|
Напомним маршрут нашего путешествия. Никаких чемоданов, только два рюкзака и 18 солнечных дней:
Новосибирск -> Москва -> Лондон -> Париж -> Ницца -> Рим -> берем машину на прокат -> Рим -> Лондон -> Москва -> Новосибирск
Маршрут на машине (4 дня):
Рим -> Пиза -> Ля Специя -> Венеция -> Римини -> Рим
Вторая часть рассказа о путешествии по Италии (на машине)
На поиск машины в аренду потратил не один день, перебирая и изучая условия различных сайтов посредников и непосредственно самих пунктов автопроката. Долго разбирался с видами страховки: с франшизой, без франшизы, множество вариаций страховки, и я до сих пор не понимаю разницы. Бесконечное множество вариантов одних их тех же машин, но с различными дополнительными опциями и условиями проката... В итоге забронировал по акции от компании www.arguscarhire.com за 260 евро Peugeot 308 Estate с навигатором и страховкой. После внесения суммы предоплаты 2400 руб. и страховки 1700 руб. на электронную почту приходит ваучер:
И сама страховка на русском языке:
В интернете много пишут про аренду машины в Италии и про то, что сумма залога иногда не взимается с клиента — не могу подтвердить эти слова, т.к. на моих глазах залог брали с каждого. Сумма залога за машину составляла примерно 1500 евро. В связи с резким скачком курса сумма депозита в рублях увеличивалась на 30 000 руб. по сравнению с ожидаемым и по летнему курсу была чуть больше 100 000 руб. за возможность взять машину на 4 дня. Такое подорожание не входило в планы, даже не смотря на потраченный залог. Поэтому мы начали искать другие варианты уже непосредственно на вокзале Рима (Rome Termini Railway Station). Пока жена узнавала стоимость билета на поезд до следующего города, где у нас забронирован отель, я начал обходить другие пункты автопроката. Конечно, в разгар сезона в середине лета шансы взять машину на прокат с невероятной скоростью приближаются к нулю. Один за одним пункты проката говорили, что все машины забронированы, и, как всегда бывает, в последнем окошке нам улыбнулась удача. Компания www.maggiore.it смогла подобрать для нас приемлимый вариант Fiat Panda с пробегом 25 225 км. Стоимость проката на 4 дня с навигаторов 420,66 евро, сумма депозита 300 евро.
Напротив автовокзала стоит закрытая многоуровневая парковка. На каждом этаже расположены стоянки различных компаний, и наша заняла весь 6 этаж. Первое знакомство с Fiat Panda было в целом приятным, стандартная малолитражка с небольшим пробегом, цвет черный, механика, есть кондиционер, навигатор и радио — больше ничего и не требовалось.
Термометр показывает, что без кондиционера лучше никуда не ехать, а спидометр явно льстит способностям «панды»:
За всю дорогу машина ни разу не подвела, но ее технические характеристики трудно похвалить. Первый минус — это маленький вес, при обгоне по своей полосе машину затягивает ветром под попутный автомобиль и надо после обгона сразу немного повернуть руль влево, особенно чувствуется при обгоне фуры. В первый раз встретил такую проблему. Второй минус — короткое расстояние между передачами, когда пытаешься включить третью, можешь легко попасть или обратно на первую или вообще не попасть в передачу. Конечно, на второй день я привык, но это доставляло неудобство всю поездку.
Как спланировать маршрут на машине? Мы знали, что приедем в Рим и обязательным пунктом остановки была Венеция. Перебирали множество вариантов, куда можно заехать: Милан, Болонья, Верона... но решающим фактором остановок было наличие рядом моря, т.к. достопримечательностей мы уже достаточно насмотрелись за эту поездку. Первый день мы начали с задержкой из-за смены прокатной конторы, поэтому решили не рисковать и поехать по платной автостраде А1, да и на механике я ездил в последний раз 8 лет назад в течение месяца, а автострада самое удачное место, чтобы вспомнить. Две-три полосы в каждую сторону, посередине обойник, никаких левых поворотов, повсюду развязки и места для остановок, множество эстакадов и туннелей. Очень много ремонтных бригад, которые закрывают одну полосу, которую за несколько метров огораживают конусами, предупреждающими знаками и специальными светофорами.
