|
Часть 1. На Урал через Минск
«Озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды.
Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны, большая часть видов животных эндемична. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал морем» так кратко и сухо описывает необыкновенный край, куда мы отправились летом 2013 года, общеизвестная интернет-энциклопедия.
Впервые на Байкале автор побывал в рамках шестого Всероссийского слета юных железнодорожников МПС РФ в 2003 году: тогда, в 14 лет, я наивно полагал, что это, вероятно, будет первая и последняя возможность оказаться здесь. После второго визита на берега «славного моря» по пути в Магадан и обратно уже не осталось сомнений в направлении для маршрута на лето 2013: в этот раз планировалось подробное изучение озера и его окрестностей продолжительностью две недели.
Средством передвижения вновь стал проверенный (да что уж там, родной) автомобиль ВАЗ 21043 «Пегас». В битве с системой охлаждения, которая продолжалась целый год, была одержана победа: за месяц путешествия машина не закипит ни разу (даже на перевалах). В качестве запасных колес на крышу отправились два новых штампованных диска с барнаульскими покрышками с Колымы: они будут использованы для езды по прибайкальским гравийкам. Сотрудник шиномонтажа, готовивший эти колеса, признался, что видит такую резину впервые: во избежание недоумения пришлось поведать ему о приключениях лета 2012 (https://travel.drom.ru/23312/), что немало оживило и наполнило интересом рутинный процесс работы с резиной.
А вот с поиском попутчиков, несмотря на наличие подробно расписанного маршрута, дела шли нерадостно: свободный летний месяц у друзей никак не находился. Перспектива ехать одному наметилась довольно ясно, однако всего за неделю до старта отличная новость приходит из Минска: моя подруга и единомышленница Наталия соглашается на эту авантюру. Таким образом, экипаж 90 на этот раз:
Поскольку проверить обновленную систему охлаждения в условиях длительного скоростного движения по трассе не хватило времени, стартовать я решил из Минска, куда успешно прибыл 17.06.2013. Здесь я бывал не раз, поэтому прошу прощения за отсутствие описания и фото города в этом отчете.
Путь на Байкал для нас начался 18 июня с Острошицкой улицы столицы братской республики. В первый день Наташа опробовала машину на российском участке трассы «Беларусь» (в страховку она была без проблем вписана заранее с КБМ[1]=1), а я занимался глубокой финальной диагностикой «Пегаса»: выслушивал, вынюхивал, осматривал, щупал. И вроде всё шло отлично, но мне не давал покоя небольшой провал тяги при переходе на более высокие передачи…
Не обошлось без пробок: из-за серьезных затруднений на юге МКАДа в Жуковский мы пробивались через север.
19 июня во время запланированного ТО было заменено масло и все фильтры, восстановлен контакт в плате правого заднего фонаря (которая к этому моменту уже была перепаяна), после чего начался поиск причины провала тяги. Замены игольчатого клапана карбюратора, бензонасоса и (а вдруг?) трамблера ни к чему не привели, и тогда я вернулся к самой первой версии — сцеплению. Изначально она была отодвинута в сторону, поскольку две попытки тронуться на заторможенном автомобиле привели, как и положено, к тому, что двигатель глох (к тому же максимальная скорость не падала, а расход топлива не увеличивался). Но в очередной раз этого не случилось: он продолжил работать при включенной передаче на стоячей машине.
Это немного расстроило: выезд из Подмосковья пришлось отложить на 21 число. Но представьте, с каким облегчением я осознал причину неисправности: одно дело аккуратно поменять сцепление в родном гараже, и совсем другое — решать такую проблему по ходу поездки.
Вторая половина дня была посвящена ремонту: с помощью отца, Наталии и пива необходимые работы к ночи удалось завершить. Отмечу, что корзина и диск сцепления были в хорошем состоянии (комплект к этому моменту прошел 85000 км), а пробуксовка шла из-за перекошенной на опоре вилки, которая к тому же вывела из строя выжимной подшипник.
Не пугайтесь: сама поездка прошла с абсолютным минимумом проблем, поэтому я не буду в дальнейшем утомлять вас подобными техническими описаниями.
20 июня прошло в сборах и последних приготовлениях, и 21 числа экипаж 90 выдвинулся из Жуковского.
О дороге до Владимира рассказать решительно нечего: настолько она знакома и обыденна.
Владимир. Соборная площадь.
15-ый канал и Яндекс сообщили о серьезной пробке на обходе этого древнего города, поэтому мы резонно решили прогуляться по Соборной площади и ее окрестностям. Наташа была здесь впервые, а я с удовольствием еще раз осмотрел основные достопримечательности Владимира — одного из моих любимых городов.
Памятник князю Владимиру в парке имени Пушкина.
У поворота на Дзержинск состоялась встреча с дальнобойщиком Юрой aka resiver, хорошим знакомым по автоклубу «Магистраль»: в образцово домашней обстановке кабины фуры за чаем помимо собственных новостей мы обсудили состояние дорог до Новосибирска.
В гостях у Юры. С медведем по имени Фёдор.
В Нижнем Новгороде пришлось сполна насладиться «прелестями» пятницы (как же не хотелось выезжать в этот день!): более двух часов было потеряно из-за пробки на выезд в сторону Кирова (на Казань тоже всё стояло). Движение на двухполосном мосту через Волгу затруднялось настолько сильно, что выезжающих из города периодически пускали в два ряда. Восстанавливали двустороннее движение сотрудники ГИБДД с помощью машин с включенными «люстрами», за которыми гуськом двигались встречные (следующие в Нижний). Замечу, что никаких работ по улучшению транспортной ситуации здесь по состоянию на лето 2013 не велось.
Но повода терять присутствие духа не было, ведь всего через пару дней нас ждали в гости края, до которых, надеюсь, подобные проблемы не доберутся никогда.
На заправке у поворота на Урень один из водителей поинтересовался у меня, сколько осталось до Нижнего Новгорода и до Москвы, а после получения ответа почему-то передумал заправляться.
Заправки 18, 19, 20 и 21 июня
Место заправки |
Одометр от старта |
Заправлено |
Цена за литр |
Редьки (BY) |
278 |
43,4 л |
27.06 руб |
Люберцы (50rus) |
805 |
35,0 л |
28.59 руб |
Жуковский (50rus) |
891 |
14,0 л |
28.59 руб |
Вязники (33rus) |
1213 |
26,1 л |
27.60 руб |
Урень (52rus) |
1533 |
29,1 л |
27.50 руб |
Поужинали мы запасами из дома в районе границы областей, определив в качестве места для ночлега город Котельнич. После еды я уснул, а автомобиль до цели довела Наталия. Гостиницу «Уют» на Победы 9 могу уверенно порекомендовать автопутешественникам.
22 июня по разбитым улицам Котельнича (при этом трасса и подъезды к городу в нормальном состоянии) наш экипаж выдвинулся на Киров.
По дороге вдоль Вятки отмечу большое количество засад ДПС, основной улов которых составляют неправильно выезжающие на встречную полосу.
Омутнинск. Осмотр передней подвески.
По обходу Кирова уходим в сторону Слободского: количество транспорта уменьшается, а состояние асфальта немного ухудшается. Пообедали дешево и вкусно в кафе «Поедим?!» на объездной Омутнинска.
К вечеру резко увеличилось число бабочек: радиаторные решетки грузовиков были полностью забиты ими. Признаться честно, такого количества боярышниц я не видел никогда в жизни.
Самые разбитые участки дороги — в районе Афанасьево (поселок в верхнем течении реки Камы). Именно здесь от одной из встречных фур, идущей на неадекватно высокой скорости, в лобовое стекло прилетели два больших камня. Учитывая, что я ехал аккуратно и медленно, прижимаясь к обочине, моему негодованию не было предела: эфир 15-ого канала (каюсь) наполнился матом.
