|
МАРШРУТ:
Белгород-Днестровский—Одесса—Киев—Суздаль—Нижний Новгород—Ульяновск—Одесса—Белгород — Днестровский.
2009 год
Транспорт: Dacia Logan 2006 г.в.,V-1400 см 3.
Экипаж: Я+ жена Татьяна (штурман, стюардесса, эскорт-услуги и т.п.).
Ехать в Россию в Ульяновск, на родину, к моим родителям собирались давно. Не могли решить, на машине, или поездом. Но наши сомнения развеяла неприятная случайность. Мама сломала ногу у себя в Ульяновске, поэтому машина нам там явно не помешает.
Решено! Июль 2009 года.
Первый раз так далеко на машине… Как себя будет вести?
В принципе, в своей трехлетней «Dacia Logan» я не сомневался. За это время она проявила себя надежной неубиваемой машиной. Просто, ехать далеко, всякое может случиться, а я копаться в машине не люблю, да и не умею… В этом я мало, чем отличаюсь от среднестатистической авто-блондинки, хотя я толстый, лысый дядя с солидным внешним видом.
Поменял жидкости, масла, продефектовал машину на СТО, поставил новую резину…
Купил спойлер. Зачем? Спросите что-то полегче! «Тюкнуло» что-то в голову, пока по автобазару ходил, вот и взял по дешевке, купившись на уговоры продавца… Красивше, блин! Весь последний день «мудохались» в гараже — красили его, потом мастер Петя присобачил его на багажник, подсоединил повторители стопа, закрепил какой-то супермастикой к крышке… В общем, нашел я себе на голову геморрой. Закончили поздно вечером перед выездом, и очень довольный спортивным видом машины, я поехал грузиться.
Загрузили машину по «самое не могу», только вина и коньяка литров 20 на подарки. Терзали сомнения — как пропустят на границе? Но, с другой стороны, — приехать из винного края в Россию без вина — нас не поймут… Или, что еще глупее, покупать его там на месте…
Плюс куча шмоток, пледы, подушки, два хороших немецких термоса с чаем-кофе, мангальчик, уголь, палатка, спальник, продукты в новой большой сумке-холодильнике с кучей полезных штучек — вилок, тарелок, стаканов и т.п. в ее комплекте (вместо хладагента используем замороженные *полторашки* с напитками-«два в одном» и температуру держат и сами не тают… ). К слову, сумка оправдала себя на 100%, несмотря на то, что открывали ее по ходу часто. Почти до двух суток, внутри нее было еще относительно прохладно, и из продуктов ничего не испортилось, сьели все Рекомендую.
Выезжать решили с рассветом, чтобы большую часть пути до Киева проделать до наступления жары («кондера» в машине, увы, нет, и позже мы это прочувствовали), к тому же дороги посвободнее, что дает возможность спокойнее втянуться в путь.
Закрыли квартиру, расцеловали кошку. Немного волнительно…
Стартовали в 3:30 утра из Белгорода-Днестровского. До объездной дороги в Одессе доехали за час (через с. Маяки), трасса свободная, качественная. Светает.
Проехали через *клеверный* мост на обьездной в Одессе — новый, красивый и широкий (турки строили) — удобная развязка… И вперед на Киев!
ОДЕССА—КИЕВ
Трасса отличная, широкая, по две полосы с разделительной все 480 км. Так и тянет вдавить газ, но во первых, мы не торопимся, и изначально решили путешествовать в эконом-режиме расхода горючего, а во вторых, на трассе *орлы* с радарами, несмотря на ночь, торчат с завидной регулярностью. Необходимо быть внимательным.
Заправок много. Качество дороги неплохое, но уже сейчас, через несколько лет после ввода в эксплуатацию, можно легко различить участки трассы, которые строили турки, а которые лепили наши… Увы, «наши» участки, понемногу уже трескаются и бугрятся местами, а «турецкие» новенькие и ровные…
Наверное, поэтому турок, постепенно от строительства трассы и отстранили… Если качественно сделано все будет, как же деньги на ремонтах «отбивать»… ? Грустно.
Дальнобойщики просыпаются после семи, но фуры особо не загомождают трассу. Пейзаж довольно однообразный, населенных пунктов немного, ближе к Любашовке начинаются спуски и подьемы, временами очень затяжные, после Умани местами леса. На всех крупных перекрестках строят мосты-развязки (в разной степени готовности, но когда доделают, будет сказочно… ).
Таня пихает в меня бутерброды, заливает кофе из термоса, испускает громкие восторги по разным мелким увиденным вещам: «Ах, какие подсолнухи! Ой собачка пробежала!».
Становится солнечно, жарко, но терпимо. Общепит на трассе, в принципе, развит. Есть заведения более стильные, но с дико-дурными ценами, типа *Кропивы*, *Сала*,*Батькивской хаты*, причем, чем ближе к Киеву, тем дороже, но есть и вполне демократичные места, например базарчики около Жашкова, Умани и Любашовки, где можно на 20-30 грн наесться, как удав, при неплохом качестве. (К сожалению, сейчас перед ЕВРО-2012 эти знаменитые «базарки» уже закрыли, как портящие вид, так что «демократичных» мест общепита на трассе Е-95 уменьшилось.
По трассе рекомендую свернуть и на несколько часов заехать в Умань в знаменитый Софиевский парк и побродить там. Это действительно сказка, созданная людскими руками в 18 веке: водопадики, гроты, пруды, озера, беседки, мостики, клумбы, смешение стилей от античности до барокко, и конечно, фантастическая природа, масса интересных деревьев и кустарников… И тишина, особенно с утра, пока мало народа… Плюс, свободно шныряющие белки, и лебеди, и утки, кормящиеся с рук… Можно бродить и без экскурсовода. Но тогда лучше купить путеводитель по парку на входе, иначе тяжело ориентироваться и понять порядок и смысл строений и скульптур, расположенных достаточно хитро, и на первый взгляд хаотично, среди дорожек, клумб и деревьев.
Описать сложно, надо видеть. Релакс супер! Билеты входные недорогие. Обход парка занимает 2-3 часа,не торопясь. Это всего 4-5 км от трассы.
Пара фото Софиевки из прошлогодней поездки:
Умань — еще и культовое место для ортодоксальных евреев — хасидов, здесь могила их духовного отца Цадика Рахмана, куда раз в год съезжаются хасиды со всего мира. (Эти несколько дней кормят уманчан год о-го-го! Цены на квартиры, такси, кошерный хавчик взлетают до небес… ) Тоже можно глянуть.
В принципе, хасидов, колоритных ребят с пейсами в широкополых шляпах, странных круглых меховых шапках и черных пальто, читающих вслух и нараспев, раскачиваясь, свои религиозные тексты, в Умани (да и в парке самом) можно встретить почти всегда. Часто, не говорящие по русски, но вполне доброжелательные, и терпеливо сносящие приставания несознательных туристов, норовящих сфотографироваться рядом с такими экзотическими типажами.
Но мы уже там были, поэтому проехали, не останавливаясь.
Ближе к Киеву машин побольшело (после Белой Церкви).
КИЕВ
10:30-18:40.
Проблема всех крупных городов — пробки. Киев — не исключение, ездить по нему на машине трудно и нервно. К тому же, по делам мне надо было заехать в одно место почти в центре города. Свалки и тянучки на всех магистралях и мостах, а обводная дорога это вообще что-то с чем-то. Да и, как таковой, обьездной дороги в Киеве нет и фуры прут через город, создавая дополнительные проблемы. Еще проблема: наглость водителей.
