|
Всем доброго. На выходные 9-10 сентября решили съездить в посёлок Тирлян республики Башкортостан, посетить Инзерские Зубчатки.
Предварительно забронировали номер в гостинице «Судовая гора». Предоплата не потребовалась, обещали встретить. Сразу скажу, гостиница понравилась и расположение удобное для осмотра достопримечательностей.
Сначала хотели ехать на Шниве, но её бензожор и унылый двигатель поставили крест на серпантинах Урала. Поехали на «девятке», приобретённой по случаю вместо УАЗ-Патриота, решил испытать машину. Перед поездкой сменил масло на всякий случай.
Выехали вчетвером после обеда по маршруту Туймазы — Уфа — Белорецк — Тирлян, 440 км в один конец. Как только выехали на М5, начал «наваливать» на девятке, стала моргать лампа давления масла и «стоп» двигателя, к тому же двигатель не крутился выше 4500 оборотов. Решили ехать дальше, алга). В татарском языке нет слова «назад», есть «повернулся и вперёд»). По ходу движения нашёлся способ лечения — на ходу вырубаешь двигатель ключом, тут же заводишь, лампа гаснет километров на 15.
По дороге:
Дороги в хорошем состоянии, ведётся ремонт. Скорость старался держать 110, в посёлках стоят камеры. В Архангельском отличный мёд, на мой вкус лучший, что приходилось пробовать.
«Тёщин язык»:
Долго ли, коротко ли, к полдвенадцатого ночи добрались до Тирляна, заселились в гостиницу и баинки.
Утром вышли на прогулку по посёлку. Архитектура — стиль уральских медеплавильных заводов. Такие же дома в посёлках Нижнетроицкий и Верхотор.
Здесь рядом недавно сгорел дом, и немудрено среди такой деревянной разрухи:
Скопировал с сайта «Наш Урал», хорошо сказано:
«Располагаясь в удивительно красивом месте и имея интересную историю своего возникновения и развития, Тирлян за последние десятилетия потерял большое количество памятников и свидетельств этой истории. И дело тут не только в разрушительном наводнении 1994 года, когда был разрушен завод и часть поселка. Началось все со строительства военного объекта под горой Ямантау и организацией вокруг нее заповедника. Это привело к ликвидации части поселков и узкоколейной железной дороги Белорецк — Запрудовка. Жирную точку на судьбе Тирляна поставила приватизация — восстанавливать завод и поселок после наводнения средств не было, а чтобы руины не висели на балансе и не платить налоги, их доломали и списали. Закрытие Тирлянских цехов Белорецкого металлургического комбината привело к трехкратному уменьшению населения поселка и ликвидации многих социальных объектов, которые находились в самых красивых и старых домах. А заброшенные дома, как известно, долго не живут…»
Здешние края примечательны тем, что в этих местах снимались многие знаменитые советские фильмы, в том числе «Вечный зов».
По одной из легенд, название Тирлян произошло от прибывших сюда строить завод шведов — Tier Land в переводе «дикий край».
Маховик прокатного стана. Я бы назвал его «Маховик судьбы».
Тирлянское водохранилище. Цитата:
«7 августа 1994 года — вечером воскресного августовского дня после шедших почти двое суток непрерывных ливневых дождей не выдержала плотина Тирлянского водохранилища, принадлежавшего листопрокатному производству Белорецкого металлургического комбината. На низинную часть поселка, где располагались промышленные объекты, станция узкоколейной железной дороги, линии электроснабжения и связи, водопровод и большое количество частных жилых домов, обрушился водяной вал высотой около десяти метров. Тогда за четыре часа на поселок обрушилось более десяти миллионов кубометров воды — два полных объема пруда. Стихия нанесла огромный материальный ущерб и унесла 29 человеческих жизней. Позднее от переохлаждения и других заболеваний, полученных в тот вечер, скончались еще несколько человек. Все разрушенные цехи так и не были восстановлены. В это же время начинается демонтаж уникальной узкоколейки…»
Как оказалось, бывшая узкоколейка, прорубленная в скалах, проходила рядом. Немного не дошли…
Позавтракав, погрузились в шишигу и отправились на Зубчатки.
В попутчики увязался собакен, Тайсон, верный пёс водителя шишиги.
Всю дорогу пёс бдил, балансируя на лапах, дорога «весёлая» и ухабистая. Шишига периодически билась габаритами о деревья.
Кордон Миселя. Часть фото взял с прошлой поездки. Когда-то здесь жили люди, была школа. Ныне живет один житель, легенда здешних мест, дядя Вася:
Шесть собак лаек, отпугивать медведя. Лошадок сейчас нет:
Ещё несколько километров, и мы у цели. Вот он, вход на Зубчатки:
Место необычное. Нечто подобное есть под Красноярском, кажется, «Столбы» называется.
Машак:
Здесь проходит грань между добром и злом, про это много написано, не буду повторяться.
Действительно, как будто тебя окружают каменные великаны:
Погода меняется на глазах, то солнце, то дождь почти со снегом.
Это «Маяк»:
«Скала лиц» или «Три индейца». Каждый что-то своё видит:
«Хаос»:
«Стиральная доска» — это застывшая лава:
Присели на перекус, Тайсон тут как тут — ждёт вкусняшки:
Деревья растут там, где им, казалось бы, нельзя расти. В это, похоже, шарахнула молния:
Скала-гриб на тонкой ножке, близко не смогли подойти:
«Два одиночества», стоят прижавшись друг к другу, разговаривая о чём то своём. Фото взял с прошлой поездки, в этот раз не смог их найти, непонятно, куда подевались:
Что порадовало, здесь нет дебильных надписей краской типа «здесь был вяся пупкин». И мусора очень мало.
Возвращаться обратно было немного грустно. Говорят, лучшее время здесь для посещения — это золотая осень. Отужинав в гостинице, поехали домой.
По дороге «камасутра» с девяткой). Лампа давления масла и «стоп» почти не гасли всю дорогу. В Инзере поменяли фильтр, стало хуже, вернули на место старый. Было решено забить на это дело, дома ждут). Доехали без приключений.