Поездка на Чёртов мост (о.Сахалин)

26.09.2014 | 25357 просмотров

Сахали́н (яп. 樺太) — остров у восточного побережья Азии. Крупнейший остров России. Омывается Охотским и Японским морями. От материковой Азии отделён Татарским проливом (в самой узкой части — проливе Невельского — имеет ширину 7,3 км и замерзает зимой); от японского острова Хоккайдопроливом Лаперуза.

Остров получил своё название от маньчжурского названия реки Амур — «Сахалян-улла», что в переводе означает «Чёрная река» — название это, напечатанное на карте, было ошибочно отнесено к Сахалину, и в дальнейших изданиях карт печаталось уже как название острова. Японцы называют Сахалин Карафуто, это название восходит к айнскому «камуй-кара-путо-я-мосир», что означает «земля бога устья». После окончания русско-японской войны с1905 по 1945 годы южная часть острова входила в состав Японской империи и являлась префектурой Карафуто. За годы освоения южной части острова, японцами были созданы все условия для полноценной жизни с довольно развитой инфраструктурой, построена сеть автомобильных и железных дорог и иных значимых объектов. По сей день на южном Сахалине имеется огромное количество сооружений, возведённых в период японского правления.

О поездке к одному из таких удивительных сооружений я хочу Вам поведать.

Чёртов мост — это уникальное инженерно-техническое сооружение, построенное японцами в 1928 году. Жить на Сахалине и воочию не лицезреть достопримечательности острова, коих великое множество, просто преступно. Вот мы с коллегой и созрели для поездки на Чёртов мост в июльские выходные 2014 года, предварительно собрав информацию на различных сахалинских сайтах и форумах.

Итак, 12 июля 2014 года мы встречаемся на развилке у лагеря «Сахалинский Артек», что на трассе Южно-Сахалинск — Холмск. Выдвигаемся двумя экипажами. Алексей на 2-литровом полноприводном Субару Форестер.

И МЫ втроём, уже знакомые некоторым Dromовцам по прошлому моему отчёту о путешествии в Казахстан на Mitsubishi Pajero III.

Наш план добраться до Чёртового моста, а заодно дойти и до Ведьминого моста, который также находится на этой заброшенной ж/д ветке, ну а после найти какое-нибудь живописное место на западном побережье и насладиться отдыхом на лоне природы.

За 30 минут добрались до Холмска, в городе нашли нужный нам поворот на дорогу, ведущую к водохранилищу и дачному массиву у станции Николайчук. Перемахнув через небольшой водораздел, спустились к водохранилищу. Сверху любуемся видом искусственного водоёма, по краю которого тянется узкоколейка — остаток некогда действовавшего ж/д сообщения Ю-Сахалинск — Холмск.

Смотрим направо.

Смотрим налево.

«Абалдеть!» — сказал Алексей.

Через пару-тройку км спускаемся и пересекаем ж/д переезд, за которым расположен дачный массив. Здесь, на площадке у переезда можно оставить машины. Но чтобы не идти лишние километры, решили ехать дальше, продираясь сквозь узкие дачные проезды, заросшие кислицей, лопухом и бамбуком. Таким образом, ещё примерно через 2 км пути, временами с душераздирающим скрипом сухих стеблей бамбука по ЛКП наших «коней», а в конце пути уже по раскисшей колее, мы упираемся в высокую ж/д насыпь. Дальше дороги нет.

Оставляем машины, берём с собой фонарики и карабкаемся по крутой насыпи, подтягиваясь за стебли бамбука. Наверху узкоколейка. Идти по ней не совсем удобно и нудно — трудно подобрать шаг. Шпалы считать нелегко, особенно тем, у кого рост выше среднего — ввиду небольшого расстояния между шпалами, приходится семенить, а это сильно напрягает голеностопы.

Сбоку от узкоколейки тоже не пройдешь, потому что дорога отсыпана крупным гравием, идти по которому неудобно. Да и не всегда рельеф обочины позволяет свободно идти. Но за разговорами и созерцанием природы незаметно подходим к мосту, который вдруг показался за очередным поворотом.

«Ну и чего встали, рты разинули!» — говорит нам КОТЭ.

«И вообще, я устал Вас тащить! Тащите теперь Вы меня!» — заявил он.

