|
Однажды, лет пять назад, я посмотрел фильм о Джеймсе Бонде под названием «Казино Рояль», действие там происходит в стране с заманчивым для любителей сочетания моря и гор названием Монтенегро. И хотя на самом деле фильм, как оказалось, снимали в Хорватии, виды «Черногории» прочно засели в моей голове. Через пару лет я познакомился со своей подругой жизни, невестой, а теперь уже любимой женой, и моя небольшая мечта передалась и ей. Два года мы читали отчёты на дроме и завидовали людям, которые побывали там автотуристами, и вот решено — в свадебное путешествие мы едем в Черногорию!
Для путешествия был выбран май, как тёплый (получилось не совсем так), но не жаркий месяц, в который нет большого количества людей и уже можно купаться (тоже спорное утверждение). Зимой через Букинг забронировали отель Majero Apartments, который на самом деле являлся частной гостиницей, совсем как дома. Стоимость проживания за 14 ночей составила 280 евро. Находится этот отель в чудесном месте для любителей тихого семейного отдыха под названием Утьеха, это примерно полпути между городами Бар и Улцинь. Первоначально планировали ехать на своём автомобиле, живём мы в городе Таганрог, и маршрут предполагался таким:
По пути следования были также забронированы отели в Одессе, Бухаресте и Крушеваце с расчётом посмотреть Одессу и Бухарест. На дорогу отводилось три дня туда и три обратно, поэтому отпуск обещал быть продолжительным и захватывающим. Однако наши братья не вовремя решили организовать революцию и затеяли гражданскую войну, поэтому от удовольствия провести несколько дней за рулём пришлось отказаться. После непродолжительного сидения в интернете выяснилось, что билеты на самолёт будут стоить не намного дороже путешествия вдвоём на авто с учётом промежуточных ночёвок, еды и транзитной визы Румынии (в саму Черногорию виза не требуется при поездках до 30 дней). Итак, через агентство OZON.travel были забронированы билеты Ростов-на-Дону — Москва — Ростов-на-Дону стоимостью 10200 рублей на двоих и Москва — Тиват — Москва с пересадкой в Белграде стоимостью 26800 рублей на двоих. На тот момент это был наиболее дешёвый вариант (не самый удобный, прямо скажем, зато полетали). Зачем я пишу об этом на сайте автопутешествий, спросите вы? А всё потому, что мы определённо решили взять машину напрокат. Забронировали её также ещё дома на сайте http://monte-rent.ru/, стоимость составила 23 евро в сутки за автомобиль Hyndai Getz, на сайте можно указать, на каком рейсе вы прилетаете и вас встретят в аэропорту. С другой стороны около аэропорта стоит куча машин, я думаю, там всегда можно взять автомобиль напрокат и без брони.
12 мая.
Таким образом, 12 мая после часа езды на машине до аэропорта, полуторачасового перелёта до Москвы, трёхчасового ожидания в Шереметьево, также трёхчасового перелёта с симпатичными сербками из Air Serbia (стюарды тоже симпатичные — прим. супруги), перебежки к дальнему выходу на посадку в Белграде, и примерно 30 минут полёта, мы увидели, как горы уступают место Адриатическому морю.
Выше я писал, что нас должны были встретить с прокатной машиной. В зоне прилёта, естественно, никого с моей фамилией не оказалось. После краткого общения с местными (многие неплохо говорят по-русски), которые слыхом не слыхивали о нашей прокатной конторе, стало немного тревожно. Но буквально через 10 минут со стоянки прибежал Алексей, долго извинялся за опоздание (ради справедливости, самолёт сел немного раньше), объяснил нам всё и вручил ключи от машины. В правилах движения особых отличий нет, включаем ближний свет днём, скорость в населённом пункте 50, за городом 80.