До этого считал, что у нас в Одессе на дорогах бескультурье… В Одессе тоже «неадекватов» за рулем хватает, но хоть агрессии поменьше… Что бросилось в глаза — в Киеве редко кто пропустит при перестроении, к маневру надо готовиться заранее, или в наглую оттирать соперника.
Второе-все торопятся — на немногих свободных участках сразу кто-то пристраивается сзади, сигналит и моргает. Пешеходы скачут на «зебрах» как зайцы — пропускать их никто не собирается. А уж про гонки про встречке, тротуарам помолчу… В общем надо ездить аккуратно и внимательно иначе вляпаешься. Таня сначала только верещала от испуга, а потом закрыла глаза и вверила судьбу мне.
В общем, если не планируешь дел в Киеве, его удобнее проскочить рано утром или поздно вечером, не углубляясь в центр, а выходить по указателям на нужную трассу. Так как мы планировали побродить по городу, то решили оставить машину на окраине, на стоянке у последней станции метро и путешествовать к нужным точкам подземкой (что себя оправдало).
Таня еще не была в Киеве, и поэтому побродили 3-4 часа по центру по классическим туристским местам, таким как площадь Богдана Хмельницкого…
И знаменитый памятник на ней.
«А чего это у него такая кобыла мелкая.?» (Здесь и дальше «комменты» Татьяны),
Майдан Незалежности «Ой, какой он маленький… Застроенный весь… А по телеку такой огромный… Но фонтаны прелесть! Особенно тот, который по ступенькам… Да и вообще уютно…».
Площадь… Пардон, майдан! Действительно, оставляет двойственное впечатление.
С одной стороны, Майдан (в «реале», гораздо меньший, чем по ТВ) явно перегружен различными архитектурными композициями, которые в отдельности может и неплохо бы смотрелись. Но в куче, на этой, относительно небольшой площади, создают ощущение некоей безвкусицы
Но, с другой стороны, это очень «живая», зеленая, цветущая, позитивная площадь, Какая-то легкая и неформальная что-ли, с массой тусующегося, и отдыхающего народа (в основном молодежи), с визгом плещущейся в фонтанах малышни…
В отличие от, например, холодно-красивой Дворцовой площади в Питере, или величественно-кладбищенской Красной площади в Москве.
Андреевский спуск: «Интересно, здания красивые старые, но неужели у города нет денег отремонтировать булыжную мостовую, такая убогая… любопытный базарок сувенирный».
Действительно, на сувенирных развалах среди псевдодревнего ширпотреба встречаются очень интересные авторские вещи. Постояли около Булгаковского дома, прониклись… Тем более, что произведения Булгакова я обожаю, а «Белую гвардию»(события которой, в основном, в этом доме и развивались) особенно.
Очень красивая, как снаружи, так и внутри Андреевская церковь( архитектор Расстрелли, тот, что и Эрмитаж в Питере ваял…).
Металлическая лестница, по которой, помнится, летел знаменитый Голохвастов из фильма «За двумя зайцами».
И памятник ему и Проне Прокоповне.
Великие и красивейшие киевские храмы.
Погода была солнечная, поэтому золотые купола сверкали еще эффектнее.
Потом пошли дышать воздухом на днепровские склоны.
Владимирская горка с красивым диковатым старым парком.
Величественный Св. Владимир под синим киевским небом.
И, конечно, отовсюду красивые виды на Днепр.
В общем, красиво и посвятить этому старинному зеленому городу стоит гораздо больше времени.
Правда, уродуют его исторический центр, воткнутые где попало современные блестяще-безвкусные высотки и офисы.
А теперь на РОССИЮ!
КИЕВ—ГРАНИЦА
19:00—0:35.
Выехали из Киева в 19:00. По обьездной обошли Бровары и по трассе Е-95 (сразу вспоминается одноименная тема из Кинчева) пошли на Чернигов.
На трассе в селах вдоль дороги много гнезд с аистами на фонарных столбах. В одном из сел восемь гнезд и все с птицами. Стоит остановиться, посмотреть — в наш машинный век увидеть такое и под носом —редкость. Птицы абсолютно спокойные, и шум оживленной автотрассы, их, похоже, абсолютно «не колышет».
Трасса отличная — по две полосы с разделительной. Через 90 км уходим направо по трассе М-02 на Глухов. Говорят, там границу проще пройти и свободнее. Дорога становится двухполосной, но качество и разметка отличные (видно, сделали недавно). И машин и сел немного. Из 250 км до границы пролетели 200 км с ветерком, потом начались проблемы: последние 40 км до границы дороги практически нет, раскурочена «в дым», обьезды, какие-то кучи — еду 20-30 км в час, Таня тихо матюкается, слыша очередной удар по подвеске. Ползли больше часа.
Но сейчас этот этот участок дороги уже отремонтировали и ехать можно спокойно.
ГРАНИЦА
0:35—1:15.
Приятно, что насчет таможни Троебортное—Бачивськ не обманули. Практически пусто (3-4 машины). Наша таможня нетороплива и сонна, россияне деловиты и оперативны. Но и те и другие доброжелательны.
Боялся за вино, но только спросили (россияне): «Что это?». Ответил расплывчато, так, везу родственникам, не уточняя, что в бутылках, и интерес сразу пропал (эх, жаль, не взял больше, все равно не хватило). Проверяли машину только русские, и то больше для порядка: «Откройте багажник, бардачок, оружие, наркотики везете?».
Нашим же таможенникам все равно, что вывозишь.
Да, страховой полис покупать на российской стороне (если не взяли заранее дома), было дешевле в полтора раза. А то у нас метались какие-то «мутные» личности, у каждого своя цена и торговля как на рынке.
В общем, через сорок минут я уже вьехал в Россию. Здравствуй, Родина!
Но через десяток км по дороге Е-93 эйфория поутихла — дорога плохая, выбоины, почти без разметки, и похоже, что никто давно ее не ремонтировал. Положительный факт — бензин на 25-30% дешевле, чем в Украине.
Проехав 70 км, понял, что устал. И так как признаков мотелей не было, остановились рядом с дальнобойщиками спать прямо в машине, разложив кресла..
Итог дня: почти 1 000 км, 90%дорог отличные, неутомительные, *Логан* тянет, гаишники, если не нарушать, не достают, таможня — отлично.
Поужинали.
Уже 2 часа 30 мин. Спим…
ОРЕЛ—ТУЛА—ПОДМОСКОВЬЕ—ВЛАДИМИР—СУЗДАЛЬ
8:30—21:50.
Так как на этом этапе больших стоянок не делали, города обьезжали, ограничусь общими впечатлениями и особенностями трассы.
Встали в 8:00, на удивление, выспались. Перекусили, заправились, поехали. До поворота на трассу Е-105 дорога плохонькая, но терпимая. Везде, где можно и нельзя, натыканы знаки *60* и *40*, почти везде сплошные линии…
Причем, при почти полном отсутствии нормальной разметки и дорожных указателей, бессистемно свеженарисованые сплошные создавали ощущение, что их делали из принципа — раз уж штрафы подняли. так давайте намалюем. Глядишь, лишняя денюжка и капнет… (причем такие художества на асфальте почти везде, особенно в провинции).
