|
Решил все таки написать свои впечатления о дорогах, о странах, о машине, на которой поездил.
Нас было 9 человек на 3 машины (правда, один экипаж приехал в Грузию на 2 дня позже) — Volvo S60 2008, BMW 5GT 2013, Opel Mokka 2015.
Старт — 28.04 в 5 утра, приехали домой 08.05 к 14 часам.
Дороги
От Москвы до Воронежа отличная двухполосная трасса, езда одно удовольствие. Много платных участков. Много камер.
После Воронежа начинаются немногочисленные участки с ремонтом и двухполосные дороги. Трафик местами плотный.
Покрытие везде приемлемое, вплоть до самой границы с Грузией. Бывает, что потрясывает или качает на волнах, но в общем откровенных дыр нет.
По пути туда встретили 2 смертельных аварии, обе на участках с четырехполосным движением и разделительным ограждением. Как умудряются — непонятно.
Веселая жизнь закончилась, все, приехали :)
Граница. Подъехали к ней около 7 вечера.
Перед границей с обеих сторон многокилометровые очереди из фур. Страшно представить, сколько они там стоят, двигаются очень медленно.
Фуры объезжаем, упираемся в хвост из легковых авто. По карте до КПП километра полтора, ехали мы их (точнее, стояли) часа 4. По встречке все время туда-сюда снуют машины, менты периодически их гоняют, но толку мало. Хаос полный. Спустя 3 часа стояний внезапно очередь задвигалась, подъехали к нашей таможне. Никого не шмонали, быстро осмотрели машины, печати в паспорт и следующий.
На грузинской стороне все гораздо быстрее и оперативнее. Также номинальный осмотр, и через 10 мин добро пожаловать в Грузию :), которая встречает отсуствием дорожного полотна как такового. Кругом техника, все перерыто, скорость 5 км/ч несколько километров. Потом все более менее налаживается, но нужно быть внимательными, ибо много ям (иногда больших), плюс мы попали ночью в туман.
Ночевка в Степанцминде (Казбеги), с утра из окон великолепный вид:
Казбек во всей красе.
Забрались пешком к знаменитой церквушке. От деревушки у подножия до верха — час пешком, обратно — полчаса. Тяжело, подумайте перед тем как идти. Но на машине не так интересно :) До храма ведет грунтовка, но туда только на полноценном джипе, кроссоверы — мимо, либо очень осторожно.
Местный туристический автопарк:
Красиво. Забраться стоит. Местные возят за 50-60 GEL за машину (цена за туда и обратно).
Едем дальше.
Впереди перевал. Поток периодически тормозится:
Дорога становится лучше, но выбоины тем не менее попадаются. Высота растет, становится холоднее.
Справа от тоннеля — тоже дорога:
Спуск с перевала крутой и извилистый. В общем то, на одном из серпантинов добили тормозные диски на Вольво, обратно ехали с вибрацией на торможениях.
Многие говорят, что дороги в Грузии хорошие. Мы за майские праздники проехали почти всю страну от Алазанской долины (г. Телави) до Батуми, и могу сказать, что нет.
Хорошие дороги в стране есть, но не много. Часто попадаются неплохие двухполосные дороги с неплохим покрытием, но на них встречаются выбоины, временами такие, что можно оставить колесо.
Очень хорошая трасса Е60, которая идет с запада на восток — отличное бетонное четырехполосное шоссе с разделительной полосой, освещением, всей инфраструктурой. Но оно еще не закончено, кроме того, в горах прерывается узким двухполосным серпантином. В связи с тем, что по этой дороге идет весь траффик из Турции в Грузию, Россию и т.д., временами езда по ней превращается в довольно унылое занятие. Мы, например, один раз ехали около получаса со скоростью ~50 км/ч за двумя фурами без возможности обогнать даже через сплошную.
Осторожнее с региональными дорогами! Если в гугле дорога обозначена значком ремонта, на нее лучше не соваться. Скорее всего это адская грунтовка без покрытия, на легковой есть риск вообще не проехать. Мы пытались по такой прорваться в Телави, потеряли на этом несколько часов. В результате поехали обратно. При этом пошел дождь, и езда по горной глинистой грунтовке превратилась в откровенно опасное занятие.
Однако попадаются вполне приличные дороги, в том числе и горные, по которым ехать одно удовольствие:
В общем, повторюсь, осторожнее с выбором маршрута. Состояние дорог можно уточнить у полицейских, они всегда готовы помочь. Бывает, что по-русски не говорят, но по-английски — все.