Через 20 минут первые километры черногорских дорог уже начали ложиться под наши колёса. Нам предстояло проехать 80 км до места постоянной дислокации. Первые впечатления — это русское радио, играющее в машине, и рекламные щиты на русском языке вдоль дороги. Первая фотография:
Движение было немного усыпляющим, потому что деревни следовали одна за одной и быстрее 60 редко удавалось ехать. Поэтому было время разглядывать окружающие красоты, горы слева (повыше, чем у нас на Кавказе) и море справа (поголубее, чем Чёрное). Проехали знакомые понаслышке названия: Будва, Свети-Стефан, Бар. И начали высматривать какой-нибудь указатель на нашу деревню, потому что Алексей сказал, что это жуткая глохомань, и даже он, прожив 7 лет в Черногории, не очень там ориентируется. Но оказалось, что всё довольно просто, и большой щит с названием нашего отеля привёл нас куда надо. Хозяйкой нашей гостиницы была очаровательная женщина по имени Эсма, которая, правда, наотрез отказалась говорить по-русски, сославшись на полное незнание языка. Ну, слава моей учительнице английского языка, я смог довольно прилично с ней общаться. Показав нам номер и уладив формальности в виде нашей регистрации, отъёме у нас денег и поиске сдачи, она удалилась (оставив нам в вазе живой цветочек — прим. супруги). Всё последующее время мы видели её от силы раз в два дня и жили во всём доме одни. После её ухода мы принялись осваиваться в номере, который содержал в себе просторный санузел, большую кровать, мини-кухню со всей необходимой утварью, кондиционер и балкон с видом на море.
Далее, понятно, наступило время ужинать, и пришлось идти в магазин. Магазин типа «есть всё, но только одного вида» находился в 5 минутах ходьбы и содержался под управлением интересной особы. А интересной она была потому, что когда мы взяли с полки пачку макарон и банку с нарисованной коровой (думали, тушёнка), на треть по-русски, на треть по-сербски, на треть жестами объяснила нам, что если мы хотим это смешать (откуда она узнала, что русские так едят на отдыхе, когда им лень готовить??), то у нас ничего не выйдет, т.к. на самом деле это никакая не тушёнка, а ветчина (в банке?). И самое интересное, что мы её поняли. Цены на еду немногим отличаются от наших, к примеру, та пачка макарон стоила 1 евро, а двухлитровая бутылка отличного сербского пива стоила 2 евро. В супермаркете было ещё дешевле, примерные цены приведу в конце отчета. После ужина сходили посмотреть на наш пляж и были приятно удивлены уютной и романтичной бухтой с прозрачной, но прохладной водичкой.
13 мая.
На следующий день мы решили провести разминочную экскурсию и осмотреть старый град города Бар. Разница во времени в два часа позволила нам проснуться в 7 часов утра по местному и посетить город, пока ещё нет большого количества людей. Кстати, когда мы уходили, приехал большой автобус с французскими туристами. Сам Бар является довольно крупным, по местным меркам, населённым пунктом и портом, из которого ходит паром в итальянский Бари. Расположен современный город преимущественно вдоль побережья, узкие улочки ведут в горы к старой части поселения. Указатели есть с обоих направлений трассы, так что не заблудитесь. Старый град являет собой город-крепость, который, правда, был полностью разрушен в 1878 году, так что большинство строений, датированных X-XV веком, дошли до нас только в виде развалин. Однако там всё равно есть на что посмотреть: входные ворота, часовая башня, римский акведук, цитадель, несколько часовен и дворцов, оружейная, превращённая в музей, где собраны археологические находки, а также прекрасный вид, открывающийся с возвышенности. Вход в комплекс стоит 2 евро с человека.
Ещё в Баре есть оливковое дерево, возраст которого превышает 2000 лет.
Территория с деревом окружена забором высотой в полметра. Чтобы туда зайти, нужно заплатить 1 евро с человека. Мы заходить не стали, так как ничего больше там нет, а посмотреть можно и из-за забора. В домике сторожа продаётся оливковое масло.
В этот день сходили ещё только в супермаркет за продуктами и вернулись домой.
14 мая.
Проснулись опять рано и решили посетить город Улцинь, который является самым южным городом Черногории и знаменит своим Великим плежаком, т.е. Большим пляжем, песочным, протяжённостью 12 км. От нашей гостиницы ехать было недалеко, и минут через 20 мы были на месте. В Улцине также есть старый град, и знакомство с городом мы начали с него. В отличие от чисто музейного комплекса в Баре, здесь в некоторых домах живут люди.
Побродив по закоулкам, спустились вниз к малому пляжу. Он длиной всего 800 метров, но знаменит слегка повышенным радиоактивным фоном песка, который помогает излечиться от всяких артрозов и прочих заболеваний костей и суставов. Оценить не удалось, потому что было прохладно и дождливо.
Это малый пляж, находится в самом городе.
И немного самого города. Архитектура, конечно, интересная. Вообще, там очень чувствуется влияние Албании, которая совсем рядом.
