|
Изначально планировалось просто перегнать автомобиль Mitsubishi Galant из Екатеринбурга на остров Сахалин. Вы спросите зачем, просто моему другу в конце сентября поступило предложение работать в нефтяной компании на острове Сахалин на постоянной основе. Он слетал туда на две недели, посмотрел, взвесил «за» и «против» ….. и согласился.
Первоначальный план был такой:
Время в пути рассчитывали исходя из того, что средняя скорость зимой с учетом погодных и дорожных условий составит 70 км/час, управление автомобилем односменное, у нас в сутках всего 23 часа.
Но, естественно, в процессе проработки маршрута появилось желание совместить полезное с приятым, открыть для себя Россию, узнать людей, в ней живущих, посетить природные парки и заповедники, а не просто пересечь треть суши планеты — так эта затея переросла в полноценное путешествие. Тем более, поездка была согласована с нашим руководством и нас никто не торопил — нам дали по две недели оплачиваемых отгулов.
В начале ноября добавили ещё два дня на посещение г. Иркутск и о. Байкал. Выезд перенесли на 11.11.2016 г. На Сахалин планировали попасть 21.11.2016 г. Билет на самолёт из Южно-Сахалинска был заказан на 25.11.2016 г. с учётом внештатных ситуаций в дороге.
11 Ноября г. Екатеринбург — г. Омск (1 день путешествия)
Итак, давайте познакомимся. За рулём автомобиля водитель со стажем Верхозин Андрей — единственный и бессменный водитель на всем протяжении пути. Моё имя Березовский Дмитрий, повествование ведётся от моего лица. Я выполняю в этой поездке роль штурмана. Работа не сложная, сидеть и развлекать себя и водителя в пути, а также заботиться о его психическом и физическом самочувствии.
Андрей выезжает из города Екатеринбург в 05:00 по местному времени, в полдень я присоединяюсь к нему в городе Тюмени, и мы выдвигаемся в сторону Омска. Первая ночевка запланирована в Омске у моих родственников.
Первые два дня пути до Красноярска, по пути следования маршрута, окружающий ландшафт представляет собой унылую равнину, кое-где покрытую снегом, и никаких запоминающихся пейзажей здесь нет.
Когда я встретил Андрея, он был весел и игрив, излучал оптимизм, немного хотел спать и жалел, что у него не микроавтобус. На выезде из Тюмени, как окажется в дальнейшем, заправились на АГЗС самым дешёвым в России газом по 13 руб./л. Погода от Омска до Тюмени: -5°С, осадков нет, асфальт сухой. Кое-где ведутся ремонтные работы, но в целом дорога отличная, едем на круизе. Только здесь, перед участками с ремонтом дорог, стоят таблички: «Приносим свои извинения за временные неудобства» — появилась надежда, что в России зарождается культура на дорогах.
Ночь у Андрея перед отъездом с молодой женой: был дома с 19:00, ребёнка уложил спать в 22:00, слонялся по квартире до 00:30. Лёг спать, уснул в 01:00, проснулся в 04:30 и ушёл.
12 Ноября г. Омск — г. Кемерово (2 день путешествия)
Нас так хорошо встретили в Омске, что утром пришлось принимать трудное решение: остаться ещё на сутки в гостях у замечательных людей, ведь нас приглашали в загородный дом на шашлыки и в баню продолжить веселье, или же ехать дальше. Андрей принял решение не отклоняться от намеченного графика, я в ту первую ночь спать так и не ложился.
Трасса М 93. Погода ясная, -11°С, легкая позёмка, переменная облачность. В Новосибирской области самые прямые дороги, какие мы только видели. Сложилось ощущение, что до Новосибирска не было ни одного поворота. Асфальт новый, разметка блестит свежей краской, обочины широкие. Так и проехали до самого Кемерово, не выключая круиз-контроль. Но здесь же и самое большое количество стационарных камер на дрогах — через каждые 20 км стоят камеры в обоих направлениях и таблички: «Внимание камера». Часто встречается комбинация: ограничение скорости 70 км/ч и снизу знак «Камера», но на самом деле камер нет. Впервые на этой трассе увидели такой редкий дорожный знак, как «Обгон запрещён грузовыми автомобилями».
В г. Кемерово прибыли рано, но уже стемнело, тем более что разменяли ещё один часовой пояс. С помощью мобильного приложения «Avito» подбираем себе однокомнатную квартиру, созваниваемся и, въезжая в город, «Яндекс Навигатор» уже целенаправленно нас ведёт по адресу из приложения к цели.
Вообще, в этой поезде мы постоянно пользуемся следующими приложениями:
Прибыв на квартиру, заселяемся, ужинаем. На календаре суббота, восемь часов вечера, из Москвы поступает команда посетить все ночные клубы Кемерово, якобы здесь девушки — огонь, а клубы — лучшие в России. Чтобы не расстраивать коллег, следящих за путешествием в соцсетях, ставим будильник на 23:00 и ложимся поспать на пару часиков… Будильник никто не услышал — сказалась бессонная ночь в Омске))).
13 Ноября г. Кемерово — г. Канск (3 день путешествия)
Кемерово мы так и не покорили, в ночных клубах не побывали, зато проснулись рано утром бодрые и весёлые. Впереди нас ждал Красноярск.
В 6:10 мы уже выехали из города, погода стояла ясная, -13°С, до Красноярска надо было проехать около 550 км. Наш маршрут проходит по федеральной автомобильной дороге Р255 «Сибирь» (до 01.01.2018 года может применяться М53 «Сибирь») — автомобильная дорога федерального значения Новосибирск — (Томск) — Кемерово — Красноярск — Иркутск. Завтракали мы в районе Мариинска в придорожном кафе. Участок дороги от Кемерово до Мариинска достаточно опасен, имеет серпантинный характер в том месте, где дорога проходит среди Мариинской тайги. Но затем дорога становится ровней, после Мариинска трасса утомительно спокойна, что опять же требует постоянного внимания. Покрытие дороги асфальтобетонное с шириной проезжей части 7 м.