Подходим ближе. Да, мост действительно грандиозное сооружение, высотой около 40 м и длиной 125! Впечатляет! В тоннель длинной 870 метров решили не идти, инстинкт самосохранения взял вверх. Т.к., если бы вдруг столкнулись с медведем в темноте в ограниченном пространстве, то шансов уцелеть, у нас было мало.

Поэтому, поднялись по лестнице на верхнюю террасу, где встретили туристов из Приморья.

Нас уже много, вместе решили двигаться дальше, до Ведьминого моста. Мы шли, а КОТЭ оказался самым хитрым — он ехал.

Вскоре из густой растительности Сахалинской тайги показался ещё один тоннель.

В тоннеле темно и прохладно. Лучи фонарей выхватили из тьмы местное приведение. Но так как нас было уже много, мы стойко перенесли этот ужас. А вот наш КОТЭ, находившийся в тот момент в расслабленной неге, от внезапно увиденного напрягся и стал утверждать, что теперь он дальше ни ногой!

Вскоре забрезжил светлый луч в тёмном царстве, и мы вырвались из тьмы.

Миновав тоннель, попадаем в противолавинную галерею. За ней открывается захватывающая наши взоры панорама глубокого и широкого распадка, над которым висит грандиозный железный гигант, а на противоположной стороне виден ещё один тоннель. На мосту обгоревшие шпалы и нет рельсов. При нормальном отношении к экстриму и при хорошей координации движений по мосту пройти можно, но лучше не рисковать, так как порывы ветра могут отправить вас в свободный полёт. Но несмотря на это, я всё-таки решился пройти на противоположную сторону. Удачно…

Судя по лицам, наверно, поспорили, вспорхну вниз или нет…

Немного сместившись влево, обогнув расположенное у моста оборонительное сооружение и пройдя по склону метров 30-50, видим все великолепие конструкции. И поражаешься тому, на что способна инженерная мысль человека. К сожалению, фото не в полной мере передаёт всю мощь конструкции.

Японские оборонительные сооружения.

Поднимаюсь, а сверху мне Алексей машет, будто с мавзолея живой и дорогой наш Леонид Ильич. Наверно спор выиграл, рад меня видеть!

Пока я там бродил, балансируя над пропастью, мои в это время цветочки и ягодки нюхали, с природой общались…

В общем, всё осмотрели, повосхищались. И оно стоило того! Надо возвращаться. Двинули в обратную сторону. КОТЭ что-то мурлыкал хозяйке на ушко, видимо серенады ей пел, чтобы пёхом не идти.

Наглая, усатая и самодовольная морда!

На обратном пути мы всё-таки прошли сквозь первый тоннель, который по спирали поднимается вправо на склон, а потом путь проходит еще сквозь один тоннель, прорезающий сопку, что справа от моста, и только потом выходит на мост. Получается петля. Но это, если входить в тоннель сразу с нижней точки. А ещё набрели на поляну сладкой клубники, в изобилии растущей вдоль ж/д полотна.

Лианы кишмиша (актинидия).

Благополучно выбравшись из дебрей, мы приступили ко второму плану. Наш путь теперь лежал на юг, вдоль Татарского пролива. Миновав Горнозаводск и Шебунино, удалившись от первой части нашего путешествия на сто с лишним км, нашли неплохую полянку и разбили лагерь.

Немного отдышавшись и смочив жидкостью пересохшие губы, приступили к приготовлению ужина. В меню у нас плов. Причём плов по всей науке кулинарного искусства от шеф-повара Алексея, но под моим чутким контролем.

Это он показывает, какую завтра рыбу поймает.

А КОТЭ тем временем говорит:  «Вы тут пока завтрашний улов обсудите, а я отлучусь ненадолго…»

Ну, в общем, плов удался на славу, зачётный! Лёха был на высоте! Только вот фото этого блюда я сделать не успел. То ли мы его быстро съели, то ли хлопцы были запряжены, а кони пьяны… Или наоборот… Но точно помню, что вечер был чудесный, а плов очень вкусным!!!

Утро……. А утро,**** было добрым…..! Вылез из машины, глянул в морскую даль, а там, будто герб наш российский мне чудится! А вечер-то был точно чудесным!

Начал наводить резкость. Не-е, почудилось… Это баклан косил под гордого орла. Крепкий кофе вернул нам тонус. Жизнь приобрела яркие краски!