Дальше поехали на большой пляж, чтобы туда добраться нужно ехать по указателям Ада-Бояна и Великий плежак. Ада-Бояна тоже интересное место, которое представляет собой треугольный остров в устье реки Бояна, разделяющей Албанию и Черногорию. Остров этот с двух сторон омывается рекой, а с третьей морем и является центром нудизма. Так что, если вы любите окунать своё оголённое тело поочерёдно в пресную и солёную воду, добро пожаловать туда. По дороге чувствуется, что едешь на юг:
На большом пляже огромное количество кемпингов, летних кафе и всяческих шаражек, которые дают напрокат лежаки и прочий пляжный инвентарь. Когда мы там были, всё это было закрыто, и сезоном даже и не пахло, хотя на просторах Сети мы читали, что сезон начинается чуть ли не в середине апреля, особенно в столь южных местах. Свернув с дороги по указателю на какой-то пляж, мы проехали примерно километр и увидели это:
До самого горизонта мягкий мелкий песочек. Погода в тот день не очень располагала к пляжному отдыху, и мы, покрутившись немного, решили ехать обратно. Но ничего, мы сюда ещё вернёмся.
Так как было ещё рано и домой ехать не хотелось, было решено двинуться в сторону Скадарского озера «как-нибудь через горы». Озеро это самое большое на Балканах, 24 км в длину и 12 в ширину, треть принадлежит Албании, две трети — Черногории. Вернувшись немного назад, мы свернули по направлению в горы и оказались на такой дороге:
Очень живописно, но немного узковато. Впрочем, это была ещё не самая узкая дорога, по которой мы ездили в Черногории. Километров через 10 после какой-то развилки дорога стала вполне приличной, однако мы рано обрадовались, потому что вскоре случайно чуть не пересекли границу с Албанией:
Посещать эту чудесную страну у нас не было ни малейшего желания, поэтому пришлось возвращаться назад и искать правильный поворот. Справившись с этой задачей, мы некоторое время взбирались в горку по узкой безлюдной дороге с прекрасными видами вроде этих:
И вот, наконец, когда слева уже не было ничего выше, то есть мы доехали до вершины, у нас захватило дух в первый раз:
Но стоило проехать ещё буквально 100 метров и завернуть за угол, это случилось снова, Скадарское озеро в своём величии предстало перед нами:
Дальше мы ещё часа полтора ехали вдоль озера, но высоко на горе. Вообще, берега у этого озера не слишком гостеприимные, они либо скалистые, либо болотистые, так что съезжать вниз мы не стали, хотя проехали множество указателей на какие-то населённые пункты. Ну ничего, в следующий раз попробуем. Дорога, по которой мы двигались, была столь узкой, что иногда приходилось сдавать назад, чтобы разъехаться со встречной машиной. И отбойников там почти нет, так что ездить очень весело и необычно.
Вот наш маршрут за этот день:
Выехали к людям мы в городке Вирпразар, из которого начинаются лодочные экскурсии по озеру, но в тот день мы уже немного устали, а надо было ещё возвращаться домой. Через Вирпразар проходит дорога из Подгорицы (это столица) к побережью. Частью её является платный туннель протяжённостью 4 километра. Стоимость проезда для легкового автомобиля составляет 2,5 евро. Сам туннель вроде тех, что построили на объездной Сочи, светлый, красивый, с вентиляцией. Больше в Черногории мы таких не видели. Кстати, на подъездной дороге к туннелю, есть, похоже, единственный отрезок в Черногории, где официально можно ехать 100 км/ч. Существует и бесплатная альтернатива — горный серпантин, приводящий в город Петровац. Туннель экономит где-то час по сравнению с ним, но это до Сутоморе, где находится развязка на туннель, а если вам нужно, например в Будву, экономия выходит сомнительной. Воспользовавшись благами платных дорог, мы быстренько долетели до побережья и взялись за сербское пиво, до завтра, спокойной ночи.
15 мая.
В этот день мы собрались посетить остров Святого Стефана и Будву. Остров полностью занят и, можно сказать, окружён фешенебельными отелями, пройти на него нельзя. Но посмотреть и погулять вокруг можно. Вокруг всё очень ухоженное и красивое, много оливковых деревьев. Парковка внизу у острова платная, так что мы оставили машину немного выше по спуску и пошли пешком.
