Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Край тысячи озёр

Край тысячи озёр

25.11.2015 | 31369 просмотров

Стандартный, такой же, как и у более чем миллиона жителей, звонок телефонного аппарата прервал мою полудрёму-полуработу.… Сказать, что с работой было всё в порядке — откровенно слукавить. Вот уже четвёртый месяц как дела стояли, и рабочее время лилось вязким киселём в бесконечность, не принося какого-нибудь значимого достатка.

— Сегодня в 19:00 контрольный сбор, выезд послезавтра, ты едешь со мной.
— Да, понял, к семи не успеваю, давай хотя бы к полвосьмому!
— Давай.
— Пока!

Значит, решено. Значит, всё- таки поездка будет. Край тысячи озёр ждёт нас…

Время сжалось в гигантскую пружину. Электроны, снуя в дырках процессора, неумолимо отсчитывали в ровном гудении кварцевого генератора последние минуты до подачи сигнала…

Звонок! Звонок! На дисплее бьется надпись «Подъём!», сотовый сходит с ума, проигрывая мелодию, заданную в режиме будильника. И вот уже на плите шкворчит быстрый завтрак и я, поглощая килокалории и одеваясь на ходу, хватаю шапку и — бегом, машина ждёт.

Сбор на заправке. Подъезжают ребята. На первом Ланд-Крузер 80 Андрей и его друг Максим, мы на Прадо 78 —Денис и я, и на замыкающем Ленд-Крузере 80 Батор и Артём — отец и сын. Недолгие приветствия, попытка фото, и — по машинам. 6:00, первый ходовой день. Сегодня по планам — до курорта Баунт. Потянулись километры дороги. Леса-перелески, городки-посёлки. Широкая асфальтовая трасса, постепенно теряя ширину полотна, вырождается сперва в плохую асфальтовую дорожку, затем в хорошую грунтовку, просто грунтовку. Объезды провалившихся деревянных мостов. Горящая в поле трава. Речки с непривычными слуху названиями. Редкие встречные машины…

Справа заправка. Предпоследняя. Заезжаем залить всё под завязку. Напротив — через дорогу — придорожная жрачка. Обедаем. И под колёса вновь стелется сотнями километров бесконечное полотно дороги. Чур меня! Трактор! Слева, памятник — серебряный бульдозер на куче камня.

Скромная табличка:
«Всем, закалённым породой и солнцем!
Гимнов достойные звонких!
Края таёжного первопроходцам
От благодарных потомков»

1844-2014 г.г.

Значит, уже недалеко. Скоро п. Багдарин. Подъезжаем. Сразу на въезде — последняя на нашем пути заправка. Всё, дальше — «сумеречная зона». Край золотодобытчиков и тысячи озёр…


…попытка фото…


…постепенно теряя ширину полотна…

 
Трактор на куче камня.


пос. Багдарин.


Последняя заправка.

Миновав посёлок, бродим ручеёк и выходим на грунтовку Багдарин—Ципикан—Курорт Баунт. Навстречу идут грузовики и наливные, по обочинам попадается тяжёлая техника. Вокруг всё разрыто, свежие отвалы породы вздымаются на высоту трёхэтажного дома. Золотой край. В буквальном смысле. Золото тут добывают испокон веков. Каждая речка, каждый ручеёк ископаны вдоль и поперёк. Попетляв, дорога уверенно набирает высоту и, уходя в перевал, падает в распадок реки Ципикан. Внимательно смотрим, но следов по реке нет, значит до п. Ципикан ходят по грунтовке. Проходим п. Ципикан и сразу за посёлком лезем в крутой перевал. Мотор начинает свою очередную песню «гоооооры-гоооооры». Вокруг суровая, зимняя, таёжная красота. Останавливаемся «на перекус», делаем несколько фото. Трасса уверенно, как сабля самурая, взрезая вековую тайгу, уводит нас всё дальше и дальше. И снова вечная песня дороги, километры грунта, отталкиваемые колёсами наших машин. Вперёд, вперёд, вперёд...


…золото тут добывают испокон веков…


пос. Ципикан.


Остановка на «перекус»…


 …взрезая вековую тайгу…

День клонится к концу, когда слева появляется, величественно и гордо, большой Хоптон. Значит, уже близко, и вскоре, после очередного перевала, нашему уставшему от бесконечной дороги взгляду открывается долина оз. Баунт. Скатываемся в буквальном смысле этого слова — очень скользко — и въезжаем в посёлок «Курорт Баунт», который уютной группкой стареньких домиков прилип к отрогам большого Хоптона.

Запах сероводорода здесь везде. По улицам посёлка тянутся, пересекая проезжую часть, трубы и шланги из которых постоянно изливается горячая минеральная вода. Текут ручейки со специфическим запахом. Поплутав по посёлку, подъезжаем к корпусам старой советской водолечебницы, где и останавливаемся на ночёвку в бывшем корпусе реабилитации. Дом барачного типа, разделённый на комнатки и ванный корпус-пристрой со старенькой ванной. Убогая кухонька, свет есть, но кроме света — ничего нет. Ужин готовим на костре, который нам, ввиду нашей многочисленности, разрешают организовать на безопасном расстоянии от корпуса (то есть прямо у крыльца). Непременно ныряем в горячую ванну с минералкой, и благодать, разливаясь по телу тёплой дрёмой, укладывает нас спать…


г. Большой Хоптон.


…постоянно изливается кипяток…


Старенькая водолечебница.