Даже Лёха всем своим довольным видом доказывал это…

Вскоре решили немного размяться, оглядеть округу с высоты птичьего полёта. Приступив к этому мероприятию, быстро поняли, что это авантюра. Уж слишком труден был подъём в гору, со стороны казавшийся просто зелёным склоном. Но наше стремление взглянуть на мир с высоты птичьего полёта было непоколебимо. У подножия склона трава была выше нашего роста. Мы продирались сквозь зелёные дебри, словно папуасы в джунглях. Выше, уже на крутых склонах, растительность была ниже пояса, но крутизна заставляла нас часто останавливаться, чтобы перевести дыхание. Стало немного легче, когда вышли на медвежью тропу, появилось утоптанное подобие ступенек. И всё-таки наше стремление не оказалось напрасным.

Мы были совсем рядом с парящими птицами.

Мы рассматривали лежбище сивучей.

А на горизонте мы увидели далёкий остров Монерон.

Вокруг была такая красота!

Наводим зум.

И наш лагерь как на ладони.

В общем, до вечера мы занимались только тем, что безмятежно валялись, как те сивучи под тёплым солнцем, обдуваемые морским ветерком. Только в таких чудесных местах, оставаясь наедине с великолепием природы, наедине со своими мыслями, отдыхаешь душой и телом от городской суеты. И кажется, что сидел бы и сидел вот так умиротворённый, просто созерцая окружающие тебя виды.

Эх, а завтра ведь уже на работу. И кто её придумал!? После недолгих сборов держим путь обратно, домой. Минуем обновлённый после разрушительного землетрясения Невельск. Как напоминание о былой катастрофе попадаются здания со шрамами. Из Невельска уходим на Ловецкий перевал, дорога отличная. На перевале, уже по заведённой традиции кормят лесных братьев меньших. На сей раз это лиса. А весной на перевал частенько выходил молодой медведь. За перевалом начинается гравийный серпантин, а уже в долине полным ходом идёт строительство дороги. Возможно, что к 2016 году её полностью заасфальтируют.

Вот и закончились два дня, подаривших нам яркие впечатления, за которыми забывается все негативное. А для себя мы проявили ещё одно белое пятно на карте Сахалинской области.

Всем удачи на дорогах и новых открытий!

Здоровский котейка)
Subaru Forester

Молодцы! 5+
С таким гидом, как Ваш Котэ всё по плечу!
TLC 120 2TR-FE

Шины, диски, авто-товары:

Хорошо, красиво у вас.. и от цивилизации далеко, и людей мало, а природы много.. Догадываюсь, как люди привыкают к своим краям и "Не нужен нам берег турецкий!"...)))

Юг Западной Сибири
Служил на Дальнем Востоке - Мыс Лазарев. Фотографии задели за живое.

Красивые места! КотЭ в зачете! Супер!

Сахалин - место необычайной красоты. Нет-нет да и появляется мысль: "А может ну его этот материк. Собраться, да махнуть на недельку..." Рекомендую побывать на островах. Увидев Курилы раз, не забудешь никогда.
Nissan Pulsar 96г FN15 GA15/ Toyota Town Ace 96г CR31 3CT/ Toyota Camry Gracia MCV21 2MZ

Одним словом-Красота! Кот славный )))

Туннели как добротно построены и природа пока разрушить не смогла, красиво на далёком острове. Спасибо за прекрасный отчёт.

душевно

Интересно провели выходные, молодцы! 5! А вообще Сахалин и правда диковинный край, ездил несколько раз (правда не всегда на отдых) - все равно впечатлений вагон!

Красотища! Мост бы вам еще (на сдачу от керченского).
Ружьишко брали, я смотрю.
Спасибо за отчет!

молодцы! планируйте выезд на Север острова- буду ждать отчета

Красота вокруг и около) молодцы! Котейка прекрасен)

архангельск
Интересная поездка наверное на Сахалине много разных интересных сооружений, судовольствием бытоже посетил,но очень уждалеко. Какой породы кот?

Молодцы! Спасибо что показали такую красоту и нам, тем кто очень далеко!
Кот это у вас Курильский Бобтейл наверное! Мужик прям такой)))деловой!
Иногда хочется сказать так много и честно, что понимаешь, лучше промолчать))!!!