В Украине после знаменитой ревизии дорожных знаков и разметки «имени министра МВД Луценко» сейчас как-то попроще…
После поворота на Орел дорога Е-105 получше, но по-прежнему, две полосы и опять эти знаки… Еду внимательно и четко по правилам, так как много постов ГАИ — большинство с радарами, некоторые попарно через 300-400 м, один раз под Тулой даже три подряд видел на одном километре! Но без дела не тормозят.
Вообще за все время в России не остановили ни разу! Даже просто документы посмотреть у хохляцкой машины, хотя ментов на дорогах много везде. Это приятное впечатление… (Хотя и старался не провоцировать). Один раз только, позже, гаишники «бомбанули» в Чувашии — но об этом отдельно.
Движение интенсивное, но фур немного. Водители моргают о постах, грузовики регулярно пропускают попутных, принимая вправо.Очень приятная вежливость российских водителей!
Местность живописная, лесочки, рощи, березки, зелень, коровки пасутся — мой, привыкший к бессарабским выжженным равнинам глаз отдыхает.
Не доехав до Тулы, оторвался, на фиг, мой красивый спойлер, и еще метров двести весело скакал по асфальту, зацепившись за машину проводами, пока я не услышал треск, и не увидел его в зеркало. Выяснилось, что вся хваленая Петина клейкая смесь (держаться будет до конца света!!!) состояла из двустороннего скотча и какой-то подозрительной замазки.
Вот и стоял я со спойлером в руках, коря себя за глупость и жалея о потраченых ста с лишним баксах (два с половиной бака бензина можно было бы в России заправить!). Жена у меня женшина понятливая, поэтому успокаивала добрыми словами, типа: «Ну ты и идиота кусок! Нет, ну не наигрался в игрушки в детстве !? И куда мы эту фигню теперь денем!?».
А деть эту фигню было действительно некуда — в багажник не влазил, пришлось кинуть на заднее сиденье. Так и возил спойлер всю поездку и испивал чашу позора до дна… Так как каждый (родственники, знакомые, менты, таможенники и т.п.) первым делом задавал вопрос: «А что это за штуковина, такая грязная, на сидушке?»… И я был вынужден, раз за разом обьяснять, зачем я таскаю разбитый спойлер в машине …
Подобная по идиотизму ситуация у меня была в начале 90-х, когда по возвращению из Югославии, коллеги в шутку засунули мне в багажник и спрятали танковый трак. Помню недоуменное подозрительное лицо румынского таможенника, и себя самого, ошалевшего от увиденного, и нервно пытающегося обьяснить румыну (ни слова не понимающему по-русски) на хрена я везу через границу увесистый кусок ржавой танковой гусеницы в багажнике…
Ну ладно, едем дальше.
Очень ухоженные, чистенькие, мемориалы о войне вдоль трассы, видно, что заботятся власти.
Правда начала доставать погода… то ливень стеной, то солнце, и так раз десять за день, но хотя бы не очень жарко. Постоянно появляется радуга.
Под Тулой, на трассе зашли в лавку с фирменными пряниками. Таня их впервые увидела, залезла за прилавок. Нафоткалась с самыми большими. Ну и купили пару штук.
Орел и Тулу обошел по обьездным, благо указателей на Москву хватает. После Тулы на Москву пошла автострада, но качество так себе — много латаных участков. Средняя скорость — 100 км/ч.
Зная о трудном московском траффике, я заранее решил обьехать Москву по одной из дальних кольцевых дорог, чтоб не связываться с пробками. Но увы, как я был наивен!
В 14:00, не доезжая до Москвы, повернули по обьездной дороге А-107, чтобы выйти на горьковскую трассу, и тут я произнес роковую фразу: «А хорошо ведь едем! А пугали-то Москва, пробки… ». Сглазил! И мы встали наглухо.
Участок до Электростали — 98 км мы шли четыре с половиной часа. Дорога — стандартная двухполоска. Все забито машинами, многочисленные ж\д переезды закрыты по15-20 мин, пропускают по несколько электричек сразу, потом откроются на 10 мин., и снова шлагбаум… Причем, перед всеми переездами по мелкой аварии (из серии — кто-то кому-то в потоке, на нервах, вьехал в «зад»), что перекрывало одну полосу и движение тоже не ускоряло… Все злые, лезут по обочинам, орут. Полно фур, солнце, жара, кипящие тачки. Перекрестки заблокированы машинами, пытающимися выехать со второстепенных дорог.
Оказывается, это явление называется: *пятница после обеда — Москва выезжает из города*… Думал, чокнусь.
На трассе М-7 — тоже пробки, и, несмотря на широкую хорошую дорогу, окончательно рассосались ближе к Владимирской области. Любопытно смотреть на деревни: ближнее Подмосковье — а такие запущенные, полуживые деревни, с покосившимися, облупленными деревянными домами, как в глуши — разительный контраст с московской роскошью и шиком. Причем, в некоторых дворах, с раздолбанными и некрашеными с 19 века заборами, стоят достаточно неплохие иномарки — значит, не в бедности дело.
Наконец, Владимир. Знаки есть — повернул, проскочил еще 25 км и уже в сумерках вьезжаем в Суздаль. Наконец-то!
СУЗДАЛЬ
21:30, 04.07 — 14:00, 05.07.
Даже в сумерках видно, что городок древний и любопытный. А при поиске ночлега выяснилось, что и дорогой. Отелей и постоялых дворов много, но цены стартуют от 2 500 руб. за двухместку. Такого понятия, как «переночевать недорого» не существует. Еле нашли номер за 1 700+100 за охрану машины (так себе, стандартный, простенький, хотя чистый, но вода в душе еле теплая, без питания — дорогоо…). Правда, гостиница *Ризоположенская* — это бывший монастырский дом, так что легкий антуражик и романтика присутствовали. Татьяна утром призналась, что боялась привидений монахов — типа, будут ходить и пугать, но никого не было. спали хорошо, а в 7:30 утра уже вышли в город и начали бродить по пока еще пустынным тихим улочкам. Ночью прошел небольшой дождь, поэтому было свежо и не пыльно.
Город очень понравился. Красивейшие пейзажи, какая-то провинциальная, древняя, старорусская атмосфера. Особенно с утра, пока многочисленные туристы еще не заполонили улицы. Ощущение, что попали лет на 200 назад, и, если бы из-за. поворота выехала бы карета с ямщиком и пьяными гусарами, то наверное, не удивился бы.
Деревянные живописные дома, и, конечно, церкви (несколько десятков) и монастыри (четыре или пять), есть, как отреставрированные, так и закрытые. Описывать можно много, надо видеть. В одной старой церквушке на потолке такие фрески!!! Видно, что древние, но полууничтоженные — заметно, что пытались закрасить и заштукатурить (последствия советского атеизма). Вообще, удивительно, как сумело сохраниться все это в ту эпоху, когда взрывали все, связанное даже отдаленно с религией.
Показательна в этом смысле история с могилой легендарного князя Пожарского, одного из национальных героев России периода смутного времени, похороненного в Суздале. Могила его в «лихие» З0-е была осквернена и взорвана (он-то кому помешал!). На фото памятник на ее месте. Да и вообще, местные монастыри активно использовались НКВД в качестве лагерей, где сначала сидели наши «зеки». а позже и немецкие пленные офицеры…
Интересная площадь у гостиного двора с базарчиком. Присутствует постоянное чувство дежа-вю, как будто здесь уже был. Как потом обьяснили, из-за того, что здесь снималось много фильмов (в частности у гостиного двора *Женитьба Бальзаминова*, а Даниловом монастыре еще стояли декорации от сьемок «Ивана Грозного».