Снова, разрываясь от нетерпения, орёт будильник. За оконцами сереет суровый баунтовский рассвет. Броуновское движение тел по коридору. Завтрак, на скорую руку согретый баллончиком газовой горелки, и наша команда после небольшой рекогносцировки готова к сегодняшнему решающему ходовому дню. Быстрая фотосессия у крыльца заботливо приютившего нас корпуса, гул прогреваемых моторов, сборы продуктового обоза, и вот мы выходим на лёд р. Верхняя Ципа. Сегодня ночёвка будет уже там. На Озере.


Фото у крыльца.


По льду р. Верхняя Ципа.

За спиной Хоптон расправляет свои могучие плечи, а наша колонна уверенно уходит за излучину. Сделав несколько поворотов по реке, колея лезет на берег и направляется к оз. Аян. Маршрут для нашей группы это новый, а значит, не грех будет узнать-разведать про него у местных рыбаков. Сориентировали — нам по колее до заимки, а дальше можно или узнать у хозяина заимки дорогу или держаться по полуторамесячной давности следу ГАЗ66, который, со слов рыбаков, прошёл на Озеро.


За спиной Хоптон.


Рыбаки на оз. Аян.

Укатанная колея, прижимаясь к отрогам Южно-Муйского хребта, то и дело ныряя в кочкарник сейчас замёрзших — а летом непроходимых — болот, уверенно привела нашу колонну на заимку. Само собой, хозяина на месте не было — кто же будет сидеть дома, когда погода даёт такой подарок: небо ясное, солнышко припекает, практически нет ветра.

Почесав затылки, курнув карт и немного поплутав, «ловим» тот самый «шишиговский» след, который по рассказам должен привести нас к намеченной цели…


Укатанная болотная колея.


Заимка.

«Дорожная обстановка резко ухудшилась», — констатирую я…. А прямо по курсу, кажется, где-то на краю мира величаво поднимаются, протыкая пронзительную синеву неба пики — двухтысячники Южно-Муйского хребта. Воздух такой прозрачный и чистый, что им не дышишь — его пьёшь, как священный Грааль…

Колея под прижимом р. Точа резко забирает вправо и параллельно с ней начинает ползти в горы. Точа, скованная баунтовскими морозами, в наледях, переливаясь всеми оттенками от нежно-бирюзового до пронзительно-синего, петляет по распадку, и наши машины, послушно повинуясь этому безмолвному танцу реки и дороги, выворачивая колёсами большие валуны в курумниках и падая в бесчисленные промоины, упрямо ползут к намеченной цели. Проехали зимовьюшку с лабазом, перевалили небольшой перевал и скатились в распадок ручья Усмукан.


Пики Ю-Муйского хребта.


Зимовьюшечка.

В динамике рации голос Андрея, как гром: «Встречка!». Какая к чёрту встречка — думаю я, но вот за поворотом вижу нашу ведущую машину и встречный УАЗик. Это тот самый хозяин заимки, которого мы не встретили дома. Он ездил на Озеро рыбачить. Расспрашиваем друг друга, получаем ценные советы по прохождению некоторых участков, благодарим. Разъезжаемся. На душе немного легчает — значит, на Озеро ездят, и немного становится грустно: значит, всё же на Озеро — ездят…

Через несколько километров, где колея уходит на наледь р. Точа, наша группа останавливается на небольшой отдых. Фотосессия на фоне гор, ребята решают, как ехать по наледи, принимая во внимание ранее данные нам наставления. Батор решает покататься на коньках. Так мы и пересекаем наледь — наша машина идёт первой, машина Андрея — второй, а замыкает нашу скромную колонну машина под управлением Артёма. Батор же едет рядом с ней на коньках.


Встречка.


Наледь на р. Точа.


Коньками — по Точе.


Незамерзающий руч. Биранья.

Вскоре колея, пересекая незамерзающий всю зиму ручей Биранья и попетляв по чахлому лесу, выводит нашу группу на берег Озера.

Величественный вид открылся нам. Зажатое с одной стороны полуторатысячеметровой грядой, а с другой — безымянным двухтысячником, скованное ледяным панцирем толщиной два метра, озеро Доронг, или Точа — по имени вытекающей из него речки — протянулось, причудливо изгибаясь, на 18км. В ширину же оно не более километра в самой широкой части. Высота зеркала озера — 1112 м над уровнем моря. Образовалось озеро в результате обвала горной породы, перегородившей р. Точа ещё в те времена, когда жизнь на нашей планете только зарождалась. По одним данным глубина озера около 55 м, по другим же данным — более 100. Наша цель достигнута! Радость, ликование, смятение чувств.

Решаем ехать по льду озера, начинаем движение но, не проехав и пятисот метров, останавливаемся. Невероятной красоты картина расстилается у нас под ногами. Такого я не видел ранее — лёд озера испещрён причудливой сетью трещин, как будто какая-то громадная силища сжала ледяной панцирь. Мелкие, 1-2сантиметра и глубокие, уходящие корнями во всю толщину льда, короткие и длинные, трещины, причудливо извиваясь, метр за метром рисуют неповторимый узор. Трещины так плотны, что в них невозможно вставить лезвие безопасной бритвы. И пузыри, от мелких струек до громадных размеров — вмёрзшие в лёд вертикальными колоннами. Как будто в результате мгновенного охлаждения вода сразу на всю толщину превратилась в лёд, причудливо запечатав в себе струйки донного газа. Мы, как малые дети, фотографируем, рассматриваем и щупаем лёд.


Берег озера Доронг.


…шириной не более километра…

Причудливым узором трещин      

покрыт лёд озера.   