Подольск
Молодцы! Красота! Мечта!

Прочитал с большим удовольствием! Спасибо! Как много зелени на Сахалине все-таки! Воздух наверняка отличный. Обязательно хочу у вас побывать. Поставлю в план.
Мой отзыв: Kia Besta 1995

Фото понравились, красиво у Вас там !
Мой отзыв: Subaru Legacy B4 2005

тихорецк
да, места конечно сказочные...
спасибо за фото.

КРАСОТИЩА... КОТ СУПЕРСКИЙ...

только уговорила себя, что кот мне не нужен пока, а тут опять мой любимец!) он шикарен. Я простите ничего больше не видела, только фотки кота выискивала.

Ванино
Я в середине 80-х из Холмска в Ю-Сахалинск на электричке ехал, наверное по этой дороге?
Две гусеницы проходимее, чем четыре колеса

Интересный отчет. Природа великолепна. Кот- суперский!

Санкт-Петебрург
Природа будто в Новой Зеландии где-то, очень круто

Только по доисторической архитектуре можно понять, что это Россия-матушка...)
Мой отзыв: Renault Megane 2009

иэээх сказка...молодсы и котэ тож )))

Russian Federation
Отличный маршрут! Молодцы!
If you want to go outback, take a Land Rover. If you want to come back, take a Land Cruiser

Интересно и познавательно!

Кузня,ёлы-палы.
места красивые,но вот как их называют узкоглазые соседи - перпендикулярно,им Сахалина как ушей своих не видать.
шуруп забитый молотком,лучше ,чем гвоздь завернутый отверткой

Есть где побродить, причём не нужно ехать далеко. Настоящие места для сталкеров или для сьемки фильма "Спусть ... лет после ...".

Обалдеть!!! Классно отдохнули и котяра прикольный!!!
Toyota Alphard Hybrid, G-Edition, 2004 г.

киев
Я думал, что с котами куда-то на другой сайт...

Nickich:
Красотища! Мост бы вам еще (на сдачу от керченского).
Ружьишко брали, я смотрю.
Спасибо за отчет!
Мост просто необходим. Выбраться с Сахалина можно только самолётом или на пароме. Компания "Дальтранссервис", являющаяся монополистом в паромном сообщении заламывает довольно приличную сумму за свою услугу. Транспортировка автомобиля в оба конца нам обошлась в 40тыс. рублей. Слухи о планируемом строительстве моста ходят уже давно, но всё время что-то мешает. А теперь, в связи со строительством Керченского моста о Сахалинском останется снова только мечтать.
А ружьишко я с собой всегда в лес беру. Медведей у нас много. В последние годы фиксируется много нападений на людей. И результат как правило плачевен для последних.

север 1976:
Сахалин действительно мало кого оставляет равнодушным и производит на гостей острова неизгладимое впечатление. Интересных исторических мест действительно очень много. Однако, немалый интерес вызывает созданное не только человеком, но и самой природой. Ввиду географического расположения острова, с юга на север меняется характер рельефа, флоры и фауны. Если на юге буйная растительность Сахалинской тайги, местами непроходимая словно джунгли (заросли бамбука высотой более 2-х метров), то северная часть острова это уже лесотундра.
Поэтому, добро пожаловать на остров Сахалин!
А кот у нас местный эндемик, породы курильский бобтейл.

Вадим Ванинский:
Да, скорее всего это так. Дорога функционировала до 1994 года.

Kuzya-71:
Я думал, что с котами куда-то на другой сайт...
В нашем случае это является исключением! Кота можно считать членом экипажа. С юного возраста он с нами во всех поездках. В 2013 году он с нами путешествовал в Казахстан и обратно. У него есть любимое место в машине. Забавно за ним наблюдать, когда он выходя на прогулку во двор подходит к машине и ждёт когда ему откроют дверь. Не дождавшись поворачивает голову с вопросительным взглядом, дескать - "Давай открывай уже и поехали!".
Так что в автомобильной теме он не просто так! ))

владивосток
Огромное спасибо автору. Как будто в детство я вернулся. Сколько раз по этому мосту в детстве ни ездил, каждый раз дух захватывало. Японцы просто грандиозную работу сотворили. Фотографиями этого, конечно, не передать. За Шебунино, просто огромные пространства шиповника у берега моря. Он там (ягоды) гигантского размера. Варенье из него просто отпадное. А тропа в сопку это не медвежья, а японская ещё, у них на плоских вершинах сопок поля были, а ступеньки на склоне это остатки японского террасного земледелия. На Сахалине многие склоны сопок в ступеньках.Жаль что такую дорогу забросили. Говорят, что это был самый насыщенный туннелями участок железной дороги на километр в мире. Ну, мост конечно, лучший вариант, но хотя бы нормальный паром пустили, автомобильный. Наверное, когда дорогу от Ванино закончат, тогда и пустят.