Очень красивые виды, если бродить по закоулкам города.
Еще понравился музей деревянного русского зодчества под открытым небом. Очень интересные дома, церквушки с тщательно восстановленным внутренним интерьером, сценками деревенского быта 19 века.
Причем, все здания оригинальные, перевезенные из разных деревень области. Обслуживающий персонал в национальных костюмах. Женщины очень доброжелательные и общительные. Увидев интерес к их экспонату, сами подходят приглашают в дом и очень увлекательно все обьясняют и терпеливо отвечают на самые дурные вопросы. Молодцы, одним словом.
Интерьер домов любопытен. Ощущение, что жившие здесь люди только вышли на минутку.
Мне очень понравилась мельница. Внутри сделан макет внутреннего оборудования, и музейный работник, очень терпеливо и подробно показывал принцип ее работы.
Наконец-то Татьяна увидела, что такое « завалинка»! А то мои попытки до этого объяснить, что это не скамейка, не лавочка, не пенек, а … ну в общем завалинка!!! — натыкались на глухое непонимание. А тут увидела, посидела, попозировала и была в полном восторге.
Как хорошо сказал один встреченный мужик, узнав, что мы здесь впервые и издалека: « А я сюда приезжаю из Москвы каждый год, в этом месте душа отдыхает».
Полностью с ним согласен.
Из легкого негатива — это система ценообразования, как отелей (об этом написал), так и посещения экспозиций. Достаточно дорогие билеты, сами по себе, плюс дополнительные сборы на право фотографии. Даже единый дневной билет не дает полной свободы, так как есть еще отдельные экспозиции и выставки (наиболее интересные), куда он «не канает» и надо платить еще, и опять отдельно за фото…
Понятно, что даром ничего не бывает, но…
Да и вообще, по моему опыту, российская музейно-отельная система работает по несколько высоким ценам, и Суздаль это подтвердил. По завышенности цен, и стремлении брать деньги за каждый шаг и вздох, это напоминает наш Крым. Но у нас кроме Крыма, почти везде (даже в жадной Одессе, или Киеве, Львове и т.д.) цены на туристические обьекты вполне адекватные и стандартные для всех… Да и просто бесплатного, хватает…
А в России, на большинстве знаковых, раскрученных туристических мест, ситуация с ценами высоковата. Да еще и ценовая градация на «для своих», и на «для иностранцев»…
Ну это так, бурчание жадного хохла, жаждущего халявы…
Выехали полные впечатлений и по хорошей, достаточно свободной (суббота все-таки) дороге М-7 через 3,5 часа были в Нижнем Новгороде, где нас на обьездной уже ждали друзья детства Лера и Володя Кизовы.
НИЖНИЙ НОВГОРОД
17:30, 04.07 — 08:00, 06.07.
Заехали домой к Кизовым, бросили машину, вещи, поели. Узнав, что мы заехали на полтора дня, Володя с Лерой предложили, не откладывая дел в долгий ящик, прогуляться обзорно по городу, т.к. на завтра была запланирована прогулка по Волге на яхточке. Хотя усталость чувствовалась, но желание побольше увидеть перемогло. И мы поехали смотреть. Живописный приволжский город, в котором есть, что посмотреть и несмотря на то, что он, в основном, промышленный центр, в нем все же осталось очарование старорусских поволжских городов.
Сначала заехали в парк на высоком берегу Оки. Вид, как и во всех поволжских городах, захватывает! …
Погуляли по Кремлю. Красные стены эффектно спускающиеся вниз по склону, любопытная архитектура, закатная панорама волжско-окской стрелки… Но немного портит ощущения, то, что внутри Кремля расположена куча новостроев (административных зданий), которые не улучшают вид.
Набережная с памятником Чкалову, с которой открывается отличный вид на Волгу.
Володя показал интересный ракурс, с которого памятник Валерию Чкалову смотрится прикольно и двусмысленно, словно Чкалов показывает кому-то «от локтя» (нижегородский ответ одесскому «Дюку с люка»!).
Осмотрели фонтаны на площади (фонтаны, Танино больное место — не пропустит ни одного), памятник Минину. Красивы и скверы — вообще чистый город.
Интересна и центральная пешеходная улица. Во первых, хорошо отреставрированными зданиями 19 века, а во-вторых, массой мелких веселых скульптур, некоторые из которых достаточно прикольны.
Очень трогательный и необычный памятник Евгению Евстигнееву около театра. Напоминает нашего одесского Утесова, на Дерибасовской.
Чудесные реалистичные чугунные кошаки, пытающиеся поймать, таких же чугунных голубей.
Вечером посидели, «бахнули» по сто грамм и отдыхать… — переваривать новые впечатления. Утром поехали на Волгу кататься с ветерком. Погода удалась — солнечно, но не жарко.
Яхта «Криль» оказалась прелестным суденышком, переделанным из немецкого спасательного бота, с небольшой каюткой, и громким неторопливым дизельком. Загрузились пивом и чипсами и поплыли. От этой прогулки получили огромное удовольствие. Это и прелесть речного ветра под мерное покачивание палубы, урчание движка, брызги от волн, ну и разумеется пиво-unlimited, что создавало романтический настрой (я, оторвавшись от руля, врезал по местному неплохому пиву).
Ну, а когда Вова дал мне порулить, я натянул морской «кепчик» и вообще почувствовал себя минимум капитаном Немо (тем более, река широкая и врезаться во что-нибудь я при всем желании не смог бы). Но все равно, я умудрился подставить борт под волну от проплывшего вдалеке судна, и в итоге был с позором лишен штурвала, капитанской фуражки и в наказание отправлен пить пиво дальше…
Я не расстроился и любовался видами города, набережной, Кремля, которые с реки смотрелись совсем по-другому, и даже качка переносилась легко.
Хотя Таня сначала побаивалась, но потом натянула спасжилет и всю дорогу гордо восседала с Лерой рядом с мачтой.
Потом была высадка на маленький необитаемый остров, которых достаточно на Волге в районе Нижнего, и сбор кувшинок в заливчике( еще один предмет восторга Татьяны).
В общем, день экологического отдыха удался на славу!
Прекрасный город, прекрасные люди.
«Отбились» вечером пораньше. Поспали неплохо, периодически просыпаясь от храпа хозяйского пса, старого боксера Бублика (милое животное).Утром попрощались с гостеприимными хозяевами и вперед, нас ждал Ульяновск!
НИЖНИЙ НОВГОРОД, 7:30 — УЛЬЯНОВСК, 16:00
С утра начался дождь, и мы еле успели выскочить из города до начала пробок. Уже на выезде я отвлекся, и по*мокрому* чуть не вьехал в «зад» «Ниссану», не рассчитав дистанцию. Спасибо новой резине и хорошим тормозам! Не хватало еще в аварию попасть!
В дальнейшем ехали аккуратнее, тем более после выхода на казанскую трассу М-7 стало много дальнобойщиков, и отличные участки дороги стали перемежаться с ремонтируемыми и просто разбитыми.
