|
Здравствуйте. Несколько месяцев назад открыл для себя неизвестный ранее раздел на этом сайте — «Автопутешествия». Рассказов очень много, читать-не перечитать, но наибольший интерес вызвали рассказы про путешествия на Горный Алтай, который вроде бы и не так далеко от Новосибирска, но всегда манил загадочностью, а при мыслях о нем иногда даже пробегали мурашки :).
Начитавшись рассказов и насмотревшись фотографий красот Алтая, сильно загорелся желанием отправиться туда на своей машине. Больше всего хотелось съездить на перевал Кату-Ярык и опробовать свою машинку на нем, сможем ли спуститься и, главное, забраться на перевал?
Для повышения вероятности штурма Кату-Ярыка были куплены цепи противоскольжения на передние ведущие колеса. Опробовал монтаж-демонтаж цепей во дворе, вроде ничего сложного, лучше, перед тем как надевать цепь, поддомкратить колесо, иначе на неподвижной машине не удастся защелкнуть замок цепи, поскольку под нижнюю точку колеса цепь не продеть, и не хватит длины для защелкивания.
Приобрел дополнительно второй домкрат на случай, если вдруг что случится со штатным, да и лезть за штатным, когда загружен весь багажник — очень неудобно.
За пределы Новосибирска на машине прежде выезжал только на небольшие расстояния, здесь же предстоял приличный путь в районе двух тысяч километров туда-обратно. Были некоторые опасения насчет машины, как себя поведет при такой длительной поездке, не сломается ли что. А если сломается, то как быть. В Горно-Алтайске еще есть две службы эвакуации, а вот дальше... :)
Изначально были планы поехать на трех машинах, две из Новосибирска, моя Hyundai Accent и Nissan Primera товарища с работы, а в Барнауле к нам присоединится Nissan Terrano, который по любому вытащит нас из грязей любой глубины, так что можно не опасаться застрять? съехав с федералки :).
По времени были два варианта — либо три дня выходных на 1 мая, либо четыре дня выходных на 9 мая.
Второй вариант казался более интересным, поскольку две тысячи километров за три дня — довольно много, придется безвылазно ехать в машине с минимальными остановками, чтобы успеть добраться до Кату-Ярыка.
Но в последний рабочий день перед первыми тремя выходными оказалось, что на 9 мая товарищ с работы скорее всего не сможет поехать, а также и ребята с Барнаула, поэтому спешно рассматривался вариант поездки на первых три выходных, который в итоге тоже не удался.
Ко вторым майским выходным ничего не изменилось, и вместо трех запланированных машин решили выдвигаться на одной :).
Экипаж, три человека: я, товарищ с работы Артем и его жена Анжела. Четвертое место в машине оказалось незанято, хотя четвертого пассажира посадить было бы и некуда — к стандартной запаске в багажнике поставил еще одно зимнее колесо в салон, на всякий случай, а то читал про то, что были случаи возвращения с Алтая с двумя продырявленными колесами :).
В багажнике места под вещи было довольно мало, львиная доля пространства занята ящичками со всякими запчастями/расходниками, инструментами, лопатками/топорами и прочими вроде бы и не особо нужными в повседневной автомобильной жизни вещами, но иногда могущими оказаться очень кстати. Оставшаяся часть багажника была дополнена до отказа частью вещей, а большая их часть перекочевала на заднее сидение, где удачно уложенная — представляла вполне пригодное место для сна :).
Заехали в «Ленту», закупились едой и всякой мелочевкой, и двинули в путь в районе 12 часов дня.
По плану нужно было преодолеть в первый день 600 км, добраться до Семинского перевала, и заночевать на турбазе «Динамо».
Поначалу было пасмурно и погода не очень радовала, но ближе к Академгородку становилась лучше, а в Алтайский край въехали уже под яркие жаркие лучи солнца.
Не в первый раз уже замечаю, что в Алтайском крае дорога заметно лучше, чем в Новосибирской области, а перед Барнаулом участок километров 40 — так вообще сказка, по две полосы в каждом направлении и железобетонный разделитель. Но в этот раз почему-то практически все машины шли на этом участке в районе 90 км/ч. И хоть я и не любитель летать по трассе, и чаще всего передвигаюсь по трассе со скоростью 80-90 кмч, но на этом участке очень хотелось прокатиться километров 120-140, хотя бы немного. Ехать же пришлось ровненько 90, со скоростью потока, и все время думалось, что сейчас проедем препятствие в виде экипажа ДПС, из-за которого знающие люди и едут 90 км/ч, но экипажа нам не повстречалось, а этот шикарный участок трассы мы так и прошли со скоростью 90.
После Барнаула начал накрапывать дождь, а ближе к Бийску пошел уже приличный ливень, скорость пришлось временами снижать километров до 60. Фотографировать при такой погоде желания особо не было, поэтому до самой границы с Республикой Алтай не было сделано ни одного снимка.
Бийск был далеко позади, судя по километровым указателям, уже скоро должен был быть Горно-Алтайск, но стела на границе Алтайского края и Республики Алтай почему-то никак не появлялась.
В какой-то момент, когда ребята в очередной раз спали под шум дождя и мотора, слева от нас показалась первая гора, вся исписанная сообщениями типа «здесь был Вася» :).
Почувствовался дух гор, деревья вокруг стали зеленее, чем прежде, стало немного волнительно. Хотя деревья стали зеленее скорее всего после дождя, который смыл с них пыль, но даже при отсутствующем солнце пейзаж стал очень красочным и насыщенным.
До стелы «Республика Алтай» добрались где-то в 18-19 часов. За ней начинался самый настоящий и долгожданный Горный Алтай, который представлялся в мыслях каким-то другим миром.
Пока лазили на стелу, подъехали еще несколько машин, тоже постояли немного, пофотографировались и поехали дальше.
Справа от дороги протекает какая-то река. Я подумал, что это Бия, Катунь мне представлялась бурной горной рекой с леденючей водой, до которой нам еще ехать и ехать. Хотя и неизвестно, увидим мы ее или нет вообще. Но потом мы узнали, что это никакая не Бия, а самая настоящая Катунь. Вода в ней была не очень холодная, по крайней мере, при проверке руками. Купаться, конечно, было бы очень холодно :).
