Путешествие в Киргизию на 10-й внедорожный фестиваль к озеру Иссык-Куль

26.08.2016 | 19563 просмотра

Дорогие мои родные и друзья, очень хотелось бы поделиться с вами впечатлениями и радостными эмоциями, о путешествии, которое мы с Алешей запланировали в начале весны и шли к осуществлению этой мечты настойчиво и с трепетным ожиданием. В 2016 году в Киргизской Республике на южном берегу озера Иссык-Куль состоялся Х Международный внедорожный фестиваль. Событие не масштабное, но для людей, увлекающихся путешествиями, внедорожными гонками и соревнованиями, значимое. Наш путь мы начали 28 июля вечером, неожиданно быстро и благополучно переправились через границу и остановились на ночлег в Дмитриевке, в 5 утра мы выехали в Алмату.

В раннее время суток дорога ничем не примечательна, вполне ожидаемый пустой, степной и скучный пейзаж.....степи, степи, степи. Можно было бы и уснуть за рулем, если бы не разбитые, искореженные, размытые дороги. Для всех, кто путешествует на автомобиле Семей — Алматы, знайте — дорога заканчивается за Калбатой (Георгиевка) и особо не изменится до Талдыкоргана. Именно в этих «Сарыозекских» степях (такое название мы дали сами, проведя аналогию с сюжетом, взятым из произведения Чингиза Айтматова «И дольше века длится день...», но это отступление для тех, кто в теме))))) нас повстречали бдительные сотрудники ГАИ РК...., но не будем о них, так как это были единственные сотрудники ГАИ, которые потревожили нас на территории Казахстана. Спасибо, Родина!))) За неполных восемь часов мы проехали 600 км и сделали остановку, выгулять пацанов, название речки не помню, но дальше уже реки были не такие прозрачные.

По-честному, мы с Алексеем рассчитывали добраться до Алматы намного раньше, как выяснилось позже, те, кто ездил по этой дороге не один раз, были другого мнения. После поворота на оз. Алаколь пейзаж стал меняться. Холмы стали выше, реки полноводнее, погода жарче... Красота, Азия...

Перед Талдыкорганом нас ожидал сюрприз, в небе как ни в чем не бывало, парили совершая маневры и пике, два совершенно обычных казахстанских истребителя, это созерцание заняло у нас минут 30, но и после того, как мы двинули дальше, они продолжали отрабатывать тактику полетов.

При въезде в город Талдыкорган увидели и аэропорт, и ангары для истребителей под заземленными холмами, порадовались за ВС РК. В Талдыгоркане не были, но если судить по объездной дороге, то город должно быть чистый и красивый.

От Талдыкоргана до Алматы 200 км отличной автострады с двумя полосами в каждом направлении, но плотность авто уже напрягает. Дорога была долгая и тяжелая, постоянно шел дождь. К 00:00 часам наш навигатор привел нас прямо к порогу долгожданного дома.

Два дня мы провели в Алматы. Первый день погуляли, повезло с погодой, дети рады, мы слегка огорчены... Даже и не думали, что бывают такие города... такой резонанс. Рубцовск-Алматы Черное-Белое. Все по туристическому маршруту Парки, Кок-Тобе, карусели-качели. Очень было уютно в гостях у т. Гали и д. Володи, спасибо Оле за приятную компанию, Сереге привет — водитель от Бога))))))) Дальше едем в Киргизию через пограничный переход «Кеген». В дороге нас сопровождали новые друзья из Алматы. Спасибо.

Несмотря на то, что до границы с Киргизией ближе, чем до границы с Россией, по времени путь тот же. Дорога в горы, перевалы, спуски... дорога в горы, перевалы, спуски, и так раза три, наверное. За каждым поворотом если не Птиц Гордый, то Воин на коне... Ну или барашек какой-нибудь, много, одним словом, памятников.

Таможню проходили часа два, без проблем, без мзды. Дети побегали, покушали и дальше, дальше, дальше....Пока стояли на таможне, навстречу проехали французы на большооооой машине, греки на большой машине, еще какие-то иностранцы на велосипедах, велосипедистов, кстати, тьма тьмущая. Кстати, на границе с Киргизией никаких формальностей, на детей посмотрели и отпустили, ни фото, ни видео))))))). Вот бы у нас так.