Въезд на платную автостраду выглядит так:
Правая полоса для тех, у кого есть специальная карта, остальные для расчета наличными или по банковской карточке. Обычно не меньше 6 полос в одну сторону. В некоторых будках сидит сотрудник дорожной службы, который дает при въезде талон со штрихкодом или помогает с оплатой. В большинстве случаев этот процесс автоматизирован, т.е. при въезде нажимаешь на кнопку и получаешь талон, как на парковке, при выезде засовываешь талон, и на экране появляется сумма для оплаты.
Автострада А1 от Рима до Пизы сама по себе для меня не показалась примечательной — это хорошая ровная дорога из точки А в точку Б, за исключением разве что тоннелей:
Тоннель в горе около километра длиной:
Навигатор нас привез в первый городок, в котором у нас забронирован отель — в Пизу. Город небольшой, поэтому отель мы нашли примерно через 10 минут после того, как заехали. Самое сложное было найти администратора отеля и оплатить стоимость проживания по карте при отсутствии wi-fi. Представьте себе два четырехтажных одноподъездных здания с одной дверью, которая закрыта и на ней нет звонка — это и есть наш отель. После 30 минут ожидания и распросов прохожих мы все-таки ловим девушку, которая и оказывается администратором. Второй квест был заплатить за отель по карте, который после 4-х попыток был успешно пройден, и последнее приключение — это поиск парковки. В отличие от описания отеля на сайте букинг, парковка совсем не бесплатная и не входит в стоимость проживания. Если кто-то думает, что платная парковка решает проблему свободного парковочного места — это глубокое заблуждение. Найти платное парковочное место в разгар сезона — равнозначно тому, что найти бесплатное в центре российского города.
Но нам в очередной раз повезло, и из отеля выехали проживающие, которые и осободили платное место для парковки. Стоимость стоянки 1 евро в час, но ночью бесплатно (с 22 до 9). На лобовом стекле у каждой машины есть карман, куда можно положить парковочный талон. Оплатить парковку можно в маленькой железной будке, похожей на почтовый ящик на ножке, которую, тоже не зная где находится, трудно сразу найти. Ты бросаешь монетки, и на экране появляется время, до которого можно оставить машину.
Как я себе представлял Пизу: одноэтажный городок, в котором из любой точки видно Пизанскую башню, и больше ничего нет. Представление оправдалось только в одном — на улицах вдали от центра тихо и спокойно, дома 1-2 этажные с ухожеными дворами и красивыми садами. Пизанскую башню еще надо постараться найти, ее видно не из каждой точки города. Мы, конечно, справились с помощью прохожих и навигатора Garmin. Приложение Booking разработало карты только для крупных городов, и в Пизе нам не помогало.
Ближе к центру город вырастает до 4-5 этажей:
Фонтан на центральной площади:
Чем отличается этот товарищ от его русского брата? Русский бородач роется в помойках и боится полиции, а его итальянский друг сидит в центре Пизы, пьет литровую бутылку итальянского вина и собирает евро с прохожих:
Вот и сама Пизанская башня, которая притягивает толпы туристов ради одного кадра:
Со стороны фотографирующиеся выглядят весело и каждый хочет проявить свою индивидуальность:
Можно подумать, что в Пизе больше нечего делать, но это неправда. Когда планировали путешествие, заметили, что от Пизы до моря каких-то 20 минут пути. Узнали у местных название пляжа и с помощью навигатора нашли очень красивую пляжную зону, которая закрыта от волн камнями по всей береговой линии.
Можно часами смотреть на то, как волна врезается в камни, разлетаясь брызгами в разные стороны и ожидать приближения следующей более мощной:
Пляж, как это принято в Европе разделен на зоны, но тем не менее береговая линия открыта для всех. Отличаются они лежаками и заведениями, которым эта пляжная зона принадлежит, вероятно, на правах аренды. После моря надо смыть соленую воду, из отеля уже выехали и поэтому пошли искать бесплатный душ по опыту, как это было в Ницце. Между пляжем и заведением посередине стоит металическая палка, на которой сверху прикручена душевая лейке. Я уже почти домылся, как из-за угла с криками выскочила местная бабка, которая на местных матах донесла до нас, что если ты не берешь лежак на прокат, то и нечего тратить воду ) Смешно то, что на пляже кроме нас была всего одна пара пенсионного возраста.