Пару слов о полиции и камерах
Полиции много, и она работает. Ездят, патрулируют, меряют скорость и т.д. Про реформу грузинской полиции слышали многие, и реально создается впечатление, что она была проведена вполне успешна. Полицейские в подавляющем большинстве здоровые, суровые, отлично экипированы. Но после первого общения страх перед ними пропадает напрочь :) Хорошие, отзывчивые, вежливые люди, которым ты как объект проверки не интересен абсолютно, до тех пор, пока не совершишь правонарушение. Единственный случай, когда пришлось общаться на эту тему — попались на обгоне через сплошную. Плотный поток, населенный пункт, ведущая машина что-то напутала, вторая за ней — и привет, на встречной обочине стоят. Развернулись, догнали (без мигалок, правда). К тому времени последняя машина уже успела оповестить первые о маневрах, и все заранее дружно остановились на обочине :) 5 минут, каждому нарушившему по 50 GEL (примерно 1500 руб.), и до свидания, оплатите на границе при выезде. У ненарушившей машины даже документы не проверили.
Еще как-то раз запарковались у обменника, под знаком «остановка запрещена». Через 30 сек. появилась патрульная машина сзади. Пришлось быстренько бежать в машину и уезжать :) Ничего, обошлось.
Камер, кроме шоссе Е60, вроде немного, но изобилие патрульных машин. Мы, как мне кажется, попали под камеры контроля скорости, причем не раз, но при выезде ничего не предъявили. Скорее всего, не читают наши номера :) Но, в любом случае, нужно быть осторожными с обгонами и скоростью.
По поводу движения в Грузии
Не сказать, чтобы грузины сильно беспределят, но нарушают в целом часто и много. Скорость, обгоны через сплошную — в порядке вещей.
Насчет обгонов фур есть особенность: если у нас они почти всегда жмутся к краю дороги, давая обогнать себя даже при сплошной линии разметки и/или наличии встречного транспорта, то в Грузии хрен там. Прут, как им удобно, чтобы пропустить кого-то — ни разу. На горной дороге по пути к морю и обратно раздражает.
При этом за неделю видели всего одну (ОДНУ) аварию в Тбилиси — не поделили дорогу, слегка стукнулись.
О стране в целом
Великолепная страна! Вкуснейшая еда, отличное вино (но его надо поискать), дешево, отличные люди. Очень хорошо относятся к русским. Сами местные рассказывают, что есть некоторые категории молодежи, которые бывает агрессивно ведут себя по отношению к понаехавшим из РФ, но мы таких не встречали. Отношение к русско-грузинской войне в основном отрицательное, но Саакашвили любят за все то, что он сделал для страны. При этом хозяева в Тбилиси на всякий случай просили не носить и не выставлять напоказ георгиевские ленты, ибо считается символом российской агрессии. Видимо, та самая молодежь может не понять :) Мы и так их не цепляем, но предупреждения такие есть. Если кто поедет, имейте в виду.
Благодаря реформам Саакашвили в стране практически искоренилась преступность, в т.ч. уличная. Можно не закрывать дома, машины, оставлять все это на ночь, ничего никуда не пропадет. Мы, правда, не проверяли, менталитет так сразу трудно изменить и оставить на ночь открытую машину :)
Забавная архитектурная особенность — кажется, в стране нет ни одного дома без балкона. Балконы везде, их много, и в основном большие и очень большие, с резными перилами, очень красиво и атмосферно.
При этом страна достаточно бедная. Грузины жалуются, что работы нет, очень много заброшенных домов, даже в Тбилиси, много недостроя, видно, что не хватает денег на ремонт дорог, например. Хотя делают они тоже достаточно.
Чуть-чуть местной автоэкзотики:
Правого руля в стране много. Очень много. Вроде как Саакашвили обнулил или минимизировал пошлины, и правый руль хлынул потоком в страну, заодно распространившись по соседним странам и регионам и даже затронув нашу Северную Осетию. Почему-то очень любят Nissan Skyline в 35-м кузове :)
Встречаются прикольные номера:
Машина — Buick :)
О еде
В провинции нам один раз попалась не очень хорошая забегаловка (у пещеры Прометея). В Тбилиси, говорят, нарваться на откровенно плохую еду очень трудно. Нам, по крайней мере, не удалось, но мы ходили в рекомендованные места :) В Старом городе очень дорого, во всех остальных местах можно наесться до отвала и опционально еще и напиться за 15-20 GEL (450 - 600 руб.) на человека.
В Тбилиси запомнилось одно кафе со странным для Грузии названием «Palermo», где рулит очень бодрая и энергичная дама в возрасте. В ультимативном порядке дает есть то, что ей хочется вам дать. Приходили после этого к ней еще и еще, и ни разу не пожалели. Самое вкусное место в Грузии, где нам удалось побывать.