Трасса Кемерово — Красноярск. Андрей не приемлет тайскую идеологию, у него все участники дорожного движения, кроме него самого ….. «нехорошие люди»))).
После обеда, в районе часа дня, въезжаем в город Красноярск. Здесь по плану у нас посещение знаменитых Красноярских столбов и Красноярской ГЭС. Ночёвка запланирована в городе Канск в 200 км от Красноярска.
Госуда́рственный приро́дный запове́дник «Столбы́» — расположен на северо-западных отрогах Восточных Саян, граничащих со Среднесибирским плоскогорьем. С северо-востока «Столбы» примыкают к городу Красноярску, к границе заповедника ходит городской автобус.
К 14:00 мы стояли у начала тропы. Всего на всю прогулку потратили 4 часа. Место оказалось действительно красивым — скалы высотой около 80 метров возвышаются прямо посреди таёжного леса. Следуя за красноярскими ребятами, мы поднялись на вершину одного из столбов, откуда нам открылся поистине восхитительный пейзаж. Наш маршрут пролегал от «Турбазы» к центральным столбам — 7 км от границы заповедника. По пути встречаются площадки для отдыха, оборудованные туалетами, скамейками и кафе, где можно попить вкусного чая и купить путеводитель по заповедникам Красноярского края. Отличное место для тех, кто любит спорт и активный отдых.
На стоянке у входа в заповедник мы были ровно в 18:00, быстро темнело. Красноярская ГЭС — гидроэлектростанция на Енисее, располагается в 40 км к западу от Красноярска рядом с Дивногорском. По пути к ГЭС от Красноярских столбов проезжаем два населённых пункта — Овсянка и Усть-Мана — окружены горами Восточного Саяна с сосновыми лесами. Но так как уже стемнело, догадываемся об этом только по очень крутым поворотам и очертаниям гор. По самой плотине пройти нам не удалось, с обеих сторон охраняемые территории, вход на станцию только по пропускам. Само по себе сооружение ГЭС высотой 124 м производит впечатление. Сложно представить, как люди смогли перегородить такую огромную реку как Енисей.
Выше ГЭС, на противоположной стороне от Дивногорска, вдоль берега располагается множество яхтклубов. Дальше дорога уходит в сторону от Енисея. Программу третьего дня путешествия мы выполнили, возвращаемся в Красноярск, по пути в Овсянке останавливаемся в кафе поесть горячего шашлыка. Рядом покупаем свежего омуля горячего копчения. В 23:00 мы прибываем в Канск, заселяемся в гостинице с громким именем «Канны». Андрей ложится спать, я полночи пью пиво и ем вкуснейшую рыбу.
В течение всего дня погода была ясная, осадков не наблюдалось, температура колебалась от -10 до -15°С.
14 Ноября г. Канск — г. Иркутск (4 день путешествия)
В 08:00 выезжаем из г. Канск. Сегодня понедельник, город оживает, все спешат на работу. Нас догнал холодный циклон, идущий с запада, на улице -25°С, но машина запускается с пол-оборота. В машине не хватает функции руля с подогревом. На выезде из города под мостом дежурит экипаж ДПС, холодно, прячутся в тёплую одежду. Видно, что очень холодно, но все равно стоят…..
На выезде из города остановились спросить у прохожего, где ближайшая АГЗС. Человек объяснил и пожелал нам добра, удачи и счастливого пути. Заправщик оказался тоже очень вежливым — пожелал добра и хорошей дороги. В это морозное утро понедельника сложилось впечатление, что в Канске живут добрые, отзывчивые и счастливые люди. Андрею стало стыдно за его «свинаритет» и отношение к людям.
Трасса от Канска до Иркутска прекрасная, проходящая через деревни и села, вроде Нижнего Ингаша, Тайшета, Тулуна, Куйтуна. Заброшенных деревень и сел нет, все вполне прилично. Участок Тайшет — Нижнеудинск (154 км), пожалуй, лучший участок дорожного полотна в Иркутской области в этом направлении. Красивая природа, великолепная трасса, рядом железная дорога с проходящими поездами! Единственное, что портит общее впечатление, это огромное количество железнодорожных переездов, часть из которых не в лучшем состоянии.
По пути в Иркутск у Андрея постоянно возникали два вопроса:
— Зачем в каждом населённом пункте по два (и более) железнодорожных переезда, это сделано нарочно?
— Мне кажется, что ДПС исчезли с трассы, как тараканы из наших квартир. Что случилось?
Около 18:00 мы уже были на месте и получали ключи от очередной съёмной квартиры. Это была огромная двухкомнатная квартира с кухней-студией. Здесь планировали остановиться на три ночи и два дня — с нас взяли всего 4500 руб., правда, попросили в залог паспорта. В этот первый вечер в Иркутске мы решили никуда не ходить, надо было немного поработать. Впереди нас ждал Байкал.
15 Ноября г. Иркутск — п. Листвянка (5 день путешествия)
Проснулись рано, выспавшиеся и отдохнувшие. Позавтракали и сразу направились в Листвянку — хотелось быстрее увидеть Байкал, исполнить мечту детства! От Иркутска до Листвянки всего 80 км пути вдоль реки Ангара, 60 км из которых пролегает в равнинной местности, без особой растительности и только последние 20 км до Байкала природа начала радовать взор холмами, покрытыми густым кедровым и лиственничным лесом.
Как выяснится позже, самые живописные места, самые невероятные виды и радующие панорамы откроются взору от посёлка Слюдянка и будут простираться до самой Амурской области (до г. Сковородино) — самый живописный участок пути от Екатеринбурга до Ванино.
