Алтай. Минуя туристические маршруты и семь перевалов за семь дней

27.08.2015 | 24043 просмотра

Планировать эту поездку начали еще во время прошлогоднего путешествия. Тогда мы были только пассажирами и, мягко говоря, многое было мимо.

И тут подкрался отпуск, бодрый «девятос» уже бьет копытом — надо ехать. Изначально распланирован был неспешный маршрут на две тысячи километров, с заездом в Тюнгур, Акташ и Улаган. Участники: Александр, Анастасия, Белка и Девятка. Главной целью считали осмотр села Черга, для последующего переезда туда на постоянное место жительства. Все пошло совсем не так...

6 августа

Проспали. Нагло проспали. Выезд в четыре утра вдруг перенесся на пару часов, поэтому, наспех скидав манатки в машину, помчались на выезд из города, чтобы не собрать утренние пробки. Из города выбрались, позавтракали в Тальменке, заскочили на балансировку в районе Барнаула, в Сростках первая серьезная остановка. Затарились вкусняшками на местном рынке, нашли съезд к Катуни, немного повалялись, перекусили. Настя была готова остаться там, лишь бы никуда уже не ехать. Пришлось настоять на своем. Едем дальше. До Усть-Семы низко пролетели, интереса к местным достопримечательностям не было никакого. В Чергу прибыли часам к двум. Заскочили в сельскую администрацию, поболтали с тетушкой про обстановку, работу, продажу недвижимости… И тут, непонятным образом, все желание жить в Черге как-то улетучилось, зато начал манить указатель на Усть-Кан. Навителу я не доверял, поэтому, вооружившись поговоркой «Язык до Киева доведет», поехали через село в сторону Улус-Черги. По сравнению с М-52 на этом направлении просто умопомрачительные красоты. И, даже, асфальт. Как оказалось, асфальта совсем немного, через десяток километров начинается среднего качества гравийка. Вот по этой гравийке совершенно неожиданно мы забрались на первый перевал в этом путешествии. Информации об этом перевале в сети почти нет, называется он, вроде бы, Верх-Кукуя. Наверху отпустили Белку погулять, а она, упоровшись запахами трав, чуть не уехала на Девятке))).

Дальше я был сосредоточен на обруливании камней, Настя восхищалась красотами, забывая их фотографировать, упоротая Белка отсыпалась на заднем сидении. Дорога достаточно пыльная, на скорости до 100 очень неровная, поэтому, следуя поговорке «больше скорость — меньше ям» валил там 100+, поднимая неимоверные клубы пыли, но притормаживая перед редкой встречной машиной, пешеходом и во всех поселениях. Быстро доехали до Усть-Канского района, где внезапно начался асфальт и второй перевал — Чакырский. Честно говоря, о наличии перевала я стал догадываться, только когда пришлось понижать передачи и часто крутить рулем. Только наверху стало понятно, что место какое-то сказочное. На фото не косяки с выдержкой и светочувствительностью, а именно та атмосфера. Темно вокруг и голубое небо. Видимо, в удачный момент мы заглянули.

Дальше была ничем не примечательная дорога до Усть-Кана. В Тюнгур решили не ехать, рванули в сторону Усть-Кумира, ибо там есть довольно приятное место для отдыха, прямо на слиянии Кумира и Чарыша, о котором я знал. Две ночи провели там, отсыпаясь и ничего не делая, дыша свежим воздухом. Охранял нас Друг, настоящее имя которого мы так и не узнали))).

8 августа

Ночной ураган, утренний дождик и кончившийся газ в баллоне намекнули нам, что хватит лениться. Едем. Пока за газом, а там видно будет. На третий перевал — Ябоганский (Ябаганский) — мы приехали по пути к М-52, к нему я был готов, но он оказался тяжелее, чем я думал (лет шесть назад на ТурерВ мы на него взлетали легче). Наверху, как обычно, сохатник, за что спасибо туристам. Старались не ловить в кадр горы мусора.