В декабре 2013, как только температура первый раз опустилась ниже нуля, от сколов, оставленных этими камнями, разошлись трещины по всему стеклу — теперь его придется менять.
На территории Пермского края появилась возможность немного расслабиться: состояние дороги до регионального центра было нормальным.
Поскольку пришлось перевести время на два часа вперед, заночевать решили сразу после обхода Перми. Не могу положительно отозваться о гостиничном комплексе «Рады Вам» в селе Кояново: во-первых, дороговато, во-вторых, от жары (температура установилась под 40 градусов) в номере не было никакого спасения. Кроме того, охранник (уроженец одной из южных республик) взял плату за парковку, при этом чек выписывать отказался, но прямо намекнул, что если не заплатить, могут возникнуть проблемы. Наконец, с утра из-за забитого слива затопило общие туалет и душ. В общем, категорически не рекомендую этот придорожный комплекс.
Первой запланированной к осмотру достопримечательностью в условиях жары весьма кстати была Кунгурская ледяная пещера — старейший туристический объект не только региона, но и всей России. По дороге в село Филипповка остановили сотрудники ГИБДД: я забыл включить ближний свет фар. Понял это по ходу торможения и сразу извинился за забывчивость, поэтому инспекторы претензий предъявлять не стали и отпустили без лишних разговоров.
За экскурсию по пещере летом 2013 мы заплатили по 600 рублей, но она того стоила: это уникальная возможность попасть из середины лета в настоящую зиму.
Сориентировавшись по экипировке экскурсовода, я принял решение одеться максимально тепло (без осенней куртки и теплого свитера на Байкал ехать не стоит даже в разгар лета) и не прогадал: на улицу все участники группы выбегали изрядно замерзшими.
Освежившись воздухом пещеры, наш экипаж продолжил путь на восток.
Часть 2. Кунгур — Мариинск
Участок трассы Пермь — Екатеринбург западнее границы регионов встретил сильно разбитым покрытием — скорость движения не превышала 40 км/ч. На обратном пути из Магадана я не обратил внимания на это место, поскольку ехал из последних сил в борьбе со сном, ориентируясь по габаритным огням и не следя за скоростью.
Радость от ровного асфальта Свердловской области притупила бдительность, 15-ый канал не проинформировал, а никто из встречных не мигнул, поэтому произошла неприятная ситуация: выйдя на обгон на спуске через прерывистую линию разметки, обратно я вернулся через сплошную из-за упёртости дальнобоя, который не пустил в зазор между ним и впереди идущим автомобилем. Внизу, разумеется, спрятав машину, караулили гаишники.
Ситуация спорная, мне было прекрасно известно, что суды в таких условиях принимают сторону водителя примерно в половине случаев, а возможность забирать права у ГИБДД отнимут только 1 сентября 2013. Случись подобное по дороге домой, я бы не раздумывая настоял на составлении протокола, прокатился до начальства местного ДПС и написал заявление о рассмотрении дела по месту жительства, которое должно было быть удовлетворено. Но поездка только начиналась, поэтому состоялся долгий и пренеприятный разговор с наглым инспектором в патрульной машине, по итогам которого водительское удостоверение всё-таки продолжило путь вместе со мной.
Кроме того, мне вручили постановление о штрафе размером 500 рублей за ремень, который якобы не был пристегнут: смешная бумажка с учетом того, что я (как и многие) без ремня просто не езжу и ощущаю сильный дискомфорт при его отсутствии. К сожалению, видео этой истории на регистраторе не сохранилось, так как содержимое карты памяти мы скопировали на ноутбук только в Ишиме, до которого на тот момент было более 12 часов дороги.
Испорченное настроение начал улучшать «Пегас»: расчет показал, что расход топлива установился около 8,2 литров на сотню — отличный показатель.
Заправки 22, 23 и 24 июня
Место заправки |
Одометр от старта |
Заправлено |
Цена за литр |
Киров (43rus) |
1934 |
29,2 л |
28.45 руб |
Краснокамск (59rus) |
2398 |
31,1 л |
28.95 руб |
Ачит (66rus) |
2640 |
29,1 л |
28.45 руб |
Тугулым (66rus) |
3125 |
32,4 л |
27.80 руб |
Голышманово (72rus) |
3409 |
29,8 л |
28.30 руб |
Омск (55rus) |
3821 |
33,5 л |
26.80 руб |
Перед Екатеринбургом отстояли в пробке из-за ДТП, а сам город прошли по северному обходу (осмотр бывшего Свердловска в наши планы не входил). После Богдановича вкусно отобедали в проверенном год назад кафе на 114-ом километре. В Тугулымском районе шел крупный ремонт дороги, при этом соблюдение суровых ограничений скорости контролировало большое количество сотрудников ДПС.
На границе областей наш экипаж компрессором помог ребятам на старой «шестерке», которых немало удивила цель нашей поездки. А на въезде в Тюмень меня останавливают на стационарном посту ГИБДД. По завершении проверки документов просят открыть багажник, в целях экономии времени соглашаюсь. Процесс разглядывания содержимого автомобиля мне удается прервать простой фразой: «На Байкал едем», после которой вопросы прекратились и появилась возможность продолжить путь.
Тюмень прошли без приключений, но уже на Богандинском посту снова пришлось общаться с инспектором, которому в этот раз захотелось проверить меня по базе на предмет наличия неуплаченных штрафов. В набитой злыми местными комарами дежурке поговорили насчет того, где и когда лучше отдыхать на Байкале.
Таким образом, за сутки автора остановили четырежды — своеобразный рекорд, который (наряду с шестью остановками за одну ночь в Калуге на Весеннем квесте 2011) при адекватной езде побить лично мне будет трудновато.
В конце концов мы всё-таки были вознаграждены пустой ночной дорогой, по которой долетели до гостиницы «Солнечная» в Ишиме. Порадовался, что учреждение развивается: для автопутешественников, на мой взгляд, это отличный вариант ночлега.
24 июня наш экипаж выдвинулся на Омск. Знаменитые проблемные участки в районе Абатского объезжать не пришлось: 15-ый канал заранее сообщил о рабочем движении. Ну а стрелки часов тем временем переместились еще на 60 минут вперед.
Омск. Вид на реку Омь
с набережной Тухачевского.
Начался край монотонных дорог, поэтому прогулка по Омску была обязательным пунктом программы. По сравнению с летом 2012 перемен в городе я не заметил: на улицах по-прежнему чисто и приятно. На выезд отправились по Иртышской набережной.
Посоветовавшись, мы решили, что однообразную и ничем не примечательную трассу до Новосибирска лучше будет проскочить ночью, а затем, побродив по Томску, остановиться для полноценного отдыха в Мариинске.
Иртышские ворота Омской крепости.
Омск. Тарские ворота.
Омск. Свято-Успенский кафедральный собор.
Омск. Пожарная каланча.
Омск. С сантехником Степанычем.
Поужинали в неплохом придорожном комплексе «Омич» у поворота на Калачинск.
А уже в Новосибирской области чудом избежали лобового удара: Наташа успела затормозить и принять к обочине, при этом встречный неадекват на фуре находился в средней фазе обгона и даже не думал ничего предпринимать.
На заправке у Барабинска перекинулись парой слов с ребятами, следовавшими в Кемеровскую область кататься на лыжах. А в районе Убинского лёг туман и резко похолодало: термометр показывал всего 5 градусов тепла. Сомнения в его исправности были развеяны после уточнения по рации: дальнобойщики подтвердили, что за бортом действительно такая температура. Забор воздуха в карбюратор пришлось переключить на зимний режим. Надо сказать, в дальнейшем играть заслонкой терморегулятора придется постоянно: лето 2013 в Сибири выдалось куда более прохладным, чем предыдущее.
На мосту перед поселком Колывань — вынужденная остановка: во встречном направлении проскакал табун лошадей.
В этот раз дороги Томской области не показались мне такими уж замечательными: состояние асфальта здесь ухудшилось, хотя количество машин по-прежнему было минимальным.