Меховой:
Интересный отчет. Природа великолепна. Кот- суперский!
Всё верно!!!

владивосток
Вадим Ванинский:
это не электричка была, а такой дизельный поезд японской постройки для узкоколейки. Мы, сахалинцы, в обиходе его "дизелем" называли.

Иркутск (р-н)
Civic chapm:
Красота вокруг и около) молодцы! Котейка прекрасен)
согласен
Мой отзыв: Honda Avancier 2001

КотЭ крУт!

Прекрасный отчетец, позитивный, и фотки что надо. Природа конечно занимательная.
А ведь это всего лишь поездка на выходные )

Спасибо за отличный рассказ! Как зовут кота?

Красиво и заманчиво.

японские мосты,тоннели как японские машины))))))
Бухаю.

супер
Посмотрел фотографии и как будто в детстве побывал. По этой дороге неоднократно ездил из Чапланово в Южно-Сахалинск и Холмск на "дизеле" и на пассажирском поезде и дальше до Чехова и и до посёлка Красноярское, где работал киномехаником в 1972-73 году. Жаль что дорогу забросили и она разрушается. Стала наверное экономически невыгодной. А может стоило её оставить как достопримечательность, возить туристов. Как часто у нас разрушают что-то, а потом спохватываются, да уже поздно.
Спасибо за отличные фото.

Отличное путешествие, Сахалин удивительное место, КОТЭ очаровашка!!!!!!Удачи!!!!!

Алекс Бык:
Спасибо за отличный рассказ! Как зовут кота?
Дочка назвала его Сэмом. Т.е. Сэм.

благовещенск
так и не понял, где АВТОПУТЕШЕСТВИЕ, ОБЛЕЗЛЫЙ кот больше всего маячит......................., в кошачий Форум надо.
F1

Спасибо землякам за прекрасный рассказ! Правда опять очень по Родине затосковал. Красотища там конечно. Душа отдыхает. Удачи в будущих путешествиях!

Родные места...
Я по этой железке во время ее работы много раз ездил и мосты всегда удивляли. Построить так здорово, так красиво и так надежно - это верх инженерного искусства!
Сопки. Между Горнозаводском и Шебунино на них сено косили в 60-х годах. Вниз спускали в сетках - разложишь на краю обрыва, накидаешь с полтонны, увяжешь - и вниз. А там уже обратный процесс... Что поднялись на них - молодцы, правильно поступили. А еще вы не сказали за воздух на этих сопках - какой же он там вкусный!

Красоту природы показыли во всей красе! Очень сочные фото, и впечатлящие (на мосту) и отличный отчет!

молодцы! отличное путешествие!
Мой отзыв: Subaru Outback 2014

Vitoren:
Здоровский котейка)
Раньше, когда кошак или другая живность попадала в кадр - фото считалось испорченным., а кошак получал пендаля. Жаль, что это было раньше.

Узнаю лица коллег;) Отличный отчет!
TLC100 2005 VX Limited G Selection

Красотища!

Столица ДВ
Родной мой Сахалин! Переехал, а теперь рвусь обратно.. Уже скоро :)
Отличные выходные....
Мой отзыв: Ford Escape 2002

65->27->74
В очередной раз захотелось на родину, в очередной раз вспомнились летние цены на самолет :(((

огромное спасибо за впечатления и картинки из детства :)
Мой отзыв: Jeep Grand Cherokee 2002

AlexanderVV:
Имхуется проще и дешевле будет построить тоннель, ка под Ла-Маншем. Двухполосная дорога + ж/д одноколейка - за глаза. Если память мне не изменяет, ещё по приказу тов Сталина в конце 40-х проводились геологические изыскания. Да 53 год поставил крест на этом проекте - дармовой раб силы более не стало.
А счас у Медвепутов другие приоритеты, ЧМ-2018, Крым надо поднимать...
Рено Дастер 2л АКП

Фоточки отличные!
...здорово пристроилась на плече "наглая,усатая и самодовольная морда"..)))))))))