Заправка на Нефтебазе, поворот направо, едем в Акташ. Перевал Чике-Таман описывать не буду — про него и так все знают, он был четвертым. Пожалел только о том, что пропустил на подъем перед собой крузака. Думал, быстро поедет, а в итоге дышал ему в спину. За перевалом совсем другой Алтай. Суровый.

И красивый.

Это, кстати, пятый наш перевал — Улаганский, где мы и встали на ночлег, предварительно перекусив мантами на этом же перевале (не реклама, но рекомендую)…

— Саш, смотри какой пес странный пришел.
— Ну а чО, пес да пес, овчарка вроде.
— Он как-то тихо появился, я почувствовала пристальный взгляд со спины. И Белка с ума в машине сходит.
— Нормальный такой пес, —почесал его за ухом, — только, правда, странный какой-то, даже хвостом не вильнул. Вроде дружелюбно настроен, видать пожрать просит.
— Ага, тока чет он отожратый, не похож на попрошайку.

Белка в это время бесновалась в машине, решили познакомить её с новым ухажером. Она понюхала и начала ломиться обратно в машину. Тот, в свою очередь, очень спокойно её обнюхал и прилег в сторонке.

— Саааш, чет он меня напрягает. Не похож он на собаку.
— Да фиг с ним, давай уже палатку ставить…

(минут сорок возимся с палаткой, кипятком, шмурдяком)

— Щас я его вспышкой напугаю, пускай гуляет с зайчиками, — настроение приподнятое.

— Чет не боится он вспышки, странный какой-то. Еще и на волка похож… — уже не по себе.

— А ну-ка давай меня с ним сфотай, чтобы было! — сыкотно, но зверь не дает повода бояться сильно.

Пока я лазил по кустам в поисках дров, этот негодяй ходил за мной по пятам, причем очень тихо и ВСЕГДА оказывался сзади. Случайно нашел резиновый мячик на поляне, кинул ему))) Он его взял в зубы и унес. Больше не появлялся.

9 августа.

Ночью было очень холодно, утром, как ни странно, тоже было очень холодно. Дров с вечера я так и не нашел, поэтому обходились газом. Сходили в харчевню на перевале, поинтересовались у местных, не водится ли у них подходящая под наше описание собака. Они развеяли наши сомнения и уверенно сказали, что это был волк. А я его за ухом чесал, блин, думал овчарка))). Спускаясь к палатке, нашли плантации ягоды и парочку грибов (с голодухи вкатит).

Ехать в сторону Кату-Ярыка цели не было, поэтому бродили по перевалу, наслаждаясь красотами, игрой света и чистейшим высокогорным воздухом.

Погода, правда, испортила наши планы остаться еще на одну ночь. К обеду промерзли до костей от сильного ветра. Спонтанно было принято решение спуститься в долину Катуни и ночевать уже там. Сказано — сделано, летим вниз. Короткие остановки возле Красных ворот и порогов, покупка подсолнечного масла для жарки собранных грибов и халявная полянка километрах в двадцати от Акташа. Полянка со всеми прелестями халявности. По кустам надо ходить осторожно, дабы не подорваться на заботливо оставленных минах.

10 августа

Лень снова взяла верх. Водные процедуры в Катуни, валяние на травке с целью загореть, поджарка грибочков с картошкой. Часа в четыре вечера шило где-то возмутилось, и мы, резко скидав шмурдяк в машину, рванули в сторону Чике-Тамана. Сразу за Купчегенью, перед самым перевалом обнаружилась замечательная поляна для ночлега (отметил в Викимапии). Огромное количество дров, чистейшая вода в ручье, чистота вообще на всей поляне… Вечером местные нас обезжирили на три сотни (мы были готовы, таблички на въезде стояли). Оно того стоило.

