Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Записки путешественника. Байконур

Записки путешественника. Байконур

08.01.2017 | 12561 просмотр

Наконец мне удалось побывать на Байконуре, в легендарной космической гавани, колыбели мировой космонавтики. В декабре 1955 года на территории полигона начались подготовительные работы к проведению испытаний ракетных комплексов и подготовка к проведению пилотируемых полетов. Всё это проходило в режиме строжайшей секретности.

Несмотря на суровые в тех местах зимы и холодные ветра первая стартовая площадка, впоследствии названная «Гагаринским стартом», была построена всего за два года. Строили военные строители, у которых за всё время работ было всего два дня выходных: 23 февраля и 7 ноября. В остальное время работали в непрерывном режиме по 3 смены. С тех пор эта земля стала родной для нескольких поколений сотен и тысяч людей, разных профессий, прибывших сюда со всего Советского Союза. Они воспитывают детей, берегут память о тех годах, ценят ставший уже своим край и его природу, не забывают и о тех, кого уже нет рядом.


Монумент «Союз» находится в городе Байконур на проспекте Королёва.

В те годы не было, наверное, ни одного мальчишки в нашей стране, который не мечтал бы стать космонавтом и не хотел бы быть похожим на Юрия Гагарина. Особенно у тех, кто родился и вырос в Казахстане. Местность Байконур (каз. Байқоңыр ­— богатая долина) уникальна, благодаря географическому месторасположению, а также своим природным ландшафтам, которые создавались уже в наше время трудом многих людей.


Памятник Юрию Алексеевичу Гагарину.

Сейчас комплекс, с которого стартовал первый космонавт планеты Юрий Гагарин, назван в его честь. В последние годы эта стартовая площадка стала одной из туристических достопримечательностей города Байконур и гордостью всех его жителей.


Дорога к Гагаринскому старту.

Территория космодрома Байконур внушительная. На многие сотни километров вокруг видны лишь бескрайние казахстанские степи. Простор и необъятную природную ширь ощущаешь, ступив на эту гостеприимную землю. Здесь даже небо и звезды кажутся ближе.

Первое мгновенное ощущение — самое неповторимое и памятное.

С одной стороны, понимаешь, что это историческое место, посетить которое мечтал с детства. Но с другой, это мощное техническое сооружение, которое до сих пор служит людям. Техника и механизмы находятся в рабочем состоянии. Здесь трудятся сотни специалистов, в том числе и пожарные. Поэтому у меня складывается отношение к объекту совсем иное, чем у обычных туристов.


Музей космонавтики.


Один из пяти когда-то созданных «Буранов» на территории музея.


В кабине «Бурана».

Кто-то наверняка думает, что сейчас Байконур — это музей под открытым небом. Есть и такое мнение. Во время моей командировки мне помогали с обустройством и перемещением (просто так по космодрому не проедешь — нужны пропуска, которые заранее оформляются) хорошие знакомые из подразделения МЧС России. Пожарные на космодроме обеспечивают безопасность объектов космодрома, включая городскую инфраструктуру. Руководит подразделением полковник Андрей Викторович Заровский. Свою службу на космодроме начинал ещё с лейтенантов, более 30 лет назад. Всю свою профессиональную деятельность он посвятил пожарной охране. И таких офицеров в МЧС России, и не только в МЧС много. До сих пор «костяк» трудовых коллективов всех технологических и пусковых площадок космодрома составляют военные, ушедшие в запас. Их колоссальный опыт востребован и незаменим. Офицеров бывших, как говорится, не бывает. Они преданы своему делу, своей профессии, космодрому...


Байконурские пожарные.


Домики (музей космонавтики) Гагарина и Королёва.


Кровать, на которой спал перед полётом Ю.А. Гагарин, и его форма «в шкафу».

Есть рядом с космодромом еще одно уникальное место — природный и исторический памятник «Коркыт-Ата», священный для кочевников и путешественников, почитающих свою историю. Даже по словам «местных», неспроста на этом месте началось строительство космодрома, всё это было предрешено...


Дорога на Коркыт-Ата.


Дорога к мемориальному комплексу Коркыт-Ата.