Но постов ГАИ до Чувашии не встречалось. Деревни вдоль дорог стали более ухоженные и аккуратные, много новых кирпичных домов, построенных по единому проекту, многие села газифицированы. Дороги стали получше, небольшие леса перемежались с посадками.
Уже в Чувашии Тане приперло по естественным надобностям — повизгивая от крапивы, полезла куда-то в лесок, но потом надолго затихла. Вернулась через полчаса с полными жменями земляники, сказала, что там ее полно, наелась, но снова не пойдет — ибо много крапивы. Это обнадежило, что ягода есть, так как поесть земляники — тоже была одна из наших целей. Но как бывает — это была первая и последняя земляника, которую мы встретили, если не считать ту, которую продавали на базарах по 100 руб. за стакан, и, естественно, за такие деньги ее не наешься.
Еще одно из незабываемых ощущений в Чувашии: в деревнях встречаются заведения с ностальгическими названиями *Сельпо*, *Столовая*, *Сельмаг*, плюс роскошно звучащие названия местечек, типа Большие Карачуры, Моргауши, Чувашские Ишаки, Новые Какерли и т.п. экзотика. В городке Кугеси, где остановились на базарке размяться и перекусить, увидел совдеповскую вывеску *Столовая райпотребсоюза*, что-то нахлынуло и решил зайти…
А говорят, что машины времени нет?! Здравствуй, СССР! Металлические подносы, касса с кнопками образца 50-х и необьятная кассирша в накрахмаленном кружевном переднике, талончики на раздачу, алюминиевые вилки, мозаика на стенах с тематикой Олимпиады-80, и в придачу колоритные личности рабочего вида за соседним столиком, делящие один салатик на троих, чтобы под него, под столом, втихую разлить свой « левый» пузырек в стаканы из-под компота. Они прикидывались, что их никто-не видит, а обслуживающий персонал весьма убедительно делал вид, что ничего не замечает. Гармония!
Не поесть в таком экзотическом месте я не мог. Кстати, оказался очень неплохой выбор и качество еды, которое даст фору многим более продвинутым заведениям, и всего-то по 60-80 руб. с носа.
В Цивильске свернули на дорогуА-151. До Ульяновска дорога полупустая и вполне сносного качества. После начала Ульяновской области, чуть похуже, но откровенно плохих участков нет, все 200 км едешь расслабленно.
И вот эта расслабленность привела меня в жадные лапы чувашской ГАИ. О том, что меня тормознут, понял сразу. Пустая дорога, стационарный пост, трое или четверо ГАИшников напряженно следят за мной, в готовности к прыжку. Я медленно подьезжаю, вспоминая, что я мог нарушить. Вроде ничего… Разметки нет, знаков ограничения скорости тоже, не обгонял вообще никого… Только въехал потихоньку на пост, сразу двое замахали палочками. Попросили документы, выйти, показать багажник, салон. Не стал нагнетать обстановку, показал все. И тут заявляют, что я проехал на знак «Стоп-контроль» без остановки. И показывают мне знак, прикрепленный к выдвижному шлагбауму на колесиках. Пока я проезжал, этот шлагбаум стоял сбоку дороги. Видимо, пока мы общались, его немного выдвинули на дорогу (и то под углом в 45 градусов на четверть полосы).
Зашли на пост, начали «грузить»: «Машина иностранная, задержим до оплаты, штраф платить надо в кассу в райцентре за 45 км, и вообще, права мы обязаны забрать, потом перешлем через посольство, и т.п».
Плюс, попутно перед мной разыгрывались сценки художественной самодеятельности. Заходит как-бы посторонний мент, спрашивает, мол, как дела, скоро освободишься? Тот мельком отвечает, что ерунда тут у меня, протокольчик на изъятие прав, щас сделаем и освобожусь.
Я понимаю, что это цирк, но, увы, поленился почитать российские правила перед поездкой… Поэтому пришлось ждать окончания спектакля и предложений по оплате представления.
Потом капитан трагически спросил: — Ну что же делать с вами?!
Я честно ответил: — Простить на первый раз!
Капитан (торжественно показывая пальцем на икону над столом, с Иисусом, скорбно взирающим на это безобразие): — Только ОН имеет право ПРОЩАТЬ! А мы на страже закона…
И показывает три пальца под столом…
Так я отдал 300 руб. и простился мне грех мой. Уже потом я прочитал, что это нарушение тянуло максимум на 100 рублей. Шакалы придорожные, одним словом.
Ну, что ж умнее буду…
Но повторю — это был единственный конфликт с ГАИ.
Еще раз, уже на обратном пути, перед границей за Белгородом, ночью, под дождем тормознул ГАИшник, скучающе спросил, куда едем и махнул «езжайте», даже не проверив документы. И все.
Не доезжая до Ульяновска, начал выпендриваться «Логан». Стал захлебываться при нажатии на газ и отказываться ехать на высоких передачах, особенно в гору. Такое ощущение, что не хватает бензина. Я постоял, подумал, в надежде, что вопрос как-то решится самостоятельно и не придется ни продувать фильтра, ни крутить свечи… . И чудо!... После недолгой остановки, остыв минут 10-15, «Логан» поехал, как ни в чем не бывало.
Потом мне объяснили, что это распространенная «фишка» «реновских» атмосферников. При эксплуатации при очень высокой внешней температуре воздуха (а жара была под 40), и длительной непрерывной езде в таких условиях начинаются проблемы с тягой и подачей бензина. При этом температура движка в норме. И моя тактика «беременной гимназистки» (подождать, а вдруг рассосется!? ) вполне правильная. Остыв, он едет дальше нормально.
На обратном пути «Логан» тоже немного плевался, но и я старался его не насиловать, и при первых признаках останавливался на перекур.
После 16:00 вьехали в Ульяновск. Мама живет на восточном берегу Волги в Новом городе. Проблема могла возникнуть на мосту через Волгу, т.к это был единственный переезд за много км, к тому же новая часть города расположена на другом берегу и всего две полосы моста.
Новый мост видно, что строился, (на фото видно за моей головой, на горизонте, недостроенный пролет), но пока не был готов (сейчас он уже сдан, и проблема проезда на другой берег значительно упростилась).
Несмотря на опасения, пересекли мост без пробок, и оказались на другом берегу Волги.
С этим мостом связана драматическая история. В 1984 году, перепутав пролеты, в этот мост на полном ходу врезался туристический теплоход, совершавший круиз по Волге. Снесло верхние палубы, заполненные туристами, т.к. дело было вечером — кино, дискотека. Да и с моста посыпался лес и уголь с разбитых вагонов грузового поезда. Сотни погибших и покалеченных, и, как всегда, упорное замалчивание этой трагедии властями Союза. Об этой драме стало широко известно уже после распада СССР, и сейчас около моста возведен большой поклонный крест в память.
Приехали, отдохнем.
УЛЬЯНОВСК
Провели на родине девять дней. Основная задача была по возможности помочь маме с ее поломанной ногой, пообщаться с отцом, повстречаться с родственниками, которых давно не видел, посмотреть на свою альма-матер УВВТУ, да и просто потыняться по родному городу.
Ульяновск большой, интересный, старый, неплохо сохранившийся, слегка провинциальный, типично поволжский город, с красивой архитектурой, с относительно неспешной жизнью, характерным протяжным мягким «а-а-каньем» аборигенов и просто нереальным количеством УАЗиков всех видов на дорогах (в городе два гиганта-заводы УАЗ и авиазавод АВИАСТАР). Город разбросан на обоих берегах Волги, старый город — на высоком западном, Новый город на восточном.