Конечным пунктом второго дня была Венеция, но по дороге мы решили заехать в Ля Специя, воодушевшись фотографиями из интернета. В первую очередь это портовый город, но он с трудом вмещает всех туристов. На узких улочках бесконечные пробки, найти даже платную парковку даже на такой маленькой машине — это большая удача и после получаса поисков мы все таки нашли свое место:
Стоимость парковки как и в других городах 1 евро в час.
А вот и сама Специя:
Отдельно порадовала кухня в заведении Barrabordo и наличие русского официанта, который немного рассказал о том, что приехал работать из Москвы и в не сезон в городе почти никого нет:
Пробыв в Ля Специи около трех часов, мы отправились в долгожданную поездку до Венеции. Сама по себе трасса более интересная: вокруг горы, больше мостов и тоннелей, часто встречаются поля с фруктами (яблоками, персиками, сливами, апельсинами и т.д.).
Отель мы выбрали не в самой Венеции, а в кемпинге Fusina. Преимущества кемпинга — это возможность оставить машину на весь день за символическую плату, низкая стоимость проживания и питания. Кроме того, от самого кемпинга отходит паром в Венецию каждый час.
На съезде с платной автострады в пункте Малконтента, который ведет к кемпингу, мы попали в странную историю. Прикладываем талон к терминалу, загорается красный сигнал и шлагбаум не открывается. На пропускном пункте нет ни одного сотрудника дорожной службы, местные тоже быстро проезжают под другими выездами, спросить не у кого. Я попробовал подъехать к другому шлагбауму, такая же история. Я нажал на терминале кнопку Help, оттуда раздался непонятный крик на итальянском. После того, как я 10 минут пытался понять диспетчера, а он, не пытаясь понять, вероятно, ругался на своем языке, он все-таки сдался и открыл шлагбаум.
Найти кемпинг непросто даже с навигатором. Сначала дорога идет через промышленный сектор, затем много непонятных маленьких кольцевых дорог с множеством таких же мелких съездов. В итоге после нескольких попыток мы выехали на нужную дорогу и нашли указатели, ведущие к нашему отелю. Camping Fusina — это стандартный большой кемпинг в лесу, как мы все привыкли его видеть, расположенный рядом с морем с видом на Венецию. Отдельно выделена зона для домов на колесах, в Европе их очень большое количество, отдельно зона для палаточных городков, отдельно вагончики с различными удобствами. В кемпинге большой бар, прачечная, душевые и небольшие магазины. Большая часть проживающих в вагончиках — это студенты, поэтому атмосфера в баре и в самом отеле очень веселая. Подходишь к бару, чтобы заказать вина, в это время персонал разливает по стопкам между собой новый коктейль, который только что сделал бармен, и затягивает тебя в эту карусель. В одном месте уживаются люди разного возраста и достатка, и никто друг другу не мешает. Европейцы менее конфликтные люди, когда к нашим соседям ночью завалилась шумная компания и не могла успокоиться долгое время, они спокойно приняли русский мат и продолжили вечер на улице.
Утром мы с большей частью кемпинга дошли до порта, с которого отправляется паром в Венецию. Стоимость парома на двоих 26 евро. Вот, собственно, и дорога до Венеции:
Круизные лайнеры:
В представлении многих Венеция — это город с неприятным запахом. Большинство думает, что вода цветет, здания гниют, канализацию сливают в воду, и из-за этого в городе невозможно дышать. К счастью, летом воздух абсолютно чистый, морской, и единственное место, где мы встретили неприятный запах — это небольшой рыбный рынок в глубине Венеции.
Первое, что впечатляет неподготовленного туриста — это узкие улочки между домами, в которых далеко не всегда можно разойтись вдвоем, а некоторым и вовсе можно там застрять навечно:
Спокойному месту вдали от толп туристов можно найти полезное применение:
Отдельного внимания заслуживают небольшие мостики, которые ведут к заведениям или просто соединяют соседние улицы и направляют туристов по своим маршрутам:
Основным источником пополнения бюджета Венеции конечно являются туристы, если не единственным, и все направлено на получение таких доходов. Город можно описать как плавучий рынок с достопримечательностями, конечно некоторые отделы этого рынка называются именами мировых брендов, таких как D&G, Armani и т.д., но это не меняет своей сути.