Именно здесь проходила караванная дорога — торговый тракт, связывающий различные народы, населявшие Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. А еще это родина легендарного предка тюркоязычных народов — Коркыт-Ата. Он почитается до сих пор как единый духовный наставник всех тюрков. Мемориальный и культурный комплекс, воздвигнутый в наши дни, со временем приобрел совершенные и современные формы, напоминающие мавзолей, уютно приютившийся на высоком кургане. Подойдя поближе к памятному и культовому месту, можно увидеть большую арену, которая убегает ступеньками вниз. Сооружение напоминает большой зал в виде пиалы — чайной чаши, наполненной всегда угощением для путника и дорогого гостя. Сцена находится в нижней части этого необычного концертного зала под отрытым небом.


При любой погоде внизу «чаши» ветра нет и удивительная акустика.

Здесь проводятся фестивали фольклорной музыки. Мастера и художники со всех соседних государств привозят сюда свои лучшие творческие работы. Делятся впечатлениями и обмениваются, как и в те дальние времена, самыми лучшими подарками. Здесь же проходят пышные праздники, отмечаются важные события в жизни страны. Люди приезжают в это удаленное место, чтобы поклониться духовному наставнику, загадывают желания, молят его об исцелении от болезней.


Сооружение в виде кобыза (старинный музыкальный инструмент), повернутого на 4 стороны света.

Зимой здесь также красиво, несмотря на то, что дуют жесткие степные ветра, медленно завывающие в лабиринтах мавзолея. Здесь тихо и спокойно. Слышно только как по степи прошуршал оторвавшийся кустик степной травы, а где-то далеко скрипнула оледеневшая ветка саксаула.


«Внутри кобыза».

Весной, как говорят местные жители, степь одевается в цветной халат и становится еще нарядней. Прилетают птицы. Им тоже нравится это место. Их веселый щебет, перерастающий в хоровое пение, раздается целыми днями по всей долине. Рядом течет река…

Зима только начинается, а весны еще долго ждать. Так устроен человек, что всегда приятнее думать о том, что будет, а не о том, что происходит сейчас. Видимо, в этом и заключается главный смысл нашей жизни — думать всегда только о хорошем...

Алексей Жегулин. Москва, 2016 год.


Дром

Комментарии

 
Москва
Сообщений: 6168
Нормуль. Кабина Бурана - как кабина вездехода, только куча лампочек. Сразу угадывается наше изделие... https://travel.drom.ru/47166/
Passing through the arms of Satan
Reaching for the hands of God
http://travel.drom.ru/47166/
33
7
Ответить
  
Иркутск
Сообщений: 285
Мало конечно и не понятно как связано с автопутешествиями.
Второй пилот и штурман Пыжика-коротыша.
Мой отзыв: Subaru Forester 1998
40
3
Ответить
kzh106
Барнаул
Интересно, молодец, хочу работать пожарником!
4
28
Ответить
    
Костанай. Калуга. Омск
Сообщений: 1161
Интересно. Поболее бы рассказа и фотографий поболее.
Загорелся, было, посетить Байконур по весне, но из дальнейших слов понял, что для простых смертных - не всё так просто... жаль.
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012
24
4
Ответить
Maks
Уфа
По-доброму написано...
13
3
Ответить
На каком авто ездил? Как дорога?
13
2
Ответить
     
Нижний Тагил
Сообщений: 2345
интересные места
You'll never walk alone!
10
2
Ответить
     
Нижний Тагил
Сообщений: 2345
kzh106
Интересно, молодец, хочу работать пожарником!
правильно будет говорить не пожарником, а пожарным
это две большие разницы
You'll never walk alone!
26
7
Ответить
     
Новороссийск
Сообщений: 3291
буран же в автоматическом режиме сам сходил с орбиты и садился в автономном режиме вообще без участия человека
зачем ему джойстики там?)
ваз-21053 2003г.
тойота спасио 97 г.
Honda CR-V RD5 2001г
лучше лучше чем хуже ©
5
14
Ответить
    
