|
Это наша не первая поездка в Горный, но это будет первый отчёт о таком длинном и познавательном путешествии по этой жемчужине России. Я не писатель и не обладаю такими способностями ещё со школы, но постараюсь довести до уважаемого читателя всю необходимую информацию. Отчёт буду дополнять фотографиями из предыдущих поездок, т.к. некоторые места не фотографировали в этот раз.
Итак, начнём. Эту поездку начали планировать месяца за два, докупались разные необходимые штуки, составлялся маршрут посещения различных мест и т.п. Наконец-то наступил этот долгожданный день, и мы командой из четырёх человек на трудяге RAV-4 2006 г.в. двинулись в путь.
День 1: Калтан — Сростки — Акташ — база «У Михалыча»
В этот день предстояло проехать максимально далеко, т.к. по этому маршруту ездили не один раз. Всегда мы проезжали с. Сростки, но в этот раз было решено посетить сие легендарное место, в котором посетили памятник Шукшину В.М.
Если присмотреться, то на фото видны отполированные до блеска большие пальцы, кто-то трёт их и загадывает желание, как впрочем и везде — надо что-то потереть, бросить, посидеть или привязать, кто цепляется за них, чтобы вскарабкаться повыше.
Церковь святой Екатерины в с. Сростки.
Следующим пунктом стал перевал Чике-Таман, но о нём, наверно, многие уже знают и проезжали по его идеальному серпантину. Я расскажу о другом, старом перевале Чике-Таман. Как- то раз мы въехали на вершину перевала, а там идут дорожные работы — убирали камни со склонов и нам сказали подождать немного — часика три, естественно, настроение у всех окружающих упало кроме местных продавцов, но ничего не поделаешь — это для нашей же безопасности делалось.
Виды сверху:
Пришлось гулять по окрестностям, где и обнаружил старый Чуйский тракт, весь заросший и очень узкий, но, как выяснилось позже, местные его тоже используют и довольно часто. При нас выехали две машины ВАЗ 2110 и ещё какая-то отечественная машинка.
На семейном совете обсудили вопрос о спуске, не все были рады этой идее, но… Спускались по нему очень осторожно, так как не видно кто едет снизу, а разъехаться можно только на поворотах серпантина, да и то не всегда. Справа вдоль обрыва местами установленные бетонные блоки, которых почти не видно из-за травы — гляди в оба!
Но всё прошло очень даже удачно, и всем понравилось это небольшое отступление от маршрута, рекомендую.
Дальше было много красивых мест, в которых мы не останавливались.
А это завсегдатаи местных дорог.
За с. Иня на 723 км трассы М-52 посетили комплекс Калбак Таш, где скалы исписаны древними петроглифами, возраст которых достигает 1000-5000 лет. Билет стоил по 100 руб. с носа и впридачу гид.
Советую заехать, узнаете много интересного.
Добрались до с. Акташ без проблем, т.к. дорога по М-52 отменная. Отдельное спасибо дорожным службам.
Про Красные ворота сознательно не пишу, т.к. в интернете полно фоток и рассказов про них.
Далее уже по очень пыльной гравийке двинулись в сторону Улагана, и на 22-м километре от с. Акташ находится замечательное место «Улаганские озёра у Михалыча», где мы остановились на ночёвку, как и планировали. Можно порыбачить в многочисленных озёрах. Советую это место тем, кто хочет увидеть что-то новое, необычное. Тут каждый домик уникален, а сколько тут домашней живности, которая с вами ходит везде и не даёт скучать, но о них позже…
Это наше жилище, люди сюда везут специально свои вещи, некоторые оставляют на память, которые были с собой, и вот так пополняется коллекция Михалыча. Михалыч, идейный вдохновитель сего места, бывший военный прапорщик в отставке, очень гостеприимный и добродушный хозяин.
Это плац, каждое утро в 7:00 играют подъём на гармошке и поднимают флаг.
Такого транспорта тут завались.
На территории всегда чисто =)!
А это касса, да-да, касса, в которую надо класть деньги за жильё, и никто не проверяет, сколько ты положил, но не было ни одного случая, чтобы кто-то обманул. Оставляют даже чаевые.
А теперь маленькая экскурсия по домикам базы, которые оформлены каждый в своём стиле, поехали… Домик № 1.
Это оставил какой-то маленький путешественник.
В домике могут поселиться 7 гармонистов.
Домик № 2. Тут, вообще, какой-то ретро музей.
Домик №3. А-ля 70-е.
Остальные домики тоже заслуживают внимания, но их вы уже увидите сами и, надеюсь, не пожалеете.
А теперь немного о живности, населяющей эту территорию. Прошу знакомиться, местная звезда:
А это его семья, которая беленькая — Кондолиза Райс.