11 августа

Жара в палатке очень рано выгнала нас на свежий воздух. Традиционный утренний кофе в кастрюльке, набор воды во все емкости. Тут вдруг я решил погонять Навител и обнаружил проселочную дорогу от Куроты в Ороктой. А так как мы решили, что нам надо пофотографировать пороги в районе Ороктойского моста, этот путь нам сильно сократил бы пробег. Едем? Едем!

Шестым перевалом снова стал Чике-Таман. На этот раз никого вперед не пускал, прошли без помех, оппоненты нюхнули выхлоп. До Куроты ничего интересного не встретили, свернули по навигатору на пыльный проселок, которым нас уже не напугать. В Нижней Талде встретили группу велосипедистов.

— Ребят, вы случайно не с той стороны едете? — показал пальцем в направлении «туда».
— Да, оттуда.
— Как там дорога, проехать можно?
Девушка из группы вступила в диалог.
— Ну, подняться, вообще, нормально, а вот спуститься, — посмотрела так на Девятку, — на вашей машине не получится. Если только большие (рисуя круг в воздухе) колеса поставить и то вряд ли.
— Ясно, попробуем, спасибо.

После этого разговора забрало упало, пульс участился, тапок в пол… Подъем великолепен! Альпийские луга, пасущиеся коровки. Встретили компанию сарлыков…

…пасущегося за забором марала…

…и множество ручейков, камней, ворот.

Подъем действительно оказался не очень сложным, не считая пары ударов брюхом о камни. В состоянии эйфории на первой-второй мы гребли вверх. Про то, что мы на вершине перевала, я догадался, только увидев ленточки на деревьях. Остановка, фотосессия на память.

Дальше стало веселее…

Самая жесть осталась за кадром))) на фотках, скорее, показушные проходы. И да, мы спустились! Забрало было поднято, пульс устаканился. Жалко затерлась большая часть этого спуска на регистраторе, слишком поздно додумались флешку отложить. На Ороктойском мосту заскочили в закусочную (всем рекомендую), пообщались с очень милой парой коренных алтайцев, обсудили все прелести и опасности сплавов через пороги. Дальше остановка возле порога, несколько снимков.

В Чемале взяли детский крем для обработки обгоревших частей тела и пулей полетели прочь, не забыв прихватить немного медовухи где-то по пути к Усть-Семе. Ночевать поехали в сторону Семинского перевала, который так и не стал восьмым в этой поездке. Нашли полянку, раскинули палатку, хлебнули медовухи и спать. Завтра домой.

12 августа.

Забыв о первоначальной цели поездки, проскочили Чергу, но не проскочили питомник зубров. С Белкой в буханку нас взять отказались, поэтому Настя поехала одна.

Уже вернувшись в город, почитал про этот питомник. Оказывается, зубры там вымирают, никакой поддержки от государства нет. Обидно, что такой редкий зверь оказывается никому не нужным.

Ну а мы двинулись в сторону Новосибирска. По пути посетили конный завод «Катунь», ничего интересного не увидели. Ожидали большего.

Дальше была Тальменка с борщиком и котлетками, лютый ливень с грозой, опасный участок трассы по Новосибирской области (ну не видно же нифига в потемках).

Домой приехали уставшие. Настя сразу улеглась спать, Белка радостно встретила своих любимых котиков, Девятка скромно встала на парковку, я же пишу отчет, пока свежи воспоминания.

Итог:

2000 километров пройдено.

Бензина сожрано сколько-то, посчитать тяжко, чеки не со всех заправок. Бензин на Алтае — амно. Дорогое.

Общий бюджет поездки не превысил 10000 рублей (эконом-класс).

Удовольствия получено немерено.

16 Гб фотографий, как раз год разгребать.

Белка — звезда всегда.

Девятка — джип!

Фотал: Pentax K-7, объектив Pentax 17-70 SDM.