В целом Тбилиси очень уютный и красивый город, несмотря на ветхость, и 2 дня, что мы провели в нем, очень мало, хочется еще :)
В Батуми, договорившись с хозяевами, замутили шашлык с распитием домашних вин. Хорошо и душевно пообщались. Был очень удивлен, насколько вкусный шашлык у них продается в супермаркетах. Для нас звучит дикостью покупать готовый маринованный шашлык, а там это реально вкуснейшее мясо, которое поглощается до тех пор, пока уже не лезет (ну или пока есть). Не представляю, что тогда они готовят дома :)
А вот сам Батуми мне лично не понравился. Грузины пытаются сделать из него европейский курорт с редиссонами, казино и прочим, и новые туристические районы, выстроенные по этому поводу, очень пластмассовые и неприятные. Мы жили в пригороде Батуми в коттедже с шикарным видом на город и море, в тишине и уюте, и не пожалели, несмотря на то, что в город приходилось ездить на машине.
С погодой только не повезло, лил дождь :(
Достопримечательности
Тут не буду особо расширяться. Посетили Уплисцихе — большой древний пещерный город, пещеру Прометея, несколько древних крепостей. Красиво. К посещению строго рекомендуется. Фото можно найти в интернете, но лучше ехать самому. Почти все древние церкви действующие, поэтому, если хотите попасть внутрь, желательно соблюдать дресскод.
Храм в Мцхете и инопланетянин на нем.
Местная фауна в виде динозавров по 30-40 см:
О машине
В связи с тем, что ехать на Иксе (Toyota Mark X 4wd 2004 г.в.) на 18-х колесах было жалко, а жрет он много и езда по трассе на правом руле — то еще удовольствие, оставили его дома, поехали на Вольво S60 друга. 2,5 л, атмосферник, автомат. По Грузии проехал на ней за рулем около 1000 км.
Я вам скажу, я раньше думал, что Тоёта не рулится и не едет. Так вот, я ошибался :) Абсолютно ватный и неинформативный руль, тупейший автомат, двигатель на 2000 м высоты не тянет вообще. Из-за отсутствия обратной связи мне лично ехать по серпантинам было откровенно страшно.
Но что у нее не отнять, так это отличную шумоизоляцию. На хорошем асфальте на 120 км/ч только атмосферные шумы и все. Сев после нее в Марк, почувствовал себя как в консервной банке. Но ему все прощаешь, когда начинаешь движение :)
Расход за 5100 км получился около 10 л/100 км. При этом мы держали неплохой темп на обратной дороге (до 180 км/ч), плюс горы, обгоны. Много или мало — не знаю. На мой взгляд много, хотя на Иксе получилось бы точно больше :)
Итоги и что не поместилось
О прохождении границы: на пути туда мы стояли около 4 часов на нашей стороне, приехав к 7 часам вечера. Один экипаж, выезжавший позже, попал на границу ночью/под утро — они прошли за 20 минут.
Обратно ехали на день раньше основного потока, но все равно постояли немного в очереди для пассажиров на грузинской границе — минут 45 ушло (почему-то работало всего одно окошко). Российская граница — около полутора часов. Нигде не шмонали, вина провезли немного сверх нормы :)
По дороге туда остановили один раз за превышение скорости где- то в Ростовской области, пожурили и отпустили. Обратно собрали два поста с проверками (пассажирам пришлось идти в здание, проверяли, не террористы ли мы), плюс превышение на 42 км/ч, от чего откупились. Несколько штрафов с камер еще было по 500 руб.
В Грузии 95-й бензин стоит что-то около 50 рублей на наши деньги. Терпимо.
Туристов в Грузии много. Не только русских, много европейцев, встречались японцы, индусы, кто-то из юго-восточной Азии и т.д.
Поездка понравилась на 200 %. Обязательно поеду еще, и, думаю, не раз. По России ехать однозначно опаснее, чем по Грузии. Постоянно норовящие вылезти на встречку ксеноноприоры, беспредельщики, впуливающие 200 км/ч по встречке на каенах в Кабарде, огромное количество засад ментов в кустах от Краснодарского края и вплоть до границы (после Грузии кроме как ментами их называть уже не могу, уж извините) — все это оставляет очень негативное впечатление. Поэтому, конечно, ехать почти 2000 км по России утомительно, но Грузия однозначно стоит того. А при желании и наличии времени и в нашей стране по дороге можно найти уйму всего интересного!
Дополнения по интересующей информации будут в комментариях.