Миасс
Сообщений: 1381
мордоворот
буран же в автоматическом режиме сам сходил с орбиты и садился в автономном режиме вообще без участия человека
зачем ему джойстики там?)
Чтобы инопланетяне боялись!
Мой отзыв: Toyota Wish 2003
13
2
Ответить
     
Город над вольной Невой
Сообщений: 2579
kzh106
Интересно, молодец, хочу работать пожарником!
Пожарники - это погорельцы. А те, кто борются с пожарами - пожарные.
22
7
Ответить
     
Новороссийск
Сообщений: 3291
Димас-Миасс
Чтобы инопланетяне боялись!
а ты думал это в америке сделали беспилотники?
ваз-21053 2003г.
тойота спасио 97 г.
Honda CR-V RD5 2001г
лучше лучше чем хуже ©
8
7
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 4561
Интересная поездка,молодцы.
Mazda MPV 2001г 2.0 FS
Mazda MPV 2007г 2.3 LY3P 23C
HYUNDAI SANTA FE 2.4 АТ 2012г
4
3
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2785
Позитивно!
4
1
Ответить
Sommos
Москва
Концелярит прям из 70-х)))
7
 
Ответить
     
г. Выхлопдар
Сообщений: 3163
hirschhorn
правильно будет говорить не пожарником, а пожарным
это две большие разницы
Никакой разницы нет. Это просто профессиональный (а теперь и военный) сленг.
Mitsubishi Town Box Wide
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru
8
12
Ответить
 
Екатеринбург
Сообщений: 199
Тема очень интересная, но полезной информации, к сожалению, мало.
11
1
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 9896
kzh106
Интересно, молодец, хочу работать пожарником!
Не надо. Пожарным и так работы хватает и без пироманов.
Всё что нас не убивает- делает инвалидами.
10
4
Ответить
  
Москва
Сообщений: 459
Автор выбрал героическую профессию, спасибо Вам за нелёгкий труд. Фотографий мало, но оно и понятно - режимный объект, экскурсия отличная. Жалко, что закрыли космическую программу "Энергия-Буран".
http://elvik-foto.ru/
5
3
Ответить
Верный Вилли
Самара
давно засматриваюсь как турист на Байконур
а как туда попасть?
может создадим группу для поездки туда?
7
 
Ответить
     
Нижний Тагил
Сообщений: 2345
michail f
Никакой разницы нет. Это просто профессиональный (а теперь и военный) сленг.
разница есть, и большая, и к сленгу никакого отношения не имеет
zik2011 чуть выше все популярно объяснил
You'll never walk alone!
5
5
Ответить
   
Лангепас.
Сообщений: 962
Я служил там. В девяностые.
Toyota RAV 4. 2019. 3ZR.
Toyota Raum. 1997. 5E.
3
5
Ответить
   
Владивосток
Сообщений: 711
Пора нам оттуда съехать, чтобы аренду не платить, свои космодромы есть. Вообще, странно получается, космодром строили всем советским союзом, а как отделились, "табачок врозь" - за аренду плати. Это как с Украиной, которая постоянно шантажировала нашу базу в крыму, за который русские всю жизнь воевали, как разделились, пожалуйте отсюда выметаться. Там разговор и шел, что с окончанием срока аренды наши корабли должны были уйти с крыма. А вышло совсем иначе. Не будь такого скотского отношения, не было бы всех этих разборок.
16
12
Ответить
   
Владивосток
Сообщений: 711
А двигатели в буране сохранились? Есть фото сзади?
 
6
Ответить
    
Дешт-и-Кипчак
Сообщений: 38017
Добавлю 2 слова.

Первое.
Легендарный старец Коркыт ата всю жизнь искал пуп (центр) Земли. Он ее нашел. В этой же местности скончался от укуса змеи. Кстати, до наводнения 1936 года, была настоящая могила Коркыт ата. Ее смыло. Мемориальный комплекс был воздвигнут еще в советские времена, в 120 км от космодрома.

Про название космодрома Байконур.
На самом деле урочище и аул Байконур реально существуют в Карагандинской области. Название дали чтобы запутать вражескую разведку.
Место было выбрано не случайно. По всем расчетам, именно с точки запуска "Байконур" - наименьшее притяжение Земли. Вот вам и пуп Земли.