Пляж около острова. Пока ещё пустынный и доступный, а через две недели здесь всё будет заставлено шезлонгами,
и вход будет платный.
Это парк в окрестностях острова.
Интересное решение: через пещеру справа можно выйти к пристани слева.
Погуляв немного по парку и фактически осмотрев весь населённый пункт Свети Стефан, мы вернулись к машине и двинулись в Будву. Будва лично мне показалась немного шумноватой и суетной, чтобы там отдыхать, но для экскурсий в самый раз. Да, ещё мы хотели отведать местной кухни. Зверски проголодавшись, мы решили незамедлительно поесть и поехали в центр. Пробки и отсутствие места для парковки вынудили нас оставить машину на платной стоянке. Она была автоматической и стоила 1 евро в час. Мы бросили монетки в автомат, получили талон, который оставили под стеклом в машине, и пошли в кафе, которое нам приглянулось ещё с дороги, уютное местечко под названием Адриатика. Заказали, конечно же, плескавицу и пиццу. Плескавица — это большая котлета, приготовленная на гриле. О черногорских порциях уже много было сказано, так что мы знали, что по две порции заказывать не надо. И действительно, вскоре нам принесли тарелку размером с поднос, на которой была плескавица и картошка-фри, и такую же тарелку с пиццей. Еда была отменной, впрочем, как и везде в Черногории, у нас дома мы такую пиццу не можем найти. Всё это удовольствие обошлось нам в 16 евро вместе с двумя бокалами пива, наелись мы от пуза, улыбчивый официант говорил по-русски и был очень приветлив. Так что, сытые и довольные мы двинулись в сторону моря и старого города, который в Будве расположен на берегу.
В старом городе сейчас расположены различные офисы, кафе и магазины. Улочки узкие и уютные.
Рядом большая лодочная стоянка. Есть и маленькие лодочки, и большие яхты, и катера. Можно поехать на платную рыбалку.
Время в прогулке прошло незаметно, и пришла пора забирать машину с парковки. По пути домой заправились (бензин дорогой — 1,37 евро), а также заехали в Бар в супермаркет и на рынок купить какой-нибудь вкусняшки. Килограмм превосходной клубники обошёлся нам в 3 евро и вечером был употреблён под вино.
16 мая.
Сегодня мы решили устроить себе праздник души, а именно приготовить чего-нибудь на гриле. Выбор пал на свежую рыбку в фольге. Для осуществления нашего плана была предпринята вылазка в Бар на рынок, и добыты следующие ингредиенты: форель 2 шт, сибасс 1 шт (12 евро в сумме), угли 3 кг, а также пиво и вино в неизмеряемых величинах. Неожиданной проблемой стало отсутствие жидкости для розжига в магазинах и ирония судьбы в виде созвучности русского слова «розжиг» и сербского «роштиль», означающего, как ни странно, уголь. То есть, розжига у них нет, зато роштиля хоть засыпься. Купить спички оказалось немного полегче, их я смог показать на пальцах. В этот день как раз приехала хозяйка, и я решил у неё поинтересоваться, как они обычно разжигают уголь. Она немного странно посмотрела на меня, потом сказала, что сначала надо взять бумагу, потом маленькие веточки, затем веточки побольше, а уж когда это всё загорится, сыпать сверху уголь. Чтобы не казаться полным дебилом, я сказал, что у нас в России есть специальные взрывоопасные жидкости, и ими мы поливаем уголь, а бумагой и веточками — это типа долго и нудно. Оказалось, что у них такие жидкости тоже имеются, но походу это дефицит. Ну разжигать бумажками мне раньше уже приходилось, так что в итоге всё загорелось и дало хороший жар. Рыбку надрезали, посолили, поперчили, полили лимонным соком и, завернув в фольгу, положили на решётку. В золу бросили печься картошечку. В итоге получилось вот это:
К рыбке полагается белое вино, поэтому была распита бутылочка «Крстач». Расскажу немного о винах. Самые известные черногорские вина — это красное сухое «Вранац» и белое сухое «Крстач». Вранац ещё имеет более дорогую модификацию «Pro corde». На фотографии изображена бутылка фирмы «Плантаже» или как-то так, они стоят 2,5 евро за Крстач и дешёвый Вранац, и 5 евро за Про корде. Вранац нам не очень понравился, вкус очень терпкий, на любителя, а вот Крстач шёл очень даже неплохо. Также рекомендую сербские вина, среди них мы нашли и полусладкое. Они особенно вкусны при цене 1,5 евро за литровую бутылку. Пусть это и не лучшее вино из тех, что я пил, но вполне достойное.