В 2014 Михалыч приобрёл коня, не который на мангале, а который подальше пасётся.
Ходили в гости к местным жителям, которые на лето выезжают в такие места (типа дача) и пасут скот.
Закончу повествование о первом дне и, надеюсь, Михалыч не будет против такого рассказа о его уютной базе.
День 2: база «У Михалыча» — перевал Улаган — с. Улаган — перевал Кату-Ярык.
Дорога до перевала Улаган не сказать, чтобы плохая, но местами за поворотами на серпантине попадаются такие ямы, что можно колесо пробить, а есть прям отличный асфальт.
После перевала появляется памятник V-IV вв. до н.э — Пазарыкские курганы. В курганах были захоронения, по всей видимости, знатных людей, т.к. находили дорогие и редкие для того времени украшения, одежду, саркофаги, скелеты лошадей и многое другое. Они до сегодняшнего времени являются памятниками.
Всего их 5.
Миновав районный центр с. Улаган, двинулись в сторону перевала Кату-Ярык, который нам не удалось покорить в прошлую поездку. Эта поездка собственно и задумывалась для этой цели. Дорога, я скажу вам, не подарок, если прозевал, то минимум колесо пробил или хуже — картер.
И вот он, долгожданный Кату-Ярык и традиционные фотки на его фоне.
Участники экспедиции.
Внизу видны маааленькие домики.
Дорога предстоит по долине реки Чулышман.
Спуск по перевалу, конечно, завораживает и напрягает, т.к. рядом нет никаких ограждений, а вниз лететь добрые метров 700-800, на прямых участках разъезда нет, поэтому тут особые правила.
Далее нелучшего качества дорога с торчащими то там, то тут камнями.
Но это всё компенсируется прекрасными видами полудикой природы. Туристов тут ещё не очень много по причине труднодоступности, и загадить ещё не успели природу.
Продолжаем движение по долине.
Наконец-то добрались до кемпинга, который нам рекомендовал Михалыч, жаль, забыл название, но если поедете туда, то мимо не проедете. На территории есть домики и столовая, в которой можно заказать себе завтрак или ужин.
Немного передохнув и перекусив, решили сходить до каменных грибов. Кстати, такие грибы есть только в Турции и тут, если я не ошибаюсь. Итак пошли, нет сначала надо переправиться через Чулышман, а это отдельная такса. Теперь в путь, а путь займёт часов 5 туда и обратно.
А это народное сказание до сих пор висит, т.к. видел его на многих отчётах. Поднимает настроение.
Вот и начался подъём к грибам, сложное испытание изнеженному городскому организму.
Но зато виды оттуда умопомрачительные, и фото никак не передаст это.
Появились грибочки.
До некоторых добраться нельзя.
Вид сверху.
День 3: база — Акташ — Кош-Агач — Ташанта (граница) — Кош-Агач
На третий день решили выдвигаться дальше, поэтому не сходили до водопада Учар, но это и южный берег Телецкого озера оставили на следующую поездку.
Написание отчёта за пройденный день. Поехали обратно. До ЮБТО маленько не доехали, оставили повод вернуться сюда ещё раз.
Вот такой грибочек нам попался на обратном пути.
Начинается не менее сложный подъём на перевал, ждём очереди.
Несколько минут страха и мы на верху. Подъём тоже достаточно сложный местами, т.к. много выбитых ям, дорога, видимо, не грейдировалась давно, а так в целом нормальная.
Двигаемся в сторону Кош Агача и Ташанты (граница). Вот такую гору камней насобирали туристы.
И мы решили внести свою лепту.
Привал. Место красивое, но дождь и ветер всё портили, пришлось ехать дальше.
Граница с Монголией в Ташанте.
А сейчас фото некоторых жилых домов и построек.
Печки тут топят сухим навозом, не знаю, как он тут называется, хранят его на плоских крышах своих домов и построек. Тут нет ни одного деревца и кустика.
Подъезжаем к Кош Агачу и отдыхать.........
День 4: Кош-Агач — Акташ (гейзеровое озеро) — Белый бом — Усть-Кан — Усть-Кокса.
Традиционные фото на выезде из Кош Агача, другие не буду приводить, т.к. их много было уже в отчётах других.
Три раза были в этих местах, знали, что тут есть верблюды, но увидели их впервые.
Доехали до гейзерового озера возле с. Акташ. Проход к озеру стоил 10 руб. с чела.
Круги на озере постоянно меняются, и озеро каждый раз выглядит по-новому.
В сторону Усть-Кана рельеф становится ровнее, появляется очень много растительности.
Усть-Кан небольшой, но красивый и уютный городок.
Едем в сторону Усть-Коксы. Кстати, местные делают ударение во второй части названия, на первый слог.
