться в гостинице, а провести ночь на берегу Каспия в районе Апшерона.
Всего за 2 дня Баку стал родным любимым городом. Уезжаем, но обязательно теперь будем возвращаться в эту сказку!
Дорогу от города до границы прошли за 6 часов. Красивейшие места, но второпях не снимали и прошли границу в срок в районе Лагодехи. На Грузинской стороне обменяли рубли на лари и остановились на ночь на пологом склоне холма.
Наутро отправились в Тбилиси, где первым делом нашли старинные серные бани.
Пожалуй, самое недорогое и полезное развлечение в городе. Всего за 4 лари! Разница в благосостоянии населения двух соседних государств очевидна. В Грузии сразу закончились ставшие за 3 дня уже привычным хорошие дороги и чистота обочин. Столица замечательна, но в сравнении с роскошью Баку выглядит город слегка запущенно. Несмотря на это, город является гораздо более раскрученным в плане туризма, чем Баку. Огромное количество туристов, в том числе из Европы. Так как мы изначально не собирались выезжать из РФ, то по Грузии у нас не было никаких контактов людей. Найти за короткий срок друзей в Тбилиси тоже не получилось. Ограничились самостоятельным кратким осмотром города.
Вечером выехали из города на ночевку в поля. Был выбор: либо продолжить Закавказское путешествие и поехать в Армению и Турцию, либо оставить эти планы на другое время и успеть в Крым на слет форума Африка Твин. Остановились на втором варианте, так как до слета оставалось еще двое суток и можно было успеть доехать.
Выезд из Грузии через Верхний Ларс. До парома на Керчь оставалось менее 1000 км.
Еще 350 км по Крыму до мыса Тарханкут и мы были на Афрослете. Никогда ранее в этой части Крыма не был. Места красивейшие. Самая чистая вода на всем Крымском побережье. Местность засушливая, рек нет.
Попали в отличную компанию! Народ веселый и дружелюбный.
Виктор Губриенко (Романик) Севастополь. Человек-легенда. Кругосветчик. Заслушивались вечерами его рассказами о заморских странах. Виктор преодолел на Африке 5 континентов.
Баунти!)))))
Совершив экскурс по окрестностям, мы всей командой вернулись к месту проведения встречи, где нас ожидала веселая вечеринка.
После:
Остались на Тарханкуте еще на денек. Отличное место для любителей дикого отдыха в малолюдных местах. Шикарные пляжи. Все, что нужно, можно купить рядом в Оленевке. Уезжали с сожалением, но были еще планы постоять лагерем в Лисьей бухте.
По пути на Бухту заехали в Севастополь и заночевали в кемпинге Учкуевка.
Отличное место для ночевки. Спартанские домики без удобств. Всего 400 руб. за домик. Шум прибоя под окном бесплатно.
Наутро на пароме через Севастопольскую бухту встретились с Максимом (АК Севастополь). Он устроил нам маленькую экскурсию на каменоломни.
До Лисьей бухты в тот день доехать так и не удалось. Между Судаком и Щебетовкой догнали двух мотоциклистов, одим из которых оказался Паша Кар Карыч, мой хороший знакомый по Трансальп Клубу. Пришлось изменить планы и поехать в Коктебель, где форумчане собрались чуть менее чем полностью.
К сожалению, не сохранились коктебельские фото. Хорошо провели время. Утром народ двинул в сторону Евпатории, а мы в Лиску.
Следующие две недели провели в тихом отдыхе в бухте, общение, рыбалка и редкие выезды в Курортное и на Меганом.
Как обычно это бывает, время пролетело незаметно. Отлично отдохнули, проехав за месяц чуть менее 8000 км, тем самым закрыв сезон с собственным результатом 28500 км с апреля по октябрь. Назад шли не спеша через Котельниково и Волгоград с двумя ночевками. Очередное путешествие закончилось.
Это был первый мой сезон на АТ. Мот очень понравился. Как и на ТА, не хватает жесткости штатной пружины заднего амортизатора при езде с пассажиром и багажом. Сейчас приобрел прогрессивную ГиперПро. Митас Е 07 выходил, несмотря на постоянный перегруз, весь сезон (28500 км). Резиной остался доволен и на новый сезон приобрел такую же.
С нетерпение ждем весны и готовимся к новым путешествиям. До встречи на дорогах и бездорожье друзья!