Сообщений: 1941
Неплохая поездка) и фото интересные.по поводу переезда в чергу это шутка была,я так понял)
Ваз 2109 2004г был
Тойота корола 2000 была
Лансер х 2009г есть
Через Ороктой на 9-ке!!?)) Круто! Молодцы))

Автор экстремал! Зачетно на девятке прокатились по перевалам.

Когда это на Ороктойском мосту появилось кафе?
Перевал которой вы преодолели после встречи с велосипедистами - Ороктойский? В прошлом году мой знакомой на Витаре вдовой на палке не смог проехать по нему в сторону нижней Талды. А вы на девятке прорвались?

хвост поднял - значит собака

Круть!!!!! Молодцы ребята!!! Дёшево и сердито!

Ороктойский перевал на 9ке.... :)))
Я в 2014г. на Вайбе ведовом, правда Ороктой-Н.Талда....
Мы весь день поднимались.... Без ВД там не подняться...
Перевал очень красивый.... Сейчас хочу Каянчу покорить

Не, ну не плохо))) Я Ороктойский два года назад штурмовал со стороны Ороктоя на эскудике после дождя) Заехал, но реально только за счет грязевой резины стравленной))) То что вы там на 9-ке проехали - респект! Видимо сухо было, повезло. Там глина в основном скользкая капец!
TD01W 1992, G16A, 5MT, Maxxis 32"

Нормуль+++

Знакомые места, молодцы! норм!
Кто не ценит тепло, не знает, что такое холод.

Минусинск
За отчет 5. Это собака судя по окрасу шерсти.

Это, скорее всего, был гибрид волка с собакой. По повадкам - похож на волка, но внешне - не очень

Красивые места! Хороший отпуск и бюджетно.

Отличный трип. И рассказ складный. А за "девятос" особый почет. Сам на таком и по Алтаю и по Монголии прошвыривался. Совет: воткни самоблок, грести будет не хуже кроссоверов. Проверено.
Горный Алтай равнодушным никого не оставит! Молодцы!

Поездка классная! Девятка джип- однозначно! ))) когда была у нас 99 сами периодически выбирались из невыбираемымых мест)))) Про волка-собаку непонятно, но хвост как бы не совсем собачий))) можно считать, что волка за ушком чесали))) Молодцы.
Viam supervadet vadens

kamikadze69
Тверь
"Пожалел только о том, что пропустил на подъем перед собой крузака. Думал, быстро поедет, а в итоге дышал ему в спину."
На крузаках по моему опыту ездят исключительно упоротые дебилоиды.
В городе летают на них как сумасшедшие, а на проселке еле плетутся. Владельцы наверное думают, что спорт кар себе купили.
В прочем не удивительно, нормальный вменяемый человек никогда не купит себе азиатский грузовичок по цене туарега.
Вместе с покупкой крузака, нужно справку из дурки выдавать.

Хм. Душевно девяточка на фотографиях смотрится, вспомнил старые добрые времена.

kamikadze69:
Чота ты злой сегодня..
Заказ автобуса-микроавтобуса-Красноярск т.251-28-28

kamikadze69:
Вместе с покупкой крузака, нужно справку из дурки выдавать.
хм... не знаю на крузаках обычно ездят спокойно редко резких водителей видел - лайба большая и ватная.
дебилов больше всего если к марке машины привязываться ездит на марк-2, еще много на жигулях-зубилах ну и БМВ пожалуй...

TelefonisT:
Вадик, я поди тоже дебил?)))
Дебилы бл**ь! =)

Про волков насмешили даже в коментах !!! Ну а путешествие зачёт, сам по ним лазил кроме Арактойского, но в пещеру два раза ходили . Гибриды медведи не попадались?

kinesion:
Вадик, я поди тоже дебил?)))
я написал что их "больше всего"... ну так то даже в дурке не все сумашедшие :-))))

Красноярский острог
Семинский упомянуть забыл? Хоть и "курорт", но все же перевал.
Жизнь - это затяжной прыжок из роддома в могилу!

