Первомайский отдых пенсионеров

25.05.2016 | 11244 просмотра

Устав от зимней спячки, с нетерпением ждали теплых весенних дней.

На 1 Мая нам дали отдохнуть целых четыре дня, а синоптики пообещали еще и хорошую теплую погоду. Как бы провести эти выходные с максимальной пользой?

Мы пришли к согласию, что это должна быть совместная поездка по интересным местам. Наилучшим вариантом оказалась Тотьма. Это родина Николая. Организацию взяла на себя Марина, жена Николая. Она забронировала два номера в гостинице, созвонилась с краеведческим музеем и договорилась об экскурсиях. Нам оставалось только собрать вещи в дорогу и доехать до пункта назначения.

С особым волнением мы ожидали конца рабочей недели.

И вот утро 30-го апреля наступило. Ранний подъем, загрузка багажа в машины, общее фото и в путь.

Нас семь человек и две машины.

Первый экипаж («Нива-Шевроле») — Марина, Николай, Наталья.

Второй экипаж («Тойота-Авенсис») — Сергей, Галина, Анна, Владимир (это я).

Предстоит пройти около 850 км.

До Холмогорской развилки (около 80 км) насчитали пять светофоров с реверсивным движением. М8 преображается!

Ремонт дороги.

За Холмогорами было еще несколько маленьких участков с ремонтом, но в основном трасса отвечает европейским нормам.

Солнечная погода придавала сил и позитивного настроения.

Решили проверить дорогу через пос. Октябрьский. (Она немного короче той, что идет через Сямжу по М8). В районе Вельска свернули налево. Один раз остановились в Емецке у кафе и еще раз на полянке у реки.

У нас была рация (очень удобная штука), и мы координировали свои передвижения. Было еще одно развлечение для взрослых. Анна репетитор по математике. Готовит учеников к ЕГЭ, помогает студентам. Так вот, она предложила решить нам задачки из программы ЕГЭ начального уровня. Пыхтели мы долго. Кто-то еще раз переспрашивал условия, а в это время по рации из другой машины прозвучал правильный ответ. Николай решил. Задачи на логику, мы такое не проходили ни в школе, ни в институте. После такого события Николай вырос в наших глазах еще на несколько аршинов.

Дорога оказалась не очень хорошей. Пришлось немного понервничать, но под вечер мы въезжали в Тотьму.

Первым делом Николай отметился у своей родни и после этого пошли заселяться в апартаменты. Мы с Аней стали обитателями однокомнатной квартиры, а остальные получили по комнате в 3-комнатной квартире. Неплохой гостиничный домик. Кто не претендует на изыски, можем рекомендовать. (Вера Анатольевна, тел.: 8-921-127-67-60)

На общей кухне дамы организуют ужин, пока мужики занимаются багажом. Кто-то успел посетить баньку.

Ужин прошел с традиционными русскими тостами за дорогу, приезд, погоду…

В этом году Первомай совпал с Православной Пасхой. Поэтому новый день начался с обнимашек, целовашек и биения яиц.

Затем мы пошли знакомиться с городом. Николай показывал свои родные места.

«В этой школе учился, а здесь бегали пацанами. Вот там, в 6 классе, стоял палаточный лагерь и два километра бежали до речки мимо монастыря, чтобы почистить зубы…»

Мы увидели не только туристические шедевры, но много красивых, скрытых от многочисленных туристов укромных мест.

Николай с увлечением рассказывал о местах и зданиях, которых уже нет, или что здесь было раньше. В его рассказах чувствовалась и радость воспоминаний, и грусть утраченного.

Знак 60 параллели.

Мы долго стояли перед памятником Николаю Рубцову, перелистывая металлические страницы книги, и читали его стихи. По нашей просьбе наш Николай прочитал несколько стихов наизусть. В армии томик Н. Рубцова был для него талисманом.

Железная книга.

Местами лежит снег.

На обед наша компания приглашена к Нине — сестре Николая. Стол накрыли во дворе. Подошел еще брат Владимир с женой. Обед плавно перетек в ужин за столом с пирогами в избе.

Водка «Первакъ Ерофеев». Не ради рекламы, ради факта.

Да, деревенские избы преобразуются на глазах. Убираются громоздкие русские печи, устанавливаются бойлеры. Отопление и горячая вода в доме постоянно.

Угощение было на славу. Хозяйка оказалась приятной и общительной женщиной.

Еще было одно примечательное событие, которое хочется отметить. Всем понравились замысловатые задачки из ЕГЭ и появились желающие попробовать решить еще пару таких задач. За столом решить не получилось, но мы не успели отойти ко сну, как позвонил Владимир (брат Николая) и выдал ПРАВИЛЬНЫЙ ответ. С учетом съеденного и выпитого за вечер это своеобразный подвиг. Родословная хорошая.

На следующий день у нас запланированы Краеведческий музей, Музей мореходов и еще несколько экскурсий по городу.

Подойдя к музею Церковной старины, мы попали на театрализованное празднование Пасхи в Музейно-выставочном центре «На большой Садовой» в бывшем Воскресенском храме. Работники музея в старинных нарядах рассказывали и показывали, как отмечали Пасху наши бабушки и дедушки. Интересно было принять в этом участие не только детям, но и взрослым, которые не отставали от своих детей в азарте, веселье и находчивости. Все в калитках (разновидность ватрушек) искали сюрприз, водили хороводы, пели…

Увидели много икон и скульптур, непривычных для христианского восприятия.

Покровцы (19-20 в.) шелковый атлас, вышивка.

Христос в темнице, охраняемый стражниками (18 в.).

Музей гордится иконой «Богоматерь Всех Скорбящих Радость» (17 в.), которая после 12 лет реставрации в Москве вернулась к ним.

Здесь же очень интересная экспозиция Валентина Петровича Поклада «Наследие русских зодчих». Это модели в масштабе 1:50 деревянных храмов России 14-17 веков. Есть описание каждой модели, точный адрес, где находится оригинал. Труд, затраченный на изготовление такого количества моделей, заслуживает УВАЖЕНИЯ. В этих копиях храмов открываются двери, ставни, внутри стоят человечки в национальной одежде.

А еще Аня с Натальей здесь совершили подвиг. Я люблю высоту. Мне нравятся панорамы с высоких точек, поэтому я стараюсь не пропустить ни одной колокольни, с которой может открыться красивый вид. Анна не разделяет мою точку зрения и в наших поездках пытается ограничить мои фотосъемки с мостов, оврагов, колоколен. Поэтому спешу назвать их поступок подвигом, т. к. Аня с Наташей поднялись по высоким ступенькам на самый верх и (как смогли) разделили с нами счастливые мгновения. А, может, была и другая причина. Нам сказали, что в Пасху можно самим звонить в колокола. Смотрители предупредили, что колокола еще не опробованы и звонить надо осторожно. Разве можно удержаться от такой возможности самим позвонить в колокола?

Мы звонили… Со стороны это было сопоставимо с детьми, пытающимися что-то сделать. Говорю так потому, что услышали работу звонаря. Вот это настоящий МАСТЕР.

К сожалению, моей записи не сохранилось, но было что-то похожее на https://www.youtube.com/watch?v=O7meJEkoYN4

Тотьма старше Москвы на 10 лет. Отсюда вышло много купцов мореходов, которые организовали 20 экспедиций к берегам Америки.

Путь тотемских купцов-мореходов к берегам Америки.

Часть Аляски обозначены на карте как «Российские владения».

Самый известный из них Иван Александрович Кусков — русский исследователь Аляски и Калифорнии, создатель Форта Росс в Америке. Благодаря ему на гербе Тотьмы красуется черная лиса — символ экономики и благосостояния Тотьмы.

Наш экскурсовод.

Долгое время Тотьма входила в число основных поставщиков соли, а до 2000 года действовал курорт с солевыми ваннами. Соль добывали из скважин и потом выпаривали. Глубина скважин доходила до 20 метров, а на ее строительство требовалось от 3 до 6 лет.

Здесь есть и наша Ненакса.

Фрагмент рассолоподъемной трубы (16 в.) дерево, железо.

Дощаник. Такие баржи тащили вверх по реке. Они достигали 50 метров.

Государевы ворота (резьба по дереву).

Очень понравилась экспозиция школы резьбы по дереву. Ребята 15-16 лет — настоящие виртуозы.

Замечательные работы конкурса «Кружева чудо-птица». В конкурсе принимал участие 31 регион России и одна работа из Австралии. Была одна птичка, сделанная мужскими руками (№302).

Работа №302 сделана мужчиной.

В этой короткой поездке нам повезло не только с погодой и дорогой, но и с людьми. Их было много! Одна из ярких (и случайных) была встреча с Наталией Васильевной Трофимовой (извините, если что-то перепутал). Как потом выяснилось, она пришла провести экскурсию, а ее подопечные очень активно отпраздновали Пасху и проспали. Мы этого не знали и осматривали экспозицию «Тотьма — соль русской земли», презентация которой прошла два дня назад. Посидев на разноцветных мешках с солью, просмотрели все витрины с экспонатами и стенды о тотемских купцах-мореходах, мы собирались уходить, как к нам подошла женщина и (я до сих пор не могу вспомнить, как завязался разговор…) начала рассказывать. Она так увлеченно говорила, что мы стояли, открыв рот. Иногда задавали ей вопросы и она, видя наш интерес, с еще бОльшим увлечением продолжала свой рассказ. Наталья Васильевна рассказала не только об истории тотемской солеварни, но и об экспедициях, в которых сама принимала участие. Это Россия, Казахстан. Ее повествование совсем не было похоже на рассказ экскурсовода. Это чувства, переживания увлеченного человека.