Уровень воды в Катуни показался очень низким, все побережье усыпало гладкими камешками, десятилетиями обтачиваемыми водой, и ширина побережья из камней превышает, на глаз, ширину реки, то есть уровень ее значительно упал по сравнению с тем что был когда-то раньше.
Помокнув минут 20 под дождем, пересекли границу Республики Алтай, до ее столицы оставалось всего несколько километров.
С первого раза поворот на столицу мы успешно проехали мимо, и когда отличный асфальт перешел в дребезжащую щебенку километров через пять после въезда в Майму, мы заподозрили что-то не то. Спас нас в этой ситуации gps в телефоне Артема, который указал, что поворот на Горно-Алтайск остался где-то позади. Пришлось возвращаться через Майму назад, но со второго раза поворот был найден и успешно преодолен.
Проехав по извилистой дороге вдоль скал, въехали в столицу Республики Алтай. Времени на изучение ее красот, к сожалению, у нас не было. До Семинского перевала оставалось еще почти 200 километров, а на часах был уже восьмой час. Да и не было никакой гарантии, что на Семинском перевале нас ждут, то есть, что мы найдем турбазу «Динамо», там окажутся свободные места и нам не придется ночевать в машине.
Поэтому по Дубль-гису Горного Алтая почти сразу была найдена запланированная ранее Мария-Ра, с целью немного докупиться и взять шашлыка, ведь какой Алтай без вечернего шашлыка! А везти его 10 часов из Новосиба было опасненько. Даже замороженные сосиски, положенные в «термопакет» китайского производства, давно уже оттаяли, шашлык бы точно не выдержал такого перегона из Новосиба.
Взяв замороженного шашлыка и приспособление для проигрывания mp-3 c флешки через прикуриватель, покинули этот чудесный город, в котором из любой его точки в нескольких направлениях виднеются огромные горы.
Проехали снова через Майму, и начался участок срезанного асфальта, солнце было уже очень низко, день близился к концу, а Интернет в телефоне Артема подсказал нам километровый указатель Семинского перевала — кажется 783, то есть нам нужно было еще преодолеть полторы сотни километров.
По правую стороны дороги вслед заходящему солнцу представился интересный и непонятный пейзаж — густой то ли дым, то ли пар, то ли что-то иное, покрывал горы на протяжении нескольких километров.
Становилось все темнее, и фотографировать было все хуже и хуже, вскоре свет фар уже не давал нужного освещения, и фотоаппарат давал стабильную черную картинку. Машин навстречу становилось все меньше и меньше, попутных почти не было, видимо, все, кто хоть немного планировал заранее поездку на Алтай на майские выходные, уже давно были в своих номерах/домиках на турбазах, а не ехали, как мы, в неизвестность по ночной горной дороге, слабо освещаемой светом фар :). Дорога стала довольно извилистая, поэтому ехали стабильно 60 км/ч, а через какое то время и того меньше — 40-50, когда стали огибать горы с постоянными крутыми поворотами.
Каждый встречавшийся километровый указатель вселял небольшую надежду, что мы все-таки доберемся до Семинского перевала, но каждый километр преодолевался все труднее. Проехали через несколько деревень, где, несмотря на отсутствие уличного освещения и уже позднее время, 22-23 часа, люди активно гуляли вдоль трассы, а где-то даже передвигались в нескольких километрах от этих деревень, где вокруг не было никаких других живых душ.
Километров за 20-30 до ожидаемого расположения Семинского перевала километровые указатели стали почему-то неразличимы, как будто стояли пустые столбики без надписей. А деревья по обе стороны от дороги приобрели какой-то странный окрас и стало немного светлее. Только спустя штук десять таких «пустых» столбиков километража мы догадались, что они не пустые, а просто занесены снегом!
Оказалось, что вокруг нас лежит снег, и по-видимому, минусовая температура.
Из Новосибирска мы выезжали при +10-+15 за бортом, здесь же вокруг нас был уже минус.
Неподалеку от предполагаемого расположения Семинского перевала нам повстречался небольшой отель, рядом с которым стояли несколько машин. Шанс на ночлег в кроватке вместо машины еще немного повысился — если не найдем перевал, то вернемся сюда, вдруг есть места.
Теперь покрыты снегом были уже не только деревья по обе стороны дороги, но и сама дорога, скорость пришлось снизить километров до 30, последние километры перед перевалом проходились все дольше и дольше, а в какой-то момент машина вообще стала отказываться ехать. Не было особого уклона на подъем, но на второй передаче ехать было невозможно, тяга моментально пропадала даже при газе в пол. Пришлось переключиться на первую передачу и, выжимая всю мощь из машины, с трудом забираться в горку с небольшим уклоном со скоростью 20-25 километров в час.
Километров через 5 показались долгожданные ворота по правую сторону дороги. На встречной стояли две машины с включенными фарами, как-то неестественно и близко расположенные друг к другу. Сначала возникла мысль, что они стукнулись на скользкой дороге, но вроде машины были без повреждения. Въехали в ворота и, пробираясь по все более заснеженной дороге, добрались до дома, похожего на общежитие. Холод пробрал очень быстро, здесь уже была сто процентов минусовая температура, в тонких джинсах и толстовке было не очень комфортно. В этом «общежитии», оказалось, все места заняты, но нам подсказали проехать чуть вправо и спросить в соседнем «общежитии». Дорога к нему была тоже хорошо занесена и с первого взгляда не видна.
К нашему огромному счастью, здесь еще остались несколько мест, в том числе трехместный номер, который наилучшим образом нам подходил.
Был уже первый час ночи, но, похоже, гостей здесь ждут круглосуточно :).
Возле здания стояло штук 15 машин, следов колес видно не было, значит, приехали они уже давно, а не, как мы, в первом часу ночи :). Большая часть машин была 54RUS, из Новосибирска, штук пять с Алтайского края, а одна аж с 197 регионом — Москва.
Изрядно побуксовав на летней резине по снегу, удалось забраться на уклон и протиснуться слева от крайней машины.