Поскольку в Томск наш экипаж прибыл около десяти часов, времени для полноценного осмотра города было предостаточно.
Томский областной драматический театр.
Томск. Богоявленский собор.
Томск. Набережная Томи.
Разыскали и памятник счастью на улице Шевченко, ставший одной из визитных карточек Сибирских Афин. К машине мы вернулись на местном трамвае, окунувшись в его колоритную атмосферу.
Томск. Памятник счастью.
Далее нас повела дорога 1Р400, которая запомнилась своим гравийным участком на территории Кемеровской области.
За год на этом отрезке ничего не изменилось, и неплохая проверка подвески закончилась штатной заменой подушки стабилизатора.
Замена подушки стабилизатора у реки Берикуль.
На ночлег наш экипаж устроился в знакомую гостиницу неподалеку от Мариинского ликеро-водочного завода. И если по пути в Магадан нас с Алексеем приняли за артистов, то в этот раз я и Наталия были безапелляционно идентифицированы администратором как супруги.
Часть 3. Хакасия и Красноярск
Для ужина 25 июня и завтрака утром 26 июня был выбран проверенный трактир в деревне 2-я Пристань рядом с Мариинском. Целью нового дня стало посещение Саяно-Шушенской ГЭС.
В Красноярский край наш экипаж въехал в хорошем настроении, которое не испортил даже начавшийся дождь. В Ачинске после поворота к югу обнаружилось, что винт количества карбюратора стал самозакручиваться: уже не в первый раз просели холостые обороты. Установка нового винта заняла несколько минут, и больше эта деталь нас не беспокоила.
Между городом Ужур и селом Шира мне всё чаще бросалось в глаза сходство местной природы с монгольскими степями. Отмечу, что Хакасия стала одним из двух регионов, ландшафт которых очень понравился Наташе (кроме того, она отметила республику Бурятию).
Пообедали вкусно и недорого на обходе Абакана в кафе «У толстяка». Размеренное течение солнечного вечера нарушилось в Саяногорске: Наталия не заметила коварную яму, края которой оставили два боковых пореза на задней левой покрышке. Поскольку в наличии, как я уже отмечал в начале отчета, были две высокопрофильные запаски, менять пришлось оба задних колеса, при этом пробитое ремонту не подлежало.
Заправки 25 и 26 июня
Место заправки |
Одометр от старта |
Заправлено |
Цена за литр |
Барабинск (54rus) |
4182 |
27,3 л |
27.50 руб |
Колывань (54rus) |
4513 |
34,9 л |
27.50 руб |
Томск (70rus) |
4794 |
14,8 л |
27.00 руб |
Мариинск (42rus) |
5032 |
26,9 л |
27.00 руб |
Шира (19rus) |
5470 |
17,7 л |
28.20 руб |
Черногорск (19rus) |
5622 |
25,0 л |
28.00 руб |
Черногорск (19rus) |
5890 |
28,5 л |
28.00 руб |
У Саяно-Шушенской ГЭС, до которой от Саяногорска 40 минут неспешной езды, обустроена смотровая площадка с памятником первостроителям электростанции.
Сказать, что сооружение впечатляет размерами — ничего не сказать! Трудно поверить, что плотину возводили не сказочные гиганты, а обычные советские люди. Хотя, пожалуй, будет ошибкой назвать тех людей обычными.
Наталия на фоне берегового водосброса Саяно-Шушенской ГЭС.
Недалеко от Саяно-Шушенской расположена Майнская ГЭС, она тоже доступна взору автомобилистов, следующих по дороге вдоль Енисея.
Ну, а наш экипаж тем временем взял курс на Красноярск. На обратном пути мы проехали через центр Абакана с целью экспресс-осмотра столицы Хакасии: в целом город оставил довольно приятное впечатление.
После того, как граница республики и края осталась позади, качество дороги испортилось, а также предсказуемо началась борьба со сном. Уже около трех часов ночи мы оказались в Дивногорске, где состоялся необычный ночной осмотр Красноярской ГЭС.
Посещение Усть-Маны и смотровой площадки у поселка Слизнево по времени совпало с рассветом, что позволило полноценно насладиться неповторимой красотой Енисея.
Дивногорск. Красноярская ГЭС ночью.
Вид на Енисей со смотровой площадки у поселка Слизнево.
Свободный номер по приемлемой цене в столице края удалось найти не сразу — наш экипаж погрузился в сон около шести часов утра. На этот раз местом отдыха стала гостиница квартирного типа «Miniotel24» на улице Куйбышева. С учетом позднего подъема, на 27 июня были запланированы покупка покрышки взамен пробитой и шиномонтаж, а также визит на Караульную гору и в заповедник «Столбы».
После завтрака в столовой «Съем слона» на Маерчака и решения технических вопросов мы изучили прекрасную панораму, открывающуюся от известной каждому по десятирублевой купюре часовни Параскевы Пятницы. Во время моего пребывания здесь годом ранее вид на Красноярск был смазан окутавшим город густым туманом.
Когда наш экипаж покидал автомобиль на парковке у заповедника, погода не предвещала сюрпризов — о том, чтобы взять зонты, мысли даже не возникло.
По ходу интересной прогулки длиной в несколько километров до «Центральных Столбов» внимания на небо мы не обращали, поэтому сильнейший гром застал нас врасплох у скалы «Перья».
Красноярск. Панорама города с Караульной горы.
Красноярск. Часовня Параскевы Пятницы.
Через несколько минут начался дождь, плавно перешедший в ливень, причем попытка переждать его не имела бы смысла: всё небо было плотно затянуто внезапно налетевшими тучами. В общем, промокли, может, и не до нижнего белья, но всё равно очень серьезно.
Красноярск. В заповеднике «Столбы».
Красноярск, заповедник «Столбы». Скала «Первый столб».
Красноярск. В заповеднике «Столбы».
Красноярск, заповедник «Столбы». Скала «Перья».
И тут на помощь пришла печка «Пегаса»: известно, что летом при необходимости салон «классики» доводится до уровня «Ташкент» практически моментально, так что вскоре и нам самим удалось прогреться буквально до костей. Ну а завершился день на позитивной ноте самостоятельно организованным ужином в гостинице.
Утро 28 июня было посвящено прогулке по центру города с попутным завтраком в «Столовой №2» на проспекте Мира.
Около полудня выдвинулись на Иркутск, но Красноярск не спешил нас отпускать: когда на Трактовой улице мы уперлись в перекрытие дороги из-за ремонта, пришлось разворачиваться. Но поворчав на плохую организацию информирования водителей, наш экипаж в итоге всё-таки оказался на трассе Р255 «Сибирь».
Асфальт на участке до Канска был в нормальном состоянии, чего не скажешь о состоянии дорожного покрытия в самом городе: подвеску то и дело сотрясали удары, вызванные попаданиями колес в ямы (а объездная для фур, по словам дальнобойщиков, стала еще безобразнее).
Красноярск. Театральная площадь.
Перекусили в кафе «Кавказ» на въезде в поселок Нижний Ингаш: скромно, зато весьма бюджетно. Небольшой гравийный разрыв у Нижней Поймы вот-вот уйдет в историю: летом 2013 здесь полным ходом шли работы по строительству асфальтированного спрямления трассы.
Еще активнее трудятся дорожники Иркутской области: в июне мы опробовали новую объездную Замзора, обход поселков Облепиха и Разгон был открыт уже в октябре, а к концу 2015 года обещают ликвидировать последние гравийные участки под Тулуном. Жаль только, что области не хватает сил и средств на автоБАМ к западу от перевала Даван, но об этом позже…
Часть 4. Встреча с Байкалом
Тем временем часовые пояса в последний раз по ходу поездки забрали 60 минут (разница с Москвой составила пять часов), а наш экипаж принял решение отдохнуть близ Алзамая в известном придорожном комплексе «У Петра», отличительной особенностью которого является удобная почасовая оплата номеров (что обусловлено, видимо, бесперебойным потоком постояльцев).