Потратив на «фотосессию» более получаса, всё же начинаем движение по озеру. Примечаем на правом берегу заимку и удобное место для нашей стоянки и решаем прокатиться до начала озера. Потревоженный колёсами поёт снег, а мы, весело пуская машины в различные заносы на обширных участках голого льда, продвигаемся к началу озера. Слева замечаем палатки и машины с читинскими госномерами. Рыбачат. Батор и Артём же, одев коньки, выписывают пируэты вокруг наших автомобилей. Я думаю, прежде за всю свою историю, лёд озера Доронг ни разу не взрезали коньками. Наша компания медленно едет вперёд, а отец и сын, вычерчивая лезвиями коньков стремительные линии, бегут, перепрыгивая островки снега и обгоняя наши машины, в самое начало озера… туда, где в Доронг втекает ручей.


 …потревоженный колёсами поёт снег…


Примечаем место для ночёвки.


Не перестаю удивляться чуду природы.


Выписывают пируэты.

Андрей и Денис, посовещавшись, уезжают вверх по ручью на разведку дороги в переход на реку Котера. Батор и Артём катаются на коньках, прыгают, исполняют различные фигуры, ну а я решаю осмотреть берег. Снега немного, и он сосредоточен по береговой линии, где его глубина достигает метра. Забираюсь на склон, делаю фото. Андрей с Денисом возвращаются, поставив на карте метку, до которой доехали. Минутные сборы и вот уже мы направляемся к нашему ранее запримеченному месту стоянки.

Удобно расположив автомобили, разбиваем импровизированный ледовый лагерь. Горит костерок, готовится обед. Я ухожу осмотреть заимку. Небольшой приземистый домик, скрипнув дверью из нетёсаного листвяка, пускает меня. В полумраке — пара лежанок, посередине стол. Генератор и оставленная в беспорядке столовая утварь говорит, что домиком постоянно пользуются и хозяин лишь ненадолго отлучился. За заимкой, прямо на льду, стоит ГАЗ66, видимо, про него и рассказывали рыбаки.


…запечатав в себе струйки газа…


…испещрён сетью плотных трещин.


…где впадает ручей.


…снега немного…


…стоит ГАЗ-66.


…небольшой приземистый домик…


 …оставленная столовая утварь…

 За неторопливыми беседами подкрадывается вечер, ярко-малиновый диск солнца закатывается за горную гряду, и под треск костра, тревожащий вековую тишину Доронга, мы встречаем первую нашу ночь на озере под непривычно-бездонным ночным небом, проткнутым миллиардами звёзд…


…подкрадывается вечер…


…за горную гряду спряталось солнце…

ЧАСТЬ II

Куда Патрон на лодке не гонял

По-летнему пригревало тёплое солнце, полный штиль и бирюзовое небо давали возможность нам полностью насладиться отдыхом в этом прекрасном месте. К полудню подъехал хозяин заимки, ребята с радостью согласились помочь немолодому «хозяину тайги» проверить сетёшку. Вооружившись хорошим настроением и фототехникой, шумная компания укатила к неподалёку расположившимся читинским рыболовам. Максим же у ближайшего мыска увлёкся подлёдной рыбалкой.

На костерке аппетитно булькал сварганенный на скорую руку обед. Подтянулись наши «сетевые рыболовы», привезли немного рыбы со смешным названием «сырок», коим здесь у местных называется мелкий, 15-20 см, сиг. Денис, Батор и Артём решили сходить на горную гряду, чтобы оттуда, сверху, сделать фотографии озера. Недолгие сборы, и вот уже наши отважные «Доронгисты» (альпинисты на Доронге) упорно карабкаются, пробираясь от ствола к стволу упрямо растущих на этих суровых курумниках лиственниц. И вскоре в динамике радиостанции я слышу радостное «УРААА-АА-аа! Давай фоткаа-аай»».

Забрались-таки! Покорители… Снизу размером со спичечную головку, ребята стоят прямо на вершине гряды, весело размахивая руками… Наш скромный рыболов Максим тем временем, подобрав наживку, выловил несколько налимов. Ну что, значит, диета будет рыбной…


Подлёдная рыбалка.


Фотосессия с уловом.


Местный сиг называется «сырок».


«Ура-аа, давай фоткай!»


Отважные «доронгисты».


Вид озера с высоты птичьего полёта.

Между тем, спустившиеся к нашему лагерю, словно с небес на землю, наши доблестные покорители вершин делятся впечатлениями, а мы, щурясь от по-летнему пригревающего солнца, с неподдельным интересом пялимся в тщедушные экранчики фотоаппаратов, рассматривая фотографии озера с высоты птичьего полёта. На улице тепло и безветренно, и, раздевшись до трусов, мы нежимся под лучами солнышка…

День уходит, Андрей занялся готовкой свежеобретённой рыбы, и вскоре под весёлое потрескивание костра мы пробуем прекрасное рыбное меню от главного шеф повара ресторана «Доронг» Андрея с названием «Налим по-Патроновски» и «Сырок по-Номадовски».

Мягко и нежно, словно большая иссиня-чёрная кошка беззвучно переступая огромными мохнатыми лапами, на озеро опускается ночь.… Погасли огни в палатках читинских рыболовов, потух свет и в заимке, и только мы тихонько разговорами у костра будоражим это великое безмолвие прекрасного озера…


…налим «по-Патроновски»…


На улице тепло…


…бесшумно переступая лапами, словно кошка, опускается ночь…

…Над озером Доронг разгорался новый день. Обычный день, каких уже было не счесть в мерном беге тысячелетий. Время близилось к полудню, когда из машин только-только начали высовываться заспанные физиономии. Очень нам не хотелось покидать это благодатное место, но сегодня наш путь лежит дальше. Скорый завтрак и, присев на дорожку, мы нехотя разбредаемся по машинам. До свидания, Доронг! Наша команда, сделав прощальный круг по озеру, углубляется в лес.