Уже хотелось спать, но шашлык был куплен, и его приготовления было не миновать, хотя никакого энтузиазма уже не было после полусуток езды. Но возникла проблема. Мангалы здесь есть, это хорошо. Но нами был куплен только древесный уголь, а вот жидкость для розжига мы не взяли. Не было также бумаги и дров.
Вскоре выход был найден. В качестве бумаги пошла обертка от угля, а найденные возле мангалов две крупных дровишки, посредством топора, который есть всегда в моей машинке, были успешно расколоты на более мелкие, и костер был зажжен, угли подготовлены, сосиски и шашлык пожарены :).
Около трех ночи легли спать.
Спать в незнакомом месте лично мне было очень плохо, и подушка не та, и кровать неудобная. Еще кто-нибудь постоянно норовит разбудить, то детишки из соседних номеров, то еще какие-то посторонние шумы. Хоть каким-то спасением были поролоновые «беруши». В 10:30, а по ощущениям, как будто уже ближе к вечеру, пришлось вставать, и где-то после двух часов сборов продолжить путь.
На Семинском перевале и его окрестностях началась метель, но по мере удаления от перевала становилась меньше, как и уменьшалось количество снега на обочине.
Следующим чек-пойнтом для нас был Акташ, населенный пункт примерно в 800 километрах от Новосибирска, где закончится асфальт, и наше путешествие продолжится по неизвестно какой дороге.
Почти сразу мы были остановлены стадом коров, переходившим дорогу неторопливо и вне зоны переходного перехода :).
Некоторые просто какое-то время стояли поперек проезжей части, в каких-то своих глубокомысленных раздумьях.
Но потом последние коровы благополучно пересекли проезжую часть, и мы после непродолжительного фотосета коров, поехали дальше.
Вскоре снег закончился, и температура поднялась выше нулевой отметки.
Становилось все теплее, и вскоре выглянуло солнце.
Проехали какой-то населенный пункт, по моему, Онгудай, и остановились возле кафешки, где по соседству припарковались еще несколько новосибирских машин. Одну из них — сиреневый Hyundai Solaris, встречали еще несколько раз по пути следования, и, по-моему, даже на обратном пути возле Черепаново, ну, или это был уже другой, вполне возможно, их сейчас много стало у нас :).
Спустились к речке, которая оказалась намного холоднее, чем вчерашняя Катунь. Искупаться в ней не было никакой даже теоретической возможности, мне кажется, температура воды в ней была близка к нулю.
Возле кафешки сидело милое мелкое создание, которое Анжела не смогла не погладить :).
Следующей точкой остановки был перевал Чике-Таман, правда, догадался о том, что это был Чике-Таман, я намного позже, ну, а на обратном пути в подтверждение этому уже увидел вывеску.
После Чике-Тамана был родник Кара-Суу, где под ёлками лежал снег, несмотря на уже довольно теплую погоду.
Интересные горы — сплошь покрытые чем-то сиреневым, наверно, сиренями :).
А дальше по-прежнему отличный асфальт, и красочный пейзаж вдоль крутых изгибов дороги, огибающей множество гор.
Горы вдалеке — гораздо выше, чем те, вдоль которых проходит дорога, и их вершины обильно покрыты снегом, значит, там уже отрицательная температура.
Проехали через несколько небольших деревушек. На первый взгляд — везде все аккуратно, чисто, не как в Новосибирске. Кажется, что народ более сознательный и не мусорит там же где живет. Но это на первый взгляд, не знаю как есть на самом деле.
В одной из деревушек остановились возле магазинчика, купили батарейки «Duracell». Я немного удивился, что здесь можно купить батарейки. После Горно-Алтайска жизнь представляется уже другой, намного меньше следов индустриализации, больше единения с природой. Поэтому даже батарейки вызывали у меня небольшое удивление. Но вс- таки это хорошо, что они здесь есть :). Как есть и немногочисленные шиномонтажки вдоль трассы М-52. И хоть дороги Республики Алтай на порядок лучше дорог Новосибирской области, вероятность пробить колесо нельзя исключать полностью, поэтому душа радуется при встрече каждой шиномонтажки :).
Порядка 150 километров перед Акташем была отличная солнечная погода, очень немного встречных и попутных машин, все встречавшиеся в основном уже 04 регион, машин с номерами Алтайского края и тем более Новосибирской области на их фоне очень немного.
По пути к Акташу под колесо попала белочка :(. Или какое-то другое небольшое рыженькое животное. Внезапно почесала через дорогу, оставалось наверно метров 20-30, предпринял торможение на рефлексе, но, то ли она в самый последний момент остановилась, то ли хз, попала под левое переднее колесо :((( Без шансов.
Думаю, надо было обруливать, может быть, был бы шанс. Но на рефлексе стал тормозить. Возможно, она бы успела перебежать, поскольку я снижал скорость, но остановилась, не знаю...
Если б обруливал, может быть, не попала бы..., или бы мы улетели с трассы, хз..., но скорость была 60-80, может, и не улетели бы. Но времени на обдумывание не было, была пара секунд, и их не хватило :((.
В Акташе были в 18 часов. Около 200 километров ехали 5-6 часов, хотя ехали по ощущениям довольно быстро.
В третий раз дозаправились. Первый раз на «Лукойле» перед Горно-Алтайском, второй раз этой же ночью на 300 руб. на всякий случай на внезапно повстречавшейся «Роснефти», и третий раз здесь, на полбака.
На этом закончился отличный асфальт, свернули налево по указателю на Улаган. Судя по гугл-мапсам, до Кату-Ярыка после поворота на Акташе было 180 километров. Учитывая скорую кончину асфальта, обрисовывалась перспектива добраться туда, в лучшем случае в полночь. И если на Семинском перевале нам повезло и место для ночлега было, по поводу турбазы «Кату-Ярык» были большие сомнения.
Но делать было нечего, других вариантов не было, да и потенциальная возможность ночевки в машине не сильно пугала.
Проехали сам Акташ, он находится уже после поворота с трассы М-52, и дорога здесь еще асфальтирована, но километров через пять, где он уже заканчивается, дальше только грунтовка, которая в самом начале очень не понравилась. Перспектива ехать 180 км вдоль гор на границе с пропастями не очень прельщала.