Спустя 8 часов (29 июня около 3:30 по местному времени) мы выдвинулись в направлении Иркутска, причем в поселке Мегет на чай нас уже ждал Андрей aka Krz.
За завтраком в отличном кафе «У друзей» (деревня Булюшка) отыскали оставленную по пути из Магадана тысячу тугриков, а также добавили к ней 500 белорусских рублей с описанием нового путешествия.
В гости к Андрею прибыли в полдень, фотографироваться для протокола не стали: по плану еще раз наш путь пролегал через Мегет. Но схема продажи билетов на Кругобайкальскую железную дорогу внесла свои коррективы: Андрея и его семью наш экипаж навестит еще дважды. Дело в том, что вокзальный офис фирмы, которая организует поездки по КБЖД, был закрыт, а в ее основное представительство на бульваре Гагарина мы по времени уже не успевали. Ждать до понедельника в Иркутске не хотелось (шел вечер субботы), а
Иркутская область, деревня Булюшка. В кафе «У друзей».
бронирование мест на неделю вперед не предусматривалось: такой период считается слишком коротким (!). Таким образом, было решено покупать билеты и осматривать город уже по пути с юга Байкала на Ольхон.
Заправки 27, 28, 29 и 30 июня
Место заправки |
Одометр от старта |
Заправлено |
Цена за литр |
Красноярск (24rus) |
6293 |
18,2 л |
27.40 руб |
Красноярск (24rus) |
6353 |
18,4 л |
27.20 руб |
Канск (24rus) |
6582 |
31,9 л |
27.50 руб |
Тулун (38rus) |
7034 |
40,7 л |
29.50 руб |
Мегет (38rus) |
7425 |
31,9 л |
28.20 руб |
Ильинка (03rus) |
7855 |
20,9 л |
28.70 руб |
Улан-Удэ (03rus) |
8011 |
41,6 л |
28.70 руб |
Ну а наш экипаж взял курс на Улан-Удэ, где планировалась очередная ночевка. Разглядеть Байкал с серпантина у поселка Култук не представлялось возможным: озеро накрыл густой туман, поэтому первая полноценная встреча со «славным морем» состоялась в районе поселка Танхой.
Байкал в районе поселка Танхой (недалеко от станции Переёмная).
До столицы Бурятии добрались без приключений. Реконструкция улицы Балтахинова к лету 2013 завершилась, поэтому передвигаться по сияющему разноцветными огнями центру города было легко и приятно. Ну а ночевали мы по совпадению в том же номере гостиницы «Селенга», что и год назад.
Утро 30 июня наш экипаж посвятил посещению «Стоянки Гэсэра» и Иволгинского дацана.
Олени над Селенгой на «Стоянке Гэсэра».
«Монастырь Колесо учения» встречал гостей знакомой атмосферой спокойствия и умиротворения.
После приобретения сувениров отправляемся назад в Улан-Удэ, при этом на перекрестке в Вознесеновке происходит забавный момент: задумавшись о своем, я чуть не уехал на Читу (не скажу, что по привычке, но факт остается фактом). Своевременное замечание штурмана вернуло меня к реальности, и в последний момент мы свернули в нужном направлении.
Перед прогулкой по центру столицы Бурятии на всякий случай полностью заправили бак и канистру: наш путь лежал к юго-восточному берегу Байкала.
Иволгинский дацан. Дворец Хамбо ламы Итигэлова.
Иволгинский дацан. Дуган Зеленой Тары.
В этот воскресный день на площади Советов проходил концерт, но я не сразу понял, что припарковаться у памятника Ленину не получится, и начал спокойно поворачивать направо с улицы Ербанова, двигаясь на левый бок инспектора, вытянувшего правую руку вперед. Прозвучал свисток, и он подошел ко мне:
— Не видишь, что я показываю?!
— Почему же, вижу: правая рука вытянута вперед, значит, со стороны левого бока можно ехать во всех направлениях…
Сотрудник ГИБДД начал понимать, что действительно показывает неаккуратно:
— Короче, тебе показываю налево, значит — налево: направо нельзя, проезжай уже.
Пришлось припарковаться на Советской улице. Атмосферу, которая царила в тот день на местном Арбате, довольно точно могут охарактеризовать строки из музыкальной композиции группы «Любэ»:
Улан-Удэ. Улица Ленина (Арбат).
Улан-Удэ. Свято-Одигитриевский собор.
«… песня залихватская —
Нынче воскресение празднует народ.
Всюду, всюду ярмарки, бублики да яблоки,
Допоздна веселие, а завтра на завод».
Ну, а у нас, к счастью, продолжался законный отпуск. На проспекте 50 лет Октября «Пегас» с воздушным шариком на крыше был замечен в левом ряду инспектором, который уверенно меня остановил и неожиданно приветливо начал диалог:
— Здравствуйте! Документы, пожалуйста! В гостях у нас?
— Да, отдыхаем.
— А куда следуете?
— В Баргузин.
— А знаете, как проехать?
— Конечно.
Улан-Удэ. Площадь Советов.
Улан-Удэ. Театральная площадь.
— Вещи без присмотра не оставляйте, машину, если отходите, закрывайте: попадаются нехорошие люди… А страховочка у Вас есть?
Я потянулся за полисом, но инспектор с укором заявил:
— Да что Вы, я бы и на слово поверил, счастливого пути!
В общем, получился один из самых позитивных разговоров с сотрудником ГИБДД в моей жизни: именно в таком ключе, я считаю, должно проходить общение водителя с ДПС.
Вскоре город Улан-Удэ, который произвел прекрасное впечатление на наш экипаж, остался позади. Пообедали в селе Зырянск в скромном, но душевном семейном кафе под названием «У Иваныча».
Стоит отметить, что реконструкция дороги Р438 от Улан-Удэ до Максимихи почти завершена: в июле 2013 ремонт не был закончен только на участках в районе села Турунтаево.
После Гремячинска трасса вывела нас на живописный берег Байкала. Здесь открываются прекрасные виды на озеро, поэтому мы с удовольствием задержались для фотосессии.
На ночлег (в этот раз, конечно, в палатке) остановились уже за Горячинском.
Байкал недалеко от села Катково.
Очень порадовал тот факт, что вдоль берега практически нет мусора: борьба за чистоту Байкала идет полным ходом. Трудностей с поиском места не возникло: плотность отдыхающих составляла не более одной-двух машин на километр. Полюбовавшись красивейшим закатом, наш экипаж после перекуса отправился спать.
Несмотря на то, что ночной холод был вполне ожидаем, к утру я всё-таки переместился в машину, где отогревался с помощью печки. Наталия проявила выдержку и решила остаться в палатке.
Часть 5. Баргузин, Аршан и Листвянка
Если до Макисимихи Баргузинский тракт теперь в идеальном состоянии, то далее он очень сильно разбит. Уже через несколько километров ухабистой гравийки я стал замечать, что задняя подвеска автомобиля работает как-то странно, но её первый осмотр проблем не выявил, поэтому до паромной переправы в поселке Усть-Баргузин всё шло обычным порядком.
Мост здесь будет торжественно открыт уже 8 ноября 2013 года, а пока у нас появилось время насладиться окрестными пейзажами.
Мы решили прокатиться по долине реки до районного центра, после чего вернуться по другой дороге (через старый мост). На ровном покрытии мостового перехода стало ясно, что с задней подвеской действительно что-то не так. Тогда я залез под машину и произнес фразу, ставшую девизом всей поездки: «Наташа, качай!».
Мост через реку Баргузин у одноименного села.