И вновь кочкарник дороги, ямы, курумники и глыбы бирюзового льда. Где-то на полдороги до оз. Баунт, Батор предупреждает нас о подозрительном стуке, доносящемся снизу его «Крузака». Резьба раздвижного механизма на регулируемой тяге Панара в заднем мосту не выдержала. Мы располагаемся на импровизированный ремонт прямо в поле. Со стороны Южно-Муйского хребта упрямо наползает белая пелена, задувает зябкий ветерок. Денис и Батор успешно устраняют неисправность, и мы продолжаем, вытрясая салоны машин по кочкарнику, свой путь, и только небольшие линзы тысяч озёр, которые пересекает дорога, дают отдых уставшим пружинам наших боевых коней...


…скорый завтрак…


До свидания, Доронг!


…резьба не выдержала…

Пытаемся выскочить на Верхнюю Ципу, но накатанную колею преграждает большая промоина и, вновь забравшись на берег, наша скромная экспедиция продолжает свой путь. Спустя несколько часов, потратив около часа в поисках объезда поднадоевшего кочкарника, мы выходим на ледовую дорогу. Двигаясь по правому берегу озера Баунт по широкой песчаной отмели, сваливаемся в исток реки Нижняя Ципа.

Вскоре на левом берегу показываются пос. Старый Баунт и скальник-останец с установленным на его вершине крестом. Андрей по радиостанции комментирует окружающие нас виды. «Всё, дальше я на лодке не гонял», — говорит Андрей, когда наша экспедиция сворачивает за очередную излучину реки.

Ледовая колея, изредка срезая расстояние по кочкарнику обширных болот, уводит нас вниз по течению Ципы. По выходу на берег дорога повсеместно подтаяла, обнажив скользкий глинозём, и наши машины то и дело ставит поперёк колеи. Минуем поворот на Ципикан и, пройдя по реке ещё с десяток километров, отворачиваем на Бусани.

День стремительно тает, когда мы, подуставшие от раскисшей дороги, заезжаем на Могойские источники. Отдыхающих не видно, домик пуст, и наша компания с удобствами располагается на ночёвку. Готов вкусный ужин.


…преграждает большая промоина…


Показывается пос. Старый Баунт.


…дорога повсеместно подтаяла…


Готов вкусный ужин.


… отдыхающих не видно, домик пуст…

Где-то вдалеке гулко ухает потревоженный филин, шумит под порывами тёплого ветра вековая баунтовская тайга, и как прекрасное завершение трудного дня горячая вода могойских источников ласково обнимает, расслабляя и согревая наши тела…

ЧАСТЬ III

ВилаРыба

Хитро подмигнув из-под набежавшего облачка, солнышко своим лучом прокралось в салон «Прадика» и защекотало меня по щеке. Вставай, соня!.. Сладко потягиваясь, разомлев от тёплого дыхания «планара», наш экипаж не спешит с подъёмом. Заснуть вчера с комфортом в домике нам не позволила дымящая, как тысяча неисправных паровозов, печка.

Нехотя свои обжитые «гостиницы на колёсах» стали покидать ребята, и наш небольшой бивуак пришёл в движение. На сегодня у нас «в программе путешествия» — посещение нескольких интересных мест, а значит, надо не затягивать с завтраком. Оперативно накрыв стол и покушав, мы привычно уже сворачиваем продуктовый обоз и, сделав несколько фотографий обширной поляны Могойских источников, выдвигаемся в сторону посёлка Уакит. Не спеша, по высокой глинистой отсыпке въезжаем в молодой посёлок золотодобытчиков.

В переводе с эвенкийского, название посёлка «Уакит» значит «Волчья Пасть». Доехать сюда «своим ходом» можно только зимой, по льду замерзших озер. Летом дороги в Уакит нет. Проблему с перевозкой решают при помощи воздушного сообщения — иногда сюда летает маленький самолет, который всегда «забит под завязку». В посёлке есть дизельная электростанция, и она работает по 12 часов в сутки. Киловатт-час электричества жителям обходится в 50 рублей. Есть в посёлке и школа, и небольшой магазин.

Нашу экспедицию посёлок встречает заколоченными ставнями околиц и любопытными взглядами беломордых коров. Поплутав немного по улочкам, головная машина под управлением Андрея уверенно ведёт нас по наезженной колее прочь в поля. Вот и первая преграда — разбитый брод на речке. Большие колотые льдины в колее, видимо до нас тут шёл грузовик. Аккуратно расталкивая льдины силовыми бамперами, минуем брод.

Просёлок, то выскакивая на замёрзшую гладь полузаболоченных озер, то скрываясь в плотных зарослях сухого ковыля, петляет по обширной равнине и вскоре выводит нашу скромную колонну на довольно хорошо укатанную ледовую дорогу по Ципе.


Выдвигаемся в сторону пос. Уакит.


Летом дороги в Уакит — нет.


…беломордых коров…


Разбитый брод на речке.


Ледовая дорога по р. Нижняя Ципа.