Витрины некоторых магазинов оформлены настолько оригинально, что ими невозможно не поделиться:
Отдельного внимания заслуживают и авторские венецианские маски, стоимость которых начинается от 100 евро.
Стоимость такой маски 2000 евро, и она не из золота:
Но каждый художник видит мир по разному, поэтому встречаются и такие оригинальные произведения:
Быть в Венеции и не прокатиться на гондоле — мы решили не самое страшное, что может случиться в жизни) Но пройти мимо такого развлечения туристов нельзя никак:
Стоимость небольшой поездки 80 евро. Отличают гандольеров полосатые футболки красного или синего цвета:
А вот и конец рабочего дня:
Главная площадь Венеции:
Астрологические часы, показывающие времена годы, лунные фазы, время и переход солнца из созвездия в созвездие:
Вечерняя Венеция:
Небольшой фото бонус о Венеции:
Еще одна ночь в кемпинге, и мы собираемся в дорогу до Рима. Обратный маршрут выбрали в основном по бесплатным дорогам, которые тоже имеют хорошее дорожное покрытие, но по одной полосе в одну сторону и с ограничением 90, в отличие от 120 на автостраде:
На бесплатной автостраде попадались более редкие и интересные автомобили:
Искусственно высаженный лес:
И... слон:
На бесплатной дороге стоимость бензина на заправках меньше, чем на платных автострадах, но на одной заправке произошел интересный случай. Подъежаем к заправке, на которой шесть бензоколонок. Рядом стоит абсолютно пустое здание с окнами, одно из которых разбито, в котором нет даже мебели, не говоря о кассирах. Рядом спит дальнобойщик в фуре и вокруг пустое поле. Как и большинство заправок в Италии — эта заправка самообслуживания. Схема работы такая: вставляешь пистолет в бак, подходишь к терминалу, вводишь сумму заправки и пин код с карты и заправляешься. Все вроде бы шло по плану, но после того, как я ввел пинкод, у меня списались деньги, вылез чек и заправка не началась. Терять 20 евро из-за чьей-то ошибки, возможно даже моей, мы не хотели, поэтому попытались получить помощь у других автомобилистов. Первому деду на пальцах объяснил, что заплатил, но бензина нет и показал ему чек, он на итальянском что-то сказал и спокойно поехал по своим делам, второй дед меня мягко говоря послал. В третьей машине ехала семья со взрослым ребенком, который немного знает английский и, прочитав информацию на чеке, он объяснил, что надо ввести определенный код, состоящий из букв и цифр, которые есть на нашем чеке, и заправка начнется. Спасибо тебе, добрый человек. Догадаться до этого самому почти невозможно, а на чеке кроме электронной почты нет контактной информации.
На трассах много месных закусочных, но из-за долгой дороги мы не стали рисковать и перекусили в первом попавшемся макдоналдсе, в котором на удивление мы опять встретили русских кассиров.
По дороге в Рим мы сделали небольшой крюк и заехали искупаться и пообедать в Римини. Чем-то этот город мне напомнил Сочи задолго до Олимпиады: много пенсионеров, все на русском (меню, ценники), даже в супермаркете названия на русском языке. Кабинки, пляж, дома, все в каком- то потрепанном состоянии:
В местном презентабельном ресторане за 40 евро русский официант накормил нас супом пюре, который по факту оказался разведенным ролтоном с соевым мясом и равиолли, вероятно приготовленными из замороженного продукта, купленного в местном супермаркете. В общем ни одно из блюд мы не смогли съесть и Римини явно не то место куда стоит ехать из далекой России.
После Римини мы выходим на финишную прямую, на дорогу до Рима. Я знал, что дорога будет идти через горы, но не представлял той красоты, которую мы увидим своими глазами. Первым, кто понял предстоящий маршрут, был навигатор:
Горы, серпантин, узкие наклонные повороты, все это на фоне заката солнца, а впереди неизвестность и новые личные открытия — мечта большинства автопутешественников:
Оставшаяся часть пути была наполнена приятными впечатлениями, эмоциями и несмотря на усталость и завершение дня мы были полны сил и доехали до Рима к 23 часам вечера.