Подразумевалась просьба поступательными движениями заставить заднюю часть «Пегаса» поочередно крениться с одного бока на другой. В ходе этой процедуры выяснилось, что «домик» находится на грани отрыва от кузова. Поясню: «домик» (он же «солдатик») — кронштейн у правого заднего колеса, к которому крепится поперечная тяга задней подвески. В ходе анализа случившегося позже стало понятно, что эта деталь, являющаяся больным местом «классики», треснула задолго до того: положение заднего моста меня смутило уже в Жуковском, но я не придал этому особого значения.
Никому не пожелаю тех ощущений, которые наш экипаж испытал на участке дороги до Усть-Баргузина длиной 60 километров: металлические звуки из-под багажника доносились ужасающие. В поселке удалось найти слесаря по имени Александр (хозяина автомобиля «Волга»), которому мы выражаем огромную благодарность: всего за 1000 рублей он приварил заплатку, которая позволила продолжить путь (и, кстати, держится до сих пор).
Пока Александр работал, я и Наталия как раз успели пообедать в кафе «Бууза», поэтому в направлении Максимихи выехали в отличном настроении. К вечеру 1 июля хотелось выйти на трассу Р258 «Байкал» в Кабанском районе, и наш экипаж от села Турунтаево отправился покорять извилистую грунтовку, которая идет по правому берегу Селенги (паром в Татаурово уже не работал, а делать крюк через Улан-Удэ не хотелось).
Около полуночи мы успешно пересекли мост у Тресково и заночевали в мотеле близ села Брянск.
2 июля было решено посвятить посещению курорта Аршан в Тункинской долине с дальнейшим перегоном до Иркутска. Попутно (с третьей за год попытки) удалось найти достойный пункт питания в районе Слюдянки: рекомендую кафе «Южное» при заправке «ОМНИ» в поселке Култук.
Треснувший «домик» перед ремонтом.
Заправки 1, 2 и 3 июля
Место заправки |
Одометр от старта |
Заправлено |
Цена за литр |
Турка (03rus) |
8527 |
30,9 л |
28.70 руб |
Брянск (03rus) |
8736 |
28,5 л |
28.70 руб |
Култук (38rus) |
9009 |
17,1 л |
29.30 руб |
Иркутск (38rus) |
9374 |
17,1 л |
29.30 руб |
Мегет (38rus) |
9561 |
33,7 л |
28.20 руб |
Тункинская долина завораживает своими пейзажами, а ощущения от надвигающихся гор при движении по дороге после поворота на Аршан словами не передать.
На курорте мы приобрели небольшой запас кедровых орешков, после чего отправились в сторону водопада на реке Кынгарга.
К этому прекрасному месту ведут непростые тропы, на которых путешественники могут подвернуться атакам злых комаров.
Тункинская долина, курорт Аршан. Река Кынгарга.
По возвращении к автомобилю на капоте был обнаружен аккуратно установленный булыжник, а перед машиной — куча песка и камней в упор к бамперу. Учитывая, что выбору места парковки я уделил достаточно внимания, это стало неожиданностью. Тем не менее, извиняюсь за созданные помехи и благодарю рабочих за то, что не стали калечить наше средство передвижения.
Пешая прогулка к водопаду отняла довольно много сил, а на перевалах по пути к Иркутску пришлось постоять в пробке из-за ДТП, поэтому в забронированный номер гостиницы «Очаг» наш экипаж прибыл в состоянии приятной усталости.
Утром 3 июля состоялся выезд в Листвянку с посещением нерпинария, поеданием свежего омуля и осмотром истока красавицы Ангары. На местном сувенирном рынке у нас, что называется, «губа засвистела»: было приобретено множество памятных артефактов и подарков.
Помимо свежей рыбы, купили восемь хвостов копченого омуля, причем я взял три у разных продавцов, а штурман пять у одного. Забегая вперед, скажу, что до Минска в пригодном к употреблению состоянии спустя 16 дней после покупки доехал только один из моих.
Традиционное фото с Байкальской нерпой.
Вернувшись в Иркутск, мы заказали поездку по Кругобайкальской железной дороге на 12 июля: Наталию уверили в том, что 14-го числа ей нужно будет на работу в Анапу.
Далее наш путь лежал на Ольхон, но перед этим предстоял визит к Андрею за мангалом и в магазин за продуктами, шашлыком и углем. На трассу Р418 отправились после дружеского чаепития в Мегете и перемещения рыбы в проветриваемую коробку (на верхний багажник).
Недобрые отзывы об участке Баяндай — Еланцы — Сахюрта потеряли актуальность: к июлю 2013 здесь оставалось лишь 10 километров гравийной «стиральной доски». Куда хуже дела обстоят на самом Ольхоне: летом в Хужир имеет смысл добираться накатанными в степи колеями, параллельными основной дороге.
Ну а наш экипаж прибыл к переправе в 23:30, успев на полуночный паром. За время ожидания успели перекусить, после чего слегка удивились тому, что за перемещение между МРС (Маломорской рыбной станцией) и островом плата не взимается. По прибытии на Ольхон туристов просят зарегистрироваться, а с тех, кто планирует отдыхать «дикарём», берут небольшие денежные взносы.
Хужир. Турбаза «Звезда кочевника».
Но куда больше удивил тот факт, что в Хужире практически сразу удалось найти отличную, и при этом бюджетную туристическую базу: «Звезда кочевника» на Пляжной улице приняла нас всего за 400 рублей с человека. В общем, настоятельно рекомендуем!
Часть 6. Ольхон и путь на север
Прекрасно отдохнув в номере, наполненном свежим запахом натурального дерева, 4 июля мы отправились к главной достопримечательности острова. Скала Шаманка на мысе Бурхан, являющаяся одной из девяти святынь Азии, стала визитной карточкой Байкала. Многим, думаю, она знакома по рекламе известной питьевой воды.
Атмосфера здесь какая-то особенная, торжественно спокойная. Честно говоря, немного по-другому представлял себе Ольхон, поэтому он стал для меня настоящим открытием.
На мысе Бурхан.
Далее наш экипаж выдвинулся на запад с целью приготовления шашлыка. Пока Наталия готовила мясо на неслабом ветру, я заменил задние колеса на высокопрофильные, а также обновил топливный и воздушный фильтры. Последний, к слову, полностью выработал свой ресурс, несмотря на относительно небольшой пробег: сказались непростые условия работы двигателя.
После тщательного сбора мусора — обратный путь к парому. Если ночью компанию на переправе нам составили всего два автомобиля, то днем свободного места на «Ольхонских Воротах» практически не было. Впрочем, не было и очереди: середина недели лучше всего подходит для посещения острова. А вот в пятницу и выходные дни из-за места на пароме в поселке МРС, по рассказам, дело может доходить чуть ли не до стрельбы.
Заправляемся в Еланцах и довольно быстро добираемся до села Баяндай. Здесь на эстакаде у перекрестка провожу контрольную проверку состояния «домика», в результате которой делаю смелый вывод о том, что сварная конструкция до Северобайкальска дотянет.
Дорога на Качуг имеет асфальтовое покрытие, но сильная «волнистость» местами разогнаться не даёт: есть риск подпрыгнуть.
Двойная радуга по дороге на Качуг.
Поселок проходим уже вечером по направлению на Жигалово, впервые пересекая Лену. Вскоре начинается гравийка, которая, впрочем, позволяет нам спокойно следовать со скоростью 60-70 км/ч, любуясь красивыми видами великой реки. Заночевали на одном из съездов с дороги, палатку решили не ставить, кое-как разместившись в машине.
Пасмурным ранним утром 5 июля мы продолжили путь на север, повторно пересекая Лену, которая в этих краях, в отличие от района Якутска, позволяет человеку возводить над собой мостовые переходы.
В Жигалово заправились «под пробку»: до Северобайкальска пополнять запасы топлива больше не планировалось.
