|
Май 2015 г.
Идея посетить с экскурсией соседний областной центр витала в моей голове давно. Иногда, вылетая наружу, пыталась пробиться в сознание моей любимой супруги, но безуспешно. Отрицание выражалось в перечислении самых разнообразных причин, как финансового, так и «политического» характера. Но, как говорится в пословице, вода камень точит. Не прошло и 2 лет после моей первой пламенной речи по этому поводу, как мы начали планировать поездку на личном автомобиле в г. Ростов-на-Дону.
Итак, условие задачи. Город постоянного проживания — Волжский Волгоградской области, состав экипажа: я (водитель, муж и «папочка» по совместительству), жена и две дочки 5 и 14 лет (теперь понятно, почему «папочка», а не отец или батя, например), автомобиль Nissan Note 2013 г.в., 1,4 л 88 л.с., механика. Цель — соседний областной центр: город воинской славы Ростов-на-Дону. Расстояние по трассе через М4 «Дон» — 517 км.
(В процессе обсуждения деталей подготовки к поездке название города в устной речи часто трансформировалось в Ростов-надо-Ну! и в Ростов(на)? — Да ну!)
Изначально мной предлагалось потратить на эту поездку 3 дня: в 1-й день доехать до Ростова, разместиться и что-то там посмотреть, 2-й день бродим по городу и окрестностям, 3-й до обеда по городу, после обеда — домой! Поэтому время, когда это можно будет сделать, не влезая в отпуска и отгулы, было выбрано на майские праздники: 4 дня выходных подряд. В дальнейшем, учитывая отсутствие опыта таких поездок (на море — не в счёт, там всё как-то по-другому), решили сократить время до 2-х дней, то есть с одной ночёвкой, но даты поездки остались те же, что и планировались ранее — 2-3 мая.
За неделю до старта начали усиленно интересоваться погодой на «майские» как у нас в Волжском, так и там у них в Ростове. Прогнозы на всех сайтах уныло твердили одно: «Переменная облачность, возможен дождь, температура днём до +19°С». В общем, погодка для подобного путешествия совсем не «comme il faut». Но уж очень хотелось поехать! И, скрепя сердце, решили так, что если утром 2-го мая (а старт назначили на 5 утра) будет-таки дождь и холод, то не поедем. Так и случилось. Утро 2 мая было в отношении погоды — хуже некуда. И мы поехали…
Как выяснилось позже, поступили мы правильно. Ибо прогнозы все немного, но ошиблись, и ошиблись как надо, то есть в нашу пользу.
Итак, выезд. Автомобиль, гружённый экипажем и всем необходимым скарбом, в 5:47 под проливным дождём тронулся в путь. Дорога от Волжского до западной окраины Волгограда — это сильный дождь.
До Калача-на-Дону (+119 км от точки старта) дождь умеренный. До Суровикино (+174) моросящий.
Пересекши административную границу Волгоградской и Ростовской областей (+237), попали в зону переменной облачности и кое-где даже яркого весеннего голубого неба. То есть небеса снизошли до наших молитв и решили устроить нам, путешественникам, нормальную погоду.
По пути иногда делали небольшие санитарные остановки и перекусы с бутербродами, чайком и кофейком из термоса.
Младшая дочь, насмотревшись мультфильмов про динозавров и где-то отложив в сознании описание явления массового перемещения травоядных стадных животных, завидев на окружающих полях мирно пасущиеся стада коров и овец, чётко определяла, что это, мол, «миграция». Мы и не спорили. За окнами проплывают бескрайние донские степи, иногда глазу просто не за что зацепиться. Всё чаще встречаются терриконы грунтовых отвалов — следы разработок угля. Для нас, привыкших к ровным степям от края и до края, это, конечно объект интересный. В интернете про него пишут, что он, вообще-то, и опасный. Опасен он своими химическими газовыми выделениями. Короче говоря, близко к нему лучше и не подходить.
Дорога от Волгограда до слияния с М4 «Дон» никаких особых нареканий не вызывает. Дорога как дорога, получше многих в нашей Волгоградской области, к коим мы уже давно привыкли и за которые нам всё-таки стыдно перед гостями из других регионов.
А вот М4 немного впечатлила. Довольно плотный поток машин и средняя скорость 110-120 по спидометру.
Не доезжая до Ростова примерно 50 км, на трассе установлен красивый и пронзающий душу мемориальный комплекс «Журавли», в память о не вернувшихся с войны солдатах. Автор монумента советский скульптор Алексей Харькóв, ростовчанин; монумент установлен в 1975 году к 30-летию Победы. Надо было бы остановиться, да уж больно в Ростов не терпелось попасть.
После выезда на М4 цель нашего путешествия стала приближаться к нам просто стремительно. Сами и не заметили, как въехали в город воинской славы Ростов-на-Дону.
Город основан грамотой императрицы Елизаветы Петровны от 15 декабря 1749 года. Население 1 100 000 чел. Имеет богатую и интересную историю. Историки говорят, что город сильно пострадал во время боёв Великой Отечественной войны, и что в нём было разрушено более 10 000 зданий. Однако нам, уроженцам и жителям Сталинградской земли слово «разрушен» навевает совсем другие представления. Но это так, к слову. Просто удивило огромное количество старых и даже древних зданий.
В Волгограде такого нет, он весь был отстроен после войны заново.
Гостиницу заказывали заранее на Travel.ru. Перепробовали несколько вариантов и остановились на гостинице «Альфа», ул. Правовая, д. 78. Для 1-2 ночей превосходный вариант. И чисто, и аккуратно, и персонал приветливый. И завтрак такой, что, как говорится, «от пуза». И всё это за 1 ночь на 4 человек за 2 000 рублей.
В 12:45 паркуемся у въездных ворот гостиницы. Итого в пути ровно 7 часов.
Заселились, разместились, искупались, переоделись.
На обед пошли в расположенный рядом кафе-парк «Фруктовый сад»: на территории, похожей на парк, с большим количеством малых архитектурных форм, расположилось несколько красивых ресторанчиков и кафе. Всё очень цивильно и необычно (ну нет такого в Волгограде!). Вкуснейшая и сытнейшая суп-лапша с куском куриного мяса размером с кулак и с куриным потрохом за 250 руб. Дороговато, но оно того стоит. Поел наш экипаж в этой столовой аж на 1100 руб.
Следующий пункт нашей программы, а точнее это даже знамя, под которым вся поездка и планировалась — посещение Ростовского зоопарка.
По городу (не только в зоопарк) ориентировались, используя навигатор GeoNet, установленный в смартфон Lenovo A850. Милое дело! Без интернета, по заранее закачанным картам, кратчайшим путём! Иногда пользовался программой 2GIS (ближайший банкомат Сбербанковский найти надо было).
Итак — зоопарк!
Я сам был в нём впервые летом 1983 года. Тогда мой отец устроил всей нашей семье прогулку до Ростова на пассажирском теплоходе. Вот тогда-то я впервые и узнал, что такое настоящий стационарный зоопарк, а не эти клетки на колёсах, что иногда заезжали к нам в город. Повзрослев, вынашивал подобную идею и для своих детей. Вот и сбылось.
Впечатление от зоопарка — не очень. В Геленджике Сафари-парк показался более ухоженным и опрятным. Зверей и вольеров, конечно, много, но вид у всего такой, что как будто бы уже недельку-другую не убирались. Посетители вели себя не совсем так, как я ожидал от посетителей зоопарка: кто-то в футбол играл, кто-то пикничок на газоне устроил, мусор частенько встречается, дети рвут траву на газоне и кормят тех травоядных животных, до которых могут своими ручонками дотянуться. Глядя на это неистовство, позволили и своей младшей покормить местную фауну.
Хотя то, что персонал всё-таки старается требовать соблюдения элементарного порядка — заметно. Но это всё увидели мы, взрослые, со своим искушённым и придирчивым взглядом. Дети были просто в восторге! Да так и должно, наверное, быть. Порядок осмотра животных установила младшая: хаотичное «броуновское» движение с непредсказуемой траекторией, всё, что попадало в поле её зрения, становилось целью на ближайшие 2-3 минуты. В итоге, согласно теории вероятности, мы всё-таки, худо-бедно, осмотрели большую часть территории зоопарка. Стоимость взрослого билета 100 руб., детского — 50. Наверное, поэтому зоопарк доступен почти всем, в том числе и людям, необременённым культурой поведения. Я ожидал, что цены будут раза в три дороже. Может, и порядка, и ухоженности в зоопарке побольше тогда бы было?
Небольшой сувенир на холодильник на выходе и — в путь, к дальнейшему осмотру города.
Навигатор шустро построил путь к набережной. Здесь эта улица называется Береговая. Припарковаться — негде! Все свободные места заняты, автомобили стоят друг к другу очень плотно. И вот прямо у памятника М. Горькому перед нами отпарковывается какой-то Mercedes. Паркуюсь на его место, и через одну минуту мы уже идём по красивейшей Ростовской набережной.
С большим человеколюбием спроектирована, построена и обустроена пешеходная зона на ул. Береговая. Вспоминаю Волгоград: 80 км вдоль берега Волги, а набережных пешеходных зон и километра не наберётся. Ну, исторически так сложилось, что у берега Волги строили промышленные предприятия, а дальше от берега уже жилая зона. И уже ничего с этим не поделать! А здесь — пожалуйста, самая красивая часть любого города у реки именно для отдыха и предназначена. Всё понравилось: малые архитектурные формы, деревья, лавочки, музыкальный фонтан (у нас в Волжском тоже такой в 2014 году открыли), обилие кафешек и закусочных и много всего другого. Зашли в спорт-бар «Добрый Эль» (написано, что это сеть баров, то есть в Ростове таких же ещё где-то много). Опять почти на тысячу поужинали пиццей, чаем и соком. Конечно, начала сказываться усталость и часам к 8 вечера решили вернуться в гостиницу.
Пару слов о гостинице. В целом — понравилось. Номер у нас был под самой крышей, то есть потолки и повторяли её форму. Поэтому все мы хотя бы по одному разу о потолок либо головой, либо плечами поударялись (кроме младшей, конечно). В номере телевизор, сплит-система, двуспальная кровать, двуспальный раскладывающийся диван, большой шкаф с раздвижными дверями. Правда, рельсы для дверей были почему-то только сверху, нижняя часть дверей просто болталась. Розеток для всех телефонов хватило. Одежду сложить в шкаф и повесить на плечики получилось. Санузел отличился отсутствием вытяжки (может, она где-то и была спрятана, но уж очень профессионально, так я её и не обнаружил) и отсутствием шторки на ванную. Но это, наверное, объяснимо: к скошенному потолку эту штангу со шторкой вряд ли как-то приспособишь. Холодильник всю ночь гонял пузырь воздуха по своим фреоновым трубам и журчал, как испорченный унитаз.
Утром, выселяясь, сходили позавтракать на минус первом этаже. На завтрак были блинчики с творогом и со сметаной. К чаю — бутерброд с сыром и колбасой в неограниченном количестве (сколько съедите). До свидания, гостиница «Альфа»! Впечатления о тебе остались приятные.
Погода на улице пасмурная и прохладная. Синоптики опять обещают дождь, но пока что сухо. Едем в ТЦ «Горизонт».
Почти всё то же самое, что и на нашей Волгоградчине: те же торговые марки и бренды с небольшим отличием в сторону местного колорита. К 11 часам распогодилось. Остался невыполненным ещё один пункт развлекательной программы: прогулка на теплоходе по Дону. Предложений для прогулок много, прогулочные теплоходики то и дело пристают к причалам и отправляются в плавание. Длительность прогулки 1 час. Стоимость поездки на человека варьируется в зависимости от дня недели и от времени суток. На нашу компанию прогулка обошлась в 780 руб. (3х260 руб. на взрослых, а младшая — бесплатно, так как ей ещё нет 7 лет).