Листвянка — небольшой туристический посёлок на берегу озера, за полчаса мы его весь объехали два раза и знали, где торгуют байкальским омулем и сувенирами, а где можно вкусно пообедать. В Листвянке есть отели, больше всего выделяется своим внешним видом гостиница «Маяк». Листвянка славится своей живописной природой, поэтому и основа экономики поселения — туризм и туристы. Когда составляли маршрут, заложили два дня на посещение окрестностей Байкала: один на посещение Листвянки, второй день встретиться с коллегами по работе и посетить с ними Южное море. Обязательным условием поездки было купание в озере.
Пять минут поиска в интернете, и мы звоним по номеру телефона ребятам из Листвянки, которые занимаются туризмом. Ещё через пять уже стоим напротив гостевого дома, местной турбазы. Когда ехали на Байкал, не знали, что озеро покрывается льдом лишь в конце января. Я как заядлый снегоходчик планировал покататься на снегоходах вокруг озера. Но, уже подъезжая к Иркутску, стало ясно, что на снегоходах здесь катаются явно только после нового года. На Байкале в ноябре снега практически нет. Зато есть квадроциклы. На турбазе идёт полным ходом подготовка снегоходов к зимнему сезону, обслуживание и ремонт техники. Молодая пара, наши проводники, обрадовались нашему приезду и изъявили желание провести нам экскурсию, по их словам, они уже две недели как никуда не выезжали (мы приехали на Байкал в межсезонье), и вот представился случай. Им необходимо было пару часов, чтобы заправить технику и подготовить экипировку. Выезд назначили на 14:00. Мы же решили провести это время с пользой и отправились в музей.
В Листвянке находится Байкальский музей Иркутского научного центра Сибирского Отделения РАН. Оказалось, что это посещаемое туристами место и даже в межсезонье здесь полно людей, особенно гостей из Монголии и Китая.
Не буду подробно останавливаться на музее, лишь скажу, что посетить музей стоит, потому что он очень современный, интересный. Более половины всех помещений занимают аквариумы с обитателями озера, а в одном из залов есть батискаф, на котором посетителей погружают на дно Байкала.
После посещения музея мы отправились отведать бурятской кухни в чум к байкальскому буряту. Заказали буузы и национальные лепешки. Буузы (позы) — это название на русском языке традиционного бурятского и монгольского блюда. Считается, что позы (бууза) — один из вариантов китайского блюда баоцзы, откуда происходит и название кушанья, но в отличие от китайского аналога начинка в буузах исключительно мясная с небольшим добавлением зелени. Блюдо очень похоже на абхазские хинкали и тюркские манты. Забегая вперёд, скажу, что это были лучшие буузы во всей Бурятии, а заказывали мы их еще не раз! Едят буузы традиционно руками, причём образовавшийся при приготовлении бульон внутри поз, надкусив у донышка, выпивают отдельно через образовавшееся отверстие.
Хорошо пообедав, отправляемся на турбазу, где нас уже ждут наши новые знакомые. Переодеваемся, проходим инструктаж и выезжаем. Техника, конечно, не канадские BRP, а китайские видавшие виды CFMOTO первых годов выпуска, но функцию свою выполняют. В июле этого года у нас с Андреем был квадроциклетный тур по лесам Южного Урала на новеньких BRP Can Am Outlander 650 XT и Can Am Commander 800R — есть с чем сравнить. Даже в межсезонье цена — 4000 руб. в час за единицу техники, на Южном Урале летом мы платили по 3500 руб./час за новенькие экземпляры стоимостью по 1,5 миллиона каждый. Хоть и дороговато, но все же берём каждому по квадроциклу, на такой технике интересно ездить по одному.
Ребята оказались заядлыми путешественниками и интересными собеседниками. Но маршрут был выбран не совсем удачный — по старой вездеходной дороге в сторону от Байкала вглубь байкальской тайги. Мы надеялись, что сможем подняться на ближайшие к озеру горные вершины, но то ли времени не хватило (у нас было всего три часа), то ли экскурсоводы жалели технику. В общем, поездка получилась бы совсем скучной и незапоминающейся, если бы не очень душевная компания и бутыль с сибирской самогонкой на Юильских кедровых орешках. Было много «Святых мест» и отличное настроение, из компании не пил только Андрей, но ему было очень весело с нами. Из той информации, которой с нами поделились, мы поняли, что только приоткрыли для себя врата Байкала. Чтобы увидеть красоты Байкальского края, надо брать недельный (а лучше двухнедельный) тур на джипах или снегоходах и отправляться в настоящую экспедицию.
По возвращении на базу нас познакомили с хозяином турбазы Константином — возглавляет Байкальский Экспедиционный Корпус. Он занимается туризмом на Байкале ещё с 80-х и водит туристов со всей страны. За бутылочкой прекрасного «виски» и бесподобными буузами из чума мы просидели у Константина до поздней ночи, слушая завораживающие истории о Байкале, природе и людях, живущих здесь, об сумасшедших авантюрах и сложнейших экспедициях любителей экстрима. Уезжали мы от Кости как лучшие друзья, человек с широкой душой и чистым сердцем, мы и сейчас его постоянно вспоминаем. Хорошо, когда жизнь преподносит вот такие вот встречи. Обязательно встретимся с этими ребятами вновь!
16 Ноября г. Иркутск — п. Аршан — п. Слюдянка (6 день путешествия)
Ещё ночью, возвращаясь из Листвянки в Иркутск, решили последовать совету Кости и не тратить драгоценное время на посещение города (тем более встреча с коллегами отменялась), а немного отклониться от маршрута и съездить в Северные Саяны в местечко под названием Аршан.