Здесь протекает какая-то узенькая речка, но очень бурная, поскольку протекает через приличных размеров валуны.
Вскоре настал первый момент, когда нам пригодились цепи на колеса. По грунтовке мы еще почти не успели проехать, и какая будет дальше дорога — не представлялось. Навыка езды по горной грунтовке пока еще не было. Поэтому при попытке зайти на немного влажную горку на второй передаче скорость стала резко падать, а мощность теряться, пока переключался на первую передачу, скорость упала еще сильней, и даже на 1 передаче машина не пошла, остановилась с буксом.
Вспомнился навык надевания цепей во дворе, 3-5 минут домкрачивания и надевания цепей — и машинка зашла на первой передаче в горку, как трактор, без особых напрягов и с большим запасом мощности.
Дальше снова изгибы вокруг гор, но уже на очень небольшой скорости по грунтовой дороге.
Вокруг уже снова вовсю лежит снег, температура падает, пришлось надевать курточку при выходе из машины. Вдали величественные заснеженные горы. Артем все время мечтал о том, как хорошо можно на них покататься на борде :).
До ближайшего населенного пункта 60 километров. Впереди Улаган, который вызывал некоторое опасение, после прочтения отзывов на Drom.ru. Представлялся страшным местом, где живут людоеды :)/ Не помню уже, что конкретно про него читал, но некоторый страх перед ним присутствовал все 60 км пути. А еще про него помню, что там не стоит заправляться, последняя заправка перед Кату-Ярыком на Акташе, где мы и заправились перед поворотом с трассы М-52. Между тем, заправщик на Акташе подтвердил слова о том, что в Улагане лучше не заправляться.
А еще он дал визитку, где можно переночевать в районе Акташа, которой мы потом и воспользовались в третью ночь пребывания на Алтае. Но пока был еще второй день.
Вернее вечер. На протяжении этих 60 км были непрерывные спуски и подъемы. Я побаивался за тормоза. Несколько раз останавливался на 5-10 минут постоять, чтобы тормозные диски хоть немного остыли, а были они обжигающим кипятком.
Артем с Анжелой в это время в основном спали :).
Несколько раз встречались непродолжительные участки асфальта, на которых, правда, можно было разогнаться километров до 80. Но потом снова грунтовка. Или гравийка. Не знаю, как правильно. Да и покрытие, скорее, было тоже непостоянным. Где просто грунтовка, где с камнями, в общем, скорость по такой дороге была километров 30-40.
Улаган проехали уже под последними лучами заходящего солнца.
Через несколько километров был еще один населенный пункт, Балыктуюль. Его название мы так и не смогли запомнить, да и то название, что было написано при въезде, отличается от того, что указано в гугл-мапсе, и от того, как его называют местные. Поэтому, как правильно называется этот населенный пункт неизвестно :). У нас за все время пребывания там было как минимум штук пять различных вариантов произношения: Бактюгуль, Балыктюгуль, Балактюоль и прочие :).
В Балыктуюле даже есть продуктовый магазин, какое-то сооружение с вывеской «Шиномонтаж» и указанным номером мобильного телефона, да и еще какие-то коммуникации, уже не помню. Все они опять же вызывали у меня некое удивление, также как магазин, где мы купили батарейки. А еще мужик выходил из магазина и нес тетрапак какого-то неведомого сока, это вообще повергло меня в шок — здесь есть даже тетрапаки :). В общем, тут живут такие же люди, и это было хоть и удивление, но приятное :).
В Улагане есть, кстати, даже здание с вывеской «Сбербанка», а на каком-то доме висит флаг Oriflame, гостиница небольшая есть, помоему школа, и еще какие-то постройки, скорее всего это центр поселка. Отделение полиции даже есть, там была припаркована полицейская Нива, а на следующий день еще Уазик и еще какая-то машина.
Балыктуюль мы покидали часов в 10 вечера. И тут произошла наша большая ошибка. Вернее ошибка гугл-мапса. Судя по нему, после Балыктуюля надо проехать около 120 километров, чтобы попасть на Кату-Ярык. Проехать населенный пункт, кажется, Паспарта, обогнуть вдоль берега озера, и будет Кату-Ярык.
Но гугл-мапс нагло врет. Нет там дороги. Хотя может и есть, но на Кату-Ярык ездят не там. И не 120 км а всего лишь 30 после Балыктуюля. Просто в центре Балыктуюля надо повернуть направо, а не проехать прямо по “главной” дороге, как мы поехали. Но там нет никаких указателей, поэтому догадаться об этом невозможно, да и в сумерках мы и не видели этого поворота.
После Балыктуюля гравийка стала еще ухабистей. Шансов добраться к полуночи уже совсем не было, впереди почти 120 км, скорость движения 20-30 кмч, дорога все хуже, связь МТС/Мегафон/Теле2 снова пропала.
Единственной радостью оказалось внезапное наблюдение Артема, что gps работает и без Интернета, на уже прогруженных картах показывает, что мы движемся вроде бы в верном направлении, в сторону последнего по ходу движения на Кату-Ярык населенного пункта Паспарта.
Дорога на Паспарту становилась все таинственнее и страшнее, особенно в свете того, что днем много разговаривали про всякие фильмы ужастиков. Анжела спала, а нам с Артемом стало казаться, как будто мы движемся по сюжету какого-то фильма ужасов :).
Вокруг темень, но в полной темноте фары светят гораздо лучше, чем в сумерках, начались частые спуски-подъемы, еще круче, чем встречались нам до этого. Такое ощущение, что мы спускаемся к подножию горы, потому что спуски все-таки преобладали. Слева и справа густой лес, а мы спускаемся в неизвестность. После пары очередных спусков возникла четкая уверенность, что если окажется, что мы движемся в неправильном направлении, обратно по этим склонам нам уже не заехать. Это придавало еще большей реалистичности нашему «фильму ужасов».
Где-то через час после Балыктуюля, проехав километров 20-30, увидели вдали проблески света. Вообще, на протяжении этого часа мы несколько раз поначалу принимали установленные знаки крутого поворота или уклона за какой-то свет, в надежде доехать до кого-нибудь живого. Но теперь вдали виднелись реальные огоньки. До них оставалось уже немного.