Дорога петляет по реке, жмётся то к правому, то к левому берегу. Заснеженные участки чередуются с гололёдом. Круто уходя в слепые повороты, дорога бросает наших боевых коней каждый раз в скольжение, заставляя водителя до минимума сбрасывать скорость. Повсеместно, практически в каждой крупной излучине стоят машины, в основном УАЗ «таблетки». Сидят, нахохлившись, над лунками немногочисленные рыбаки. Погода нам благоволит приятным тёплым деньком. Сквозь прикрытое лёгкой облачной дымкой небо пробиваются лучи солнца, высвечивая за очередным поворотом реки величественные горные пики. Мы уверенно сворачиваем с ледовой дороги в берег, круто забираем по колее в горку, минуем одиноко стоящую на пригорке заимку и вскоре попадаем в одну из повсеместно раскинувшихся по берегам Ципы систем безымянных озёр. Попетляв по лиственничному лесу, дорога выводит нас на кочкастую полянку к одиноко стоящему посреди чахлого заболоченного леса скальному останцу.

«Плачущая скала» — достопримечательность этих мест. Струйки минеральной воды десятком родников истекают из трещин обширного каменного образования, образовав у его подножия мелководное, глубиной не более 30 см озерцо, дно которого повсеместно покрыто группками синих, жёлтых и зелёных водорослей. Приятный, тёплый весенний ветерок колышет на верхушках кочек кустики чахлой прошлогодней травы. Солнечные лучи, причудливыми пятнами падая на поляну и скалу, создают неповторимую игру светотени, переливаясь искрами в струящейся воде. Ребята расходятся делать фотографии этого чуднОго места. Поглазев и пощелкав фотоаппаратами, выдвигаемся дальше и вскоре выезжаем на лёд озера Сивакит. На дальнем высоком берегу озера виднеется зимовьюшка.


…дорога петляет…


Рыбаки на р. Ципа.


«Плачущая скала» — местная достопримечательность.


«Плачущая скала» — местная достопримечательность.

 
Зимовьё на оз. Сивакит.

«Надо бы затабориться, пообедать», — скромно предлагаю я, но ребята не хотят задерживаться на стоянку, и мы, постояв возле домика всего лишь несколько минут, едем дальше. Разбитая колея углубляется в перелесок и вскоре приводит нашу компанию к очередному озерцу. На дальней стороне озера, у берега, подпёртого курумником, я замечаю интересную особенность — во льду чернеет промоина. Подъезжаем ближе, осматриваем. Со слов парней, в этой промоине, как правило, незамерзающей всю зиму, бывает много рыбы, так как здесь единственное место, где водная живность может «подышать». И эту рыбу можно бить острогой в больших количествах. Спешиваемся. Андрей расчехляет остро заточенный трезубец, мы осторожно подходим ближе и видим, что промоина по какой-то причине прикрыта полусантиметровым льдом. То ли у источника, выходящего на поверхность, понизилась температура, то ли зима была суровой, но факт — никакой рыбы не видно. «Эхх-х…», — грустно выдыхает Андрей, накрылась наша рыбалка…


На дальнем конце озера.


Эх, накрылась рыбалка!

Но делать нечего, мы «не солоно хлебавши» расходимся по машинам и уезжаем прочь.

Принимаем решение ехать по реке дальше, в сторону Метеостанции, где предполагается остановиться ледовым лагерем на реке и порыбачить. Дорога уверенно ведёт нас по реке, машины растягиваются — наш экипаж уходит за очередной крутой поворот, как вдруг на левом берегу я замечаю странный, наполовину торчащий из грунта предмет. Подъезжаем ближе и видим остатки крупного механизма. Торчат какие-то причудливой формы оребрённые цилиндры, я предполагаю, что это, по всей видимости, остов самолёта. Останавливаемся и осматриваем «гравицапу». Так и есть, только не самолёт — а старинный вертолёт с поршневым авиамотором вместо турбины. Река, постепенно подмывая берег, освободила из некогда болотного плена невесть когда упавший авиатранспорт. Пощёлкав фотоаппаратами, едем дальше и, миновав несколько сотен метров, с реки влево уходит дорога на Метео.

Шумно урча моторами, заезжаем на Метео и останавливаемся у домика, увешанного спутниковыми тарелками. Из домика выходит батяня лет пятидесяти, Андрей расспрашивает о рыбалке и получает ответ, что никакой рыбы нигде нет, так как вода в реке очень низкая. Ну вот, опять обломились. И куда теперь? Я настойчиво предлагаю затабориться и наконец пообедать, потому что жрать хочется уже нормально. Андрей предлагает всё же «ещё немного» проехать до места, известного как водоизмерительный пост и проверить пороги реки на предмет наличия рыбы.


Дорога уверенно ведёт по реке…


«Гравицапа».


На метеостанцию.

Окей, едем. Вскоре река, упёршись в большую гору, круто забирает влево. Всё, здесь равнинная часть реки заканчивается, и Ципа уходит из Баунтовской котловины ущельем вниз, превращаясь из ленивой равнинной реки в суровый, разбитый десятком порогов горный поток. Проходим первый порог и, понимая, что нам тут рыба тоже не светит — лёд лежит на дне реки, сворачиваем в устье речки Таликит, где, миновав несколько километров вверх по течению, встаём табором на ночёвку... Макс решает приготовить капитальный обед-ужин. Денис забирается в лес и пилит две небольшие сухие лиственницы, разводим костёр, располагаемся. Фирменное блюдо от шеф-повара «Азу по-Таликитски» уплетается за обе щеки, и за неторопливыми разговорами под такое уже привычное, почти домашнее, потрескивание костра, где-то в жопе мира, нашу команду встречает ночь…


…сворачиваем в р. Таликит…


Встаём табором на ночёвку.


Фирменное «Азу по-Таликитски».


 …за разговорами… встречает ночь.

ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

Планы на вечер

Я проснулся оттого, что кто-то меня держал за волосы. Ночью хорошо приморозило, и замёрзший на стекле конденсат костлявой холодной рукой прихватил мою шевелюру. Хотя время уже было позднее, в лагере сумрачно и зябко: высоко сомкнувшаяся с двух сторон гряда распадка не давала лучам солнца попасть на место нашей ночёвки.