Где-то в десять часов утра по местному времени мы уже выезжали из города, Андрей за рулём и я на пассажирском сиденье с пакетом пива — сказывалось вчерашнее знакомство с Байкалом ))). Хорошо, когда у тебя личный непьющий водитель с двумя высшими образованиями, главное не забывать кормить его вовремя, чтобы он не ворчал.
Аршан — это поселок в Тункинской долине, расположенный у подножья саянских гольцов с заснеженными вершинами, на реке Кынгырга, стекающей к Аршану в узкой долине с водопадами. Расстояние до Иркутска — 220 км, до Слюдянки — 120 км. Как оказалось, это место является горным курором и включает в себя два санатория «Саяны» и «Аршан». Но состояние санаториев оставляет желать лучшего, здесь с советских лет ничего не ремонтировали, кругом чувствуется упадок. Производит двоякое впечатление — с одной стороны величественная природа, а с другой нищета и разруха. Со слов местного населения узнали, что в окрестных местах множество целебных источников и различных санаториев, но практически все в плачевном состоянии. После сделаем вывод, что Бурятия — один из самых беднейших по уровню жизни субъектов Российской Федерации и самых богатых по количеству природных достопримечательностей.
Вообще, Аршан — это название минерального источника. Здесь их два, чуть дальше вверх по реке находится водопад. Вода в источнике с высоким содержанием газа, такое ощущение, что из земли нескончаемым потоком течёт минеральная газированная вода. И так, скорее всего, оно и есть. Рядом находится завод по производству газированной минеральной воды с одноименным названием. Мы пили бутилированную воду и воду из источника — разницы нет, только вода из источника быстро портится.
Погода в этот день испортилась с самого утра, а по приезде в Аршан вообще начался снегопад и сильный ветер. Дальше водопада в горы мы не пошли, видимость упала до нуля, поэтому накупили монгольских сувениров, чая и вязаной продукции из шерсти и поехали назад в Слюдянку. Ближе к Байкалу погода немного улучшилась, но ветер не стихал до самого утра. Температура в течение всего дня колебалась в пределах -11-7°С.
В Слюдянке остановились возле небольшого кафе с панорамными окнами, выходящими на проезжую часть. Хозяин кафе радушно пригласил нас отведать только что приготовленный им плов и горячего копчения байкальского омуля. Ну как тут откажешься, когда со всем этим он подал холодное разливное пиво. Разговорились, спросили, где можно снять домик или номер в гостинице с банькой на берегу Байкала. Оказалось, через дорогу напротив кафе расположена гостиница «Пик Черского», названная так в честь одноименной горы (2090 м) Комаринского хребта в Хамар-Дабане. Находится в 17 км к югу от Слюдянки. Хозяин кафе, Руслан, тут же позвонил хозяину гостиницы и обо всем договорился. Когда мы звонили, на часах было 19:00, к десяти вечера баня уже была готова.
Это оказалась небольшая уютная гостиница, с просторным рестораном на первом этаже. Здание новое, с собственной стоянкой и террасой вдоль берега Байкала. Рядом, в десяти метрах от озера, построена «русская баня» из байкальского кедра с большой дровяной печкой. Это то, о чем я мечтал, когда ехал на Байкал.
Чувствуя прилив бодрости после двух дней прогулок на свежем байкальском воздухе и растущее желание окунуться с головой в прохладные воды священного озера, да ещё и после баньки с хорошими березовыми вениками, не раздумывая вошёл в воды древнейшего озера…. Ощущение непередаваемое, вокруг тебя и под тобой бездна, а на небе сотни звезд, и волны с шумом бьются о береговые камни. До часу ночи предавался я удовольствию от мистического слияния с Байкалом, чередуя купание в озере с истязанием вениками в бане.
«Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и берут веники и начинают себя хвостать, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье» — описание славянской бани из «Повести временных лет».
17 Ноября п. Слюдянка — г. Чита (7 день путешествия)
Андрей не разделял моих взглядов насчёт русской бани и копчёного омуля с разливным пивом, поэтому лёг спать рано и проснулся даже по местному времени рано. Надо было ехать дальше, так как большая часть пути всё ещё была впереди.
До Улан-Удэ дороги я не помню, так как сладко дремал на пассажирском сиденье. Правда, временами Андрей будил меня посмотреть на очередной крутой спуск или вид с высоты перевала, или чтобы я ему сделал вкусный бутерброд с колбасой и сыром. Так, незаметно для меня, к полудню мы добрались до столицы Бурятии.
Каким-то чудом мне удалось уговорить его свернуть с маршрута и заехать в Иволгинский дацан — монастырь буддистов-бурятов. На территории дацана есть Храм-дворец Хамбо-ламы Итигэлова — место хранения священной реликвии — нетленного тела великого Учителя. Во время нашего посещения в храме шла служба, но служитель, увидев нас, пригласил в храм и во время службы подробно рассказал о феномене Итигэлова, позже мы нашли подробное описание и подтверждение слов монаха в интернете. Мы своими глазами видели ламу, и нам не показалось, что это мумия или бальзамированное тело старика. Он и не живой и не мертвый, каждый видит что-то своё. Сам же комплекс достоин внимания, чем-то напомнил нам вьетнамские и таиландские храмы.
Напротив храма находится столовая, где можно недорого пообедать.
Этот день пути запомнился как самый солнечный и самый интересный в плане окружающего ландшафта. Дорога до Читы показалась удивительно легкой, мы получали удовольствие, сидя в машине и любуясь проплывающими мимо ландшафтами. Вообще, Федеральная дорога Р258 «Байкал», повторюсь, самая интересная в плане путешествия на автомобиле. Здесь перевалы, мосты через реки, крутые повороты, за каждым из которых открываются взору новые панорамы, постоянно сменяют друг друга. Представляем, как интересно путешествовать здесь летом.