Вскоре пришлось испытать еще больший ужас. Дальше дороги нет. Дорога закончилась, впереди глубокий снег, и какая-то псевдоколея, то ли от трактора, то ли хз, по которой вряд ли пройдет даже самый лифтованный джип. Что уж говорить про нас.
Пошли на разведку местности. На улице снова мороз, температура скорее всего недалека от нуля, раз столько много снега вокруг. Чуть вдали протекает и урчит ручей. Через ручей уж точно нет дороги. Но как же люди добираются в Паспарту? И тут внезапно позади нас метрах в 50-100 быстро пролетел вбок свет фар. Значит, дорога есть! Но что за машина там была? Вполне возможно, что какая-нибудь «Нива» или Уазик. По таким дорогам только на них и проедешь. Вернулись эти метры назад, с трудом разглядели еле уловимую колею под наклоном и попробовали проехать по ней, но метров через 30 уткнулись в еще большую колею, по которой нам уже дороги нет.
И тут снова фары, но с другой стороны — кто-то выезжает из Паспарты. Я включаю аварийку, моргаю дальним, Артем бежит с фонариком наперерез, дабы остановить таинственную машину и спросить дорогу, но она не останавливается.
Все, мы в полной печали. Анжела проснулась, молчит, вроде держится, но чувствуется, что ей тоже очень не по себе, как и нам.
Слева от ручья (уже точно не помню расположение снега/ручья/колей и прочего относительно друг друга) Артем приметил еще одну колею, проходящую через небольшие ухабы и «брод» — небольшую лужу неизвестной глубины.
После моего намерения возвращаться в Балыктуюсь и уже разворота машины, Артем-таки убедил меня штурмовать брод. Иначе Кату-Ярыка нам уже не увидеть, тупо не хватит времени. Померили палкой лужу — вроде неглубоко, попыхтели с цепями — грунт неровный и под домкратом все время стремился провалиться, но цепи-таки надели и проехали через эту лужу, тем самым оказавшись на окраине Паспарты.
По обе стороны дороги нас встретило множество лежащих на травке коров, в непонятках смотрящих на нас, кто мы такие и зачем сюда приехали :).
«Коровы-людоеды», — подумал я :).
Потихоньку проехали между коров, дабы их не задавить, и въехали в деревню. Домов много, везде горит свет, но на улице никого. Для сравнения, в первую ночь, по пути на Семинский перевал, в 22-23 часа было много народу в некоторых деревеньках, которые мы проезжали по М-52, гуляющих вдоль дороги. Здесь же ни одной живой души. Проехали немного по деревне, на объездную дорога не очень похожа. Вдали виднелся костер, подъехали к нему — никого. Очень таинственная деревня.
Вычитал когда-то, что вместо биты в машине лучше иметь баллонник, к нему не прикапаются в случае чего, потому полез в багажник. Но над баллонником была куча вещей и за примлемое время достать его не представлялось возможности, поэтому дал Артему штырь от домкрата (цепи и домкрат, а потом еще куча всякого мусора :) половину дороги путешествовали у Артема в ногах переднего пассажира, доставляя много неудобств), а себе достал из ящичка с инструментами из багажника молоток, сунул его в штаны :).
И пошли знакомиться с местными, вернее, попытаться узнать, куда нам ехать дальше :).
Где-то гавкала собака, так что встретить собаку можно было по идее в любом дворе, но набравшись смелости отворили калитку и зашли во двор одного из домов. При этом машина уже стояла развернутая, в направлении коров, чтобы можно было, как можно быстрее, дать по газам. В общем, постучали в окошко, и, на удивление, не вышел никакой людоед :). К нам, вооруженным штырем от домкрата и молотком, вышла симпатичная алтайка в тоненьком красном халате. А мороз-то был на улице уже приличный.
Стало неловко за штырь и молоток, но вроде их не было видно :).
Узнали мы, что поехали неправильно еще в самом Балыктуюле, и, делать нечего, — надо возвращаться обратно, штурмовать крутые спуски, которые теперь выступят в качестве таких же крутых подъемов.
Часы тем временем снова перевалили за полночь.
По дороге обратно навстречу прошла «Нива», остановилась, вышел алтаец, поздоровался, спросил, что случилось. Ответили, что заблудились, но уже поняли, куда ехать. На что он потом даже предложил проводить и сказал, что он хозяин гостиницы и за 400 руб. с человека можно переночевать в Балыктуюле. Но мне почему-то такая идея не понравилась, наверно, сказывалась близость Балыктуюля с Улаганом. Хотя и в Улагане ничего страшно я так и не увидел. Но у страха глаза велики. Попрощались — разъехались.
Да, в самом еще начале алтаец спросил прикурить. Я подумал было, что щас начнется какой-то развод :). Этого нам еще только не хватало. По горной дороге на плохо известной местности от «Нивы» нам точно не уйти. Прикуриватель-то небось есть в каждой машине, неужто у него нет? Ну, в общем прикурил ему своим прикуривателем, а развода никакого не последовало :).
Дальнейший путь предполагался такой — возвращение на Акташ для дозаправки, потому что с учетом крюка и изначально предполагавшихся 2 х (120+60) = 360 км от Акташа до Кату-Ярыка и обратно, нам на этом баке, скорее всего, не пройти. Да и чтобы узнать, где в Балыктуюле свернуть на Кату-Ярык, все равно надо ждать утра, так что очередной крюк до заправки и обратно погоды не сделает.
Начало сильно рубить спать. Раньше я не понимал, как можно уснуть за рулем, но когда приобрел некоторый опыт вождения (права я получил 3,5 года назад, а машинка у меня чуть более 2,5 лет), стал четко понимать, что уснуть за рулем — проще простого. Бог пока миловал, иначе бы сейчас наверно не писал этого отчета, но много раз осознавал, что если вот щас закрыть глаза — не пройдет и минуты (при условии, что никуда не врежешься) — и по-любому заснешь. И также осознавал, что практически не могу контролировать себя, чтобы не заснуть. То есть вот сейчас я в сознании, а оно внезапно может пропасть, и я этого не замечу — и, соответственно, скорее всего уже об этом не узнаю.