Заправки 4, 5 и 6 июля
Место заправки |
Одометр от старта |
Заправлено |
Цена за литр |
Еланцы (38rus) |
9979 |
30,7 л |
29.30 руб |
Качуг (38rus) |
10167 |
17,0 л |
29.50 руб |
Жигалово (38rus) |
10300 |
21,3 л |
29.90 руб |
Северобайкальск (03rus) |
10728 |
36,0 л |
30.10 руб |
После пересечения Лены по понтонному мосту, а затем реки под названием Тутура, гравийка начала портиться: наш экипаж вышел на «зимник газовиков». Здесь на одном из дорожных знаков восседала бородатая неясыть. Непуганая сова улетела, только когда Наталия и экипаж попутного автомобиля начали фотографировать ее в упор.
О Ковыктинском зимнике. Ковыктинский зимник, ныне дорога Жигалово — Магистральный является частью кратчайшего автомобильного маршрута между Иркутском и Северобайкальском.
Предлагаю вашему вниманию десятиминутный ролик, показывающий прохождение 250 километров от поселка Жигалово до переезда через Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль (БАМ) у поселка Окунайский.
Время московское, местное время: +5 часов.
Через некоторое время средняя скорость движения уверенно сползла к отметке 30 км/ч, возвратившись к «крейсерским» шестидесяти только после проследования стелы «Магистральный лесхоз». Хочу выразить благодарность авторам отчета «Женский взгляд на Северный Байкал» (https://travel.drom.ru/21256/), который стал для меня главным и практически единственным источником актуальной информации о состоянии дорог между Леной и Северобайкальском.
За пару десятков километров до поселка Окунайский помогли литром бензина автомобилисту, пробившему поддон картера. Судя по всему, машина была дизельная, а 92-ой понадобился для очистки металла под холодную сварку, которая у этого мужчины имелась. Кстати, именно по его совету мы вечером посетим источник «Солнечный» у реки Гоуджекит.
Сова у дороги Жигалово — Магистральный.
В Улькане нам пришлось пожалеть о том, что перед выходом на АвтоБАМ проскочили кафе: более-менее серьезно перекусить тут нет возможности даже на вокзале. Да простят меня местные жители и патриоты, но такой разрухи, нищеты и атмосферы безысходности я не видел даже на Колымской трассе. И это несмотря на наличие железной дороги, худо-бедно дающей рабочие места и поддерживающей здесь жизнь. Спасибо Улькану хотя бы за сносный асфальт, позволивший нашему экипажу и автомобилю немного передохнуть…
Довольствуясь парой чебуреков и выпечкой, мы взяли курс на перевал Даван, который встретил проливным дождем и градом. Средняя скорость движения по перевалу составила менее 20 км/ч, а по сложности дорога не уступала реконструировавшимся в 2012 году «прижимам» хребта Сетте-Дабан.
Но красота природы оторвала от грустных мыслей о непростой гравийке, и на источник «Солнечный» наш экипаж прибыл в хорошем настроении.
Горячая (около 40 градусов) целебная вода окончательно расслабила, а поскольку местная гостиница нас вполне устраивала, заночевать после ужина было решено здесь же.
6 июля уже на подходе к Северобайкальску после вновь произнесенного «Наташа, качай!» выяснилось, что от кузова теперь оторвалась левая часть «домика», а кронштейн держался только на Усть-Баргузинской заплатке. В сварочном цехе на Объездной улице за 1000 рублей деталь починили, но как выяснится спустя всего сутки, без дополнительного усиления узла это было бесполезно.
Наш путь тем временем лежал к Слюдянским озерам, где планировалась очередная ночевка. Въезд на территорию зоны отдыха платный: летом 2013 мы отдали по 100 рублей с человека за день. В отличие от холодного Байкала, здесь можно спокойно купаться, и Наталия не упустила такую возможность.
Утром 7 июля приключения продолжились: впервые подвёл заслуженный аккумулятор, перегруженный потребителями в предыдущий день. Помощь в виде «прикуривания» нам оказали мужички на «Ниве», которым наш экипаж выражает отдельную благодарность.
Северобайкальск. Центральная площадь.
Северобайкальск. Проспект 60 лет СССР.
Северобайкальск. Памятник ленинградцам — строителям города.
Слюдянские озера. Вид на Байкальский хребет.
На смотровой площадке южнее Северобайкальска, откуда открываются прекрасные виды на озеро и горы, позитивный немолодой таксист на «Волге» предложил мне перебираться жить в этот город, на что я ответил, что вполне допускаю такой вариант развития событий, но не в ближайшие годы.
Часть 7. Северобайкальск — БАМ —Иркутск
Из города мы отправили родным открытки, которые опередили нас с прибытием домой всего на пару дней, при этом по адресу в Минск почта пришла раньше, чем в Жуковский.
После обеда в кафе на проспекте 60 лет СССР наш экипаж взял курс на Нижнеангарск с целью отметиться на самой северной точке Байкала. Факт наличия соответствующей стелы я упустил, поэтому заехали чуть подальше: до поселка Душкачан.
Здесь случился забавный момент: машинист поезда, следовавшего навстречу нам по БАМу, гудком ответил на приветственный сигнал «Пегаса».
Полноценная фотосессия состоялась и у стелы «Северобайкальск», причем это место было выбрано в качестве оптимального для видеосъемки байкальского рассвета, намеченной на следующее утро.
Ну а мы отправились на Гоуджекит, где еще раз искупались в бассейне с целебной водой из термальных источников. Отмечу, что я планировал посещение Дзелинды, однако в июле 2013 там полным ходом шел ремонт, поэтому местом отдыха повторно стал «Солнечный».
Вечером на пути в Северобайкальск выяснилось, что строить планы на ближайший день не имеет смысла: левая часть «домика» снова начала отрываться. В сварочном цехе в тот момент присутствовал только молодой слесарь по имени Виталя, поэтому решение проблемы отложилось до утра: пока Наталия гуляла по городу, мы с ним провели только подготовительную работу.
Вечер получился запоминающимся: когда стало понятно, что дальше без опытного сварщика делать нечего, Виталя повел разговор «за жизнь», который получился весьма интересным. Например, наш экипаж был проинструктирован на предмет того, как правильно хранить копченого омуля. Тогда же я понял, что рыбалка и всё, что с ней связано, — настоящая и главная религия Прибайкалья, которая в разных районах озера может существенно различаться.
Ночевали в очень достойной, по нашему мнению, гостинице «Олимп». 8 июля я первым делом выдвинулся к цеху, где работы по сварке многострадального «домика» уже близились к завершению. На этот раз багажник и отделение для запаски полностью освободили от вещей, а крепление кронштейна к кузову после обрезки гнилых фрагментов дополнительно усилили шестью элементами: уголками, арматурой и металлическими пластинами. Стоимость ремонта составила 2500 рублей, по возвращении в Жуковский эта конструкция, которая уверенно и надежно держится уже почти год, была многослойно покрашена и покрыта антикором.
Разумеется, в итоге положение кронштейна стало несколько отличаться от заводского, что вызвало смещение моста в правую сторону. Регулируемых по длине поперечных штанг в Северобайкальске не нашлось — в этом вопросе уже 28 июля мне смог помочь только самый известный московский авторынок.
Тем временем наш экипаж вновь отправился на Гоуджекит, где у нас оставалась часть вещей. Попутно было решено осуществить задуманное по части видеосъемки рассвета: сразу после обеда легли спать, а холодной (4 градуса выше нуля) ночью выехали к стеле «Северобайкальск».
Погода не подвела, и ранним утром 9 июля после заправки автомобиля мы попрощались с городом, оставившим очень хорошее впечатление. У гостиницы на «Солнечном» — итоговые сборы и последняя проверка «домика» перед Даваном и дальней дорогой: к вечеру хотелось добраться до Усть-Кута.
О перевале Даван. Единственная общедоступная дорога в Северобайкальск — АвтоБАМ — пересекает Байкальский хребет по перевалу Даван. Самый сложный, но очень живописный участок этой гравийки — 50 километров от поселка Гоуджекит на востоке до станции Кунерма на западе.
