|
Привет всем любителям автопутешествий и читателям соответствующего раздела на Дроме.
Ниже мои путевые заметки о нашем путешествии-переезде из Москвы в турецкую Анталью: папа+мама с двумя детьми, один из которых наш четырёхмесячный малыш.
Опыт автопутешествий у меня был не так, чтобы огромный, но и не скажу, что его не было.
День 1. 25.04.2015
Выехали из дома в 8:30, почти по плану. МКАД проехали, можно сказать, хорошо, и вот мы уже на М4. От Москвы идёт большой поток машин, далее километров через 100 поток уменьшился. Дорога частично платная, зато хорошего качества, и можно ехать не менее 100 км/ч. На окружной Воронежа были около 15:00. Далее план был, не доезжая Ростова, переночевать в заранее забронированной квартире в городе Каменск-Шахтинский, найденной на сайте посуточной аренды примерно за месяц до этого дня. Однако мой звонок около пяти вечера с напоминанием о брони застал агента врасплох. Она сказала, что совсем забыла о договорённости месячной давности. Но была готова найти что-то другое и перезвонила спустя полчаса, предложив вариант. Предложенная квартира оказалась практически в том же районе и вполне годной для ночёвки. Скромно, но все чисто. Это был мой первый опыт аренды квартиры посуточно как альтернатива гостинице.
В этот день я поставил рекорд передвижения с семьёй — ровно 1000 км.
День 2. 26.04.2015
Т.к. утром случился небольшой инцидент — наша маленькая по моему недосмотру сиганула с кровати на пол (всё обошлось), то выехали мы на час позже.
Вспомнил, на Дроме читал, что в Ставрополье не такие приставучие гаишники, как в Краснодарском крае и решил от Ростова ехать через Ставрополь. Дорога оказалась в одну полосу, местами хорошая, а местами ехал max 50 км/ч. Когда у Невинномысска опять выехал на основную дорогу, немного пожалел, т.к. она была двухполосная в одну сторону, и можно было держать скорость около 100.
На сегодня квартиры заказано не было, т.к. я не знал, куда удастся доехать за день. Но оказалось, что зря не заказал: около 19 часов начало смеркаться, я начал искать мотель, но ни одного не было. На заправке спросил, мне сказали, что до Беслана и не будет. Решил ехать и искать глазами, вдруг увижу с дороги. Так мы ехали довольно долго. Уже стемнело, дороги узкие, лихих местных водителей уйма, все летят с включённым дальним светом фар(!) и мы начали серьёзно беспокоиться о ночлеге, т.к. переходить ночью границу и ехать по перевалу с двумя маленькими детьми, я, и тем более жена, не хотели. Пришла мысль зайти в booking.com и поискать отель во Владикавказе, мы были уже недалеко. И вот мы остановились аккурат около заправки и какой-то очередной кафешки. Жена говорит: «Сходи, купи пирогов» (мы и не ели толком в пути). Я иду, выбегает женщина, спрашивает, к ним ли мы. Я говорю: «В кафе». Она, немного огорчённо: «А я думала, в гостиницу». В гостиницу?!!!!!...... Далее радости не было предела!!! Это оказался мотель у дороги с хорошим номером, со всеми удобствами. Машину загоняешь прямо ко входу в номер в такой бокс из металлического забора, и ворота можно закрыть на замок. В общем, то, что надо для путешественника, у которого почти все своё есть в машине. И цена была смешная, всего 1 тыс.руб., что, на мой взгляд, очень даже приемлемо, если не сказать, что очень дёшево. Проехали 700 км за день.
День 3. 27.04.2015
Выехали из мотеля в 9 утра. Не спеша, в 10:20 были на границе и, к моему удивлению, оказались там третьими. Тут же нас впустили в таможенную зону, и через 5 минут я уже показывал паспорта. Спросил, нужно ли выходить всем пассажирам, включая 4-месячного ребёнка. Сказали, нужно. При этом дул очень сильный ветер! Я передал сразу все четыре паспорта, на что наш пограничник сказал: «Каждый представляет свой документ. По одному». На грузинской стороне оказались более человечными по отношению к людям любого гражданства, и детям в частности. Паспорта я отдал все сразу и грузинский пограничник попросил меня подъехать на машине и встать напротив окна так, чтобы он смог видеть всех пассажиров, и поэтому нам не пришлось выходить из машины. Очередной раз убеждаюсь, что оказывается можно научить/заставить работать в подобных структурах по-человечески.
Далее был перевал. Нам повезло. Дорога была сухая, минимальная температура на перевале была плюс 8. Остановились у арки дружбы народов. Некоторые машины с регионом 77 и 64 забрались для парковки к самой арке. Потом я мельком заметил, что они в своей машине там устроили быстрый импровизированный стол с распитием спиртных напитков.
К обеду были в Тбилиси. Мой навигатор Here drive в телефоне Нокиа хотя и видел карту Грузии, но не захотел прокладывать какой-либо маршрут. На удачу, расположение квартиры оказалось не замысловатым, и я смог её найти довольно быстро. Сегодняшняя квартира оказалась гостевым домиком. На первом этаже нам досталась довольно большая комната со всеми удобствами, что немаловажно для моих членов семьи. Кроме того, домик был оснащён чайником, холодильником, хозяйственными принадлежностями, посудой и т. д. Стоило проживание 40 долл./сутки.
После необходимых процедур мы пошли гулять по Тбилиси. Но так как мы были с коляской, то скорость передвижения была невысока, пришлось передвигаться по многочисленным подъёмам, не оборудованным специальными пандусами, по булыжной мостовой и узким раздолбанным тротуарам.
Погуляли по парку, у моста («прокладка»), у Метихской церкви, где ребёнок вдоволь побегал по склону холма, отвел душу после 2,5-дневного сидения в машине в кресле. Поужинали в хорошем аутентичном кафе с добрым радушным обслуживанием. Все было очень вкусно, и, конечно же, насладились мы красным домашним вином, насыщенного тёмно-красного цвета и сладковатым послевкусием. На троих, включая ребенка, а она ела и пила на удивление много (понравилась грузинская кухня :)) оставили 2 тыс. руб., включая чаевые, сразу вписанные в счёт. Очень неплохие цены.
День 4. 28.04.2015
Время в Грузии оказалось на 1 час вперёд, поэтому выехали по нашему в 9, а по их — в 10. Поехал по Тбилиси другой дорогой, выехал на трассу без больших проблем. Взял курс на Батуми, т.к. решил ехать в Анталью через Трабзон. Около 100 км дорога — отличнейший автобан, потом он кончился, и оставшаяся дорога была по одной полосе в каждую сторону, местами более загруженным, местами не очень. Часть пути ехали по горному серпантину, довольно красиво. Температура за бортом была от 18 (в горах) до 28 градусов на равнине. Примерно в три часа дня выехали к морю. Температура воздуха упала до 20 градусов. Повернули налево в сторону Батуми. Заехали в Кобулети, т.к. детям, точнее ребёнку 5 лет нужна была разминка, а я хотел открыть сезон и открыл его. На въезде в Кобулети сворачиваем вправо к морю, и на огромной парковке у моря я был один, как впрочем, и на всем пляже. Солнце достаточно нагрело чёрный песок, и можно было даже загорать, а вот море довольно освежающее, но я минут 5 поплавал.
Далее, петляя через многочисленные городки, по узкой дороге доехали до Батуми, где я невольно сошёл с главной магистрали, если можно так сказать, и оказался на улице, проходящей вдоль набережной. Все довольно красиво и пафосно, в отличие от других городков, где довольно бедно. В этих «бедных» городках особенно удивляли заборы, сделанные мало того, что из любого подручного материала, но даже неокрашенные. Видимо, краска — роскошь для них. Ещё интересный момент: в Батуми увидели бельевую веревку, натянутую между домами, с висящим бельем посредине.
Уже на закате прошли грузинскую границу за 5 минут, и ещё минут 30 потеряли у турков, т.к. легковые пускали в один коридор, а турки лезли внаглую без очереди со второго и третьего ряда, т.е. было узкое горлышко из трёх рядов в один. Турецкая граница произвела впечатление большого хаоса! Но всего, как я уже сказал, через полчаса, получив штамп в паспорт о ввозе автомашины на полгода, мы покатили уже в темноте по шикарному шоссе до Трабзона. Не доезжая немного до Трабзона, я, через booking.com, нашёл близлежащую гостиницу.