Ульяновск находится немного в стороне от транзитных трасс, и после конца СССР незаслуженно несколько забыт туристами.
Хотя посмотреть тут есть что.
Конечно, много связано с именем Ленина — куча памятников ему и всем его родственникам( как безвкусно «совковых», так и весьма интересных).
Огромный помпезный мемориал на высоком волжском берегу с воссозданным домом-музеем, где родился Ильич ( с тщательно восстановленным внутренним интерьером, и рекомендуемым мной для посещения).
Но, надо признать, что благодаря памяти о советском вожде, центральные исторические деревянные кварталы города сохранены идеально, как в 19 веке и бродить по старому городу познавательно и просто интересно, Причем, сохранены не отдельные здания, а целые комплексы улиц, как с жилыми, так и производственными и муниципальными и т.п. зданиями (мельница, пожарные казармы, каланча, здание гимназии и т.д.). Этому району присвоен статус государственного архитектурного заповедника, и любое строительство и перепланировка там запрещена (и, что удивительно, все соблюдается).
Много домов, в которых жила семья Ульяновых. Вообще сложилось впечатление, что они переезжали чуть-ли не каждый год. «Скандалистка была мамаша у Владимира Ильича, вот и «перли» их с квартир…» — глубокомысленно изрекла Таня после осмотра очередного дома.
Меня же удивляли двух-трех этажные цельнодеревянные, многоквартирные дома, в которых до сих пор живут люди (умели же строить!).
Симпатичные ворота.
Очень эффектная ухоженная набережная на высоченном берегу с роскошным панорамным видом на Волгу, на спускающийся к ней серпантин дороги, на утопающий в зелени обширный парк, на речной порт, на красивый мост длиной 5 км и низкий, весь в легкой туманной дымке лесистый берег Заволжья.
Наблюдали любопытное явление — на залитую солнцем Волгу постепенно, стеной наступал дождь. Туча образовывалась буквально ниоткуда и быстро разрасталась, захватывая все новые территории. Постепенно наступающая стена дождя закрывала дальний берег, мост, корабли словно пытающиеся удрать от непогоды … И вода, на глазах меняла цвет, с веселого, сверкающе зелено-синего на все более тусклый, потом серый, почти черный… И вдруг внезапно,за минуты, туча уходит, исчезает, и река снова оживает, сверкает и только запах грозового воздуха и свежести напоминает о прошедшей непогоде… Наблюдали мы это с высокого солнечного берега, как из зрительного зала — красота!
Вообще люблю наблюдать за великими реками.
Каждая из них имеет свой неповторимый характер и очарование. Конечно, на Амазонке, Ниле и прочих Миссисипи не был. Но вот из того что видел: сибирские реки это размах, дикая мощь. Днепр — древность, спокойствие, зеленые берега, некое самолюбование. Дунай, с его загибами, массой притоков и островов, и хаотичным движением и грязной водой — типичная цыганщина в стиле Кустурицы — непредсказуемый и суетливый. Нева — это готично-гранитный гламур. А Волга впечатляет своим провинциально, сонным спокойствием, и очень глубоко скрытой силой и уверенностью в себе.
У меня особое умиление вызвало здание гауптвахты в самом центре города (сзади за мной на фото), кстати, тоже исторический памятник архитектуры. Очень красивое старое здание из красного кирпича с остроконечными башенками, начала 19-го века. В курсантской молодости довелось мне там и «посидеть» несколько суток в камере в подвале за «самоволку». Да и поохранять самому таких же «залетчиков» приходилось. Одно утешало, что на этой «губе» за ее богатую историю в этих же камерах пересидело много знаковых личностей.
В т.ч. и некоторые декабристы тут сиживали, как во время этапа на восток, так и по дороге из Сибири на Кавказ.
В Гражданскую тут бывал и автор моей любимой книги, «отец Швейка» Ярослав Гашек, который иногда ночевал здесь в комендатуре, привозя арестантов в Симбирск из Бугульмы, где он был комендантом города. Так что, можно сказать, и я приобщился к истории.
«Губа» находится в самом центре города — напротив Ленинский мемориал, институт, слева — школа имени Ленина, а справа над ней возвышается многоэтажный центральный отель «ВЕНЕЦ».
Из-за этого в советское время иногда возникали недоразумения. С верхних этажей башни «Венца» (там, где интуристовские номера), прекрасно просматривался прогулочный дворик «гауптвахты», и жалостливые иностранцы иногда бросали туда из окон конфеты, шоколадки, яблоки, видимо, считая, что во дворике с колючей проволокой под конвоем ходят жертвы страшных GULAG, KGB и SIBERIA, а не банальные советские раздолбаи-курсанты.
К слову, те из арестантов, кто попадал под эту «гуманитарную» бомбежку, как они рассказывали, испытывали двойственное чувство. Конечно, сочувствие приятно, но с другой стороны, яблоком, прилетевшим с 15-го этажа, и убить можно. Вот и прыгали уворачиваясь.
Из-за роскошного местоположения «гауптвахты» термин «сесть под арест» в курсантском ульяновском фольклоре звучал, как « пойти под «венец»». И весело и точно.
Много новых интересных памятников — земляку-спецназовцу, погибшему в Беслане, в виде фигуры солдата с ребенком на руках, и трогательный памятник пропавшим без вести в войнах в виде часов со сломанной, стилизованной в виде цветка стрелкой.
Побывали и в моем военном училище УВВТУ(Ульяновское Высшее Военно-техническое училище имени Богдана Хмельницкого) Тяжелое чувство.
Ульяновск всегда был городом курсантов. Три больших военных училища (связь, танковое и техническое), потом и суворовцы, вносили в жизнь этого города своеобразный колорит. Конечно, бывали и проблемы — курсантское братство не менее шумное и веселое, чем студенческое. И куролесили, и дрались «стенка на стенку», бывало, как с местными, так и между собой. Но военных в городе всегда любили и гордились наличием таких легендарных военных высших школ. А уж красочные ежегодные парады-выпуски на центральной площади привлекали по полгорода!
Шутливое прозвище курсантов «санитары города» чего стоит (за то, что женились и вывозили с собой в далекие гарнизоны весь не самый не самый «высокоморальный» женский элемент).
А сейчас…
Пустые здания, тишина, доучивающиеся последние курсы перед разгоном, и ощущение какой-то безнадеги. В воздухе шелестит слово «РЕФОРМА!».
Заходил внутрь, вроде все, как всегда. Чистенькие газоны, крашеные бордюры, плакаты с решительным президентом и бодрыми лозунгами. Но… То в одном месте осыпавшаяся стенка, в другом неубранная куча строймусора, оторванная табличка на закрытом учебном корпусе… Раньше такого быть не могло… И безлюдно… Иногда пробежит одинокий курсант…
Разговаривал с людьми. Пустые обреченные глаза… Офицеры, преподаватели (у них у всех уже есть право на пенсию, не за себя болеют, за дело), в душе надеются, что все наладится, до конца не разгонят военные институты, или на крайняк создадут на их месте что-то новое…
Но это больше основано на эмоциях, чем на логике: «Не могут же так!? Ведь такая история! Такая учебная база, лаборатории, учебные центры, корпуса! Преподавтельский, профессорский состав, редкие уникальные «спецы», отказываться от услуг и опыта, которых просто глупо и неэффективно! Да и вообще, тупо «пустить под нож» десятки классов уникального оборудования?! Хоть законсервируйте, не режьте! Невозможно же так! Должны же там в Москве, быть мозги у людей!?».