В город Чита мы въехали довольно поздно, по сравнению с предыдущими днями (около 22:00), и по отработанной схеме направились прямиком на съёмную квартиру. Эта квартира была ещё больше и круче всех предыдущих. Наметилась тенденция с каждым днём улучшать жилищные условия, единственным условием, ограничивающим нас в выборе, была стоимость за сутки — не более 2500 руб. В нашем распоряжении всегда были две комнаты, современная встроенная техника на кухне, Wi-Fi, большой телевизор и кондиционер, а в этой ещё и джакузи…. Но мы нигде ничем так и не воспользовались. Зато рядом с нашей квартирой, в соседнем доме оказался бар-гриль «Шашлыкофф», где мы очень плотно и вкусно поужинали. Чита теперь у нас ассоциируется большими и сочными шашлыками и уютным кафе.
В Чите нас вдруг посетила рациональная мысль, а не стоит ли нам позвонить на всякий случай в порт Ванино и узнать расписание движения паромов на остров Сахалин. Точнее сказать, мы знали, что ежедневно в Холмск отправляются два парома, а вот что на них так просто не попасть, никто даже не думал. Как окажется впоследствии, это надо было сделать ещё несколько дней назад или лучше до отъезда, как и согласовать свой визит в Углегорск с администрацией города, для посещения космодрома «Восточный».
18 Ноября г. Чита — г. Сковородино (8 день путешествия)
В Чите пришлось вставать еще на час раньше, так как накануне вечером пересекли часовой пояс. В 7:00 по местному времени мы уже выехали из города. На рассвете мы уже были в Чернышевске и искали газовую заправку. Вообще, если бы не мобильное приложение, которое перед выездом установил Андрей, мы бы не нашли и половины заправок. Располагаются АГЗС в самых недоступных частях городов и деревень по пути следования, нарочно и не придумаешь, как будто их от кого-то прячут. Очень много времени у нас уходило именно на поиски путей подъезда к ним. А на многих АГЗС не оказывалось заправщика и приходилось искать другую.
Федеральная дорога «Байкал» закончилась в Чите, и началась самая протяжённая в России федеральная дорога «Амур» общей длиной 2165 км. Последний раз Андрей здесь ездил в 2007 году, когда гнал японский автомобиль из Владивостока в Екатеринбург, тогда около 1000 км автодороги было в грунтовом и щебеночном покрытии. Из-за протяженности своевременно расчищать от снежных заносов не успевали. Связи не было, машины попадались крайне редко, а АЗС находились на большом расстоянии друг от друга. Мы предполагали, что этот участок пути будет самым сложным. Поэтому перестраховались и везли с собой тёплые вещи, газовую горелку, спальники, палатку и сало со спиртом, но, к счастью, нам ничего из этого не пригодилось. Как оказалось, все теперь с точностью до наоборот, и ехать здесь очень даже безопасно. В 2011 году закончили укладку твёрдого покрытия, в комплексе построили АЗС, открыли придорожные кафе и на всем протяжении пути обеспечили сотовую связь и интернет! Дорогу не узнать, единственный существенный недостаток — повсеместное отсутствие на Дальнем Востоке газовых заправок (последняя была в Чернышевске).
Практически до самого г. Сковородино по пути попадается много красивых мест: холмы, долины, реки и поля.
В течение дня, когда был хороший сигнал сети, нам удалось найти контакты паромной переправы и выяснить, что за неделю до планируемой даты выхода из Ванино необходимо оставить заявку на сайте «ТЭК Дальтранссервис» и забронировать место. На ближайшие дни мест нет, никакой живой очереди нет, все только по записи. Пытались звонить по другим телефонам, везде одно и то же — отказ. Ближайшее число, на которое есть запись — 27 ноября!
Получалось, что придётся ждать в порту паром больше недели. Начали рассматривать все возможные варианты дальнейшего развития событий. Это были:
После долгих дискуссий и переговоров с руководством, было принято решение все-таки ехать в Ванино, как было задумано изначально, а дальше ориентироваться по ситуации. Написали письмо в Сахалинское морское пароходство, чтобы нам забронировали место на паром. Когда мы в очередной раз позвонили удостовериться, что нас включили в список, оказалось, что к письму необходимо прикрепить заявку по форме, которую нужно скачать на сайте. Когда письмо было правильно составлено и все необходимые документы высланы, рабочий день в порту уже закончился, телефон не отвечал.
В семь часов вечера мы уже были свободны. Все по отработанной схеме: созвонились, договорились, заселились, поужинали в кафе, пошли спать. Единственное, что в этот раз мы заселились в гостиницу, то, что предлагалось на Avito в Сковородино, нам не понравилось.
Здесь же хочется поделиться важной информацией для тех, кто планирует во время путешествия посетить космодром «Восточный» или музей космонавтики в городе Углегорске. В интернете на запрос «Экскурсии по Амурской области» можно найти множество турфирм, которые предлагают экскурсии на космодром. Вот те, в которые мы звонили:
Но на деле выяснилось, что в это время года экскурсии в музей турфирмы не проводят. На сам космодром вообще не попасть, и никто там ещё не был. В ЗАТО «Углегорск» можно попасть в индивидуальном порядке, созвонившись с музеем Космонавтики по телефону:
Заказывать пропуска необходимо минимум за 5-7 рабочих дней. Сами заполняем документы и отправляем на согласование.
19 Ноября г. Сковородино — г. Хабаровск (9 день путешествия)
Проснулись рано, ночью пришёл ответ от ЗАО «ТЭК Дальтранссервис» о том, что наша заявка принята. (e.mail: daltransservice@sakhalin.ru)
Чтобы сегодня добраться до Хабаровска, необходимо проехать 1300 км. Для этого пересечь Амурскую область, ЕАО и реку Амур. Для тех, кто не знает: в Амурской области нет реки Амур, она течёт в России через ЕАО и Хабаровский край ))).