К. В. Н.:
Семинский упомянуть забыл? Хоть и "курорт", но все же перевал.
там в начале лета очень много огоньков... просто фантастическое зрелище.... рыжие склоны.

К. В. Н.:
Семинский упомянуть забыл? Хоть и "курорт", но все же перевал.
Через Семинский принципиально не поехали)) мы с двух сторон его объехали.

с интересом прочитал

Быстренько смотались.

Перевал действительно Ороктойский. Об этом я уже в Новосибирске узнал. В следующем году хочу проехать его в обратную сторону на этой же машине. Если найдутся единомышленники - пишите. А то одному страшно туда лезть) В Чергу переехать хотели, ездили смотреть обстановку. Пока отложился вопрос. Про собаку/волка единого мнения нет))) я склоняюсь к версии с метисом.

Новосибирск.
kinesion:
Да,Шура,славно скатался. Я готов поехать! А два авто уже банда.)
Все будет офигенно! )))

Dmitrii 54rus:
Да,Шура,славно скатался. Я готов поехать! А два авто уже банда.)
Диман, на Гранте точно там делать нефиг))) Подъем от Ороктоя в разы ядренее первого подъема на Кату-Ярыке) А так-то давай двинем, не вопрос)
Дебилы бл**ь! =)

Молодцы,Юрьич!;) Настрой--самое главное! А он был--я помню)

Кузбасс
Харош кинесьончиГ)))
Бодрый отпуск, фоток правда мало, но те прощу)))))))))))
тут могла быть ваша реклама

M@X 42:
Харош кинесьончиГ)))
Бодрый отпуск, фоток правда мало, но те прощу)))))))))))
Ну вот, опять нормально общаемся)))

MSK-DMD-12rus
Афтор нарисуй на яндекс картах примерный маршрут - что бы наглядней было) по названиям ориентироваться не очень.

зачем переезд планируется? в дебри )
CU!
аltezzo.gita jce15'03.2jzge.4wd L-ed HYBRiD
nissan serena c27'17 rider autech
Мой отзыв: Toyota Altezza 2001

kinesion:
Советую хорошо подумать с подъемом со стороны Ороктоя на этой же машине. Вероятно, вы обратили внимание, что подъем со стороны Ниж. Талды более пологий и колеи там меньше.

Вот это 9-точка)))

rubikon:
зачем переезд планируется? в дебри )
Яндекс часть дорог вообще не знает, поэтому маршрут проложить проблематично) Да и в одну картинку мелковато будет. Переезд в дебри, ага. Надоела городская суета.
Андрей Шлыков:
Согласен, подъем сложнее в разы. Но не считаю его невозможным, все-таки) В одну машину и без подготовки ловить там нечего, конечно. По опыту знаю, что далеко не все 4WD проедут там, где проходит моя девятка) А раз спустился, значит есть путь и на подъем.
Дебилы бл**ь! =)

Автор у тебя какой рост на 9ке ездишь?

у меня 204 я тоже на автопроме езжу!
[url=http://no-smoking.info][img]http://no-smoking.info/2859.png[/img][/url]

Пyмяyx:
Автор у тебя какой рост на 9ке ездишь?
у меня 204 я тоже на автопроме езжу!
Чет в районе 190-193) Дискомфорта никакого)) Седло можно еще на пару щелчков назад двигать, видать как раз под таких высоких, как ты)

sergik00711
Майма
Классно сгоняли, тоже так охота!!

Мы ночевали как то в Черге (между собой называем кочерга), не понравилось(
Кто не ценит тепло, не знает, что такое холод.

Молодцы!!!)
...Белке привет передавай.)))Отличная собакенка..*)))
...ну и вам,тёзка,тоже пожелание удачи и отличных путешествий на будущее!)