Прихваченный морозом снег громко стонал при каждом моём шаге, отдаваясь гулким многократным эхом по долине речки. С гор тянул свежий ветерок, и плотно растущие по берегам, схваченные холодом в вечном поклоне лиственницы, лениво покачивая своими тонкими ветвями, шептали мне на неведомом языке свои сказания. О чём шепчете вы? О величественном безмолвии гор? О вековом шуме реки, о гордой поступи зверя и высоком полёте птиц? О человеке, что не как царь, а как безмозглый шут, пожирает всё вокруг во благо себя? Не узнать.… Но знаю, уйду я, уйдут за мной сотни тысяч, а вы, так и стоя в вечном поклоне, прошепчете и обо мне…

Это крайняя точка нашего путешествия. Потрескивает костерок, булькает в котелке наваристый чай, шкворчит завтрак. Ребята располагаются вокруг столика, собираются завтракать. Денис, конечно же, предлагает продолжить маршрут вниз по Ципе, но, прекрасно понимая, что топлива у большинства экипажей осталось только до Багдарина, сильно не настаивает. Оперативно сворачивается лагерь, и наша компания в полном составе отправляется искать место для днёвки и рыбалки.

Доехав до водопоста спешиваемся, Максим обновляет засверленные ранее кем-то лунки, пробует различные приманки. Пусто… Андрей предлагает доехать до крупной излучины выше устья реки Вековьё, в которой ранее были замечены УАЗики читинских рыбаков.

Вот уже остались позади домики Метеостанции, остов железного зверя, заимка на самом берегу Ципы. В устье реки Вековьё вскрылась наледь, на колею вышла вода и наши стальные кони, вздымая мириады брызг, «умываются» ледяным душем. Огибая в вечном беге многочисленные окна озер, река извивается, словно гигантская змея, и, повторяя эти невероятные пируэты, следуем за рекой и мы.

Вот и место нашей днёвки. Рыбаков не видно, снялись. Готовятся снасти, Макс и Артём обновляют, окалывая пешнёй, прихваченные ледком лунки. Неудачный удар и — пешня отправляется кормить налимов. Вот досада… Ни рыбы, ни пешни… Но времени хватает и, пока Денис с Батором устраивают рыбам подлёдное шоу с видеосъёмкой и световыми эффектами с названием «спасение удачно потеряной пешни», я с Максимом на «прадике» Дениса уезжаем до зимовья готовить обед.


…доехав до водопоста спешиваемся …обновляем старые лунки.


…пусто!..


Вот и место нашей днёвки.


…устраивают подлёдное шоу для рыб…

Зимовьё постройки ещё советских времён уютно расположилось на высоком берегу впадающей в Ципу безымянной речки. Внутри всё штатно — бОльшую часть домика занимают топчаны, у подслеповатого, затянутого наспех плёнкой оконца уютно расположился стол, напротив в углу приютилась печурка. На импровизированном чердаке я замечаю длинные жерди для завода под лёд сетей. Сообщаю по радиосвязи Денису о находке, вскоре подъезжает Артём и забирает «девайсы». В печурке потрескивает огонь, шипит, закипая, вода. Макс режет мясо, я чищу картофан, на улице теплынь — красота…

Обед готов, подъезжают ребята — всё таки подцепили и вытащили из лунки пешню! Правда, острие каким-то неведомым образом открутилось, так что пользы от этого — никакой. На столе творческий беспорядок, разговоры о том, что на источниках уже отдыхают наши ребята, и завтра надо их встретить, так как они поедут колоть рыбу и надо бы, конечно, рассказать, что рыбы-то никакой нет. Стремительно пустеющие тарелки...


Зимовье на берегу реки советских времён…


Обед готов.

Как-то само собой принимается решение не ночевать здесь, а возвращаться на Могой. Погода начинает портиться, задувает ветер, нахмурившееся баунтовское небо подсыпает снежку. Привычные хлопоты-сборы, и вот уже за поворотом тает в снежной пелене уютное зимовьё. Снег начинает сыпать всё сильнее, видимость дороги снижается до предела, и до отворота на Уакит пилоты ведут машины «по приборам», аккуратно облизывая излучины Ципы. Снег так же внезапно, как начался, заканчивается.

Словно прокручиваемые в обратную сторону в гигантском кинопроекторе, потянулись ковыли, линзы замёрзших озёр, заколоченные ставни околиц, и затемно, включив все фары и громко сигналя, наша колонна прибывает на Могойские источники к вроде бы удивлению ранее подъехавших ребят. Обнимашки-поздравляшки, и за рассказами о нашем путешествии заканчивается наша скромная экспедиция по ставшему чуточку нам всем роднее Краю Тысячи озёр.


Обнимашки-поздравляшки


…и за рассказами о путешествии…

22-27 марта 2015 г.

PS

Спасибо, ребята, за отличную компанию. Денис, «аццкий пилот» :), огромное Тебе спасибо за то, что позволил мне всю дорогу пялиться исключительно по сторонам, впитывая в себя огромную душу этого края, частичкой которой я попытался скромно поделиться с Вами...

17 апреля 2015 г.