Но увы…
Офицерам приказом запрещено использовать под страхом наказания, в документах термин «сокращение». Использовать только бодрое: «оптимизация», «реформирование», «улучшение структуры»! Дескать, чтобы не сеять упаднические настроения среди курсантов и молодых офицеров, которых вот-вот «оптимизируют»…
Массивные здания училища напоминают огромного зверя. Красивого, мощного, но которого смертельная болезнь уже точит. Он не хочет в это верить, но понимает — это конец.
Увы, все сбылось…
Через год после моей поездки последние училища перестали существовать. «Курсантский» Ульяновск стал историей.
Кто знает, не мне судить, может, реформы действительно приведут к расцвету российской армии. Дай-то бог.
Но у меня перед глазами пример украинской армии. Которую горе-энтузиасты так же оптимизировали, патриотизировали, двигали в НАТО, экспериментировали, избавляли от старых «несвидомых» кадров, немодных «советских» систем обучения… И в итоге что имеем в Украине? Ни традиций, ни армии, ни специалистов, ни будущего… ничего!
Что-то подсказывает, что с таким подходом российскую армию ждет нечто похожее…, несмотря на хорошие зарплаты. Хотелось-бы ошибиться. Ломать легко…
Бросается в глаза большое количество новых мечетей.
Церкви тоже строятся, но не так интенсивно, как мне кажется. В Ульяновске, старых церквой не осталось. До революции их было около 60-ти штук, говорят. Но город Ленина и религия несовместимы — и в 30-х их все снесли.
Бродя по старому городу около моего военного училища увидели мечеть и церковь в 30 м друг от друга — и ничего прекрасно уживаются.
Там же веселый толстый батюшка провел с Таней душеспасительную беседу по поводу срамности посещения храма в брюках и при косметике. Да еще и лекцию прочитал про историю одежды, и весьма убедительно, с интересными примерами, обосновал несоответствие ношения брюк и особенностей женской анатомии. Молодец! Даже я слушал с восторгом. Таня прониклась и помаду стерла.
Какие жирные при храме голуби… Индюки в миниатюре.
Типичный домик в старом городе.
Ну и еще ходили, гуляли, ходили в гости. Вино, пиво, шашлыки, иногда водка, русская баня, в общем, все составляющие русского отдыха в комплекте.
Еще наблюдение об ульяновских водителях. Перехожу проспект Созидателей (широкий и полупустой, т.к. раннее утро) по пешеходному переходу, машины притормаживают… И чуть не попадаю под «тачку», которая вылетела из-за толпы и не думала тормозить на переходе! Еле отскочил. Думаю, бывает.
Но и в следующие дни еще пару раз чуть не влетел под колеса, летящих через переходы машин, хотя уже был настороже. В дальнейшем на нерегулируемые переходы старался не соваться или пропускал всех, кто едет и потом перебегал.
Местные подтвердили мне эту проблему. Это такой ульяновский стиль езды, если уж разогнался, то тормозить «западло». Причем, грешат этим не «мажоры» на спорткарах, а в основном, местные молодые раздолбаи из пролетариата, или т. н. «новые городские» (или «бывшие деревенские»), на продукции отечественного автопрома, или на древних иномарках.
У этой публики есть некий шик в разгоне на свободных участках, и проскакивании на уже (или еще) горящий красный свет перекрестков. И явление это достаточно массовое, да и ГАИ с таким своеобразным «быкованием» ничего сделать не может. Штрафует, лишает прав… Но «джигитов» меньше не становится, особенно в новых районах, где широкие проспекты и можно разогнаться, даже на убитой «копейке». Поэтому переходить улицы надо очень осмотрительно.
Хотя, в узких улицах старых районов, я такого не замечал, да и вообще «трафик» Ульяновска и поведение водителей. в общем, вполне адекватно.
Подошел день отьезда.
Так как стартовать решили рано, уложили машину с вечера. И вот, в 22:00, положив последнюю вещь, предвкушая ужин и сон, беседуя с прохожим о машине и жизни вообще на Украине, я торжественно захлопываю багажник вместе с ключами…
Приплыли... Я в ступоре. Таня в шоке, мама в слезах. Спрашиваю, есть ли служба открытия замков в городе? Про такую никто не слышал.
С дохлой надеждой, по совету соседа, звоним в МЧС. А там абсолютно не удивляются — спрашивают марку машины, нет ли центрального замка, адрес. Говорят, что ночь и это будет дорого, аж 400 руб. (у нас в Одессе баксов 100 бы содрали) и очень долго ждать… минут двадцать-тридцать не меньше (тут я нервно засмеялся, уж больно нереально).
Но! Через полчаса подъехала машина МЧС (УАЗ-«буханка») — 10 минут поковырялись и ВСЕ! Открыли! Пожелали удачи и уехали. Спасибо.
Не ожидал, организованная страна Россия.! Молодец Шойгу!
Спать.
УЛЬЯНОВСК—СЫЗРАНЬ—ПЕНЗА—ТАМБОВ—ВОРОНЕЖ—БЕЛГОРОД—ГРАНИЦА
Так как обратно ехал почти без остановок, гнал как дурной, да и достопримечательностей особых не было, поэтому впечатлений немного.
2 200 км прошел за 36 часов (с учетом нескольких часов на границу и сон), за что удостоился по приезду ласкового комплимента от Тани: «Ну ты и контуженный!»
Стартовали с первыми проблесками рассвета, чтобы как можно больше пройти по холодку, т.к. жара стояла в эти дни ужасающая. Вышли на дорогу А-151.
Рассвело, на обочины лег туман…
До Сызрани дорога хорошая, широкая, без поворотов, качественно сделанная еще при Союзе (что редкость), и не убита до сих пор.
От Сызрани до Пензы повернули по трассе М-5. Поток машин увеличился, полотно стало хуже, много выбоин, появились ремонтируемые участки с небольшими пробками, т.к. пускали по одной полосе, некоторые участки нормальные. Но в общем ехать можно. Почти везде сплошные полосы, но ГАИ-шников мало.
Начинает хорошо припекать. Пензу решили проходить через город, а не по обьездной, и правильно. На вьезде спросили направление у таксиста, а в самом городе хоть знаков и немного, но висят как раз в нужных местах. Прошли город минут за 25.
Вышли на дорогу Р-209 на Тамбов. Трасса узкая извилистая, но качество неплохое, да и машин меньше. Несмотря на полдень, дальнобойщиков почти нет, видно, что дорога не магистральная.
Жара несуесветная, мозги плавятся, за кондиционер готов родину продать. Машина от жары тоже «подтупливает» понемногу, через каждые два-три часа останавливаемся ненадолго остыть самим, и дать отдохнуть машине.
Пошли леса, в которых по легенде живет тамбовский волк, который всем товарищ… ,
Остановились на часок поесть и остыть на какой-то уютной поляне в тени.
Немного пришли в себя, собрались ехать дальше. Но садясь в машину, обнаружили, что в наше авто слетелись образцы насекомых, похоже, со всей Тамбовской губернии. Поэтому, следующие 100-150 км были посвящены вылавливанию кусучих и жужжащих представителей местной фауны из маек, носков, сумок и т.п…, что чуть-чуть развлекало.