В Усть-Коксе заночевали, т.к. приехали уже поздно. На следующий день запланировали выезд в с. Тюнгур, посмотреть на г. Белуху, хотя бы издалека.
День 5: Усть-Кокса — Мульта — Тюнгур — Скифские памятники
р. Мульта.
Местное творчество — оригинально.
По дороге в с. Тюнгур.
Дорога местами гравийная и хорошего качества, но расслабляться не стоит, т.к. пролегает вблизи реки Катунь и свалиться туда не составит труда.
Вдалеке г. Белуха — как-то на будущее надо спланировать поход к подножью горы.
Памятник товарищу Сухову и воинам с белогвардейцами. Тут самое узкое место между рекой и горой всего каких-то 40-50 метров. Тут был самый ожесточённый бой.
А вот собственно и скифские памятники, возраст которых 2000 лет. Это воин.
Сразу скажу, что не все авто туда проедут, зависит от погоды и мастерства водителя. Паркетник доедет без проблем, даже в плохую погоду.
Изображение женщины — «Луноликая».
Вид на камни с горы — камни на конце «хвостика» дороги.
На обратном пути заехали к памятнику Сухову П.Ф.
Эти 144 бойца погибли в том самом узком месте, но враг не прошёл.
Фотосессия на фоне г. Белух на обратном пути.
За с. Тюнгур остановились на ночёвку вот на такой полянке, ягоды было столько, что ходить по ней было жалко, сколько смогли, съели, остальное пришлось топтать — других мест не было.
День закончился фаер-шоу далеко за полночь.
День 6: с. Тюнгур — с. Верхний Уймон (музей Рериха) — пещера Усть-Канская — Денисова пещера — «Поле Чудес» (караван парк) на р. Ануй.
Много фотографий не буду приводить, лучше съездить и посмотреть
Далее поехали к Усть-Канской пещере, которая находится на большой высоте от земли.
Подъём не очень трудный, т.к. до самой пещеры идут деревянные лестницы
пещера закрыта для посетителей, да и идти туда сейчас некуда. Раньше она была больше, но когда стали теряться туристы, то входы завалили и установили решётку.
Такой вид из пещеры наблюдали древние люди тихими вечерами.
Посмотрели одну пещеру и поехали в сторону другой — Денисовой пещеры. Пожалуй, самая древняя пещера на ЗЕМЛЕ, в которой нашли следы пребывания людей. Кому интересно, гугл вам в помощь.
Советское время в некоторых деревнях ещё не ушло.
А это уже Денисова пещера, вниз прорыты колодцы (ходы), в которых слой за слоем учёные исследуют останки и утварь людей. Вниз спускаться нельзя, до сих пор ведутся раскопки.
Кстати, рядом с пещерой находится большой исследовательский лагерь и вход в пещеру платный, целых 20 рублей (был в 2013 году).
После пещеры двинули в направлении Шинокских водопадов, но не сразу, т.к. время близилось к вечеру, да и к водопадам на нашей машине никогда не доехать, как и на других, неподготовленных для таких поездок.
Лагерь разбили в караван-парке «Поле чудес» на речке Чёрный Ануй. Хорошее местечко, тихо и уютно.
День 7: «Поле Чудес» (караван парк) на р. Ануй — Шинокские водопады — и домой
Утро седьмого дня, ждём заброски на водопады.
Дорога до водопадов экстремальная, с крутыми спусками, подъёмами и много грязи, т.к. ехали мы после дождичка, но наш ГАЗ-66 проехал везде. Дорога добавляет много адреналина и эмоций. Некоторые ходят пешком, но это для любителей, т.к. пешком придётся ещё много идти от места высадки. Дальше даже машины не могут проехать. Тем, кто решится идти к водопадам, надо хорошо подготовиться, т.к. много придётся идти прямо по речке, а она холодная, будет очень много камней больших и маленьких, будет очень крутой подъём в горку и такой же спуск. Преодолевается он без помощи спецсредств. Если берёте маленьких детей, то их в основном придётся нести. Учитывайте это.
Непролазные дебри вдоль речки зажатой между горами.
Вот так мы и шли по колено в воде.
А это водопад Йог, если не ошибаюсь, то его высота 20-25 метров.
А вот сейчас будут фотографии подъёма, про который я писал ранее.
Цепляться приходится за корни и верёвку.
Это какой-то водопадик по пути.
И вот мы подходим к самому большому водопаду на реке Шинок — Жираф.
Вода начинает долетать до нас уже метров за 100, высота водопада примерно 70-75 метров.
Масштабы поражают!
Пора возвращаться обратно, т.к. идти ещё 1,5 часа.
Дорога обратно лучше не стала.
Наконец-то выбрались из зарослей и воды — голод ужасный!
Но сколько эмоций! Советую всем!
Всё! Домой!
Спасибо всем, у кого хватило терпения досмотреть до конца!