Чёртов мост - чёртовски красивое место!
Мой отзыв: Toyota Mark X 2007

Владивосток - Краснодар
http://travel.drom.ru/25491/ наш автопереезд
http://travel.drom.ru/29500/ Краснодарский край

Kreekate:
Здоровский отчет! природа просто великолепна! ну и сооружения поражают силой инженерной мысли.отдельный зачет коту! молодец! прикольные фото, когда он на хозяйке едет))харизмы в нем хоть отбавляй)))а люди, которые считают, что коту надо пинка дать, чтоб вылетел из кадра - себя бы лучше пнули. с форума.теперь понятно, "благодаря" каким двуногим столько искалеченных животных на улице. чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак. (с)
Согласен с комментом. Фотки поразили, красиво.

тулун
Для нас, кто не был на Сахалине , это какая то сказка, небыль.... Отличный отчёт!

Снова классный отчет, красивые места, очень хотелось бы посмотреть все своими глазами, но это очень наглядно. А кот хозяин в доме, классно пристроился на вас ездить ))))

Ой, очень накладно.

Красота!! Кот - супер! Спасибо бол ьшое!

Природа-красота.

Были на этом маршруте (к Чертовому мосту) в июле 2013 г. Приезжали с мужем из Петрозаводска(это Карелия, запад России), потом Южный, Невельск, Холмск. И 27 июля на дачном поезде доехали до Николайчука (за 18 руб.на чел.), а там пешком 2 км до ЧМ по шпалам. Но решили пройти и дальше, до Ведьминого моста. Где-то еще 1,5 км, но встретился очередной туннель. Тяжело было в туннеле, он длиной 500м, а фонарей у нас не было, темнота была, как в могиле. Но как-то осторожненько прошли. На том же "оборонительном японском сооружении" сфотались, что и вы были, и пошли обратно. Ведьмин мост переходить не стали, его состояние не внушает доверия(а хотелось бы дойти до бывшей станции Камышево(яп.Такарадай), через перевал Камышевого хребта, но туда идти - готовиться надо серьезнее)), а вот Чертов прошли туда и обратно. У дотика, наверху ЧМ, перекусили, спустились по крутой лестнице вниз и пошли обратно на пл. 77 км. Туда через час вновь подходил пригородный дизель из Холмска. Налаживалась погода,стало очень жарко,зазвенели на мосту цикады, пока ждали поезда сходили вниз, к реке Тый, ополоснулись. В Холмске, у Южного вокзала(точнее, того, что от него осталось), потом выпили 1,5л вкуснейшего корсаковского кваску. На этом путешествие к мостам закончилось. Назавтра нас ждало новое - в Пионеры, на лучшие пляжи Сахалина. И оно тоже удалось, погода выдалась отличной в день Св.Владимира, а море было чудесным. Так что путешествовать по острову можно и пехом, на попутном общественном транспорте. Но готовиться надо лучше -фонари, сапоги и прочее не помешают в пути. Боятся надо клещей(их полно на маршруте).И змей -оказываются они сидят, бывало, под рельсами, греются, а совсем рядом ступает нога человека, бывает,что в одних кедах. Не зря ведь сах.обходчики ж.д.путей всегда ходят в сапогах. Но об этом мы узнали уже потом, приехав на родину. А с таким котом, как у вас, хитрым и наглым, в пути не страшно - из любой чащобы выведет! Настоящий сахалинский кот!

Вот некоторые снимки с того маршрута 27 июля 2013 г. Только 2 загрузились, по третьей - "ошибка на сервере".

Катуар, заМКАДыш
север 1976:
Интересная поездка наверное на Сахалине много разных интересных сооружений, судовольствием бы тоже посетил, но очень уж далеко.
Iгорь:
Marksman:
Присоединяюсь к восхитительным отзывам.
Отчёт, как и природа - удивительно и красиво.
Хотелось бы увидеть и новые отчеты автора о поездках по Сахалину...
И пожелать удачи в поездках.
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.