Про туризм на космодром.
Туризм не развивается по одной простой причине - военные правят бал. То есть, гражданская власть, в лице Главы администрации, обеими руками "за" туризм, военным оно не надо.
Потому что, одним Музеем космонавтики "сыт не будешь", обязательно захочется глянуть на реальный старт ракеты, побродить по стартовой площадке и прочее любопытство.
В общем, тут налицо конфликт корпоративных интересов.
А так, да, если Вы ВИП, то покажут всё.
В общем, пока простым смертным там не бывать.
Я — плыву Потоком Сознания в Просторе и не знаю, когда остановлюсь…
(с) Дао-Дэ-Цзин
6
2
Ответить
 
Москва
Сообщений: 6855
Че, повидал байку. 3 площадки из 250..
1 руль, 2 педали, 3 зеркала, 4 цилиндра, 5 колёс, 6 подушек, 7 ремней
2
2
Ответить
    
Костанай
Сообщений: 40
Владдд
Пора нам оттуда съехать, чтобы аренду не платить, свои космодромы есть. Вообще, странно получается, космодром строили всем советским союзом, а как отделились, "табачок врозь" - за аренду плати. Это как...
"...строили всем советским союзом" не только космодром, всякие ВАЗы, АЗЛК, КамАЗ, БелАЗы и т.д. (флагманы только автопрома!) почему-то остались не в азиатских республиках... может не способны? дэу нексия показала обратное...
4
4
Ответить
Spandem
Обнинск
Владдд
А двигатели в буране сохранились? Есть фото сзади?
Если я не ошибаюсь, то "Буранов" было 2 штуки. Один слетал а второй то ли недоделанный был, то ли еще что + денег банально стране не хватило. Но суть в том, что еще была куча весо-габаритных моделей для отработки "земных" задач - транспортировка, установка на стартовый стол, отработка этапов планирования и т.п. Внутренне, совершенно очевидно, они очень сильно отличались.
4
1
Ответить
 
Ама-Ата
Сообщений: 143
KiSS
Добавлю 2 слова. Первое. Легендарный старец Коркыт ата всю жизнь искал пуп (центр) Земли. Он ее нашел. В этой же местности скончался от укуса змеи. Кстати, до наводнения 1936 года, была настоящая могила...
Не говорите чушь ! Пупок земли, тут не при чём. Просто- напросто, Байконур наиболее близкая к экватору точка запуска ракет в СССР. Лучше почитайте умные книги. В Казахстане, таких "пупков земли" как этот, наберётся с десяток. И про каждый, слагаю сказки.
1
 
Ответить
 
Ама-Ата
Сообщений: 143
passatovod79
"...строили всем советским союзом" не только космодром, всякие ВАЗы, АЗЛК, КамАЗ, БелАЗы и т.д. (флагманы только автопрома!) почему-то остались не в азиатских республиках... может не способны? дэу нексия показала обратное...
В республиках средней Азии, тоже до .... и больше понастроили. Просто , там большую часть *******и за годы независимости. Умеют только откаты и взятки брать, торговать и воровать. А на производствах нужно пахать.

АЗТМ, попилили на металлолом новое импортное оборудование. Заводу хана.
АХБК . Снесли и на его месте построили ТРЦ.
АДК. снесли и построили ТРЦ.
трикотажку в Алматы. Тоже обанкротили.
Завод КызылТу . Закрыт. На его территории Торговый Дом
Ковровая фабрика. Закрыта. Построен Торговый центр

В Чимкенте "накрылись медным тазом " :фосфорный,шинный,гидролизный, пресс-автоматов,дск,чимкентпро мстрой,хлопковый,свинцовы

И это повсеместно. Так что, СССР после себя оставил много заводов за пределами нынешней России. Только по большей части, их *******и. Единственная страна, которая всё сохранила, это Белоруссия
5
1
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Интересно. Взгляд изнутри, на эту кухню.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
   
Владивосток
Сообщений: 711
Если сохранилась фотка бурана сзади, скиньте, интересно глянуть.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром