|
Сахали́н (яп. 樺太) — остров у восточного побережья Азии. Крупнейший остров России. Омывается Охотским и Японским морями. От материковой Азии отделён Татарским проливом (в самой узкой части — проливе Невельского — имеет ширину 7,3 км и замерзает зимой); от японского острова Хоккайдо — проливом Лаперуза.
Остров получил своё название от маньчжурского названия реки Амур — «Сахалян-улла», что в переводе означает «Чёрная река» — название это, напечатанное на карте, было ошибочно отнесено к Сахалину, и в дальнейших изданиях карт печаталось уже как название острова. Японцы называют Сахалин Карафуто, это название восходит к айнскому «камуй-кара-путо-я-мосир», что означает «земля бога устья». После окончания русско-японской войны с1905 по 1945 годы южная часть острова входила в состав Японской империи и являлась префектурой Карафуто. За годы освоения южной части острова, японцами были созданы все условия для полноценной жизни с довольно развитой инфраструктурой, построена сеть автомобильных и железных дорог и иных значимых объектов. По сей день на южном Сахалине имеется огромное количество сооружений, возведённых в период японского правления.
О поездке к одному из таких удивительных сооружений я хочу Вам поведать.
Чёртов мост — это уникальное инженерно-техническое сооружение, построенное японцами в 1928 году. Жить на Сахалине и воочию не лицезреть достопримечательности острова, коих великое множество, просто преступно. Вот мы с коллегой и созрели для поездки на Чёртов мост в июльские выходные 2014 года, предварительно собрав информацию на различных сахалинских сайтах и форумах.
Итак, 12 июля 2014 года мы встречаемся на развилке у лагеря «Сахалинский Артек», что на трассе Южно-Сахалинск — Холмск. Выдвигаемся двумя экипажами. Алексей на 2-литровом полноприводном Субару Форестер.
И МЫ втроём, уже знакомые некоторым Dromовцам по прошлому моему отчёту о путешествии в Казахстан на Mitsubishi Pajero III.
Наш план добраться до Чёртового моста, а заодно дойти и до Ведьминого моста, который также находится на этой заброшенной ж/д ветке, ну а после найти какое-нибудь живописное место на западном побережье и насладиться отдыхом на лоне природы.
За 30 минут добрались до Холмска, в городе нашли нужный нам поворот на дорогу, ведущую к водохранилищу и дачному массиву у станции Николайчук. Перемахнув через небольшой водораздел, спустились к водохранилищу. Сверху любуемся видом искусственного водоёма, по краю которого тянется узкоколейка — остаток некогда действовавшего ж/д сообщения Ю-Сахалинск — Холмск.
Через пару-тройку км спускаемся и пересекаем ж/д переезд, за которым расположен дачный массив. Здесь, на площадке у переезда можно оставить машины. Но чтобы не идти лишние километры, решили ехать дальше, продираясь сквозь узкие дачные проезды, заросшие кислицей, лопухом и бамбуком. Таким образом, ещё примерно через 2 км пути, временами с душераздирающим скрипом сухих стеблей бамбука по ЛКП наших «коней», а в конце пути уже по раскисшей колее, мы упираемся в высокую ж/д насыпь. Дальше дороги нет.
Оставляем машины, берём с собой фонарики и карабкаемся по крутой насыпи, подтягиваясь за стебли бамбука. Наверху узкоколейка. Идти по ней не совсем удобно и нудно — трудно подобрать шаг. Шпалы считать нелегко, особенно тем, у кого рост выше среднего — ввиду небольшого расстояния между шпалами, приходится семенить, а это сильно напрягает голеностопы.
Сбоку от узкоколейки тоже не пройдешь, потому что дорога отсыпана крупным гравием, идти по которому неудобно. Да и не всегда рельеф обочины позволяет свободно идти. Но за разговорами и созерцанием природы незаметно подходим к мосту, который вдруг показался за очередным поворотом.
«Ну и чего встали, рты разинули!» — говорит нам КОТЭ.
«И вообще, я устал Вас тащить! Тащите теперь Вы меня!» — заявил он.
Подходим ближе. Да, мост действительно грандиозное сооружение, высотой около 40 м и длиной 125! Впечатляет! В тоннель длинной 870 метров решили не идти, инстинкт самосохранения взял вверх. Т.к., если бы вдруг столкнулись с медведем в темноте в ограниченном пространстве, то шансов уцелеть, у нас было мало.
Поэтому, поднялись по лестнице на верхнюю террасу, где встретили туристов из Приморья.
Нас уже много, вместе решили двигаться дальше, до Ведьминого моста. Мы шли, а КОТЭ оказался самым хитрым — он ехал.
Вскоре из густой растительности Сахалинской тайги показался ещё один тоннель.
В тоннеле темно и прохладно. Лучи фонарей выхватили из тьмы местное приведение. Но так как нас было уже много, мы стойко перенесли этот ужас. А вот наш КОТЭ, находившийся в тот момент в расслабленной неге, от внезапно увиденного напрягся и стал утверждать, что теперь он дальше ни ногой!
Вскоре забрезжил светлый луч в тёмном царстве, и мы вырвались из тьмы.