В общем, день провели как-то так. Следующие пару дней только ели и спали, так что:
19 мая.
Едем в национальный парк Ловчен и смотрим на Которский залив. На горе Ловчен находится мавзолей Петра Негуша, духовного лидера Черногории, а со смотровых площадок открываются живописные виды. Аборигены говорят, что в погожий день оттуда видно всю страну. Маршрут на сегодня:
После Будвы мы поехали по указателям на Цетине, это древняя столица Черногории. А там увидели на вершине горы мавзолей и направились к нему. Дорога нас вела примерно такая:
Кстати, по дороге нам встретилась деревенька под названием Негуши, где продают пршут, домашний сыр, самодельное вино и ракию. Пршут — это копчено-вяленый свиной окорок, по технологии его выдерживают два месяца, слегка подкапчивая, очень вкусно. Ракия — местная водка типа чача, делается из всего: виноград, яблоки, айва, слива и т.д. Говорят, что самая вкусная это айвовая, но торгаш просил за литр около 20 евро, и нас задушила жаба, тем более, что мы понятия не имели, что это за напиток. В итоге взяли виноградную за 12 евро, кусочек пршута, кусочек сыра и бутылку вина. Всё это нам обошлось в 37 евро. Пршут, вообще, можно хранить без холодильника, он был в вакуумной упаковке, мы его привезли домой и ещё ели некоторое время. В супермаркете в Баре мы тоже покупали пршут и сыр, они были очень неплохи. Удивило, что в магазине могут отрезать кусочек на пробу.
Ехали мы, ехали и вдруг увидели чудо чудное: снег в мае. Нам, степным южным жителям, зрелище удивительное.
Но доехать до вершины — только полдела. Нужно идти с парковки вверх по лестнице из 450 ступеней, часть которой проходит в туннеле внутри горы:
Чтобы пройти на дальнюю смотровую площадку, нужно купить билет в мавзолей, 3 евро с человека.
Вид сверху завораживает, видно заснеженные вершины Дурмитора, Которский залив, Скадарское озеро.
На обратном пути фото в сугробе:
Нас ждёт Которский залив. Его называют самым южным фьордом, хотя на самом деле это, конечно, никакой не фьорд, а просто залив причудливой формы. В Котор с Ловчена ведёт прикольный серпантин, вот он на карте:
Такого серпантина под Сочи не найдёшь, запомнилось, что там зачем-то повороты пронумерованы, на отбойниках написаны цифры. То ли там проводятся ралли, то ли это, чтобы с ума не сойти, потому что все повороты выглядят одинаковыми и иногда такое чувство, что ты по одному и тому же виражу ездишь. Кстати, по пути открываются шикарные виды на Которский залив:
Горы, обрамляющие бухты, кажутся маленькими холмиками, а круизный лайнер — небольшой лодкой, но об этом мы ещё позже поговорим. Итак, вдоволь нарулившись, мы приехали в Котор. Город какой-то шумный, движение интенсивное, места для парковки, естественно, нет. Хотели заехать поесть в пиццерию, но так и не смогли припарковаться, психанули, поехали дальше. По всему берегу тянутся небольшие поселения, после Котора нервы немного успокоились, и мы решили съехать к воде. Припарковались рядом с этим чудом:
Кстати, подобных раритетов в Черногории полно, всякие Рено 19, Гольф 2 и т.п.
А вот и маленькая лодочка и холмики вокруг:
Водичка в заливе супер, как и везде в Адриатике.
Отдохнули немного, поехали дальше. Встретили очередную достопримечательность:
Слева природный островок с христианской церковью, справа искусственный остров с мечетью. Они разные, но живут в одной прекрасной стране. По прошествии ещё километров пяти голод начал давать о себе знать особенно сильно, и мы таки заехали в кафе. Название не помню, месторасположение тоже вряд ли найду. Заказали плескавицу и шашлычок. Приготовили как обычно быстро, еда горячая, порции огромные, всё супер.
Кстати, если будете такое есть, красненькое это не болгарский перец, а горький, будьте осторожны.