Амурская область особо ничем не запомнилась, за исключением того, что здесь неплохие дороги и редкие АЗС. На самую главную достопримечательность области космодром «Восточный» мы так и не попали. Ходом прошли Циолковский и город Свободный и обедали уже в Завитинске.
ЕАО заняла второе место в нашем рейтинге самых бедных субьектов РФ. Вдоль федеральной трассы в населённых пунктах тюрьмы и зоны, сами посёлки выглядят уныло и неопрятно. Никаких достопримечательностей мы здесь не встретили, сами же евреи дано покинули эти края.
Дорога до Хабаровска ровная, как стрела, асфальт сухой и чистый, разметка новая и хорошо видна в свете фар, обочина широкая, дорожные знаки там, где надо. Поэтому, особо не усердствуя, в 19:00 мы уже были в городе, а через час, предварительно заселившись, ужинали в кафе «Шашлык-Машлык» вкуснейшими шашлыками («Шашлыкоff» в Хабаровске нет).
Пока ужинали, записались на 22:00 на мойку автомобиля. Большая часть пути позади, пришло время отмыть номера, которые не читались с самого Омска )))). Проехав 8000 км, были остановлены всего два раза только из-за грязных номеров и, проверив документы, сразу отпускали.
20 Ноября Хабаровск — п. Ванино (10 день путешествия).
Не зная сколько времени займёт дорога от Хабаровска до Ванино (приложение «яндекс навигатор» рисовало нам 540 км за 11 часов), выезжаем рано утром (в семь часов по Хабаровскому времени уже едем по городу). Как обычно бывает в это время, еще и в воскресенье, на дорогах почти никого, весь город пересекаем за 20 минут. Дорога до Лидоги прямая, хорошего качества (220 км), здесь дозаправка (АИ -92 стоит 41 рубль).
Дорога от Лидоги до Ванино — практически сплошной серпантин, местами гололед, местами проводят ремонт дороги, в одном месте ведётся ремонт моста, но есть объезд. Везде в подъёмы по две полосы, 80% покрытия новое, на многих затяжных спусках имеется аварийный съезд. Но даже на новом покрытии часто встречаются нырки, неровности, неправильны уклоны, о чем постоянно предупреждаю соответствующие дорожные знаки. Обязательно снижайте скорость там, где этого требуют дорожные знаки, особенно если двигаетесь по этому маршруту впервые! Все знаки стоят там, где они должны стоять, если появился знак 30 км/ч, значит, необходимо сбросить скорость до тридцати — впереди хороший нырок! Если обгон запрещен — ни в коем случае не обгоняем. Лучше ехать медленно и наслаждаться красотами этих мест. Один из самых красивейших участков пути всего маршрута — дорога Лидога — п. Ванино (320 км). Дорога проложена среди гор в двух метрах от горной реки, множество мостов через горные речки, постоянные спуски и подъемы.
В п. Ванино прибываем в 14:00, находим порт. Узнаем, что на вечерний паром нам не попасть, мест нет, но главная радостная для нас новость, что на завтрашний паром нас все-таки записали и обещают, что мы на него попадём! Необходимо подъехать к 13:00. Надо искать место для ночёвки и кафе для обеда. Опять выручает приложение Avito, в порту сдаётся около 15 квартир, 14 из которых уже заняты приезжими. На пятнадцатой нам везёт, и мы получаем ключи от двухкомнатной квартиры в старой «хрущевке» за 2000 руб. по адресу ул. 2 линия д. 5. Правда, в квартире мы были не одни, в чайнике оказался таракан. И откуда он взялся, вроде их уже нет как 20 лет. Рядом несколько кафе, где можно прилично и недорого поесть (средний чек 300 руб.). В порту есть гостиницы, за те же деньги, но в них холодно и удобства на этаже.
Заселившись и пообедав, друг падает спать, а я, чтобы не терять даром времени в путешествии, отправляюсь на рыбалку. Порт Ванино расположен с обеих сторон узкой бухты, которая берет начало от дельты ручья Чистоводный. На въезде в порт на тонком льду сидят рыбаки. Спустившись к ним, узнаю, что они ловят пеленгаса на «балалайку». Суть рыбалки заключается в том, что на мелководье топором прорубается майна размером 3х0,5м, в воду опускается большой тройник с грузилом на толстой леске и, когда мимо проплывает пеленгас, делают подсечку — рыба оказывается на льду. Вместо «балалайки» некоторые используют багор или вилы. За вечер, в среднем, каждый рыбак может поймать 10-15 кг рыбы. Рыба плавает свободно от майны к майне в поисках пищи и ничего не боится, поэтому поймать ее не составляет большого труда. Ловят ее таким способом недолго, до конца ноября, потом она впадает в спячку.
Вообще, рыбалка на Дальнем Востоке очень распространена, оно и понятно, ведь вокруг такие природные богатства. После нового года, кода Татарский пролив покрывается льдом, местные жители выезжают на лед на внедорожниках, ловят корюшку, кету, горбушу. Не ловит только ленивый. Для любителей морепродуктов здесь рай!!! На прилавках магазинов имеется весь ассортимент продуктов животного и растительного мира Сахалинской области.
Вечер мы провели, дегустируя местные деликатесы и разливное пиво из магазина.
21 Ноября п. Ванино (11 день путешествия).
Пообедав, в час дня спускаемся к проходной порта, оформляем пропуск. По нему разрешается единожды въехать на территорию порта, обратно уже не выпускают. По пути к офису от ЗАО «ТЭК Дальтранссервис» проезжаем еще одну проходную. Оформляем в офисе документы на паром. За автомобиль Mitsubishi Galant размерами 4,9х2,0м заплатили 21 тыс. руб.