Не знал, что Лермонтов из этих краев — проехали мимо его родового гнезда. Если доведется проехать здесь еще, надо будет заскочить в одноименный городок поэта. Тамбов пересекали по знакам, по южному обьезду, через окраины..
Прокляли все — дорога убитая, знаки «тупят». Вышли из города и вместо Воронежской оказались на дороге на Липецк. Мало того, что на развилке нет указателей, да еще и дорога без населенных пунктов, и без каких-либо подсказок. Типа, местные знают, а чужие здесь не ездят. Поняли, что идем не туда, когда радио стало ловить липецкие станции. Решили не возвращаться, т.к дорога нормальная прямая и пустая.
Думал, что я один такой «тормоз», но потом в «сети» натыкался на отзывы таких же транзитеров, как и я, которые вместо Воронежа, на Липецк по незнанию уходили.
Обошли Липецк по обьездной и через час вышли на широкую четырехполосную трассу М-4, по которой спокойно дошли до Воронежа, по знакам проскочили его. Видели улицу Лизюкова — помните мультик про дурного кота, который попал в Африку и орал: «Я из Воронежа, с улицы Лизюкова!»? По трассе Е-38 двухполосной, неплохой, но забитой машинами пошли на Курск. Правда, закатное солнце в лицо слепило.
В г. Горшечное повернули на Белгород на дорогу Р-189. Дорогу делают, но некоторые участки — просто сказка! Такого качества еще не встречал в России — широкие и ровные. Но много ограничений скорости и радаров.
Ночью под дождем вьехали в Белгород. Вот запутанный город, и знаков нет, и как выехать на Харьков, никто не знает. Крутились больше часа, еле выбрались и по трассе М-2 в 1,35 были на таможне.
Первое, что понял — попали! Огромные очереди (потом насчитал более 200 машин), а таможня и погранцы стоят и курят, не работая. Занял очередь, Таня легла спать на заднем сиденье (потом еле разбудил — возмущалась, ну и хрен с ней с границей, пусть не будят!), через 40 минут подошел к зевающему таможеннику, спросил: — А что стоим?
Тот глянул на мои номера, подвел к забору и сказал: — А ты у ваших спроси!
И тут я увидел огромный «хвост»из машин на украинской стороне…
В общем, таможню проехал за 3,5 часа. Особо не придирались ни те, ни другие (но русские машины наша таможня тормошила), а причина очереди была в том, что в России работали все 6-7 коридоров, а украинцы, не торопясь, копошились на двух. Ну, и это же транзитная трасса на Крым из России, поэтому наплыв просто огромный туристов в сезон (говорят, днем намного больше людей). Так что пересекать границу лучше ночью. И быстрее, и ждать все же не под солнцем…
Выехали на волю и стоп, спать День сумасшедший, устал.
ХАРЬКОВ—ДНЕПРОПЕТРОВСК—КРИВОЙ РОГ—ОДЕССА— ДОМ, 16:40
Выехали в 7:00. Разогнали остатки тамбовских жуков и тараканов (к слову, последних представителей мы ловили даже дома, вот суки живучие… ). Харьков прошли через город, достаточно запутанный, особенно в центре, но с утра до часа пик, немного покрутившись, вышли на днепропетровскую трассу. На удивление убитая дорога на выезде из Харькова. Так что лучше, наверное, не париться, а обойти Харьков по обьездной дороге.
До Днепропетровска дорога отличная. В Днепре лучше сразу уйти направо на широкую транзитную дорогу и потом, переехав мост с живописными видами, внимательно по знакам выходить на Кривой Рог, т.к. через центр не пройти.
До Кривого Рога дорога Р-06 хорошая: 70% четырехполоска с разделительной.
А проезд через Кривой Рог, это что-то… Город извилистый, длинный, вытянутый как колбаса. Неясно, когда начинается, когда заканчивается. Вроде все, леса, поселки и снова город, обьехать его нельзя, транзитных знаков мало, покрутиться пришлось изрядно. Но «язык до Киева доведет… » (и вообще лучше не стесняться спрашивать у аборигенов, много проблем снимается…). Перекусили в *Макдональдсе*.
До Николаева стандартная двухполосная дорога Р-06, много *заплаток*, но почти пустая, несмотря на день и ехали спокойно.
В Николаеве не стоит идти на обьездную, а надо ехать надо прямо в центр города. Улицы там широкие, проезд удобный и транзитные знаки с номерами дорог на каждом перекрестке (что редкость у нас), так что проблем с пересечением не было.
До Одессы по дороге Е-58 две полосы хорошего (а в Одесской области — отличного) качества, но очень много транспорта, особенно фур.
Сделали привал в Коблево, закупились мидиями, там они отличные и замаринованные в разных видах, плюс дешевле, чем везде. Но брать надо не на дороге, а в крытом базаре с холодильными витринами.
В Одессе сразу ушли на обьездную, немного потянулись еще 100 км и дома. ВСЕ!
Итого
Расстояние — 5 180 км.
Расход — 313 литров.
Средний расход — 6,3 литра\100 км.
Вывод: на машине путешествовать можно и нужно. Такие возможности, увидеть все, и самостоятельно планировать график движения, при путешествии по ж\д не реальны.
По деньгам — если едешь вдвоем или больше сопоставимо с купейным вагоном.
Очень важно заранее тщательно изучить трассу и особенности, места отдыха, подготовить машину, чтобы не трястись — сломается или нет. Подчитать правила (особенно страны, куда едешь). Валюту брать разную с собой. Не торопиться и не нарушать правила.
Ну и главное: ИМЕТЬ ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ.
P.S. При разгрузке Таня вытащила осторожно из багажника огромную и красивую коробку с дорогущими коллекционными конфетами фабрики «Волжанка», презентованными нам Красновыми в Ульяновске, которые было жалко есть, и о которых Таня всю дорогу тряслась, чтоб не подтаяли…
Открыли… Конфет не было… Зато в углу коробки был здоровый безобразный кусок спрессованного оплывшего шоколада… Ну… Твою же …ть!!!
Вечером, успокоившись и отоспавшись, грызли его с чаем и вспоминали приключения. Кошка внимательно слушала.
Я сразу решил, что следующим летом, поедем куда-нибудь снова!
Таня сказала, что никогда ! Устала! С нее хватит!
P.P.S. А мы таки поехали в следующем году, лазить по западноукраинским крепостям, гитлеровскому бункеру, монастырям, лесам, да еще и на высшую вершину Украины гору Говерлу, в итоге, вскарабкались.
И инициатором и локомотивом поездки была Татьяна (да, именно та, которая «больше никогда»!). Заразилась воздухом странствий!
Но это уже другая история.
P.P.P.S. Ну и про мой любимый спойлер, напоследок. Привез я его домой.
Мастер озадаченно чесал затылок, бурча, что-то вроде: «У всех держалось, у него отпало… Меньше по Россиям ездить надо было… А клей-то супер, все равно… ».
Но все же, за свой счет, слепил его заново, перекрасил, посадил на саморезы и снова подсоединил стопы.
Правда, внутри спойлера все равно что-то постукивало и потрескивало, но мы решили, что пойдет.
Через месяц в спойлере что-то окончательно замкнуло, и он прогорел насквозь. Но это уже точно другая история.
ВСЕ. Спасибо всем, кто дочитал.