Продолжив наш путь, мы объехали весь залив, доехав до города Герцег-Нови и указателя уже на хорватский Дубровник. Водичка в заливе такая чистая, что выращивают мидий:
Остановились запечатлеть самое узкое место залива, ширина здесь всего 320 метров, и огромные океанские лайнеры проходят здесь. К сожалению, увидеть это зрелище не довелось.
Около развязки на Герцег-Нови есть какие-то пещерки прямо у дороги:
После этого фото мы поняли, что день близится к вечеру, а нам нужно ещё проехать примерно 120 км до дома, и решили двинуться в обратный путь. Если честно, я думал, что через вход в залив из моря проложен мост, и нам не придётся опять объезжать всю бухту, но это оказалось не так. Взамен через бухту ходит небольшой паромчик, но мы всё-таки поехали в объезд. Домой вернулись уже в темноте, уставшие и счастливые, вкусили нектар богов в виде сербского вина и отправились на боковую.
21 мая.
На сегодня у нас большие планы: монастырь Острог, национальный парк Дурмитор и каньон реки Тара. Едем по уже знакомой дороге до Петроваца, экономим, проезжая поворот на туннель, и наслаждаемся видами с поворотов серпантина:
Проезжаем по дамбе и мосту через Скадарское озеро, движемся по направлению к Подгорице.
Чтобы добраться до монастыря нужно, не заезжая в Подгорицу, повернуть налево на Никшич. Далее в Даниловграде будет указатель на монастырь, нужно будет немного проехать через город, а затем начнётся примерно такая дорога:
По ней нужно ехать километров 20, поворачивать особо некуда, так что заблудиться сложно. Монастырь является почитаемой святыней как у христиан, так даже и у мусульман, а так же является чудом инженерной мысли, т.к. вырублен в скалах на значительной высоте. От парковки нужно идти вверх по крутой лестнице, местами немного разрушенной, но можно выбрать и автомобильную дорогу. Въезд на неё закрыт шлагбаумом, но при желании, думаю, можно договориться. Однако монахи ходили по лестнице, причём ещё таскали всякие тяжести, поэтому мы решили пройти их путём. В самом монастыре фотографировать запрещено, поэтому вот только пару фото:
Я обычно как-то неуютно себя чувствую в церквях при большом скоплении людей, поэтому надолго задерживаться там не стали, тем более что путь предстоял ещё неблизкий. Возникло даже сомнение, стоит ли ехать в Дурмитор сегодня, т.к. было уже около часа дня. Решили всё-таки ехать, потому что уже проехали полпути и ещё раз ехать не хотелось.
Из монастыря можно вернуться на трассу той же дорогой, по которой вы приехали, а можно поехать в другую сторону, получается параллельно трассе. Правда, дорога там… Сложно к ней привыкнуть, но зато ехать весело:
Проехали какой-то газопровод, большой, газ Российский, интересно?
Благополучно выехав на трассу, чуть погодя, проехали Никшич и понемногу стали взбираться в горку. Природа изменилась, чувствуется, что едешь на север, всё больше ёлок, да и сами горы какие-то другие. Дорога шикарная, а виды ещё лучше, так что на дорогу особо смотреть не приходится, благо, что машин почти нет. Приближаемся к заснеженным вершинам.
Вообще, национальный парк Дурмитор знаменит своими горнолыжными курортами, горными вершинами и чистейшими озёрами. Ехать туда на один день это настоящее кощунство, поэтому я надеюсь побывать там ещё раз и подольше.
Дорога привела нас в город Жабляк, там могут снять жильё любители зимнего отдыха, настоящая альпийская деревушка. Хотя я в Альпах не бывал, но мне кажется, похоже.
В Жабляке вы найдёте указатели на все местные достопримечательности. Мы были ограничены во времени, поэтому решили посетить знаменитое Чёрное озеро. Своё название оно получило от того, что кристально чистая вода отражает величественный хвойный лес, который растёт по берегам, из-за чего кажется тёмной. Над всем этим великолепием нависает гора Боботов Кук, самая высокая вершина Черногории, 2500 метров. Кстати, само озеро находится на высоте 1500 метров над уровнем моря.
Красота неописуемая… Озеро состоит из двух частей, между ними узкий перешеек. Мы обошли всё озеро пешком. Прогулка заняла у нас час, но, конечно, хотелось остаться там на недельку. Вокруг умиротворяющая тишина, люди ловят рыбку, красота… Вокруг есть кемпинги и множество отелей, так что можно приехать и задержаться там подольше.