Миновав тоннель, попадаем в противолавинную галерею. За ней открывается захватывающая наши взоры панорама глубокого и широкого распадка, над которым висит грандиозный железный гигант, а на противоположной стороне виден ещё один тоннель. На мосту обгоревшие шпалы и нет рельсов. При нормальном отношении к экстриму и при хорошей координации движений по мосту пройти можно, но лучше не рисковать, так как порывы ветра могут отправить вас в свободный полёт. Но несмотря на это, я всё-таки решился пройти на противоположную сторону. Удачно…
Судя по лицам, наверно, поспорили, вспорхну вниз или нет…
Немного сместившись влево, обогнув расположенное у моста оборонительное сооружение и пройдя по склону метров 30-50, видим все великолепие конструкции. И поражаешься тому, на что способна инженерная мысль человека. К сожалению, фото не в полной мере передаёт всю мощь конструкции.
Японские оборонительные сооружения.
Поднимаюсь, а сверху мне Алексей машет, будто с мавзолея живой и дорогой наш Леонид Ильич. Наверно спор выиграл, рад меня видеть!
Пока я там бродил, балансируя над пропастью, мои в это время цветочки и ягодки нюхали, с природой общались…
В общем, всё осмотрели, повосхищались. И оно стоило того! Надо возвращаться. Двинули в обратную сторону. КОТЭ что-то мурлыкал хозяйке на ушко, видимо серенады ей пел, чтобы пёхом не идти.
Наглая, усатая и самодовольная морда!
На обратном пути мы всё-таки прошли сквозь первый тоннель, который по спирали поднимается вправо на склон, а потом путь проходит еще сквозь один тоннель, прорезающий сопку, что справа от моста, и только потом выходит на мост. Получается петля. Но это, если входить в тоннель сразу с нижней точки. А ещё набрели на поляну сладкой клубники, в изобилии растущей вдоль ж/д полотна.
Благополучно выбравшись из дебрей, мы приступили ко второму плану. Наш путь теперь лежал на юг, вдоль Татарского пролива. Миновав Горнозаводск и Шебунино, удалившись от первой части нашего путешествия на сто с лишним км, нашли неплохую полянку и разбили лагерь.
Немного отдышавшись и смочив жидкостью пересохшие губы, приступили к приготовлению ужина. В меню у нас плов. Причём плов по всей науке кулинарного искусства от шеф-повара Алексея, но под моим чутким контролем.
Это он показывает, какую завтра рыбу поймает.
А КОТЭ тем временем говорит: «Вы тут пока завтрашний улов обсудите, а я отлучусь ненадолго…»
Ну, в общем, плов удался на славу, зачётный! Лёха был на высоте! Только вот фото этого блюда я сделать не успел. То ли мы его быстро съели, то ли хлопцы были запряжены, а кони пьяны… Или наоборот… Но точно помню, что вечер был чудесный, а плов очень вкусным!!!
Утро……. А утро,**** было добрым…..! Вылез из машины, глянул в морскую даль, а там, будто герб наш российский мне чудится! А вечер-то был точно чудесным!
Начал наводить резкость. Не-е, почудилось… Это баклан косил под гордого орла. Крепкий кофе вернул нам тонус. Жизнь приобрела яркие краски!
Даже Лёха всем своим довольным видом доказывал это…
Вскоре решили немного размяться, оглядеть округу с высоты птичьего полёта. Приступив к этому мероприятию, быстро поняли, что это авантюра. Уж слишком труден был подъём в гору, со стороны казавшийся просто зелёным склоном. Но наше стремление взглянуть на мир с высоты птичьего полёта было непоколебимо. У подножия склона трава была выше нашего роста. Мы продирались сквозь зелёные дебри, словно папуасы в джунглях. Выше, уже на крутых склонах, растительность была ниже пояса, но крутизна заставляла нас часто останавливаться, чтобы перевести дыхание. Стало немного легче, когда вышли на медвежью тропу, появилось утоптанное подобие ступенек. И всё-таки наше стремление не оказалось напрасным.
Мы были совсем рядом с парящими птицами.
Мы рассматривали лежбище сивучей.
А на горизонте мы увидели далёкий остров Монерон.
В общем, до вечера мы занимались только тем, что безмятежно валялись, как те сивучи под тёплым солнцем, обдуваемые морским ветерком. Только в таких чудесных местах, оставаясь наедине с великолепием природы, наедине со своими мыслями, отдыхаешь душой и телом от городской суеты. И кажется, что сидел бы и сидел вот так умиротворённый, просто созерцая окружающие тебя виды.
Эх, а завтра ведь уже на работу. И кто её придумал!? После недолгих сборов держим путь обратно, домой. Минуем обновлённый после разрушительного землетрясения Невельск. Как напоминание о былой катастрофе попадаются здания со шрамами. Из Невельска уходим на Ловецкий перевал, дорога отличная. На перевале, уже по заведённой традиции кормят лесных братьев меньших. На сей раз это лиса. А весной на перевал частенько выходил молодой медведь. За перевалом начинается гравийный серпантин, а уже в долине полным ходом идёт строительство дороги. Возможно, что к 2016 году её полностью заасфальтируют.
Вот и закончились два дня, подаривших нам яркие впечатления, за которыми забывается все негативное. А для себя мы проявили ещё одно белое пятно на карте Сахалинской области.
Всем удачи на дорогах и новых открытий!