Немного мостов и тоннелей:
В Риме мы бронировали отель с таким расчетом, чтобы он находился на въезде в город и у него бесплатная парковка. Забронировали первый попавшийся по цене 44 евро за ночь (на момент бронирования сумма составляла 2534 руб.) Когда мы делали бронирование, в распечатке отеля было написано, что заезд должен быть до 23 часов, и мы как раз пунктуально приехали к закрытию. Нас встретила табличка, если не успел приехать в нужное время, позвони Маттео:
Я уговорил местного за 1 евро дать телефон позвонить и созвонился с администратором/хозяином, который сказал, что уже поздно и в отеле давно никого нет, а приезжать надо было раньше. Все ничего, мы нашли рядом другой отель за 68 евро, но на следующий день вечером с нас списали сумму за незаезд первой гостиницы, когда мы уже были в Лондоне. По приезду в Россию мы написали претензию к сервису букинг.сом и нам вернули деньги в полном объеме.
Перед сдачей машины автопрокату у нас оставалось две нерешенные проблемы:
С первым вопросом все оказалось сложнее, чем со вторым. Для оплаты автострады надо найти офис компании, которая управляет автострадами. Здесь нам помог интернет, администратор отеля, навигатор, и мы нашли офис компании Punto Blu Roma. Небольшой офис примерно 50 квадратов, в котором несколько офисных сотрудников и эмулятор электронной очереди — моток талонов, как у кондуктора троллейбуса, свисающий с железной палки. Кажется, что Италия небольшая страна, и Венция от Рима находится на достаточно близком растоянии, но сотрудник дорожной службы до последнего не понимал, где находится Малконтента (пункт, в котором я выехал без оплаты). С помощью поисковика и ручки с бумагой я ему показал, что такой пункт есть, и сумма к оплате по программе получилась 35,5 евро.
Вторую проблемы мы решили исправить с помощью черного маркера, тем более что на парковке освещение достаточно тусклое. В первом попавшемся газетном киоске я подошел к продавцу и попросил Marker. Мужчина за прилавком, который совершенно не знает английского, очень долго не понимал, что я от него хочу, предлагал мне карандаши, ручки, календари, тетради, и после того как я не вытерпел, залез к нему в киоск и достал черный фломастер, на котором огромными буквами было написано MARKER, и показал ему, что мне надо, мужик долго не мог перестать смеяться.
В общем машину мы сдали без проблем, депозит 300 евро вернули уже после нашего возвращения в Росиию через две недели.
Стоимость бензина и автострад:
30.07.2015
- бензин 30 л на = 45.5 евро
- платная автострада А1 = 21.30 евро
31.07.2015
- бензин на 40 евро (1.722 евро за 1 литр)
- платная автострада А12 = 8.30 евро
01.08.2015:
- автострада от Ля Специя до Мальконтента = 35.5 евро
03.02.2015:
- бензин на 20 евро (1.5 евро за литр)
- автострада = 2.5 евро
- бензин на 20 евро (1.644 евро за литр)
- автострада А1 = 4.4 евро
ИТОГО: общая сумма за бензин 125.5 евро, общая сумма за дороги 72 евро
Немного о стоимости поездки в Италию (все цены указаны за двоих)
Отель в Риме с 27.07.2015 по 30.07.2015 = 9000 руб.
Городской налог в Риме = 1512 руб. (24 евро)
Бронирование машины = 4122 руб.
Прокат машины на 4 дня в другой конторе = 31 400 руб.
Отель в Пизе с 30.07.2015 по 31.07.2015 = 2822 руб.
Отель рядом с Венецией с 31.07.2015 по 02.08.2015 = 3455 руб.
Отель в Риме с 02.08.2015 по 03.08.2015 = 5100 руб.
Итого без учета еды и сувениров = 57 411 руб.
Итого общая стоимость за всю поездку с 19.07.2015 по 06.08.2015 с едой, сувернирами и прочими радостями примерно 400 000 руб. на двоих.