Дальше мы поехали смотреть на мост Джурджевича, для этого из Жабляка нужно ехать в направлении города Мойковац. Примерно через полчаса мы выехали на мост, довольно узкий и старый, но красивый и знаменитый тем, что был взорван во время второй мировой войны партизанами, а затем восстановлен обратно.
Это собственно сам мост. На всяких туристических открытках он изображён с другого ракурса:
Мост проложен через каньон реки Тара, который является вторым по величине в мире после каньона реки Колорадо в США (Большой каньон). От такого вида просто захватывает дух, хочется вечно стоять там и смотреть, как внизу бежит быстрая Тара.
Подкрепившись сухпайком в виде шоколадки и бананов, поехали дальше. Обратите внимание, что от моста нужно ехать в сторону, не переезжая его, дорога через него ведёт на север, ну а нам нужно на восток. Теперь наш путь лежит по дну каньона, который мы обозревали сверху. И это, пожалуй, была самая живописная дорога, по которой я когда-либо ездил. Вначале мы увидели вот такое место на берегу реки, где можно посидеть за шашлычком:
Остановились, спустились к воде, течение довольно быстрое, вода ледяная и очень чистая, я решил освежиться.
Всё время пребывания в Черногории мы встречали автомобили, брошенные на обочине:
Слева наша, а вот владелец правой то ли грибы собирает, то ли просто гуляет. Притом, что на этой дороге машины встречаются где-то раз в 15 минут. Иногда нам становилось немного жутковато, когда мы видели такие машины в безлюдных местах.
Дальше причудливый серпантин вел нас через мостики и множество туннелей самого разного вида. Один меня особенно впечатлил, т.к. по сути был просто пещерой, без освещения, без внутренней отделки, с небольшими пещерками по бокам. Фотографировать в туннелях, конечно, неудобно, да и вечерело уже, в каньоне было довольно темновато, но вот характерная фотография того участка пути:
Примерно на полпути до Мойковаца характер местности изменился, дорога поднялась повыше, и начались прям таки альпийские луга:
И вот где-то на окраине одной из таких деревушек мне встретился местный слуга закона, смело выпрыгнувший на середину дороги и энергично махавший жезлом. Я остановился, откопал в сумке свои права и документы на машину и пошёл к его машине. Надо сказать, что полицейский был какой-то странный, один и на гражданской машине. «Развод», — подумал я и стал внимать сербский язык. Вначале оказалось, что у меня нет техпаспорта на машину, а есть только его ксерокопия. Потом мне начали вменять, что я ехал быстрее 50 км/ч в населённом пункте. Ну, я правда ехал быстрее, но в той глухомани нет ни табличек, ни знаков, просто дома то есть, то нет. Естественно, никакого радара у него не было, но, тем не менее, он был намерен выписать штраф в 60 евро, причём он хотел забрать мои права, а получить назад я их мог, только вернувшись с квитанцией об оплате. Тут я пожалел, что не получил международных прав, которые с лёгкостью мог бы ему оставить на память. Видя мои колебания, полицай написал на листке «70 км/ч — 60 евро». Глядя на это, единственное, что я смог произнести это «не разумею», что значит не понимаю, после чего сумма на листке уменьшилась до 20 евро. Уловив тенденцию, я не разумел ещё некоторое время, а потом добил его словами «мэйби инглиш?» После них он почему-то рассмеялся, отдал мне документы и сказал, что я могу ехать. Так завершилось моё единственное знакомство с полицией Черногории.
Кстати, если будете ехать в тех местах, заправьте полный бак где-нибудь в Жабляке, потому что заправок там немного, а ехать далеко, да и случиться может всякое.
С помигивающей лампочкой остатка топлива мы заехали на местный Лукойл и заправились до полного. Впереди была Подгорица. В этот день мы там не останавливались, проехали по окраинам, следуя указателям транзит. Уставшие, заплатили за туннель и по знакомой уже дороге вернулись домой.
В этот день мы проехали 460 километров, выехали в 8 утра, а вернулись в 9 вечера. Умотались, конечно, порядочно, но оно того стоило. Вот маршрут за день:
25 мая.
Сегодня едем в Подгорицу. Дорога, в принципе, уже знакомая, так что доезжаем довольно быстро. Поплутав немного по улицам, оставляем машину во дворе жилого дома, потому что парковка везде либо запрещена, либо платная. Получается довольно удачно, и совсем рядом оказываются скудные довольно таки местные достопримечательности: памятник Высоцкому, мост Миллениум и центр города.