Узнаем, что погрузка запланирована на 18:00, по факту паром пришел из Сахалина в десять вечера, погрузка завершилась лишь к полуночи. Пришлось весь день просидеть в порту, благо рядом со стоянкой техники есть кафе. Можно хорошо покушать и поговорить с местными. Познакомились с ребятами, они гнали автомобиль из Владивостока на Сахалин. Многие сахалинцы покупают себе японские праворукие автомобили до пяти лет без пробега по России.
22 Ноября п. Ванино — г. Холмск (12 день путешествия).
На пароме за дополнительную плату (1700 руб. с человека) заселяемся в каюту класса первого на верхней палубе. В каюте отдельная комната приема пищи, душевая с санузлом и комната для сна. При заселении каждому выдали постельное белье, полотенца, тапочки, гигиенический набор. Вся мебель в каюте прикручена к столу, даже чайник с телефоном, на случай шторма. По сравнению с бесплатными каютами нижней палубы и принимая во внимание, что паром спустили на воду в далеком 1985 году, у нас были апартаменты, и мы плыли, как короли. Через окна каюты можно целый день любоваться видом на пролив и тихо дремать под шум волны. В бесплатных каютах из мебели только по две двухъярусные шконки и маленький журнальный столик. Температура воздуха в Ванино была -10 -15°С, в море всего -5°С. Периодически падал снег огромных размеров, и палуба в считанные минуты оказывалась покрыта снегом.
В стоимость билета включен обед, нам его принесли в каюту. На ужин распечатали армейский сухпаек, который мы случайно купили на газовой заправке в Улан-Удэ всего за 350 рублей. Это оказался офицерский сухпаёк, кто пробовал, тот знает, что это такое. Мы так и не смогли его доесть, уж очень много калорий. На корабле с нами на Сахалин переправлялись «срочники». Спросил у капитана про сухпайки, он не отказал и дал безвозмездно пару коробок, которые мы решили подарить нашим друзьям по приезде на материк.
В 19:00 мы подошли к причалу в городе Холмск. Уже стемнело, поэтому, не задерживаясь, сразу отправились в Южно-Сахалинск. Дорога до столицы области — серпантин, заняла около двух часов. Качество покрытия хорошее, в подъемы по две полосы, дорожные знаки и разметка отчетливо видны в темноте, ехать приятно. По очертаниям ближайших гор догадываемся, что проезжаем места необычайной красоты.
В 21:00 заселяемся в гостиницу «Сахалин—Саппоро» на улице Ленина 181. Мы на месте, основная цель путешествия достигнута — машина в Южно-Сахалинске. Автомобильная часть пути пройдена, ниже описание последующих двух дней, проведенных в городе в поисках достопримечательностей и деликатесов. В конце статьи приведена общая информация по расходам на топливо и проживание во время путешествия.
23 Ноября г. Южно-Сахалинск (13 день путешествия).
На календаре 23 ноября среда, Андрей уходит на работу. Я сажусь в автомобиль и начинаю изучать город и его окрестности. Открываю приложение TripAdvisor, в рейтинге достопримечательностей первое место занимает Сахалинский областной краеведческий музей. В интернете огромное множество положительных отзывов об этом удивительном месте, я хочу лишь сказать, что три часа индивидуальной экскурсии по музею хватило только на то, чтобы бегло пробежать по всем экспозициям и узнать общую информацию. На посещение этого музея необходимо планировать целый день. И даже если вы приехали в Южно-Сахалинск всего на один день, это место непременно стоит посетить.
Следующая достопримечательность города, которую я успел посетить в первый день, это музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин». Это музей об истории Сахалина, жизни каторжан, поселенцев и самого Чехова в 1890 г. В музее меня ждал очень теплый и радушный прием, сотрудники музея приветливые и прекрасные люди. Посещение музея мне так понравилось, что я оставил большой, полный эпитетов положительный отзыв о музее и его сотрудниках. Они — фанаты своего дела. За 300 рублей вам проведут индивидуальную, невероятно интересную двухчасовую экскурсию по всему музею. Посещать музей надо только с экскурсоводом и желательно индивидуально, чтобы прочувствовать все то, чем жил остров во времена писателя. Очень эмоциональная, яркая и запоминающаяся экскурсия, еще долго оставался под впечатлением от услышанного. Музей современный, многие экспозиции были открыты в 2015 году. Здесь можно приобрести и саму книгу «Остров Сахалин», цена вопроса 420 рублей. Если когда-нибудь вновь окажусь на Сахалине, обязательно пойду в музей снова. Мой совет будущим путешественникам: «Начинайте знакомство с любым городом с посещения краеведческих музеев». В Южно-Сахалинске оба музея находятся в пяти минутах ходьбы друг от друга.
Вечером, когда все дела сделаны, обязательно сходите в какой-нибудь азиатский ресторан, корейский или японский. На Сахалине уже не первое десятилетие происходит смешение трех культур, русские уже давно на острове научились готовить разнообразные блюда из морепродуктов, а также соусы и напитки к ним. После второй мировой войны, когда всех японцев депортировали, на острове осталось жить около 200000 корейцев, сейчас они на втором месте по численности после русских.
24 Ноября г. Южно-Сахалинск (14 день путешествия).
На календаре 24 ноября четверг, Андрей опять на работе. Сегодня последний день пребывания на острове, завтра самолет на Москву.
Друзья и знакомые, которые жили на Сахалине и которые еще мечтают на нем побывать, говорили мне, что я должен обязательно попробовать гребешка, корюшку и зубатку, салаты из водорослей и папоротника, Чим-чу и Пян-се, ската и осьминога и многое другое. Поэтому я отправляюсь в город на поиски всего вышеперечисленного, тем более что пора покупать дары моря с собой в дорогу, чтобы преподнести близким и любимым в качестве гостинцев.