День 5. 29.04.2015
Выехали из гостиницы и через Трабзон взяли курс на Гореме в Кападокии, где я забронировал номер на две ночи. Впереди целый день езды (800 км) с детьми. Они молодцы! За сегодняшний день мы три раза брали перевалы с высотой 2000-2190 м, и ещё куча мелких. Надо отдать должное туркам, дороги у них хорошие. Если бы были, как в Грузии, то мы бы столько не осилили за день. И вот даже засветло, ближе к восьми вечера, приехали в Гореме. Навигатор быстро нашёл goreme city hotel. Машину припарковали у входа в отель в переулке. Номер дали на первом этаже первый от входа, поэтому носить многочисленные пожитки из машины в номер и обратно оказалось удобно. Хозяин отеля предложил на крыше–веранде отведать барбекю. Мы очень вкусно поели на ночь, заказав три порции:).
День 6. 30.04.2015
Сегодня целый день посвящён Кападокии, и мы никуда не едем. Точнее от гостиницы доехали до open air museum, а это 5 минут езды. И потом съездили в Чавушин (10 минут езды) полазить по развалинам монастыря и различным пещерам, а точнее по тому, что от них осталось, т.к. туристы усердно топчут все этих ходы. Мой ребёнок тоже не отстал и бежал впереди меня по пещерам, ну уж очень ей хотелось везде полазить. Оказалось, что она не боится высоты, и останавливалась у самого края обрыва, после чего я постоянно её окрикивал и боялся за неё, а она сказала, что сама за себя боится (и это в 5 лет!).
Гулять с грудным ребёнком и коляской по пещерам не очень удобно, но программа минимум была выполнена, общее представление о Кападокии мы получили, день отдыха от переездов тоже. А вернуться сюда ещё стоит, т.к. остались неохваченные другие места и каньон. Так что нужно приезжать, если и с детьми, то начиная с 5-летнего возраста, чтобы много ходить и лазить.
День 7. 01.05.2015
Утро началось с того, что я поставил будильник на 5:30, чтобы увидеть взлетающие воздушные шары. Здесь такой местный колорит: рано утром множество воздушных шаров поднимают туристов встречать рассвет высоко над землёй. Кроме удовольствия от полёта и встречи рассвета, наверное, получаются отличные фотографии всей Кападокии. Ну, а я разбудил дочь, и мы минут десять с открытой крыши-веранды нашего отеля любовались большим количеством разноцветных воздушных шаров, парящих в воздухе.
Далее сборы, отъезд в 10:00. И по хорошим дорогам через Конья мы к 17 часам вырулили к средиземноморскому побережью в районе Манавгата. Ещё час езды вдоль моря и мы в Анталье.
Мы это сделали! Проехали от Москвы до Антальи с пятилетней и четырёхмесячной дочерьми ровно 4 тыс. км! Спасибо Ниссан Кашкаю+2, что оказался хорошей и удобной машиной.
П.С. Про ДПС: За 4 тыс. км остановили один раз на въезде или выезде из Северной Осетии, видимо, там всех иногородних тормозят и заставляют в вагончике зарегистрироваться (на мой взгляд, унизительная и бестолковая процедура, но в нашем государстве такого навалом, поэтому данный эпизод вписывается в нашу реальность и ничем не выделяется). Более правила не нарушал, старался ехать осторожно, возможно, немного медленнее, чем могло бы ехаться, но поэтому более нигде не тормозили. В Грузии и Турции стационарных постов ДПС нет. В Турции один раз видел, как местная ДПС перекрывает одну полосу из двух и выборочно останавливает для проверки. В данном случае останавливают примерно каждую третью машину. Меня не остановили. Читал на Дроме, что к иностранным лояльное отношение. Проверил. Видимо, так и есть. Также, так и не до конца понял турецкие ПДД. Все населённые пункты обозначены на синем фоне. Навигатор показывал макс скорость 50, но местные ехали и 90 и 100. Дорога хорошая, местные летят, а ты едешь 60 и думаешь, а сколько же можно?
Про бензин и цены: в Грузии бензин дороже нашего примерно в 1,5 раза, в Турции в 2 раза. В Турции хорошо иметь дизельный двигатель, т.к. цена за дизель (моторин) процентов на 25% меньше, чем за бензин (если я не ошибаюсь, то бензин у них только один 95-й есть). А газ дешевле в два раза по сравнению с бензином, поэтому всех лучше передвигаться на газу.
Цены в рубли переводить довольно просто. Лари в настоящий момент (май 2015) стоит 25 руб., турецкая лира 20 руб. (плюс минус рубль в зависимости от того, где и как вы смогли поменять).