Мне больше всего запомнилась чистейшая вода в реке. И это в населённом пункте. Сразу вспомнился Дон в Ростове и стало Печально.
Не имея никакого представления о том, что же здесь посмотреть, мы прогулялись пешком по пешеходной улице с бутиками и консульством Албании и решили перекусить. Следуя аромату пиццы, дошли до уличной пиццерии и купили себе по кусочку.
Здесь половины уже нет, и этот кусок стоил 1,5 евро вместе с колой. Очень вкусно и сытно.
Подгорица в общем не имеет особых достопримечательностей, возможно здесь есть какие-то места для любителей ночной жизни, но мы к таким не относимся. Поэтому отмечаемся-отдыхаем на какой-то площади с фонтаном и возвращаемся к машине другим путём.
По дороге довольно живописный парк, памятник Петру Негушу. Запомнилось ещё большое количество мостов в городе, как пешеходных, так и автомобильных, очень удобно.
На обратном пути мы решили потратить наши последние деньги на экскурсию по Скадарскому озеру. Все экскурсии начинаются в посёлке Вирпазар. Как только мы туда заехали, нас остановил абориген, довольно неплохо говорящий по-русски, и предложил экскурсию. Недолго думая, мы согласились. Оказалось, что он является работником отеля Пеликан. Пока мы ждали поездку, девушка, занимающаяся изучением английского языка, предложила нам посмотреть коллекцию всяких исторических предметов, которую собирает хозяин отеля. Находится коллекция на четвёртом этаже, там были довольно занятные штуковины, например сабли времён первой мировой войны, различные старинные предметы быта.
Эдакий музей градостроительства и быта, было весьма интересно. Далее мы выторговали скидку в 10 евро за экскурсию и выяснили, что нам повезло, т.к. 25 мая — это государственный день национального парка Скадарское озеро и единственный день в году, в который вход в заповедник не будет стоить вам 4 евро. Итак, заплатив 30 евро, мы погрузились в лодку и нас повезли по озеру. Время, конечно, было ограничено, и за 2 часа мы объехали лишь малую часть, но виды открываются красивые, есть всякие птицы, утки там и другие. На озере также есть развалины тюрьмы, которую называют местным Алькатрасом, но это, конечно, сильное преувеличение. Летом прогулочные суда причаливают к берегу и можно покупаться, а также посетить кафе, добраться в которые можно только на лодке, но не в сезон это всё не работало. В целом, эта прогулка стала логичным завершением нашего пребывания в Черногории, и мы остались ей довольны.
Заключение.
О чём хотелось бы сказать в конце. Конечно, жаль, что не вышло поехать на машине, с этим путешествие приобрело бы совсем другой оттенок. Но и без того приключение получилось увлекательным и запоминающимся. Сейчас, год спустя, я вспоминаю отдельные моменты, и они отдаются в душе теплом. Что можно сказать о Черногории? Безусловно, это сказочно красивые места, соперничающие со многими достопримечательностями нашей планеты. Больше всего мне запомнился национальный парк Дурмитор, это чувство, когда ты после тропиков через два часа идёшь по берегу горного озера, рядом заснеженные вершины и альпийские луга, дорога, проложенная в каньоне Тары, подлинное величие природы. Стоит поехать и пробыть пару недель только там. Немного расскажу о ценах и расходах.
В супермаркете:
Хлеб — 0,3 евро/булка
Копченое мясо pecenica — 12 евро/кг
Сливочное масло — 2,5 евро/250 грамм
Огурцы - 0,6 евро/кг
Кефир 1л — 1 евро
Питьевая вода 5л — 0,4 евро
Персики — 2,7 евро/кг
Кола, фанта и т.п. 2л — 1 евро
Пиво — 2 евро/2л
Бензин «регулар» стоит 1,37 евро, ушло где-то 100 литров, всего было пройдено около 1800 км, расход впечатляет.
На перелёт ушло около 750 евро.
Проживание 300 евро.
Аренда автомобиля 380 евро.
Всего потратили около 2000 евро, значит, на еду, развлечения, проезд по платным дорогам и сувениры ушло около 400 евро. Это за 16 дней пребывания, на сегодняшний курс умножайте сами.