Речная прогулка вообще интересное мероприятие, а в новом (для нас), красивом и интересном городе и подавно.
Один час пролетел незаметно. Решили и тут покушать, но это как раз и омрачило всю радость. Пицца разогретая в СВЧ из холодильника и качеством ниже среднего. А цена — о-го-го. Ещё минус 920 рублей из кошелька.
На небе уже ярко сияет солнце, небо голубое-голубое, от Дона тянет прохладцей. Но, зная это, оделись потеплее, а потому спокойно наслаждались окружающими видами правого и левого берегов.
После прогулки, ещё немного погуляв по набережной, начинаем «вострить лыжи» домой. Немного обналичить денег в банкомате, заехать в магазинчик купить продуктов в дорогу.
Навигатор строит маршрут к АЗС «Газпром» (заправляюсь там, так как есть дисконтная карта) по пути к выезду из Ростова в направлении Волгограда. Где-то в районе Аксая такая заправка есть. Заправляемся 95-м полный бак и в 15:40 стартуем в путь домой.
Дорога в обратном направлении ничем особенным не отличилась за исключением одной лишней петли в 30 км. Я расслабился, доверившись навигатору, и не сильно контролировал правильность его работы. Какое расстояние от Ростова по М4 до поворота на Волгоград я помнил приблизительно: ну, думал, где-то километров 150. То есть до этого расстояния на все дорожные указатели смотрел не особо внимательно. И вот, при въезде в Каменск-Шахтинский навигатор стал нас усиленно тянуть вправо. Точно помню, что на М4 мы заезжали не так! Думаю, врёт шельма! Ан нет, всё-таки направо. Ладно, едем направо, получается как-то через окраины города. Нет, ну точно мы здесь не ехали! Однако навигатор требует соблюдения маршрута. Дорога всё хуже и хуже, уже почти грунтовка. Боже, где мы?! В салоне автомобиля постепенно начинается паника.
Останавливаемся. Ввожу в работу все навигаторы, какие есть в телефоне у меня и у старшей дочери, включая гугловские со спутниковыми фото. Итог такой: до асфальтированной трассы нужного направления 7 км. Ну что же, поехали? И да, действительно, через 7 км вот она трасса на Белую Калитву. Вздох облегчения и минус минут 40 времени. Потом стало ясно, что поворот мы свой просто прозевали: и я со своим навигатором, и все ответственные члены экипажа, не заметившие указателя на Волгоград. И навигатор нас вернул ближайшим путём.
Дальше всё то же самое, что и по дороге туда: степи, поля, терриконы и знакомые по дороге в Ростов населённые пункты в обратном порядке.
Мемориал «Саланг» в память о воинах-«афганцах», 30 км от Белой Калитвы в направлении Волгограда.
Обелиск «Тацинский прорыв». Тацинский прорыв 24-го танкового корпуса под командованием генерала Баданова 19 декабря 1942 г. — яркий и трагический эпизод Сталинградской битвы.
Административная граница 2-х областей: Ростовской и Волгоградской.
Позволили себе две остановки: одну на перекус минут на 30, а вторую сразу после Калача-на-Дону в сосновом бору. Ночь, звёзды. Воздух чистейший. Уезжать не хотелось.
У дома остановились в 22:40. Снова время в пути составило ровно 7 часов. Стабильность — признак мастерства.
Итог. Пройдено 1100 км, средний расход 6,5 л/100 км. Бюджет поездки примерно 10 000 руб. Впечатления от города самые приятные, захотелось побывать в Ростове ещё и не спеша поближе познакомиться с городом и его окрестностями. (Это, конечно, навряд ли, но тут главное желание, а в реальность оно само как-нибудь перетечёт в форме, которую заранее никак не угадаешь.) В семейных архивах появилось 3,5 Гб фото- и видеоматериалов, воспоминания и впечатления ничем не измерить, но тоже много. Городов вокруг Волгограда много, времени тоже, поэтому будем планировать поездки и в другие направления.
Всем, кто дочитал до конца — огромное спасибо!