Практически сразу за поворотом от таможни, по словам местных киргизов, находиться курган камней, которые оставляли воины Тамерлана, уходя в бой. Скорее так оно и есть, поблизости не видно каменных россыпей, да и в реке таких камней нет. Кто-то ведь их принес сюда.

Южное побережье Иссык-Куля царство пирамидальных тополей, Эта аллея тянулась от Каракола по всему побережью, с небольшими перерывами на населенные пункты и сады персиков.

И уже в зарождающихся сумерках, проехав 250 километров от границы, мы прибыли в лагерь где нас ожидал невероятный сюрприз, мы подкрались к берегу по каньону горной реки, которая исчезает в жаркую погоду и резко появляется в дождь... Но это уже в другой части. Продолжение следует...

Итак Киргизия!!!! От границы дорога километров пятьдесят так себе, иногда даже плохо, гравий, но ближе к Иссык-Кулю начинают появляться населенные пункты и ехать можно, даже лучше, чем в Казахстане, на отрезке от Калбаты, но опять же не разгонишься, потому что побережье Иссык-Куля с южной стороны — это один сплошной населенный пункт. И очень часто указатель, что населенный пункт начался есть, а вот где он закончился — нету. И, как я уже писала, пирамидальные тополя-красавцы. «Тополек мой в красной косынке» — это где-то здесь. Стройные, большие и бесконечные, то, что их посадили люди вдоль дорог, это понятно, но вот зачем они сами рассеваются по самой кромке берега. И если на секунду представить, что мы не в Киргизии, а тополя это кипарисы, то чем не итальянский берег.))))

От границы до лагеря мы проехали 250 километров, каким-то образом пропустили указатель, который был желтой краской, большими буквами со стрелкой, нанесен на полотно дороги, к слову сказать, увидели мы его, когда уже поехали домой.)))) Но мы же на джипах, поэтому нашли еще один поворот к озеру и не пожалели.

Интересный пейзаж — глина. Глина, глина, глина, везде глина, много глины, горы из глины, городища... Где-то дорога на Иссык-Куль подходит к самой воде, а где-то её отделяют естественные преграды. Организаторы фестиваля нашли пляж, закрытый от глаз за глиняными барханами, и мы, шутя, говорили, что это «Фэйсконтроль», потому что без 4WD сюда не проехать. Представьте себе весну, с гор стекают тонны воды от талого снега и ледников, и весь этот поток стремится к озеру? промывая в мягкой глиняной породе себе путь в виде настоящих каньонов. И опа... лето, жара, сушь и воды нет.

До лагеря добрались. Уже к ночи поставили палатку, шатер оставили на утро. Очень устали и спать.

2 августа день открытия фестиваля, мы вовремя успели приехать, забили место поинтереснее. К обеду машин стало больше, и к вечеру организаторам пришлось территорию лагеря расширять, обозначая её ограничительными лентами. Всего, как нам известно, было зарегистрировано более 200 экипажей. Мы видели российские номера со множеством нам неизвестных регионов. Были экипажи Украины, Казахстана, конечно, и Киргизии. Организаторский взнос на Фест 5000 сом с экипажа, в качестве награды прилагался пакет с сувенирами и желтая лента на запястье. Курс сома 1/1 с рублем. Вообще лагерь был свободной экономической зоной, расплачиваться можно было любой валютой.

Инфраструктура лагеря хорошая, места для палаток, машин, (4 туалета выкопали, что не маловажно))))) Вдоль побережья и над нашей палаткой в том числе, поставили фонарные столбы, работал бензогенератор. Были кафе с горячей едой, холодильники с напитками, пиво на розлив привезли))) Но цены «кусались» Детям надули батут, они столько не прыгали, наверное, за всю свою прыгучую жизнь. Егор 2 часа не вылазил. Бассейны с водой наполнили для совсем малышей. Кстати, я лично видела крох 2-3 месяцев от роду, это для тех, кто спрашивает, а как там дети себя чувствовали. Прекрасно!! Мой жизненный опыт и личное мнение — в таких ситуациях дети будут себя чувствовать комфортно настолько, насколько мама и папа смогут «выложиться», чтобы им этот комфорт создать и поддерживать.