Поэтому, когда конкретно прижало — остановился и предпринял попытку заснуть. Но в сидячем положении заснуть никак не получается. Попробовал поехать дальше — немного проехал, впереди еще 60 км до Акташа, это 2-3 часа езды. Точно не осилить. Вторая попытка — безрезультатно. После каждой попытки чуток приободрялся, но ненадолго.
Проехали еще одно аномальное место, аналогичное месту перед Семинским перевалом, где машина «ниедет» — на первой передаче при газ в пол с трудом на скорости 25-30 км/ч заходим в некрутую горку. Здесь какая-то широкая площадка, деревья, все перевязанные белыми (правда, они уже давно поменяли цвет и возможно начали гнить) ленточками — какое-то памятное/заповедное место.
Вытащил зимнее колесо из салона, положил под машину, чтобы не уперли :). Откинул сидушку, закрыл центральный замок и задремал. Вскоре стало холодать в салоне, а спать при заведенной машине опасаюсь. Забор снаружи делать вроде нельзя — при неудачном направлении ветра весь выхлоп может затянуть в салон. Но ведь и при рециркуляции воздуха из салона, если стоишь за КамАЗом, все равно же немного попадает. Камаз-то ладно, а тут, пока спишь, кто его знает, сколько выхлопа может затянуть даже при рециркуляции. Потому двигатель заглушил и спустя какое-то время стало холодно, накинул на себя ветровку и зимнюю куртку, и в таких спартанских условиях в полусидячем положении подремал часа три.
Время было примерно три ночи, когда окончательно проснулся — 6:30, шел сильный снег, стекла все затянуло. Завел двигатель, прогрел немного салон, думал, заглушить и еще хоть немного подремать, но больше не смог. С краснючими глазами и раскалывающейся головой продолжил путь. Хотел принять цитрамону из аптечки, но в ней пролился нашатырь, запах в аптечке стоял ого-го, цитрамон пить не рискнул.
До Акташа было 28 километров, меньше, чем за час, вернулись на Акташ. Дозаправились. Наступил третий день нашего пребывания на Алтае.
Кату-Ярык ждет нас! Теперь мы точно найдем дорогу. Тяжело, конечно, первая ночь 7 часов, вторая непонятно как — три часа, с небольшими остановками — все время за рулем. Но дело того стоит!
Пока возвращались до Акташа на заправку, шел снег. Но машина шла на летней резине вполне уверенно. Дорога покрылась уже приличным слоем снега.
Когда снова поехали от Акташа по направлению на Улаган и Батыктуюль, в какой-то момент после остановки для разъезда со встречной машиной снова понадобились цепи — не смогли стартануть при небольшом уклоне в горку — теперь машина не буксовала, а скользила по снегу. Причем, в какой-то момент после попытки тронуться, нажал тормоз, колеса заблокировались, а машина немного скатилась на заблокированных колесах вниз. Было неприятно потерять, хоть и на секунду, контроль над машиной. Но на цепях по снегу гребли на ура, не хуже, чем на зимней резине. Преодолев несколько заснеженных километров, цепи снова сняли. Зима сменилась оттепелью.
Снова появились нарушители правил дорожного движения.
А вскоре снег закончился, зима сменилась осенью или весной.
Когда снимали цепи, нас обошла «Короллка» с новосибирскими номерами. Спустя где-то час повстречали ее в Балыктуюле, где вместе свернули на нужном повороте в сторону Кату-Ярыка. Все, теперь точно не должны заблудиться. Весна/осень сменилась жарким летом, единственным недочетом была дорога — трясущаяся-претрясущаяся гравийка, скорость 30-40, в салоне дребезжит ВСЁ.
Печаль преподнес фотоаппарат. Тех батареек, которые купили в алтайском магазинчике, хватило ненадолго. Зарядника для аккумуляторов тоже не было. Где-то треть последних снимков были сделаны благодаря ручной зарядке аккумуляторов постукиванием друг по другу :).
После Балыктуюля и до Кату-Ярыка окружали красотейшие пейзажи.
Уже на подъезде повтречали «Фокуса» и «Патриота», тоже с Новосиба, тоже в первый раз ехавших на Кату-Ярык.
До Кату-Ярыка осталось совсем чуть-чуть.
Один джип тащит на жесткой сцепке другого. Видимо, не каждому под силу преодолеть Кату-Ярык. А может, вообще не связанная с Кату-Ярыком поломка….
До главной точки поездки считанные сотни метров!
А вот и он! Великий и могучий, Кату-Ярык! 800 метров спуска на 3 500 пути.
Будущие покорители спуска и подъема. Правда, из этих трех машинок подъем смог преодолеть только «Сорентик» :).
Основной ракурс для фоток Кату-Ярыка в интернетах.
С противоположной стороны по скале течет водопад.
Цепи снова разместились там, где они должны быть — на передних колесах. На спуск! Поехали!
Вот она, моя Хуня :).
Отдыхает, остужает тормоза.
Анжела не побоялась и на одном из разворотов на спуске, полезла почти по отвесной скале вниз — пофотаться :). Артем последовал ее примеру. А я не захотел оставлять машинку одну.
А это по-моему на последнем пролете — при подъеме самый первый, самый труднопроходимый.
На краю пропасти. Внизу виднеется река Чулышман.
Каменные постройки.
Долина реки Чулышман.
На перевале снова оказалось много машин с новосибирскими номерами. Как только мы подъехали, процесс покорения Кату-Ярыка был в самом разгаре — кто-то потихоньку спускался вниз, кого-то тянули вверх джипы.
Спускаться было тяжело и немного нервно. Боялся за тормоза, как бы не отказали. Почти на каждом развороте останавливались немного постоять и остудить тормоза. Тормозные диски были раскалены, пахло тормозами, как первое время после замены колодок.
Когда менял колодки, первое время часто после 5-10 километров поливал колеса водой, все шипело и парило. Но потом кто-то сказал, что нельзя так делать, поливать раскаленный металл холодной водой, он может треснуть. Рисковать тормозными дисками в почти тысяче километров от дома не хотелось, потому при спуске останавливались часто.