Дром

Комментарии

   
Красноярск
Сообщений: 17809
Хороший рассказ.
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
82
1
Ответить
     
П-Камчатский
Сообщений: 73
Крутяк!
Toyota Chaser GX-71,1985 г.в.,МТ
Honda HR-V,2002 г.в.,вариатор
Subaru Forester,2008 г.в.,автомат
37
2
Ответить
Серый
Новосибирск
Молодцы мужики просто класное путишествия
46
1
Ответить
Алексей
Иркутск
Круто, но всё портят фото маленького размера
1
9
Ответить
    
середина земли
Сообщений: 1230
У автора необычный стиль изложения, прямо Лев Толстой!
Очень понравился рассказ, молодцы!
57
1
Ответить
slava838
Чита
Красивейшие места!
21
1
Ответить
 
Чита
Сообщений: 4337
На одном дыхании, спасибо!
Фото по больше бы выложили, а то все с аппаратами, а фото маловато... )))
Стиль изложения на Дмитрия Васюкова похож, из его фильмов Счастливые люди )))) не реклама, если что....
...
Даже легкое движенье видел чей-то глаз,
Чьи-то уши самый дальний слышали рассказ...
19
1
Ответить
     
27rus
Сообщений: 2766
Мне одному кажется что рыба на фото это хариус?
Тише едешь - дальше будешь! От того места куда едешь...
9
6
Ответить
  
Улан-Удэ
Сообщений: 362
SL_FX:
Мне одному кажется что рыба на фото это хариус?
Нет, это сиг.
Veloster'11 1.6 GDI -> Tiguan'13 2.0 TSI -> Tiguan'17 2.0 TDI -> Kodiaq'19 2.0 TDI -> Q7'17 3.0 TDI
4
1
Ответить
 
Сообщений: 4280
Да очень интересно, главное машины подходящие подобрали. Удачи вам!
Это наша зима! ;)
10
2
Ответить
  
Вартовск
Сообщений: 503
Начал читать и.... не понять кого обнять. Кто едет куда едет? Как спросоня подорвались и поехали в край тясячи озер... Что за край, откуда едете...? Читаю дальше...
25
1
Ответить
    
Миасс
Сообщений: 1381
Молодцы! Карту приложили бы к такому рассказу.
Мой отзыв: Toyota Wish 2003
10
1
Ответить
  
Вартовск
Сообщений: 503
Мужикам респект! От души!
7
2
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 763
Romeo.Drom:
Начал читать и.... не понять кого обнять. Кто едет куда едет? Как спросоня подорвались и поехали в край тясячи озер... Что за край, откуда едете...? Читаю дальше...
Тоже не понял, пришлось гуглить - Бурятия. Наверно местным всё понятно и так.
19
1
Ответить
  
Сообщений: 14
народу там все больше,а рыбы все меньше.А на Доронге заказник-рыбачить сетями запрещено
8
1
Ответить
   
Улан-Удэ
Сообщений: 793
Romeo.Drom:
Начал читать и.... не понять кого обнять. Кто едет куда едет? Как спросоня подорвались и поехали в край тясячи озер... Что за край, откуда едете...? Читаю дальше...
А какая разница кто и куда едет? В нашей стране таких "краев тысячи озер" очень много. Ты просто попробуй! Я тоже потом попробую!
Шевроле Трекер, 2000 был
УАЗ Патриот, 2014, 2,7 "Трофи", пока в стоке
9
3
Ответить
   
Сообщений: 29445
Отлично
Автомобили как люди, кто-то с именем, а кто-то с родословной
5
2
Ответить
   
Сообщений: 27
круто нет слов
2
2
Ответить
     
Сообщений: 3025
Зачетно!!!
С24>AVE50>C25>ZRW70>C26>???
Миллерово, иопта...)
4
2
Ответить
  
Чита
Сообщений: 469
Подтянулись наши «сетевые рыболовы», привезли немного рыбы со смешным названием «сырок»
SL_FX:
Мне одному кажется что рыба на фото это хариус?
Бичурский:
Нет, это сиг.
Это сырок. Рыба называется сырок от слова "сырая", если ее посолить, то на вкус все равно как сырая. При этом она очень нежная и вкусная)))
Субарист в третьем поколении.
4
1
Ответить
   
Томск
Сообщений: 948
Зачёт,не совсем были ясны мотивы поездки,но и это в общем неважно в таких местах.
Ушёл.
3
1
Ответить
Интересное путешествие. Хороший слог автора. Много фотографий дают ощущение присутствия, словно сам побывал в этих прекрасных местах.
4
2
Ответить
   
Санкт-Петебрург
Сообщений: 650
Стиль изложения впечатлил, у вас явный литературный талант! А в сочетании с природной красотой - вообще шикарно.
Мой отзыв: Renault Megane 2009
7
2
Ответить
    
Стрежевой
Сообщений: 1691
Непонятно кто, где и куда едет.
Да и с краем тысячи озер ошибка. Так можно про Карелию или север ЯНАО сказать, но вот про Бурятию...
drive2.ru/users/allex626
Mitsubishi Pajero Sport 2008, 4M41, МКПП (32", +4 см)
Opel Corsa D 2012
5
11
Ответить
   
Стрежевой-70 RUS
Сообщений: 1018
Alex_626:
Непонятно кто, где и куда едет.
Да и с краем тысячи озер ошибка. Так можно про Карелию или север ЯНАО сказать, но вот про Бурятию...
Да,и не сразу поймёшь -откуда и куда.Как только мелькнуло слово-Цыпа,тогда понял о каких местах идёт речь.И то по рассказам про эту самую -Цыпу.Мелькали здесь отчеты о рыбалке на Цыпе.Где мужики щуку мешками таскали.
Ну,по поводу Тысячи или не тысячи озёр ,тебе видней.Читал и твои отчеты за северным сиянием.
Стрежевой
70 RUS
4
1
Ответить
   