Вечером торжественное открытие, национальные выступления, дискотека и т. п. Живая музыка, выступали музыканты из Киргизии, говорят лучшая рок-группа Эльсинор, дельтоплан был, но неудачно приземлился. На третий день были эстафетные соревнования, на воде и на суше, на колесах и на своих двоих. Победили наши новые друзья из ВКО, очень приятно, классные ребята.

Вот эти чуваки (фото с интернета) Эльсинор.

Второй день фестиваля. Была организована потрясающая экскурсия, но это уже другая история.....

Когда путешествуешь вдоль южного побережья Иссык-Куля и с одной стороны видишь, синеющую, гладь озера, а с другой — снежные вершины, со сползающими ледниками и облаками, зацепившимися за макушки гор, кажется, что эта белая даль так недоступна и то, что ты можешь лицезреть эту красоту воочию, не в кино, не на фото, а вот так «глаза в глаза» — это уже победа.

Если бы фестиваль внедорожников состоял только из соревнований и измерения чьи шины выше, дальше, быстрее, то он не собирал бы, наверное, столько людей. Организаторы всегда стараются сделать отдых более интересным, разнообразным, с акцентом на бездорожную жизнь и посещением местных достопримечательностей.

Экскурсия была назначена на 9 утра, но так как ей предшествовал вечер открытия и знакомств, мало кто выполз из своих палаток в 9 утра. Поэтому ушло две колонны, одна в 10 утра, другая на 11. Мы во второй. Нам обещали поездку на перевал высота 3500 с заездом еще в какие-то места. Выехали из лагеря в восточном направлении вдоль побережья, проехав 10-15 км — поворот направо. Манжалы-Ата. Кладбище с одной очень важной могилой, за кладбищем тянутся глиняные барханы, ворота, указатели, все, как на туристической тропе. Экскурсовода нет, но один оооооочень предприимчивый немолодой киргиз Руслан сказал: «Вы мне немножко денег дадите, я вам тут все покажу». Наш друг на Лексусе, который нас сюда привез, предупредил: «Не ходите далеко, нам еще ехать на перевал». «Хорошо, хорошо, хорошо, — сказал киргиз.

Глиняный лабиринт. За каждым третьим холмом источник (в нашем восприятии мутная лужа), над источником одиноко стоящие «священные» ивы, рядом с каждой табличка «Глаза», «Почки», «Печень», «Зоб», «Кишки», «Ум» и т. д. по организму. Проходив больше часа, за 5-й или 6-й ивой, напившись разного вкуса «родниковой» воды, наша экскурсия завыла: «Выводи нас Русланин!» «Хорошо, хорошо, хорошо», — сказал киргиз. И продолжил рассказ про мать олениху. Мы с Алексеем взяли инициативу в свои руки и пошли по тропе искать выход, сами того не понимая, мы ушли от ворот по глиняным барханам километра на полтора, поэтому назад еще шли минут 30. Фото у меня нет, так как фото в этом месте запрещены, как и запрещено ходить туда с детьми до 12 лет, ходить женщинам в шортах, в кепках, с похмелья и т. д. и т. п. На мой взгляд, мы впустую потратили время. Не хочу обидеть людей, которые относятся к этим местам со святостью и трепетом. Я уважаю Вашу религию и ваши верования, но нам, людям православным, там делать нечего (фото с интернета).

Едем дальше, еще час дороги и поворот на лесничество, там же указатель на золотодобывающий рудник. Сразу почувствовали, что дорога уходит вверх. И, конечно же, река. Река Барскоон (киргизкий) Барскун (русский). Интересные реки здесь, протекая по глиняному дну, они становятся мутные и грязные, но в горах они чистые, но не прозрачно чистые, как наши алтайские реки, они какие-то белые, вспененные.

Совсем не долго петляя по горной дороге, начинаем замечать вдалеке на прилично большой высоте поток воды, издалека кажется, так ручей сбегает, а на самом деле это водопад, к которому нас и ведут наши гиды.

Здесь остановка, для большего числа туристов — конечная. Есть инфраструктура: юрты, манты, ишаки и кони. За определенную плату на конях можно подъехать к водопаду поближе или на своих двоих, но так дольше. Предприимчивые парни киргизы, катают желающих на ишачках. Но у нас-то желающих полный кузов! 100 сом и ты водитель ишака.

К нашему удивлению, здесь же возле юрт и тропы. Стоят два памятника, тоже орлу, но орлу особому...

Да. Это Гагарин. Мне стало очень интересно, каким образом памятник Гагарину стоит в киргизском ущелье. Позволю себе отступление, вам ведь тоже интересно, но вы навряд ли будете искать эту информацию. Далее информация из интернета. Как выяснилось, изначально это был природный камень, который здесь лежал всегда. Гагарин был здесь, когда его привезли в Барскоонское ущелье угощать и показывать природу Киргизии. Возле этого камня накрыли поляну, Гагарин ласкал камень и фотографировался около него. А через несколько дней на камне появилась надпись краской «Здесь отдыхал Гагарин». А потом, в 1980-х (1990-х, данные расходятся) годах, местный скульптор Валентин Дмитриевич Борсков сделал из камня памятник. Частично высек, частично из цемента соорудил на камне шлем и лицо Юрия Алексеевича. Сначала суровые зимы, а потом и вандалы разрушили Камень Гагарина, особенно сильно пострадало лицо. В 2000-х годах некий благодетель Атагельдиев Догдурбай смог привлечь деньги на строительство нового памятника Гагарину, который поставили в 200 метрах от Камня Гагарина.Так всё же, когда и при каких обстоятельвах Гагарин был в Киргизии? Да, нам наконец-то удалось это выяснить! И помогли нам в этом местные жители села Тамга, где расположен военный санаторий, в котором был Гагарин, и впоследствии отдыхало и тренировалось множество космонавтов — Леонов, Титов, Терешкова и многие другие. Вот, что они нам рассказали: «Отец рассказывал, он водителем был в колхозе. Едут они на машине, смотрят — на обочине кортеж стоит. Генералы, командующий округом и другие начальники. И Гагарин. Не знаю, зачем они остановились, отец тоже затормозил и вышел из машины. Подошел к Гагарину поздороваться, а он простой человек оказался, улыбается, руку тянет. Отец ему говорит: «Слушай, Юрий Алексеевич, я думал ты большой, а ты, оказывается, маленький». У меня отец и сам низкого роста был. Как раз в этот момент их фотограф снял. А Гагарин смеётся».

Ну вот. Как бывает в компаниях с большим количеством людей и мнений, мнения разделились. Кто-то был доволен пейзажем водопада и Гагарина, но нам нужно было на перевал с обещанной высотой. Тем более, кто-то подсказал, что на 3500 он не заканчивается и можно проехать выше!!!!!! Мы поехали дальше одни, но за нами должны были еще идти 2-3 машины.

Еще несколько километров и шлагбаум. Записывают кто, когда, и на чем проехал. Мы сделали вывод, это для того, чтобы знать кого искать. Впереди первый серпантин, такой большой и затяжной, жуть, но, когда я увидела какие машины оттуда спускались, да так быстро и ловко, как змеи со скалы. Подумалось, что, наверное, он не такой и сложный.

Пейзаж редеет, больше скал, камней, овцы. Похолодало. Дети начали доставать теплую одежду, переодеваться в машине. Шапки, куртки. Задавило на уши.

Перевал Барскун. До ледников рукой подать. Дальше дорога тянется вдоль плато с высокогорными озерами, тянется вверх, но медленно. Холодно. Промозглость. Мы в облаках. Тишина. Тишина. Тишина. Безмолвие...

Переезжаем мост. Поворот налево, указатель золотодобывающий рудник. Мы едем прямо. Еще 8 километров. Стоп. Приехали. Наш верный друг, наш «Боливар» не подвел. Он заехал, забрался на высоту седловины г. Белуха (4050 м). Для Алтайских гор высота 4000 это уже вечные снега. Вот что значит на 2000 километров южнее. А они не так недоступны, как казались. Становится все холоднее, заметили, что на нас надвигается снежная туча. Немного фото и назад, тем более у Алеши начали появляться признаки горной болезни (стало пошатывать, закружилась голова). Снега мы не миновали, но так даже интереснее.

Вниз, вниз, вниз. Тихо, аккуратно, не торопясь. Остановились сделать пару кадров, поговорили о том, что живности в этих краях маловато. Мы на Алтае, проехав по таким безлюдным местам, уже бы половину Красной книги записали себе в фотоальбом. И вот пожалуйста, писк, шорох... сурки. Вначале мы приняли их за сусликов. Но потом поняли, что таких жирных сусликов не бывает. Дорога в обратную сторону не была скучной. Дети искали сурков. Возле моста увидели рыбаков, остановились поинтересоваться, что они могут ловить здесь на высоте 3800. И ловят! Османчики. Дали удочку Егору и Игорю они поймали по одной рыбке и поехали дальше. Всю дорогу сокрушались, что же они удочки с собой не взяли.

Местный колорит. Фотография, которой можно обозначить весь наш вояж по Киргизии....И это еще не конец!

У нас на Алтае тоже очень красиво, но здесь красота иная, поначалу и не поймешь в чем отличие, а все просто: озеро Иссык-Куль находится на высоте 1900 метров над уровнем моря, ущелье еще выше и растительность здесь соответствующая, нет зарослей, пышных кустарников, низкорослая альпийская трава и высоченные пирамидальные ели. Создается картина уютного, живописного дворика с газонной травой, каменными речками и стройными хвойными деревьями. Мечта садовода!!! Да и живность иногда встречается в виде ооооооочень жирных сурков.

В лагерь мы добрались уже потемну, спустились к озеру благополучно, на половине пути пообщались с «дружелюбными» нахально-глуповатыми сотрудниками милиции (ГАИ Киргизстана). Они, к слову сказать, тоже не ожидали такого непокорного отпора от Алексея (но об этом он вам расскажет сам). Детки покушали и на бочок, мы еще немного посидели в компании, песни, костер. Душевно. Весь следующий день, предшествующий нашему отъезду, мы провели в необычной для нас форме отдыха — тюленеподражании. Когда мы пересекали границу, очень переживали из-за погоды, потому что Киргизстан встретил нас холодным, сильным ветром и тучами, однако, с каждым днем погода разогревалась и радовала, и уже на третий день — жара. Надо отметить, высокогорный климат имеет свои особенности. Солнце жаркое и очень коварное в плане загара, ультрафиолетовая защита уже не та, но стоит только набежать облачку, в тени уже прохладненько, и в воду не очень хочется + 22 С. К тому же постоянно охлаждающий, прохладный бриз с синеватой глади озера, не дает «зажариться» и даже вспотеть. И ты лежишь такой весь красивый, на песочке, дует ветерок, свежо, а солнце шпарит тебя, как в разогретой духовке. Но мы нашли компромисс, то в шатре сидим, то в воде лежим, а то и в песок закапываемся, как страусы. Играли, так сказать, в «Белое солнце пустыни». Было здорово, для нас необычно, но иногда и так тоже нужно отдохнуть. Впереди долгий путь домой.

Из лагеря выехали в 9 утра по местному времени, нашли попутчиков до Алматы. По дороге заехали в каньон Сказка, от трассы 2 км. Место причудливое, но особых эмоций не вызывает. Действительно какой-то мультяшный пейзаж, не хватает пластилиновой вороны и дворника. Вход, кстати, не бесплатный и шлагбаум есть, азиатская предприимчивость. Э-ге-ге, ха-ли, га-ли ....

Дорога домой та же, что и была. Каракол — Пограничный пост — Кеген. В Караколе пообедали, кушают киргизы, впрочем, как и казахи, хорошо, но главное не дорого. Каждый раз заказывали порции на пятерых, и каждый раз просили контейнер, чтобы половину с собой забрать. В таких тарелках, которыми киргизы почуют гостей, мы салаты подаем и горячее блюдо на всю компанию. Зато был ужин.

По дороге к пограничному посту, с правой стороны, за первыми отрогами Тянь-Шанского хребта, нам открылся пик Хан-Тенгри (7010). Это невероятно. Одна из высочайших вершин, семитысячник, мечта многих покорителей гор. Царство ирбиса и вечных снегов. Как будто рукой подать, а напрямую больше 100 км.

Границу прошли быстро. Сами не ожидали. Были небольшие нюансы «на чай», но настолько незначительны по сравнению с тем, что нужно разгрузить весь джип и обратно, что посчитали это дружеским жестом. Затем Кеген, заправка и дальше путь на оз. Кольсай уже в республике Казахстан. Друзья с Алматы пообещали нам, что мы найдем там ночлег (солнце катилось к закату) и живописное озеро. Ну что ж поедем, посмотрим.

Они дождались, наконец-то, этого момента, ради которого они и совершали весь этот марш-бросок. Пришло! Пришло время мотать удочки! До оз. Кольсай, очень распиаренного в Алматинской области, мы добрались в сумерках. Заплатили, как водится, за вход, за въезд, за рыбалку, за палатку, не зная, сможем мы её поставить или нет. Отыскали бригадира всей этой «богадельни», за вполне умеренную плату нам выделили не то «юрту», не то «обсерваторию», смешной домик, одним словом. Но свет, стол, кровати есть и уже хорошо.

Ранним утром папа и старший сын ушли ловить «удачу за хвост», проходили два часа по речке. Реку, в целях известных только казахстанцам, стиснули в бетонный туннель и метров 250-300 она течет по туннелю, вырываясь как из турбины на ГЭС. Поэтому особой рыбалки ждать не приходилось, но надо всегда верить в чудо! Не буду описывать эмоции. Это невозможно... Просто посмотрите на Егора, вы все поймете.

Улов был небольшим, но очень вкусным. На самом озере клева не было, но форели там, как «килек в банке». Её легко можно было разглядеть сквозь прозрачную воду. Само озеро очень красивое и живописное, но чистота на единицу. Не совсем понятна цель создания «Национального парка Кольсай». Деньги берут, но мусор, неопрятность, потребный вид окружающей вокруг природы, испортил все впечатление от этого места. К обеду мы выехали, поздно, но самое главное — была рыбалка и радужная форель. Мы проскочили мимо еще одного достопримечательного места — озера Каенды, но посчитав, что нас там ждет то же разочарование, что и на оз. Кольсай, со спокойной душой поехали дальше.

Чтобы попасть на эти озера, с основной трассы нужно свернуть и проехать порядка 90 километров по горному ландшафту, кое-где по ужасному бездорожью. Удивило количество и разнообразие авто, которые стремительным потоком поднимались к озерам, еще при выезде на стоянке у озера, мы насчитали 12 рейсовых автобусов, и масштабы строительства дороги к национальному (грязному) парку.

Выехав на трассу, мы устремились в сторону дома, но по дороге запланировали посетить еще один национальный парк, он оказался неожиданно близко. Схема та же: за вход, за въезд..., но здесь чисто, много иностранцев. Чарынский каньон. Сколько лет прожила в Казахстане, не слышала о нем ни разу. Интересный пейзаж. Сразу хочется провести аналогию с Большим каньоном. Необычно. Хороший фон для классного фото «Здесь был Вася»)))))) По каньону можно ходить пешком, есть ступени, мусорки вдоль троп, что порадовало; а можно проехать, но только 4WD, что вызвало гордость))). В конце тропы приятный сюрприз: отдых, еда, ночлег, бунгало. А потом разворачиваешься и «АЛГА».

Обратный путь решили проложить, минуя Алматы, Копчегай. Повернув на восток до Чульджи, затем немного на север и развернувшись на запад, выскочили на трассу Алматы — Усть-Каменогорск в п. Сарыозек. Дорога хорошая, безлюдная, без ГАИ и заправок. Теперь наш навигатор указывал нам строго на север до г. Рубцовска 1000 километров, уже знакомой, грустной, долгой и тяжелой дороги.

Родной край нас встретил ливнем и необычайно яркой радугой. Мы преодолели свыше 4000 километров по горизонтали и вертикали. Побывали в необычных местах, стали участниками международного фестиваля, обрели много новых классных друзей, повидались с дорогими сердцу людьми.

Спасибо Алексею за этот подарок. Спасибо нашим родителям, за помощь и поддержку. Спасибо всем алмаатинцам за гостеприимство. Спасибо Ульяне за Бурашу. Спасибо Андрею за нашего верного друга «У777РН 22 RUS». Детям безграничная благодарность за хорошее поведение. До новых путешествий, друзья!