Еще слышал совет, что надо не постоянно держать тормоз, а чередовать нажатия и отпускания. Этим советом тоже воспользовался при спуске. Правда «Форд», который спускался на некоторых пролетах перед нами, шел с постоянно выжатым тормозом.
В паре участков, наверно там, где уклон круче всего, за мгновение отпускания тормоза машина успевала, как мне казалось, прилично разогнаться, и даже тормоз в пол не останавливал ее полностью, и она продолжала ехать.
После спуска сильно воняло тормозами, но, слава Богу, они не отказали. У «Форда» диски были тоже раскаленные, но тормозами не воняло.
Для дальнейшего развития событий было два варианта — возвращаться по той же дороге, что и приехали, или попробовать проехать через долину реки Чулышман и выйти на Телецкое озеро, проехать озеро и остановиться на ночь в Шерегеше.
Путь через Телецкое озеро мне не очень нравился, поскольку за время поездки наслышались про броды, которые нужно будет преодолевать, хотя все-таки проехать вроде было можно. Но потом узнали от местных, что Телецкое не объехать, а можно только переправиться на пароме, для чего нужно набрать минимум машин десять. В общем, дорога через Телецкое отменялась, поэтому дальнейший путь начинался с преодоления подъема на Кату-Ярык.
На самом деле, даже если бы было принято решение возвращаться через Телецкое озеро, на Кату-Ярык мы бы все равно попробовали подняться, а потом спуститься второй раз и поехать на Телецкое. Потому что лично для меня главной целью поездки было забраться на Кату-Ярык своим ходом. Ну или хотя бы попробовать :).
Пока мы спускались, навстречу нам поднялась своим ходом «Королла», вэдовая или нет — не знаю. Если уж «Королла» забралась, то нам на цепях сам Бог велел!
Перед нами попытку преодолеть подъем сделал «Фокус». Но подняться у него не получилось. Несколько раз он пробовал тронуться возле самой крутой точки подъема, но заехать не удалось, колеса стали зарываться.
После «Фокуса» попытку забраться предприняли мы. Поначалу машина пошла довольно бодро, на газ я жал почти в пол, но чем выше мы заходили — тем сильнее колеса начинали грести камни, камни летели и нещадно били по аркам и днищу. В какой-то момент понадобилось еще прибавить газу, что привело к лавинообразному увеличению потока камней из-под колес. Пришлось останавливаться и тоже спускаться назад. Спускаться задним ходом было гораздо более неприятно, чем передним. Сцепление пришлось держать выжатым, а потом, поняв бессмысленность выжатого сцепления, воткнул нейтралку. На задней передаче спускаться я не смог, слишком уж быстро машина бы пошла при отпущенном сцеплении, а в некоторых местах приходилось останавливаться и продвигаться практически по миллиметру, дабы не зацепить брюхом камни. Артем вышел из машины и контролировал спуск.
К этому времени внизу перевала уже не осталось машин, все разъехались, остались мы с «Фордом». Водитель «Форда» нашел красный пикап возле Шишиги, которая раньше тянула всех наверх, а сейчас, как я понял, стоит недвижимая с поломанным движком. Красный пикап вытянул «Форд» на первый самый крутой подъем, а после спустился за нами.
Почти все время буксировки трос висел ненатянутый, за исключением пары самых крутых точек подъема, окруженных множеством камней, остальная часть подъема была намного проще, и можно было с небольшим нажатием педали газа подниматься самому.
Возможно, что в данном случае цепи сыграли даже отрицательную роль, гребя огромное количество камней. Потом я уже подумал, что если бы не было цепей, то была бы небольшая вероятность, что удалось бы забраться своим ходом, поскольку пришлось остановиться именно из-за большого потока отбивающих по машине камней.
Хотя в этих самых крутых и каменистых точках подъема, где при буксировке я приотпускал газ, чтобы не грести сильно камни и пройти их на тросе, в любом случае пришлось бы сбрасывать газ, потому что в этих местах дорога плохая, есть небольшие ямки и кое-где лежат довольно крупные камни. Если не сбрасывать газ и пройти на скорости, можно что-нибудь себе пробить, а если сбросить газ, будь то на цепях или нет, то потом колеса скорее всего уйдут в букс. В общем, в первый раз штурмовать подъем Кату-Ярык на переднем приводе тяжело. Если после первой попытки пройтись пешком через первый подъем, то, быть может, можно придумать тактику преодолевания этого самого крутого пролета, но после того, как нас затащили джипом на первый пролет, мыслей пойти пройтись пешком и проанализировать ситуацию не возникало, хотелось поскорее достигнуть вершины и отдохнуть.
После первого пролета пикап покинул нас, и дальше добрались уже своим ходом. Правда, в одном месте я уже немного расслабился и, видимо, уменьшил газ, в результате чего машине не хватило тяги, и пришлось спускаться до начала текущего пролета, чтобы стартануть с полным газом. А еще в одном месте потом снова не хватило тяги, но там спускаться до начала пролета было уже далеко и неприятно. После того как 2-3 раза заглох при трогании, паля сцепление при полувыжатой педали сцепления и газе в пол, все-таки удалось стартануть в горку.
Сразу включил печку на максимум, а через 2-3 пролета остановился дать движку отдохнуть. Но все равно стрелка температуры охлаждающей жидкости поднялась на пару миллиметров. Через полминуты-минуту опустилась, и мы доехали до вершины.
Артем и Анжела пошли снова фотографироваться на вершине перевала, а я просто просидел в машине минут 20, поскольку сильно выдохся при подъеме.
После Кату-Ярыка все казавшиеся крутыми по пути к нему спуски-подъемы преодолевались на обратном пути на ура, и вовсе не казались уже крутыми :).
Главная точка путешествия была достигнута, и после этого оставалась по сути уже одна цель — вернуться домой.
Обратно выдвинулись где-то в 18 часов третьего дня, до Акташа путь в 90 км преодолели часа за 4. Хорошо бы было проехать еще 200 км и заночевать снова на Семинском перевале, а заночевать в кровати, а не в машине было крайней необходимостью, еще одну «ночь» в машине я бы не выдержал.