Вот сколько известных людей родила земля Тотьмы.

В центре Наталья Васильевна.

В Музее мореходов, в ожидании экскурсии, узнали много интересного о Тотьме и музее от работника, продающего билеты.

Наш талисман Пиня.

Нет, таких влюбленных в свое дело можно встретить только в провинции (и пусть столицы не обижаются).

Только время, которое безжалостно идет вперед, заставило нас расстаться с этим интересным человеком.

Как я сказал выше, нас ждал другой музей, а точнее открытые фонды музея.

Хочу высказать личное мнение — самое большое впечатление произвели именно они на меня. Музеи хороши и интересны. Они прекрасны. Но фонды… Это что-то…

Одно помещение вмещает 672 прялки различной формы и росписи. Невозможно увидеть двух одинаковых прялок даже одного мастера.

В другом помещении от пола до потолка — лапти и ступни (это тоже лапти, но с твердой пяткой и носили их по праздникам).

Туеса, сундуки, прялки, мебель… Все в огромном количестве. Вот это количество и разнообразие ВПЕЧАТЛЯЕТ. Сколько еще интересного мы не видим в наших музеях?! Все в хранилищах!

Мы обошли все храмы, монастыри. Таких церквей нет нигде. Для них ПРИДУМАНО даже свое название Тотемское барокко. Это особый архитектурный стиль.

Спасо-Суморин монастырь (мое фото 2012 года).

Спасо-Суморин монастырь.

Спасо-Суморин монастырь (в 2012 г. эта башня монастыря была окружена зарослями ивы, и виден был второй этаж и купол).

У монастыря увидели множество таких жучков размером с большого муравья (8-10 мм).

Не обошлось без сувениров. Тотьма славится лимонадом, молочной продукцией и хлебом. Взяли на пробу. Понравилось. Лимонад ОЧЕНЬ похож на тот, советский, который мы пили в детстве.

Единственное невезение у нас получилось с обедом. Банкеты, праздничные застолья… Почему-то многим захотелось в этот день солянки. Найти ее мы не смогли.

Нам посоветовали несколько кафе с американскими названиями «Калифорния», «Форт Росс», «Аляска».

«Калифорния» оказалась детским кафе, внутри интерьер не порадовал, хотя снаружи выглядит интересно.

Пообедали в «Форт Росс» без солянки, зато обслужили быстро.

Кафе «Калифорния».

Все три дня летали самолеты…

На столбе увидели вот такое объявление. Девочка 7 лет ищет ДЕДУШКУ на час.

Еще хочется отметить полезный девайс. В предыдущих поездках часто видели таблички с QR-кодом. В этот раз установили программу и испытали ее. Это вещь!!! Можно ходить без экскурсии. Все подробно рассказывают не только про этот объект, но и близлежащие.

Нам ОЧЕНЬ понравилось.

На этом наша поездка подошла к концу и надо собираться домой.

Обратно поехали через Сямжу, сделав своеобразный круг. На первых 30 км попадались участки с плохим покрытием, остальные 110 км до М8 — хорошая дорога.

На перекрестке Тотьма — Сямжа есть незаметная АЗС и «Закусочная». Николай с Мариной всегда здесь останавливаются и угощаются оладьями. Олашки и правда очень вкусные. Воздушные. В отличие от Тотьмы богатое меню. Теперь и мы будем здесь тормозить.

Такой АЗС я не видел.

Хорошая «Закусочная» на перекрестке Тотьма — Сямжа.

На М8 встретили колонну мотоциклистов, растянувшихся на несколько километров. Через плечо у всех ленты с надписью «Победа», «9 Мая». Может кто в теме? Что за мотопробег? Откуда и куда двигались эти парни?

По дороге навестили еще одних родственников Николая. Гостевой дом Лиды.

Перед Дв. Березником нас встретили тучи, а потом и дождик помыл наши авто от пыльных дорог.

В Северодвинск въехали под закат солнца.

Все здоровы. Счастливы.

Вот так мы провели майские праздники.

Большую благодарность приносим Марине и Николаю за организованную поездку.

Позже мы лично засвидетельствуем это, вручив им Благодарственное письмо от нашей компании.

Общий пробег составил 1740 км.

Кому интересно, есть фильм в интернете о Тотьме. И про Ивана Кускова.

Всем удачи.

Делайте как мы. Делайте лучше нас.