Действительно, чем девятка не джип, если что, на руках можно перенести. Ну а в целом понравилось.

sergik00711:
Классно сгоняли, тоже так охота!!
Из Маймы ехать совсем ничего)
АЙСБЕРГ13:
Мы ночевали как то в Черге (между собой называем кочерга), не понравилось(
Нам тоже не очень понравилось там. Зато оттуда гораздо ближе до красот)
Artoba:
Молодцы!! !)
...Белке привет передавай.)))Отличная собакенка..*)))
...ну и вам,тёзка,тоже пожелание удачи и отличных путешествий на будущее!)
Привет передал) она махнула хвостиком))
Спасибо, тезка)
Дей ствительно, чем девятка не джип, если что, на руках можно перенести. Ну а в целом понравилось.
В плюсе коротенькая база, небольшие свесы и довольно немаленький клиренс)

Северодвинск

Артур
Волк отличается от собаки тем что Во первых лапы у него намного крупнее,Во вторых клыки очень длинные и загнутые (но я не думаю что вы открыли бы ему пасть и смотрели)В третьих у волка хвост опущен.И вообще они крупнее.А то ,что вы видели это скорее всего заплутавщий пес

kaa

Вы нормального пса со своим недоразумением не сравнивайте )
Нормальное поведение для серьезной собаки описано, а дрожать как эпилептик, суетиться и тявкать без умолку это как раз не собака, имхо )

А за рассказ спасибо и удачи в дальнейших путешествиях.

Полста четыре
Молодцы! А я когда-то на Бигхорне возвращался с Актру, хотел свернуть на Ороктой и не рискнул. А тут... На 9-ке...

kaa:
Вы нормального пса со своим недоразумением не сравнивайте )
А за рассказ спасибо и удачи в дальнейших путешествиях.
Да Белка-то и не собака, так, кошка скорее)) И не тявкает совсем) Я никогда не встречал собак, которые вообще не виляют хвостом, что и удивило сразу. Щас-то понимаю, что собака)
Дебилы бл**ь! =)

Добрый день! Узнал собаку))) ЕЕ зовут КОМОК живет на базе на оз. Балыктыкуль. Славный пес , очень умный и самостоятельный.

Глазз:
Вот как!)) Комок))) Странно, что местные про него ничего не сказали. В следующий раз обязательно с ним пообщаемся)))
Дебилы бл**ь! =)

Добрый день! Это действительно собака, мы ее гладили и подкормили немного там же на Улаганскам перевале, а потом встретились с Вами в кафе. Вы съели все вкусные манты и нам не досталось))))) Вы молодцы, вдвоем путешествуете. Ну а про Ороктой зачет.
Всем добра!!!

Джон Джонсон:
Да да, помним вашу компанию))) Надеюсь не сильно расстроились из-за того, что оставили вас всех голодными?)))

Смелая поездка,молодцы.

Не уверен, но возможно виделись в пути, на чике-тамане и в сторону улагана.
Вы за нами ехали, обогнали уже после спуска?

Не уверен, но возможно виделись в пути, на чике-тамане и в сторону улагана.
Я имею ввиду спуск с Чике-Тамана) Я еще дымил немного)

kinesion:
Я имею ввиду спуск с Чике-Тамана) Я еще дымил немного)
Да, после спуска обогнали, а на пути к улагану, наоборот)

Владимир:
Да, после спуска обогнали, а на пути к улагану, наоборот)
Значит второй раз тоже вы были)))
Мы еще переживали, не мешает ли вам наш выхлоп)))

Нормальный отчет.

Хороший рассказ!

Сейчас пересмотрел фотки, которые фотал друг с пассажирского места. В общем вот))))

...А далее мы уже обогнали

Чуть позже

Едешь себе такой, отдыхаешь, а оказывается принимаешь участие в фотосессии :D

Прикольно! =))) Владимир, напиши в ЛС, можно как-нибудь пересечься поделиться впечатлениями) Может в следующий раз уже группой куда рванем)
Дебилы бл**ь! =)

а мы то же эту собачку видели,она всех на перевале встречает