По совету работников музея поехал на рыбзавод OOO «Янтарное», что на въезде в город с северной стороны, но при заводе розничного магазина не оказалось. На заправке у местных парней узнал, что есть два варианта купить недорого свежую морскую продукцию:
Я решил проверить оба варианта, чтобы удостовериться самому. Во всех рыбных магазинах, которые на базе, цены одинаковые. Единственное, что по ассортименту могут быть различия. Здесь есть все: крабовое мясо (королевский, краб стригун, камчатский), рыба свежемороженная (камбала, макрурус, скат, треска, кунджа, толстолобик, верхогляд, палтус, семга, нерка, кижуч, чавыча, форель и др.), рыбный фарш (из минтая, из лососевых рыб), кальмар тихоокеанский, осминог варено-мороженный, осминог свежезамороженный, морской гребешок. Отдельно стоят холодильники с креветками, на развес и фасованные по коробкам (самые вкусные в черных коробках). Вдоль стен полки холодильников ломятся от консервов и деликатесов (холодного копчения, горячего, вяленой продукции). Очень много продуктов из морской капусты и других водорослей, десятки видов чипсов из водорослей китайского, корейского и японского производства. И такое же разнообразие соусов, как к морепродуктам, так и блюдам из мяса и курицы. Цены на эти товары ниже, чем у нас на материке и ниже цен в торговых центрах города.
На сайте www.Sakh.com в разделе продуты питания, вы можете найти множество предложений от местных жителей, которые занимаются отловом рыбы, краба, осьминога. Но такого разнообразия товаров, как в магазине морепродуктов, на сайте вы не найдете. Я позвонил по двум объявлениям и заказал икру кеты и мясо камчатского краба I фалангу. Для сравнения: икра кеты на базе стоит 2300 руб./кг, по объявлению 2000 руб./кг; мясо камчатского краба на базе 3000 руб./кг, по объявлению 2700 руб./кг. Если вы не хотите никуда ехать и точно знаете, что вам нужно, то заказ товаров из сайта это то, что вам нужно — в течение часа все привезут, куда скажете.
Еще одной смежной целью было, объезжая город, узнать, есть ли в Южно-Сахалинске АГЗС пропан-бутан. Как удалось выяснить, в городе только в этом году компания «Газпромнефть» построила АГНКС (метан-сжатый природный газ, цена 17 руб./литр), который нам не подходит. В городе заметил автобусы марки НЕФАЗ и МАРКОПОЛО с двигателями, работающими на сжатом газе. Рядом с заправкой находится станция по заправке пропаном газовых баллонов, но не по заправке автомобилей. Сахалинцы еще не привыкли ездить на газу, в преобладающем большинстве население передвигается на внедорожниках марки TOYOTA с дизельными двигателями большого объёма. В городе имеется сеть АЗС компании «Роснефть», дизельное топливо продают по цене 44,5р.
Так как времени оставалось совсем немного, и совершить пешие прогулки по природным достопримечательностям острова я не успевал, я отправился в спортивный комплекс «Горный воздух», который находится прямо в городе недалеко от нашей гостиницы. Это отличное место в городе Южно-Сахалинске, особенно если вы увлекаетесь горными лыжами. На среднем и верхнем уровнях отличные кафе, работают круглый год. Говорят, что инфраструктура парка — лучшая на дальнем востоке. А еще говорят (работники комплекса), что к 2018 году здесь будет горнолыжный курорт не хуже, чем в Сочи. Сейчас здесь полным ходом ведут строительство двух новых канатных дорог в направлении западного и восточного склонов. Везде перемещается гусеничная техника, весь склон изъезжен тракторами, поэтому покататься на лыжах мне не удалось, только на подъемнике по канатной дороге. Вообще, горнолыжный сезон здесь открывают только в конце декабря, так как в начале месяца еще бывают дожди и снег сходит. Но в этом году большая вероятность того, что сезон вообще не будет открыт.
Вообще, на Сахалине очень много мест, которые нужно посетить и в первую очередь это природные ландшафты! Только в окрестностях города Южно-Сахалинск немало пеших туристических маршрутов с потрясающими видами, мест паломничества туристов.
За два дня пребывания в городе Южно-Сахалинск я сделал следующие выводы:
В заключение о Сахалине хотелось бы сказать: кто любит Русь, хочет глубже познать себя через познание своей Родины, должен побывать в этом замечательном месте. Я бы лично остался здесь жить и работать.
Итог: За весь маршрут ГАИ останавливали только на стационарных постах и то всего два раза, чтобы мы протёрли номера. Ни одного письма счастья спустя месяц не получили. С собой мы брали спальные мешки, газовую горелку, тёплые вещи, сухпайки, спирт, к счастью, ничем не воспользовались.
Инструменты и запасные части для автомобиля мы не брали. Во-первых, из-за отсутствия свободного места в багажнике и салоне. Во-вторых, Андрей десять раз перестраховывался и провёл тщательный осмотр автомобиля ещё до отправления в путь. Было проведено внеплановое техническое обслуживание с заменой всех масел, фильтров, тормозных колодок и, самое главное, куплена и установлена новая зимняя резина Nokkian hakkapelita 7. Проведена ревизия и ремонт газового оборудования. Никаких проблем с автомобилем во время поездки не было.
Всем совет: если есть возможность отправиться в путешествие — отправляйтесь!!!! Не упускайте такой шанс, какой бы ни казалась затея авантюрной или сложной. Самое сложное в путешествии — это заставить себя поднять «мягкое место» и начать собираться в путь, (мы, как обычно, собирались в последние сутки). Запомните: всему своё время, и если вы его упустите, второго раза может и не быть.
Chart 1. Сводная таблица затрат
Chart 3. Цена на пропан-бутан по дням пути
Chart 4. Цена на бензин АИ-92 по дням пути
Chart 5. Суточные затраты (без питания)
Chart 6. Средний расход топлива за всю поездку
Chart 7. Средний цена топлива за всю поездку
Chart 8. Экономия средств за счёт использования пропана на 4886 км пути