Высота перевала — 990 м, здесь проходит граница между Иркутской областью и Бурятией. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль проходит под седловиной перевала в Байкальском тоннеле длиной 6685,6 м - большую протяженность на БАМе имеет только легендарный Северомуйский тоннель. Опоры контактной сети временного (наземного) обхода тоннеля показывают, где проходила трасса магистрали до начала эксплуатации тоннеля.
Предлагаю вам приобщиться к уникальной природе этих мест с помощью семиминутного видеоролика, который показывает прохождение вышеупомянутых 50 километров АвтоБАМа. Средняя скорость движения на отрезке — 27 км/ч. Время московское, местное время: +5 часов.
Когда напряженная процедура преодоления перевала осталась позади, остановились у станции Кунерма, где были атакованы большим количеством слепней. Немного придавила жара — до Улькана я управлял «Пегасом» с голым торсом, как и год назад в Якутии.
Магистральный оказался крупным поселком, здесь в магазине без труда нашелся сапун заднего моста, который я решил поменять, чтобы картеру было легче «дышать»: из-за серьезных перемещений балки до устранения неисправности «домика», по фланцу редуктора понемногу уходило масло. Пообедали в хорошем кафе под названием «Блинкофф».
В поселке Звездный было обнаружено, что вышло из строя нижнее крепление левого переднего амортизатора, а буквально за несколько километров до Усть-Кута, из-за неправильной установки Виталей болта крепления поперечной тяги на всё том же «домике», задний мост отправился в «свободный полет». Выпавший болт Наталия смогла найти на дороге, но подходящей гайки не было, поэтому я снял и использовал гайку крепления малой продольной штанги («косточки»).
Оторванное нижнее крепление переднего амортизатора.
Пустяковость каждой из этих проблем очевидна (суммарная цена крепления амортизатора и гайки — менее 100 рублей), однако совокупность неисправностей всё-таки требовала устранения.
В древнем (основан в 1631 году) городе Усть-Куте вновь пересекаем Лену. После отдыха в колоритной гостинице «Север», которая запомнилась огромной крысой, обитающей в районе санузла, я выехал за запчастями. Отмечу также, что вечером наш экипаж опробовал пиво «Братское», признав его весьма неплохим.
К обеду 10 июля крепление амортизатора, прокладка фланца и масло редуктора заднего моста были заменены, а болт крепления поперечной тяги установлен так, как положено (головкой вперед по ходу движения автомобиля). Кроме того, выяснилось, что на работу в Анапу Наталии лететь не понадобится.
Дорога от Усть-Кута до Братска представляла собой чередование асфальтовых и гравийных участков, на этом отрезке трассы федерального значения А331 «Вилюй» летом 2013 велись работы по улучшению покрытия. Где-то тут в относительно новую левую блок-фару прилетел камень — после поездки стекло пришлось менять.
В Братске досаждавшая грохотом на гравийках канистра облегчилась на 15 литров бензина: проблем с топливом до конца путешествия не предвиделось.
Заправки 9, 10 и 11 июля
Место заправки |
Одометр от старта |
Заправлено |
Цена за литр |
Северобайкальск (03rus) |
11013 |
33,0 л |
30.10 руб |
Магистральный (38rus) |
11183 |
10,0 л |
31.50 руб |
Усть-Кут (38rus) |
11373 |
16,7 л |
29.90 руб |
Братск (38rus) |
11666 |
16,7 л |
29.90 руб |
Зима (38rus) |
12089 |
34,1 л |
29.30 руб |
Колесо гидротурбины у ворот Братской ГЭС.
В городе остановились у Братской ГЭС, после чего по моей инициативе выдвинулись на поиски стелы с девизом: «Главное, ребята, сердцем не стареть!» Искомая контрольная точка предсказуемо обнаружилась на дороге к БрАЗу.
Ночью решили прорываться к Иркутску, поочередно сменяя друг друга за рулем, а местом отдыха и завтрака снова стало кафе «У друзей».
Деревня Булюшка. Дорога на Иркутск.
Кроме того, здесь прохладным утром я не упустил возможность попариться в отличной баньке. Поскольку АвтоБАМ был пройден, в деревне Булюшка высокопрофильные колеса вернулись на крышу, уступив место штатной резине.
Около полудня 11 июля наш экипаж добрался до Мегета. Возвращение мангала Андрею aka Krz, конечно, было лишь формальным поводом: за восемь дней, прошедших с момента предыдущей встречи, произошло много интересных событий, о которых хотелось рассказать. Не забыли и о фотографиях на память.
Остаток дня был посвящен заслуженному отдыху в знакомой гостинице «Очаг» перед экскурсией по Кругобайкальской железной дороге: как видите, дату для нее удалось удачно спрогнозировать.
Часть 8. КБЖД и Западная Сибирь
Утром 12 июля на вокзале Иркутска нас ждал рельсовый автобус типа 2 (дизель-поезд), осуществляющий развлекательные поездки по КБЖД. Стоимость программы без питания в июле 2013 составляла 2500 рублей с человека. Поскольку мы брали билеты заранее, была возможность выбрать места в вагоне со стороны Байкала.
КБЖД. Мост через реку Ангасолка.
КБЖД. Тоннели на мысе Киркирей.
До середины прошлого века Кругобайкалка на отрезке от Слюдянки до порта Байкал являлась частью основного хода Транссибирской магистрали. После постройки ветки через Большой Луг дорога утратила своё значение, а в результате сооружения Иркутской ГЭС и подъема уровня воды в Ангаре перестала существовать линия Иркутск — порт Байкал.
Таким образом, действующий ныне участок оказался тупиковым и используется только в туристических целях, а также местным населением. При этом КБЖД остается уникальным памятником инженерного искусства.
В ходе восьмичасовой экскурсии поезд совершает несколько остановок, часть программы проходит на свежем воздухе. У платформы 110 км («Половинная») те, кто не запасся провиантом, могут перекусить.
Помимо повествования об истории Кругобайкалки и подробнейшего описания дороги, мы прослушали несколько интересных рассказов о природе озера, флоре и фауне этого удивительного края.
По прибытии на станцию Байкал, группа переправилась на двух паромах в Листвянку, где нас ждали автобусы до Иркутска: поезд РА2 отправился обратно на следующий день уже с новыми пассажирами.
КБЖД. У платформы «Половинная».
КБЖД. Итальянская подпорная стенка.
Вернувшись в гостиницу на «Пегасе», наш экипаж начал готовиться к обратной дороге. Я произвел запланированную замену масла двигателя и масляного фильтра, что позволило освободить немного места в багажнике.
13 июля взяли курс на Москву. В Иркутской области заметили цыган с их старым разводом на бензин, а в селе Верхний Ингаш — знакомую засаду ДПС на участке с ограничением скорости 40 км/ч. Пообедали, разумеется, в кафе «У друзей».
Красноярск без приключений прошли по обходу, но в районе Ачинска начала сказываться усталость — даже с учетом перевода времени назад, до Мариинска мы совместными усилиями добрались только к трём часам ночи.
Мариинск — один из моих любимых городов России.
После завтрака в знакомом трактире утром 14 июля наш экипаж отправился в столицу Кузбасса. Как и летом 2012, Кемерово порадовал чистотой и порядком: в городе и регионе царит какая-то особенная атмосфера, если так можно выразиться, социализма.
Кемерово. Памятник Пушкину на одноименной площади.
А вот цены на бензин здесь подтянулись к среднему уровню по стране и уже не были рекордно низкими.
Заправки 12, 13 и 14 июля
Место заправки |
Одометр от старта |
Заправлено |
Цена за литр |
Мегет (38rus) |
12414 |
32,4 л |
28.20 руб |
Нижнеудинск (38rus) |
12925 |
33,9 л |
29.50 руб |
Канск (24rus) |
13247 |
35,4 л |
27.50 руб |
Ачинск (24rus) |
13652 |
22,1 л |
27.10 руб |
Мариинск (42rus) |
13864 |
22,2 л |
27.00 руб |
Промышленная (42rus) |
14119 |
29,1 л |
27.00 руб |
Кемерово. Притомская набережная.
Кемерово. Часовня иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость»
В Новосибирск проследовали через Промышленную, и этот вариант маршрута однозначно лучше забитой фурами трассы Р255: ровная и пустая дорога позволяет с удовольствием мчаться на максимально разрешенной скорости, а львиную долю обгонов безопасно совершать «с ходу». К тому же, в селе Журавлево у границы областей есть отличное армянское кафе «Гюмри», которое я уверенно рекомендую автопутешественникам.
«Столица Сибири» встретила плотным движением: воскресным вечером многие возвращались с дачных участков. Оставив автомобиль у станции «Красный проспект», мы во время изучения города пользовались метрополитеном.
Новосибирск. Октябрьский мост через Обь
Новосибирск. Пригородный железнодорожный вокзал.
Новосибирск. Станция метро «Площадь Гарина-Михайловского».
Новосибирск. Красный проспект.
Замечу, что в ходе второго визита в Новосибирск у меня, наконец, стало складываться целостное (и вполне неплохое) впечатление об этом миллионнике: усталого осмотра по дороге из Магадана было явно недостаточно.
Часть 9. Финишный рывок
Прорываться к Омску решили ночью в условиях минимальной загрузки трассы. 15 июля полностью повторили программу 9 августа 2012: позавтракали в знакомом «Омиче» у Калачинска, без проблем прошли областной центр по обходу, а на обед остановились в проверенном придорожном комплексе «Уют» близ Крутинки. Удачно проскочив разбитый и бесконечно ремонтируемый Абатский район, наш экипаж около половины третьего по местному времени достиг гостиницы «Солнечная» в Ишиме.
Перед утренней трапезой 16 июля из окна автомобиля осмотрели город, но впечатление оказалось смазано проливным дождем и долгими поисками подходящего кафе.
Заправки 15, 16 и 17 июля
Место заправки |
Одометр от старта |
Заправлено |
Цена за литр |
Убинское (54rus) |
14583 |
32,7 л |
27.50 руб |
Омск (55rus) |
15012 |
43,0 л |
26.80 руб |
Бердюжье (72rus) |
15486 |
35,3 л |
28.30 руб |
Щучье (45rus) |
15902 |
37,5 л |
26.70 руб |
Уфа (02rus) |
16406 |
38,9 л |
28.25 руб |
Катмыш (16rus) |
16914 |
11,3 л |
26.60 руб |
Казань (16rus) |
16998 |
38,5 л |
26.80 руб |
Нижний Новгород (52rus) |
17421 |
31,5 л |
28.50 руб |
Во время прохождения легендарного участка у села Бердюжье машину покрыл сплошной слой грязи, высотой доходивший до ручек дверей — на мойке в Жуковском персонал, которому пришлось изрядно потрудиться, был очень удивлен тем фактом, что «Пегас» не мылся всего месяц.
На подступах к Кургану я заметил «Делику» с магаданскими номерами и пожелал счастливого пути домой ее экипажу, с которым удалось связаться в 15-ом канале. Мы, в свою очередь, решили ехать до Подмосковья без длительных остановок.
Восточный въезд в Челябинскую область.
У границы Европы и Азии недалеко от Миасса по радиосвязи приняли просьбу помочь верхним патрубком радиатора, который имелся у меня в запасе. И я, и Наталия в ответ на вопрос о марке машины услышали «ВАЗ»/«ТАЗ», но по прибытии на место оказалось, что патрубок на затяжном подъеме порвался у грузовика «DAF». По понятным причинам развели руками и пожелали удачи дальнобойщику.
Уральский хребет мы прошли до заката, полноценно насладившись живописными пейзажами и в очередной раз отметив преимущества CB-радиостанции в районе Златоуста, Юрюзани и Сима.
На границе Европы и Азии между Миассом и Златоустом.
Вкусно и весьма бюджетно поужинали перед обходом Уфы, а к утру 17 июля в четыре руки без приключений добрались до Казани. Где-то здесь у меня открылось второе дыхание (видимо, сказалось стремительное приближение к дому) — до Жуковского долетел с одной передышкой: после Нижнего Новгорода состоялся обед в кафе «У Ирины».
На южной объездной Владимира после Муромской развязки нас на сужении чуть не выпихнул с дороги, внезапно и резко ускорившись, неадекват на фуре с польскими номерами.
Преодолев затруднения перед Колокшей и Егорьевским шоссе, наш экипаж прибыл в Жуковский, где появилась возможность серьезно разгрузить «Пегаса» — на следующий день по пути в Минск автомобиль мчался непривычно легко, буквально «взлетая».
Четверг запомнился московскими пробками и хорошей погодой, а столицы республики Беларусь мы без приключений достигли 19 июля в 0 часов 30 минут.
В пятницу, попрощавшись с Наталией и закупив белорусских продуктов, я отправился домой по хорошо знакомой трассе М1.
Заправки 18 и 19 июля
Место заправки |
Одометр от старта |
Заправлено |
Цена за литр |
Жуковский (50rus) |
17850 |
36,0 л |
28.59 руб |
Сафоново (67rus) |
18188 |
24,8 л |
28.20 руб |
Толочин (BY) |
18477 |
18,4 л |
27.11 руб |
На въезде в Московскую область меня порадовал сотрудник ГИБДД, который помогал менять колесо одному из встречных водителей: именно помощь автомобилистам и другим участникам движения, на мой взгляд, является основной обязанностью ДПС, о чем многие из «представителей власти», к сожалению, стали забывать.
Дождливым вечером 19 июля в Жуковском еще одно незабываемое путешествие завершилось с поворотом ключа в замке зажигания «Пегаса».
Прибайкальская часть маршрута.
ИТОГИ
Общая продолжительность путешествия: 33 дня (17 июня 2013 — 19 июля 2013)
Из них по маршруту Минск — Байкал — Минск: 31 день
Общий пробег: ~ 20300 км
Минск — Байкал — Минск по одометру: 18634 км
Средний пробег за день: 615 км
Израсходовано топлива (Минск — Байкал — Минск, АИ-92): 1575 л
Средний расход: 8,45 л / 100 км
Суммарные затраты на поездку (2 человека) с учетом подготовки:~ 150 000 руб.
Из них на бензин: ~ 48 000 руб.
Средняя цена за литр: 27,96 руб.
Самый дорогой бензин: Магистральный (38rus) — 31,50 руб. за литр
Самый дешевый бензин: Катмыш (16rus) — 26,60 руб. за литр
На ремонт автомобиля и покрышку в дороге: ~ 6500 руб.
Проживание:
в гостиницах и мотелях — 19 ночевок;
в автомобиле — 5 ночевок;
у меня дома в Жуковском — 4 ночевки;
у Наталии дома в Минске — 2 ночевки;
в палатке на Байкале — 2 ночевки.
Питание:
в кафе 2-3 раза в сутки.
Нарушения ПДД: штрафов 500 руб.
Самая существенная поломка:
механический выход из строя кронштейна крепления поперечной тяги заднего моста (варился в Усть-Баргузине и Северобайкальске, усилен в Северобайкальске).
Список запасных частей и расходников, взятых с собой (с отметками о том, что пригодилось): ZIP.doc
Список снаряжения (основного, с отметками о том, что пригодилось): Equipment.doc
Мой список песен для магнитолы (515 треков): Songlist.txt
Навигация: «Яндекс-карты» (схемы всего маршрута были загружены заранее) в смартфоне HTC Wildfire S, Атлас автомобильных дорог России 2011 (7-15-30 километровка).
Фото и видео: Sony SLT-A57
Видеорегистратор: Eplutus DVR-218
Полный маршрут путешествия (в скобках — километраж от старта):
Видеоматериалы: плейлист YouTube