Но, учитывая нашу скорость в 40-50 км/ч после выезда на М-52, мы бы добрались туда часа в три ночи. А спать уже хотелось и чувствовалась большая усталость. Быстрее ехать было некомфортно даже при дальнем свете фар. Кроме того, раз в несколько минут проезжала машина навстречу, и, сколько ни моргай им дальним, — они его не выключают. Даже если потом сам включишь дальний и светишь ему в лоб. Такой вот менталитет.
Поэтому пять часов езды до Семинского перевала не представлялись возможными, и тут, как нельзя кстати, пригодился телефончик, который нам дал заправщик на Акташе, когда мы во второй день проездки спросили у него, нет ли поблизости места, где можно переночевать. Проехали километров 5 по М-52, через населенный пункт Чибит, свернули с трассы и через примерно километр была турбаза, где нас приняли за 400 рублей с человека.
Правда по сравнению с Семинским перевалом, в комнате были только кровати и умывальник, такой какие обычно ставят на даче. И было гораздо холоднее, отопления тоже, конечно, не было. Но это были мелочи, главное, что тут была кровать и удалось поспать часов 7.
В 7:18 утра четвертого дня выдвинулись на финишную прямую в 800 километров. За ночь успел выпасть снег, всю машину занесло снегом, зеркала пришлось оттаивать руками, они были покрыты плотным сантиметровым слоем снега. А зимнюю щетку, которая у меня катается в багажнике круглый год, я вытащил перед поездкой. Хотя она занимала очень немного места, но я был стопроцентно уверен, что она не пригодится, оказалось же, что она была бы очень кстати, но увы :).
Снежная дорога продолжалась километров 50-100, дальше началась снова весна/осень.
Правда ближе к Семинскому перевалу традиционно похолодало, проезжую часть немного заснежило. И здесь мы первый раз за поездку увидели ДТП — на скользкой дороге «Тойота» пошла на обгон «15-ки», что-то произошло, «Тойота» ударилась левым крылом об встречный отбойник, оторвало крыло и пробило заднее левое колесо, а «15-ка» оказалась на обочине.
Этот кадр был снят из машины, поэтому не было слышно, что нам сказали. А может и не нам вообще. Но предположительно было сказано: «Дай фотик позвонить, а?». :)
Вышли узнать все ли целы, не нужна ли помощь, на что, получив ответ, что все ок, сели в машину и поехали дальше. Времени у нас было в обрез. Колесо на «Тойоте» уже было поменяно на банан, рядом стоял полицейский «Рено-Логан», который обогнал нас до Семинского перевала, и УАЗик, который, видимо, потом вытаскивал «15-ку» из сугроба.
В Республике Алтай знаки-ограничители скорости движения расставлены очень грамотно. Если у нас на отличной ровной дороге могут понатыкать на большом протяжении знак «70», то на Алтае знаки всегда кстати, будь то «70», «50» или «40». Они стоят там, где реально надо снизить скорость, например из-за крутого поворота. И хоть притормозив перед поворотом, выйти из него спокойно можно километров на 20 больше, чем указано на знаке, такие знаки хотя бы просто предупреждают об опасности, а дальше уже каждый решает сам, проехать ему немного со скоростью 40, или, войдя в поворот, начать ускоряться до 60-80.
На обратном пути заряд в фотике окончательно сел, уже не помогали постукивания аккумуляторов друг об друга, поэтому фоток было сделано очень немного.
После Горно-Алтайска до самого Бийска тянулся красочный зеленый пейзаж, освещенный жарким солнцем. Разница температуры за бортом с той, что была часов 5-6 назад, была наверно градусов в 15.
Между Бийском и Барнаулом догнали оранжевого «москвичонка», с бородатым дедом за рулем, которого с удивлением встретили навстречу во второй день поездки за 700 км от Новосиба, когда двигались по направлению на Акташ. А номера то у него были 54RUS.
Вроде бы «москвичонок», а преодолел такой большой путь. Хотя выглядел он довольно бодро.
Пока ехали на Алтай, и обратно до Горно-Алтайска, по-моему, я не видел ни одного экипажа ДПС, по дороге же от Горно-Алтайска до Новосиба на обратном пути, их повстречалось штук 6-7, но почти каждый раз встречные за несколько километров уже моргали об опасности :). Проехав же ДПС, моргал уже я на протяжении минут пяти, они стояли в основном на встречной :).
Дорога от Акташа до Новосибирска, а это почти 800 километров, была преодолена в 19:50, спустя 12 с половиной часов после выезда. Останавливались мы за это время раз пять, с общей продолжительностью наверно часа полтора, то есть чистого времени движения было примерно 11 часов. Средняя скорость в районе 70 км/ч. Я считаю, очень быстро, потому что при стабильной скорости 80 туда, обратно уже ехали 90-110.
Поездка мне очень понравилась. За рулем, конечно, не разглядеть всего, что можно разглядеть пассажиром, но все равно наш путь проходил через очень красивые места, и они, думаю, надолго отложились в памяти. Можно сказать, что это чуть ли не первая моя поездка за пределы Новосибирска, и сразу на две тысячи километров суммарного пути. От последней заправки в Новосибе до дома Артема и Анжелы одометр намерял 2 045 километров. За весь путь ничего не сломалось и не отвалилось, тьфу-тьфу-тьфу. Вторая запаска, как и первая, не пригодились, хотя иной раз приходилось проезжать по направлениям, с трудом называемым дорогой :).
Бензина было потрачено в районе 150 литров, порадовал средний расход — 7,5 на сотню. Особенно, если учесть, что от Акташа до Кату-Ярыка машина ехала чаще всего на 1-2 передаче.
Большая часть времени была проведена в машине, но даже при этом мимо нас пролетела только небольшая часть красивейших мест Горного Алтая, не были посещены Чемал, Телецкое озеро, гора Белуха и другие. Но для первого раза я все же считаю поездку очень удачной, главная для меня цель поездки была достигнута, хоть и преодолена на буксировочном тросу :).
Спасибо за внимание. Хороших всем дорог и интересных поездок!