Касли
Сообщений: 1021
SL_FX:
Мне одному кажется что рыба на фото это хариус?
на нашего чебака похожа...
2
2
Ответить
   
Касли
Сообщений: 1021
интересная поездка и стиль изложения зачетный. 5+
2
1
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 37283
просто супер! молодцы ребята
 
2
Ответить
Denis
Челябинск
Интересно, но у нас в Курганской области и части Челябинской озер поболее будет, а краем тысячи озер не называют)
3
6
Ответить
   
Сообщений: 835
Нормальная поездка нормальных мужиков!Не все же миллионами ворочают для кругосветок?Молодцы,что еще скажешь!
Пригнись москва-СИБИРЬ ГУЛЯЕТ!
7
1
Ответить
 
Климовск
Сообщений: 251
Спасибо автору за красивый литературный слог. Получил эстетическое удовольствие. Талант!
Mazda Demio 2002, B5,золото
Honda Odyssey 2001,RA7,чёрный
Suzuki SX4,2011, 4x4, АКПП, кирпич
4
 
Ответить
 
Buenos Aires
Сообщений: 6297
Карту перемещений и километража не хватило((
Остальное - супер!
Toyota Sprinter/Premio/Camry/Land Cruiser 100/200/ Ford Focus/ Excursion 7.3/ Volkswagen Sharan 2012
1
1
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 9896
Алексей:
Круто, но всё портят фото маленького размера
Обычно в таких поездках все портит рыба маленького размера.
Всё что нас не убивает- делает инвалидами.
1
 
Ответить
Штурмовик
Улан-Удэ
Хорошо вспоминать про свои поездки, читая в холодные зимние вечера в просторах сети шикарные отчеты попутчиков. Спасибо Стасу за красиво изложенное путешествие, которое запомнилось на всю жизнь.
1
 
Ответить
Павел
Чита
Прикольно...интересно сколько стоят номер в горячем источнике в сутки?
 
 
Ответить
    
Сообщений: 38701
Красота-то какая!...ляпотаааа!)))...(С.)

Отличный отчёт!)
 
 
Ответить
Классный отдых)))
 
 
Ответить
Улан-Удэ
Сообщений: 3
Alex_626:
Непонятно кто, где и куда едет. Да и с краем тысячи озер ошибка. Так можно про Карелию или север ЯНАО сказать, но вот про Бурятию...
ошибки нету )))) https://www.youtube.com/watch?v =ic6ZofQ7TBo "Край тысячи озер" летом с 26 минуты вид из иллюминатора самолета
2
1
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 4561
Хорошая поездка,молодцы.
Mazda MPV 2001г 2.0 FS
Mazda MPV 2007г 2.3 LY3P 23C
HYUNDAI SANTA FE 2.4 АТ 2012г
 
 
Ответить
   
Чита
Сообщений: 628
Patron4x4:
ошибки нету )))) https://www.youtube.com/watch?v =ic6ZofQ7TBo "Край тысячи озер" летом с 26 минуты вид из иллюминатора самолета
Сссылка битая
Мой отзыв: Toyota Hilux Surf 2000
 
 
Ответить
   
Чита
Сообщений: 628
Deskjet:
Сссылка битая
Patron4x4:
ошибки нету )))) https://www.youtube.com/watch?v =ic6ZofQ7TBo "Край тысячи озер" летом с 26 минуты вид из иллюминатора самолета
Хоть бы написал, что пробел убрать надо.
 
 
Ответить
Улан-Удэ
Сообщений: 3
Deskjet:
Сссылка битая
пробел закрался вот так https://www.youtube.com/watch?v =ic6ZofQ7TBo
 
 
Ответить
Улан-Удэ
Сообщений: 3
Patron4x4:
пробел закрался вот так https://www.youtube.com/watch?v =ic6ZofQ7TBo
не получается опубликовать правильную ссылку, сайт пробел добавляет после https://www.youtube.com/watch?v его нужно стереть и всё нормально
 
 
Ответить
    
Стрежевой
Сообщений: 1691
Patron4x4:
ошибки нету )))) https://www.youtube.com/watch?v =ic6ZofQ7TBo "Край тысячи озер" летом с 26 минуты вид из иллюминатора самолета
У нас в пойме Оби также. А по сравнению с Карелией или Ямалом вообще не катит)
drive2.ru/users/allex626
Mitsubishi Pajero Sport 2008, 4M41, МКПП (32", +4 см)
Opel Corsa D 2012
 
2
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2785
Не тронутая красота!
 
 
Ответить
Дмитрий
Иркутск
Интересный места и правильно подобранные машины и маршрут. Катание на коньках - оригинально! Только много лирики неуместной и мало как всегда интересных технических подробностей: маршрут, выбор навигации, радиосвязь, подготовка машин и т.д. кто какой ствол взял и какое зверье добыл? О рыбе и рыбалке тоже мало инфы. Да и вожделенный автором лед не впечатлил. Видно, что он на Байкале не бывал зимой.
 
2
Ответить
UAV
Сообщений: 2
Думал прочитаю о Карелии, а очерк оказался о Забайкалье.
1
1
Ответить
UAV
Сообщений: 2
Всегда краем тысячи озер была Карелия ( из литературы ), и не что другое, и про север ЯНАО так нельзя сказать с его болотами и лужами.
 
1
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Нормально!
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
   
Благовещенск
Сообщений: 913
Прям настоящее литературное произведение, почитала с удовольствием, лед очень красивый!
 
 
Ответить
    
Чита
Сообщений: 1520
прикольно у меня на сайте появился двойник)))привет брат!
TLC-100, ОМЕ+2, 35" BFGoodrich, Lovato-4
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром